РП ВД Спортивные резервы 10-11 кл

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
″Абрикосовская школа″ Кировского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО на
заседании МО учителей
художественно-эстетического
направления и учителей
физической культуры
_____________________

СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УВР
____________________
Е.А. Балычева
«18» 08.2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директора школы
___________________
А.А. Демидова
Приказ №_134-од
от «30». 08.2023 г.

С.Х. Оманова
Протокол заседания №1
от «15». 08. 2023 г.

Рабочая программа
внеурочной деятельности
по курсу СПОРТИВНЫЕ РЕЗЕРВЫ
(название)

для _____

10-11________
(класс)

2023/2024учебный год

Составитель:
Унжаков Игорь Николаевич
(ФИО)

Учитель квалификационной
категории «специалист»

2023г.

2

Рабочая программа по физической культуре разработана на основе Примерной
программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания
учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2006).
Содержание данной рабочей программы при трёх учебных занятиях в неделю основного
общего образования по физической культуре направлено в первую очередь на выполнение
федерального компонента государственного стандарта образования по физической
культуре и, соответственно, на выполнение базовой части комплексной программы по
физической культуре.
Для реализации программного содержания в учебном процессе можно
использовать учебник: Лях В. И., Зданевич А. А. Физическая культура. 10–11 кл.: учеб.
для общеобразоват. учреждений / под общ. ред. В. И. Ляха. М.: Просвещение, 2009.
Программа составлена для учащихся 10-11 классов и рассчитана на 34 часа
годовых, 1 часа в неделю в каждом классе (34 учебные недели)
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Результаты освоения содержания предмета «Физическая культура» определяют те
итоговые результаты, которые должны демонстрировать школьники по завершении
обучения в основной школе.
Требования к результатам изучения учебного предмета выполняют двоякую
функцию. Они, с одной стороны, предназначены для оценки успешности овладения
программным содержанием, а с другой стороны, устанавливают минимальное содержание
образования, которое в обязательном порядке должно быть освоено каждым ребенком,
оканчивающим основную школу.
Результаты освоения программного материала по предмету «Физическая культура»
в основной школе оцениваются по трем базовым уровням, исходя из принципа «общее частное - конкретное», и представлены соответственно личностными, метапредметными,
и предметными результатами.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая
культура». Эти качественные свойства проявляются прежде всего в положительном
отношении учащихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью,
накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической
культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения
личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
Личностные результаты могут проявляться в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
- владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и
физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам;
владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных
возможностях организма, способах профилактики заболеваний и пере напряжения
средствами физической культуры;
- владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической
культурой оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания
занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями
физического развития и физической подготовленности.
В области нравственной культуры:
- способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и
взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной
деятельности;

3

- способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и
спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;
- владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных
занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе
уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
В области трудовой культуры:
- умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и
отдыха;
- умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение,
организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности;
- умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную
одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры:
- красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при разнообразных
формах движения и передвижений;
- хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и
представлений посредством занятий физической культурой;
- культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.
В области коммуникативной культуры:
- владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития
современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и творчески применять
полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой;
- владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи
совместных с другими детьми занятий физкультурно-оздоровительной и спортивнооздоровительной деятельностью, излагать их содержание;
- владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения,
находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время
учебной и игровой деятельности.
В области физической культуры:
- владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба,
бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних
условиях;
- владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений
различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта,
а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;
- умение максимально проявлять физические способности (качества) при
выполнении тестовых упражнений по физической культуре.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
качественных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном
применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности.
Приобретенные на базе освоения содержания предмета «Физическая культура», в
единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин,
универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса
(умение учиться), так и в реальной повседневной жизни учащихся.
Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры.
В области познавательной культуры:
- понимание физической культуры как явления культуры, способствующего
развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических
и нравственных качеств;
- понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации
человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и
обеспечивающего долгую сохранность творческой активности;

4

- понимание физической культуры как средства организации здорового образа
жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося) поведения.
В области нравственной культуры:
- бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих,
проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные
возможности и нарушения в состоянии здоровья;
- уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия,
терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
ответственное
отношение
к
порученному
делу,
проявление
осознанной
дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за
результаты собственной деятельности.
В области трудовой культуры:
- добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению
новых знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения
заданий;
- рациональное планирование учебной деятельности, умение организовывать места
занятий и обеспечивать их безопасность;
- поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной
деятельности, активное использование занятий физической культурой для профилактики
психического и физического утомления.
В области эстетической культуры:
- восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с
культурными образцами и эстетическими канонами, формирование физической красоты с
позиций укрепления и сохранения здоровья;
- понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных
двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической
привлекательностью;
- восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного
мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов
общения и взаимодействия.
В области коммуникативной культуры:
- владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой
форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;
- владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты
совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;
- владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать
собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.
В области физической культуры:
- владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий
физической культурой, их планирования и содержательного наполнения;
- владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений
из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их
использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и
физкультурно-оздоровительной деятельности;
- владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья,
физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в
организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой
двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения
учебного предмета «Физическая культура». Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и
способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении
практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий
физической культурой.

5

Предметные результаты, так же как и метапредметные, проявляются в разных
областях культуры.
В области познавательной культуры:
знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их
влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;
- знание основных направлений развития физической культуры в обществе, их
целей, задач и форм организации; знания о здоровом образе жизни, его связи с
укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек,· о роли и месте физической
культуры в организации здорового образа жизни.
В области нравственной культуры:
- способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных
занятий физической культурой, доброжелательное и уважительное отношение к
занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической
подготовленности;
- умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных
действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;
способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в
условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и
соревнований.
В области трудовой культуры:
- способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической
и физической подготовке в полном объеме;
- способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой
разной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря
и оборудования, спортивной одежды;
- способность самостоятельно организовывать и проводить занятия
профессионально-прикладной
физической подготовкой, подбирать
физические
упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую
профессиональную деятельность.
В области эстетической культуры:
- способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по
формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических
упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных
особенностей физического развития;
- способность организовывать самостоятельные занятия по формированию
культуры движений, подбирать упражнения координационной, ритмической и
пластической направленности, режимы физической нагрузки в зависимости от
индивидуальных особенностей физической подготовленности;
- способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и
осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и
представлениями.
В области коммуникативной культуры:
- способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре,
грамотно пользоваться понятийным аппаратом;
- способность формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями,
аргументированно вести диалог по основам их организации и проведения;
- способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта,
владеть информационными жестами судьи.
В области физической культуры:
- способность отбирать физические упражнения по их функциональной
направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной
гимнастики и физической подготовки;

6

- способность составлять планы занятий физической культурой с различной
педагогической направленностью, регулировать величину физической нагрузки в
зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;
- способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых
двигательных действий и развитию основных физических качеств, контролировать и
анализировать эффективность этих занятий.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫй РАЗДЕЛ КУРСА
Основы знаний о физической культуре, умения и навыки, приемы
закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля
Программный материал по данному разделу можно осваивать как на специально
отведенных уроках (1—2 ч в четверти), так и в ходе освоения конкретных технических
навыков и умений, развития двигательных способностей.
Основы знаний о физической культуре, умения и навыки. Социокультурные
основы. Физическая культура общества и человека, понятие физической культуры
личности. Ценностные ориентации индивидуальной физкультурной деятельности:
всесторонность развития личности; укрепление здоровья и содействие творческому
долголетию; физическое совершенствование и формирование здорового образа жизни;
физическая подготовленность к воспроизводству и воспитанию здорового поколения, к
активной жизнедеятельности, труду и защите Отечества.
Современное олимпийское и физкультурно-массовое движения (на примере
«Спорт для всех»), их социальная направленность и формы организации.
Спортивно-оздоровительные системы физических упражнений в отечественной и
зарубежной культуре, их цели и задачи, основы содержания и формы организации.
Психолого-педагогические основы. Способы индивидуальной организации,
планирования, регулирования и контроля за физическими нагрузками во время занятий
физическими упражнениями профессионально ориентированной и оздоровительнокорригирующей направленности. Основные формы и виды физических упражнений.
Понятие телосложения и характеристика его основных типов, способы составления
комплексов упражнений из современных систем физического воспитания. Способы
регулирования массы тела, использование корригирующих упражнений для проведения
самостоятельных занятий.
Основные технико-тактические действия и приемы в игровых видах спорта,
совершенствование техники движений в избранном виде спорта.
Основы начальной военной физической подготовки, совершенствование основных
прикладных двигательных действий (передвижение на лыжах, гимнастика, плавание,
легкая атлетика) и развитие основных физических качеств (сила, выносливость, быстрота,
координация, гибкость, ловкость) в процессе проведения индивидуальных занятий.
Основы организации и проведения спортивно-массовых соревнований по видам
спорта (спортивные игры, легкая атлетика, лыжные гонки, гимнастика, плавание).
Особенности самостоятельной подготовки к участию в спортивно-массовых
соревнованиях.
Медико-биологические основы. Роль физической культуры и спорта в профилактике
заболеваний и укреплении здоровья; поддержание репродуктивных функций человека,
сохранение его творческой активности и долголетия.
Основы организации двигательного режима (в течение дня, недели и месяца),

7

характеристика упражнений и подбор форм занятий в зависимости от особенностей
индивидуальной учебной деятельности, самочувствия и показателей здоровья.
Основы техники безопасности и профилактики травматизма, профилактические
мероприятия (гигиенические процедуры, закаливание) и восстановительные мероприятия
(гидропроцедуры, массаж) при организации и проведении спортивно-массовых и
индивидуальных форм занятий физической культурой и спортом.
Вредные привычки (курение, алкоголизм, наркомания), причины их возникновения
и пагубное влияние на организм человека, его здоровье, в том числе здоровье детей.
Основы профилактики вредных привычек средствами физической культуры и
формирование индивидуального здорового стиля жизни.
Закрепление навыков закаливания. Воздушные и солнечные ванны, обтирание,
обливание, душ, купание в реке, хождение босиком, пользование баней. Дозировка
данных процедур указана в программах 1—9 классов. Изменение дозировки следует
проводить с учетом индивидуальных особенностей юношей и девушек.
Закрепление приемов саморегуляции. Повторение приемов саморегуляции,
освоенньтх в начальной и основной школе. Аутогенная тренировка. Психомышечная и
психорегулирующая тренировки. Элементы йоги.
Закрепление приемов самоконтроля. Повторение приемов самоконтроля,
освоенных ранее.
Спортивные игры
В 10—11 классах продолжается углубленное изучение одной из спортивных игр1,
закрепляются и совершенствуются ранее освоенные элементы техники перемещений,
остановок, поворотов, владения мячом (ловля, передачи, ведение, броски и др.), защитных
действий, усложняется набор технико-тактических взаимодействий в нападении и защите
(табл. 17). Одновременно с техническим и тактическим совершенствованием игры
продолжается процесс разностороннего развития координационных и кондиционных
способностей, психических процессов, воспитание нравственных и волевых качеств.
Учитывая, что к 10 классу учащиеся владеют техникой основных приемов (с мячом и без
мяча), увеличивается значимость упражнений с мячом для сопряженного воздействия на
техник тактику развитие способностей. Больший удельный вес приобретают игровой и
соревновательный методы.
Наряду с совершенствованим ранее усвоенных приемов и взаимодействий в 10—11
классах продолжается овладение более сложными приемами техники владения мячом,
групповыми и командными тактическими действиями.
В процессе занятий необходимо чаще использовать индивидуальные и
дополнительные задания с целью устранения отдельных недостатков в технике владения
основными игровыми приемами, при развитии тех или других двигательных способностей.
Среди способов организации учащихся на занятиях целесообразно чаще применять метод
круговой тренировки, используя упражнения с мячом, направленные на развитие конкретных
координационных и кондиционных способностей, совершенствование основных приемов.
Гимнастика с элементами акробатики
В старших классах продолжается более углубленное изучение и
совершенствование техники гимнастических упражнений: в висах и упорах, опорных

8

прыжках, акробатике, общеразвивающих и строевых упражнениях. Вместе с тем в
программный материал включены для освоения новые гимиастические упражнения (табл.
18).
На занятиях с юношами используются новые общеразвивающие упражнения
силовой направленности: с гирями, гантелями, штангой, на гимнастической стенке,
скамейке и тренажерах; на занятиях с девушками — более сложные ущажнения с
предметами: булавами, скакалкой, обручем, мячом — и комбинации этих упражнений.
Большей
координационной
сложностью
отличаются
общеразвивающие
упражнения без предметов. Это достигается путем соединения различных движений и
положений рук, ног, туловища с упражнениями в равновесии, ходьбой, бегом, прыжками,
акробатическими упражнениями, объединенными в различные комбинации.
Гимнастические упражнения, включенные в программу старщих классов,
направлены прежде всего на развитие силы, силовой и скоростной вьтносливости
различных групп мышц. В этом плане их отличает ббльшая избирательная
направленность. Материал программы включает также значительный набор упражнений,
влияющих на развитие различных координационных способностей и гибкости.
Гимнастические упражнения для юношей играют большую роль для подготовки их
к будущей трудовой деятельности и службе в армии. Материал для девушек содержит
упражнения для развития грациозности, красоты движений, способствует развитию
мышечных групп, важных для выполнения функции материнства.
Легкая атлетика
В 10—11 классах продолжается работа по совершенствованию техники
спринтерского и длительного бега, прыжков в длину и высоту с разбега, метаний (табл.
19). Усиливается акцент на дальнейшее развитие кондиционных (выносливости,
скоростно-силовых, скоростных) и координационных (ориентирование в пространстве,
ритм, способность к согласованию движений и реакции, точность дифференцирования
основных параметров движений) способностей. Увеличивается процент упражнений,
сопряженно воздействующих на совершенствование техники и развитие кондиционных и
координационных способностей. Уроки в этих классах в значительной мере приобретают
черты тренировки.
По сравнению с основной школой увеличивается длина спринтерских дистанций,
время длительного бега, длина разбега и количество способов в прыжках и метаниях. С
юношами и девушками продолжается углубленное изучение освоенных в 8—9 классах
различных спортивных способов прыжков. При наличии условий и обеспечении техники
безопасности возможно ознакомление старшеклассников с техникой прыжка с шестом,
тройного прыжка, метания колья, диска, молота, толка- ния ядра.
Для усиления прикладной роли занятий и разностороннего воздействия на коiiдиционные и координационные способности рекомендуется чаще проводить занятия на
местности в условиях преодоления естественных и искусственных препятствий. К тому
же занятия на открытом воздухе обеспечивают выраженный оздоровительный эффект,
способствуют закаливанию организма, укреплению здоровья.
На уроках по легкой атлетике следует создавать условия для воспитания у
учащихся стремления к объективной оценке своих возможностей, самоопределению и
самосовершенствованию. Выполнение трудных, но посильных заданий по развитию
физических способностей, особенно вьтносливости, создает благоприятные условия для

9

воспитания нравственных и волевых качеств.
На уроках физической культуры следует давать знания и вырабатывать умения
творчески применять освоенные легкоатлетические упражнения в беге, прыжках и
метанвях с тем расчетом, чтобы учащиеся могли использовать их во время
самостоятельных тренировок, внеклассных занятий в школе и дома. В заня тиях с
юношами следует предусмотреть необходимость использования материала по легкой
атлетике для подготовки их к службе в армии.
Тематическое планирование
для 10-11 класса
№
п/п

Вид
Программного материала

Из них:

Всего
часов

1 семестр

2 семестр

1.

Легкая атлетика.

8

4

4

2.

Кроссовая подготовка

6

4

2

3.

Баскетбол.

8

8

4.

Волейбол.

8

5.

Гимнастика с элементами
акробатики.

4

6.

Единоборства (аэробика)

7

Футбол
ИТОГО

34

8

16

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».