РП по родной литературе (крымскотатарской) 10 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
″Абрикосовская школа″ Кировского района Республики Крым

РАССМОТРЕНО
на заседании МО учителей
филологического направления
___________ Э.А. Сеит-Меметова
Протокол заседания № 1

СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УВР
____________________
Е.А. Майко
«23». 08. 2022 г.

от «22».08. 2022 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
___________________
А.А. Демидова
Приказ № 96 -од
от «30».08.2022 г.

Рабочая программа

по РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (КРЫМСКОТАТАРСКОЙ)

для

10

класса

Составитель:
Сеит-Меметова Эльвира Аблякимовна
Учитель
первой квалификационной категории

2022 г.

2
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.12.2010г.№1897), Примерной программы «Крымскотатарская литература» для
общеобразовательных организаций Республики Крым для 10-11 классов под редакцией
А.С. Аблятипова, 2015 г. и учебника «Крымскотатарская литература. 10 класс» /
А.Кокиева,
А.Велиуллаева,
К.У.Саляднов/Симферополь,
издательство
«Крымучпедгосиздат», 2003. – 292с.
Программа составлена для учащихся 10 класса и рассчитана на 17 часов годовых,
0,5 часа в неделю (17 учебных недель).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства
любви к Крыму, уважительного отношения к крымскотатарской литературе, к
литературе
и
культурам
других
народов;
использование различных источников информации (словари, энциклопедии, интернетресурсы).
Метапредметные результаты:
-Умение понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной
гипотезы, выделять характерные причинно-следственные связи в устных и письменных
высказываниях; формировать выводы;
-Умение самостоятельно организовать собственную деятельность;
-Умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать,
использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты:
-Понимание проблематики изученных произведений крымскотатарской литературы;
-Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания;
-Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к
одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему,
характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
-Определение в произведении сюжета, композиции, изобразительно-выразительных
средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания
произведения;
-Владение элементарными литературными терминами;
-Приобщение к духовно-нравственным ценностям крымскотатарской литературы и
культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- Понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
-Восприятие на слух литературных произведений разных жанров и их осознанное чтение;
-Умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием
образных средств крымскотатарского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по
прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические
высказывания; вести диалог;

3
-Написание классных и домашних сочинений на темы, связанные с тематикой и
проблематикой изученных произведений, написание творческих работ, рефератов на
литературные общекультурные темы.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Литература конца XIX - начала XX века. (9ч)
Общая характеристика крымскотатарской литературы данного периода, ее
основные направления. Жанровое многообразие и содержательность. А.Крымский
«Литература крымских татар». Влияние идей Гаспринского на творчество
крымскотатарских писателей.
Исмаил Гаспринский. «Дар-уль-Рахат мусульманлары» как часть романа-эпопеи
«Молла Аббас».
И. Гаспринский - выдающийся просветитель, педагог, издатель и общественный
деятель. Очерк жизни и творчества (обзор). Литературное наследие Гаспринского.
Публицистика Гаспринского (статья «Русское мусульманство»)
Новаторство Гаспринского-романиста. Социальные и философские взгляды
Гаспринского, поднимаемые в романе. Жанровая и стилистическая особенности
произведения. Основная идея. Система образов. Молла Аббас — выразитель идей
Гаспринского.
Сеид Абдулла Озенбашлы. Пьеса «Оладжагъа чаре олмаз». Изображение традиций
и обычаев крымских татар. Осуждение предрассудков и фанатизма.
Теория литературы. О драматических произведениях.
А. С.Айвазов. «Неден бу ала къалдыкъ?»
Жизнь и творчество (обзор). Сохранение и защита родного языка, национальной
культуры и традиций. Традиционное для крымских татар влияние старшего поколения на
молодежь. Идейное значение образа Абульветана.
У.Ш.Тохтаргъазы. «Эй, койлю!», «Окумакъ истер!», «Кунеш», «Кель курешке!»
Жизнь и творчество (обзор). Изображение тягостной жизни крестьян. Прославление
науки и просвещения. Призыв к молодежи о стремлении к знаниям.
Дж. Сейдамет. «Унутылмайджакъ козьяшлар», «Миллий дуйгъу».
Жизнь и творчество (обзор). Тема любви и верности. Драматическая судьба
тетушки Эмине. Душевная чистота, стойкость терпеливость героини. Осуждение пьянства
и жестокости. Изображение уклада жизни и традиции крымских татар. Литературный
портрет как средство характеристики героя.
М. Нузет. Стихотворения «Ички къурбаны», «Тиленджи къарт», «Шаирнинъ
уйкъусы», «Тиленджи къарт», «Талийсиз къоранта». Жизнь и творчество (обзор).
Сатирическая направленность произведений. Близость творчества к народу. Разоблачение
бездуховности, пьянства. Трагическое и комическое в произведениях. Авторское
отношение к героям и событиям. Осмеивание негативных человеческих качеств. Влияние
социальных условий на традиционный уклад жизни крымских татар.
Литература советского периода. (7ч)
Общая характеристика периода. Трагические события первой половины XX века и
их отражение в крымскотатарской литературе. Репрессии против деятелей культуры и
литературы. Поэзия, проза и драматургия 20-30 годов Ш.Юнусов «Из истории
крымскотатарской прозы и поэзии»). Литературные направления. Поиски новых форм.
Основные темы и герои. Развитие литературного языка на новом этапе. 17 апреля 1937
года в культурной жизни народа.
Б.Чобан-заде. «Дунай таша», «Ой, сувукъ шу гъурбет», «Тынч татар чёлюнде»,
«Джаныкъ къавал», «Бир сарай къураджакъман».

4
Жизнь и творчество. Ученый, поэт, педагог. Тема народа в лирике Б. Чобан-заде.
Взгляд на историю крымских татар. Особенности лирического героя Чобан-заде. Тема
возрождения Крыма. Прошлое и будущее Крыма – предмет глубоких переживаний
лирического героя.
Б. Чобан-заде. «Къырымтатар эдебиятынынъ сонъ девири» (критическая статья).
А. Гирайбай. «Джигитке», «Къарасув», «Татар ичюн», «Бахчисарай».
Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы в творчестве Гирайбая. Тема родины
и основной пафос патриотических стихотворений. Уверенность в возрождении былого
величия Крыма и ее народа. Тема человека и природы. Связь поэта с родным уголком.
А. Гирайбай «Къырымтатар эдебиятынынъ тарихина бир назар» (критическая
статья).
К. Джаманакълы. Стихотворения «Ильнинъ денъизи», «Йигитлик нишаны»,
«Омюр къызы». Жизнь творчество (обзор). Отражение красоты природы родного края.
Вера в мудрость и силу человека — главные мотивы лирики поэта. Живописные картины
моря и Южного берега Крыма. Символ несокрушимой силы народа и бесконечности
жизни - море. Прославление мужества и благородства. Лирическое стихотворение о
любви, красоте возлюбленной. Умение чувствовать красоту природы, радоваться жизни.
А. Ильмий. «Ачлыкъ хатирелери». Жизнь и творчество (обзор). Последствия
голода в крымской деревне. Изображение судьбы детей-сирот. Внимание к судьбам
осиротевших детей. Проблема сохранение гуманности и милосердия.
А. Озенбашлы. «Къырым фаджиасы».
Жизнь и творчество (обзор). Изображение исторических событий связанных с
эмиграцией крымских татар из Крыма.
А.Озенбашлы. «Амди Гирайбайнынъ сонъ шиири мунасебети иле» (критическая
статья)
Дж. Гъафар. «Ошекчи Айше».
Жизнь и творчество (обзор). Нравственная проблематика произведения.
Столкновение добра, честности, открытости со злом и ненавистью. Зависти, коварства и
зла. Образ Нефизе как женщины нового типа и борца за свои права и достоинство.
Сложные взаимоотношения в семье Мустафы и Нефизе. Размышления о жизни
крымскотатарской деревни 30-х годов.
Дж. Сейдамет. «Уфукъкъа догъру».
Жизнь и творчество (обзор). Тема голода и гражданской войны в прозе писателя.
Трагизм изображенных событий. Мастерство писателя в глубоком психологическом
изображении характеров.
Литература крымскотатарского зарубежья. (1ч)
Мемет Ниязий. «Ойлав», «Ешиль джурткъа», «Джурт севгиси». Очерк жизни и
творчества.
Исмаил Зиядин. «Той».
Джынгъыз Дагджи. «Олар да инсан эдилер», «Анама мектюплер».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс. В соответствии с ФГОС ООО – 17 ч. (0,5 ч/нед)
№
1.
2.
3.

Темы
Литература конца XIX - начала XX века.
Литература советского периода.
Литература крымскотатарского зарубежья.
Итого:

Количество часов
9
7
1
17

5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».