Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение ″Абрикосовская школа″ Кировского района Республики Крым РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей филологического направления ___________ Э.А. Сеит-Меметова Протокол заседания № 1 СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР ____________________ Е.А. Майко «23». 08. 2022 г. от «22».08. 2022 г. УТВЕРЖДЕНО Директор школы ___________________ А.А. Демидова Приказ № 96 -од от «30».08.2022 г. Рабочая программа по РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (КРЫМСКОТАТАРСКОЙ) для 10 класса Составитель: Сеит-Меметова Эльвира Аблякимовна Учитель первой квалификационной категории 2022 г. 2 Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г.№1897), Примерной программы «Крымскотатарская литература» для общеобразовательных организаций Республики Крым для 10-11 классов под редакцией А.С. Аблятипова, 2015 г. и учебника «Крымскотатарская литература. 10 класс» / А.Кокиева, А.Велиуллаева, К.У.Саляднов/Симферополь, издательство «Крымучпедгосиздат», 2003. – 292с. Программа составлена для учащихся 10 класса и рассчитана на 17 часов годовых, 0,5 часа в неделю (17 учебных недель). ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Личностные результаты: • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к Крыму, уважительного отношения к крымскотатарской литературе, к литературе и культурам других народов; использование различных источников информации (словари, энциклопедии, интернетресурсы). Метапредметные результаты: -Умение понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной гипотезы, выделять характерные причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях; формировать выводы; -Умение самостоятельно организовать собственную деятельность; -Умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. Предметные результаты: -Понимание проблематики изученных произведений крымскотатарской литературы; -Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания; -Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; -Определение в произведении сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; -Владение элементарными литературными терминами; -Приобщение к духовно-нравственным ценностям крымскотатарской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; - Понимание авторской позиции и свое отношение к ней; -Восприятие на слух литературных произведений разных жанров и их осознанное чтение; -Умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств крымскотатарского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания; вести диалог; 3 -Написание классных и домашних сочинений на темы, связанные с тематикой и проблематикой изученных произведений, написание творческих работ, рефератов на литературные общекультурные темы. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Литература конца XIX - начала XX века. (9ч) Общая характеристика крымскотатарской литературы данного периода, ее основные направления. Жанровое многообразие и содержательность. А.Крымский «Литература крымских татар». Влияние идей Гаспринского на творчество крымскотатарских писателей. Исмаил Гаспринский. «Дар-уль-Рахат мусульманлары» как часть романа-эпопеи «Молла Аббас». И. Гаспринский - выдающийся просветитель, педагог, издатель и общественный деятель. Очерк жизни и творчества (обзор). Литературное наследие Гаспринского. Публицистика Гаспринского (статья «Русское мусульманство») Новаторство Гаспринского-романиста. Социальные и философские взгляды Гаспринского, поднимаемые в романе. Жанровая и стилистическая особенности произведения. Основная идея. Система образов. Молла Аббас — выразитель идей Гаспринского. Сеид Абдулла Озенбашлы. Пьеса «Оладжагъа чаре олмаз». Изображение традиций и обычаев крымских татар. Осуждение предрассудков и фанатизма. Теория литературы. О драматических произведениях. А. С.Айвазов. «Неден бу ала къалдыкъ?» Жизнь и творчество (обзор). Сохранение и защита родного языка, национальной культуры и традиций. Традиционное для крымских татар влияние старшего поколения на молодежь. Идейное значение образа Абульветана. У.Ш.Тохтаргъазы. «Эй, койлю!», «Окумакъ истер!», «Кунеш», «Кель курешке!» Жизнь и творчество (обзор). Изображение тягостной жизни крестьян. Прославление науки и просвещения. Призыв к молодежи о стремлении к знаниям. Дж. Сейдамет. «Унутылмайджакъ козьяшлар», «Миллий дуйгъу». Жизнь и творчество (обзор). Тема любви и верности. Драматическая судьба тетушки Эмине. Душевная чистота, стойкость терпеливость героини. Осуждение пьянства и жестокости. Изображение уклада жизни и традиции крымских татар. Литературный портрет как средство характеристики героя. М. Нузет. Стихотворения «Ички къурбаны», «Тиленджи къарт», «Шаирнинъ уйкъусы», «Тиленджи къарт», «Талийсиз къоранта». Жизнь и творчество (обзор). Сатирическая направленность произведений. Близость творчества к народу. Разоблачение бездуховности, пьянства. Трагическое и комическое в произведениях. Авторское отношение к героям и событиям. Осмеивание негативных человеческих качеств. Влияние социальных условий на традиционный уклад жизни крымских татар. Литература советского периода. (7ч) Общая характеристика периода. Трагические события первой половины XX века и их отражение в крымскотатарской литературе. Репрессии против деятелей культуры и литературы. Поэзия, проза и драматургия 20-30 годов Ш.Юнусов «Из истории крымскотатарской прозы и поэзии»). Литературные направления. Поиски новых форм. Основные темы и герои. Развитие литературного языка на новом этапе. 17 апреля 1937 года в культурной жизни народа. Б.Чобан-заде. «Дунай таша», «Ой, сувукъ шу гъурбет», «Тынч татар чёлюнде», «Джаныкъ къавал», «Бир сарай къураджакъман». 4 Жизнь и творчество. Ученый, поэт, педагог. Тема народа в лирике Б. Чобан-заде. Взгляд на историю крымских татар. Особенности лирического героя Чобан-заде. Тема возрождения Крыма. Прошлое и будущее Крыма – предмет глубоких переживаний лирического героя. Б. Чобан-заде. «Къырымтатар эдебиятынынъ сонъ девири» (критическая статья). А. Гирайбай. «Джигитке», «Къарасув», «Татар ичюн», «Бахчисарай». Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы в творчестве Гирайбая. Тема родины и основной пафос патриотических стихотворений. Уверенность в возрождении былого величия Крыма и ее народа. Тема человека и природы. Связь поэта с родным уголком. А. Гирайбай «Къырымтатар эдебиятынынъ тарихина бир назар» (критическая статья). К. Джаманакълы. Стихотворения «Ильнинъ денъизи», «Йигитлик нишаны», «Омюр къызы». Жизнь творчество (обзор). Отражение красоты природы родного края. Вера в мудрость и силу человека — главные мотивы лирики поэта. Живописные картины моря и Южного берега Крыма. Символ несокрушимой силы народа и бесконечности жизни - море. Прославление мужества и благородства. Лирическое стихотворение о любви, красоте возлюбленной. Умение чувствовать красоту природы, радоваться жизни. А. Ильмий. «Ачлыкъ хатирелери». Жизнь и творчество (обзор). Последствия голода в крымской деревне. Изображение судьбы детей-сирот. Внимание к судьбам осиротевших детей. Проблема сохранение гуманности и милосердия. А. Озенбашлы. «Къырым фаджиасы». Жизнь и творчество (обзор). Изображение исторических событий связанных с эмиграцией крымских татар из Крыма. А.Озенбашлы. «Амди Гирайбайнынъ сонъ шиири мунасебети иле» (критическая статья) Дж. Гъафар. «Ошекчи Айше». Жизнь и творчество (обзор). Нравственная проблематика произведения. Столкновение добра, честности, открытости со злом и ненавистью. Зависти, коварства и зла. Образ Нефизе как женщины нового типа и борца за свои права и достоинство. Сложные взаимоотношения в семье Мустафы и Нефизе. Размышления о жизни крымскотатарской деревни 30-х годов. Дж. Сейдамет. «Уфукъкъа догъру». Жизнь и творчество (обзор). Тема голода и гражданской войны в прозе писателя. Трагизм изображенных событий. Мастерство писателя в глубоком психологическом изображении характеров. Литература крымскотатарского зарубежья. (1ч) Мемет Ниязий. «Ойлав», «Ешиль джурткъа», «Джурт севгиси». Очерк жизни и творчества. Исмаил Зиядин. «Той». Джынгъыз Дагджи. «Олар да инсан эдилер», «Анама мектюплер». ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 класс. В соответствии с ФГОС ООО – 17 ч. (0,5 ч/нед) № 1. 2. 3. Темы Литература конца XIX - начала XX века. Литература советского периода. Литература крымскотатарского зарубежья. Итого: Количество часов 9 7 1 17 5