РП по родному языку (крымскотатарскому) 5-9 кл

Рабочая программа
по РОДНОМУ ЯЗЫКУ (КРЫМСКОТАТАРСКОМУ)
для

5-9

классов

Составитель:
Сеит-Меметова Эльвира Аблякимовна
Учитель
первой квалификационной категории

2021 г.

2
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (При
каз Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897),
Примерной программы «Крымскотатарский язык (родной)» для общеобразовательных ор
ганизаций Республики Крым для 5-9 классов под редакцией А.С.Аблятипова, 2015 г. и
учебных пособий для общеобразовательных организаций с обучением на крымскотатар
ском и русском языках «Крымскотатарский язык» (родной). 5 класс/ А.М.Меметов,
Л.А.Алиева, И.А.Меметов. - Москва, издательство «Просвещение», 2017. – 160с., «Крым
скотатарский язык» (родной). 6 класс/ А.Меметов, Л.А.Алиева, И.А.Меметов. - Москва,
издательство «Просвещение», 2017. – 143с., «Крымскотатарский язык» (родной). 7 класс/
А.Меметов, Л.А.Алиева. - Москва, издательство «Просвещение», 2017. – 135с., «Крым
скотатарский язык. 8 класс» /А.Меметов, Л.А.Алиева, Э.Акъмоллаев, Э.К.Зайниев. Симферополь, издательство «Крымучпедгосиздат», 2008. – 192с., «Крымскотатарский
язык. 9 класс» /А.Меметов, Л.А.Алиева, Э.Акъмоллаев. -Симферополь, издательство
«Крымучпедгосиздат», 2009. – 207с.
Программа составлена для учащихся 5-9 классов и рассчитана на 34 часа годовых,
1 час в неделю (34 учебных недели).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы
программы по крымскотатарскому (родному) языку являются:
1) понимание крымскотатарского языка как одной из основных национальнокультурных ценностей крымскотатарского народа, определяющей роли родного языка в
развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его
значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности крымскотатарского языка; уважительное
отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту
крымскотатарского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому
самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к
самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы
программы по крымскотатарскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения
(коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной
информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным,
изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение
разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства
массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно
пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на
электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;
умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию,
сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

3
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их
содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности
(индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые
результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной
степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и
жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной
форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность,
соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям
окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение;
сочетание разных видов монологов) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалогпобуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалогов);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических,
лексических, грамматических, стилистических норм современного крымскотатарского
литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе
письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной
деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою
речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить
грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и
редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями,
докладами, рефератами; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием
различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим
учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа
языковых явлений на межпредметном уровне.
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в
процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в
спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами
речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального
межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения обучающимися 5-9 классов программы по
крымскотатарскому (родному) языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли крымскотатарского языка
как национального языка крымскотатарского народа, как одного из государственных
языков Республики Крым, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни
человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в
образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его
уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы;
язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды;

4
ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официальноделовой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического,
официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи
(повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их
признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии
крымскотатарского языка, основными нормами крымскотатарского литературного языка
(орфоэпическими,
лексическими,
грамматическими,
орфографическими,
пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой
практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка,
уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный,
словообразовательный), синтаксического анализа словосочетания и предложения,
использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и
грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать
эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной
литературы.
Основными
индикаторами
функциональной
грамотности,
имеющей
метапредметный статус, являются:
коммуникативные универсальные учебные действия: владеть всеми видами
речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и
взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно,
логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме;
соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и
правила крымскотатарского речевого этикета;
познавательные универсальные учебные действия: формулировать проблему,
выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства,
подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск,
извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и
второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в
зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в
том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать
информацию и предъявлять ее разными способами;
регулятивные универсальные учебные действия: ставить и адекватно
формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при
необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.
Процесс обучения должен быть ориентирован не только на формирование навыков
анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на
воспитание речевой культуры, формирование таких жизненно важных умений, как
использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные
формы поиска информации и разные способы передачи ее. Таким образом, обучение
крымскотатарскому (родному) языку в основной школе должно обеспечить
общекультурный уровень человека.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

5
5 КЛАСС
Введение. (1ч)
Роль языка в жизни человека.
Речь и общение. (2ч)
Метапредметная связь.
Описание предметов, животных, героев из художественных произведений;
рассуждение над темой, идеей, содержанием художественных произведений.
Синтаксис и пунктуация. (15ч)
Словосочетание. Главное и зависимое слово. Связь слов в словосочетании.
Предложение, грамматическая основа.
Предложения по цели высказывания: повествовательное, вопросительное,
восклицательное, побудительное. Знаки препинания в предложении. Интонация в
предложении. Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные
члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Однородные члены предложения; правила пунктуации; обобщающие слова,
знаки препинания; вводные слова и их правописание; обращение и их правописание.
Сложное предложение; знаки препинания в сложном предложении; интонация в
сложном предложении
Диалог: правила пунктуации; правила пунктуации при прямой речи.
Метапредметная связь.
Обращение и диалог в произведениях художественной литературы.
Фонетика и правописание. (5ч+ 7ч)
Буквы и звуки. Звуки гласные и согласные. Глухие и звонкие согласные звуки;
особенности гъ, къ, нъ, дж. Алфавит. Особенности я, ю, ё, е. Знакомство с
орфографическим словарем. Орфографические ошибки. Слог, Ударение.
Буквы, обозначающие гласные. Буквы, обозначающие широкие и узкие гласные
звуки. Буквы, обозначающие и широкие и узкие звуки. Буквы, обозначающие губные и не
губные звуки. Правила орфографии в заимствованных словах.
Метапредметная связь.
Рифма в стихосложении (литература).
Лексикология. (3ч)
Лексическое значение слова. Слова многозначные и однозначные, с прямым и
переносным значением. Знакомство с переводным словарем. Лексические ошибки.
Синонимы, антонимы, омонимы. Словари синонимов и антонимов.
Метапредметная связь.
Эпитеты, синонимы, сравнения в произведениях устного народного творчества.
Повторение в конце года. (1ч)
6 КЛАСС
Введение. Богатство и красота крымскотатарского языка. (1ч)
Повторение тем, изученных в 5 классе. (1ч)
Фонетика, орфоэпия, графика, орфография. Фонетический разбор слова.
Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.

6
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак
сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в
каждом простом предложении).
Лексикология и фразеология. (5ч)
Словарный состав языка. Заимствованные слова. Архаизмы. Неологизмы.
Профессионализмы. Диалектные слова. Фразеологизмы.
Морфология. Общие сведения о частях речи.
Существительное. (10ч)
Морфологические и синтаксические признаки существительного. Образование
существительного. Аффиксы принадлежности и сказуемости. Падежи. Правописание
существительных.
Прилагательное. (9ч)
Морфологические и синтаксические признаки прилагательного. Степени
прилагательного. Сравнительная, превосходная степень. Словообразование имен
прилагательных. Правописание сложных прилагательных.
Числительное. (7ч)
Морфологические и синтаксические признаки существительного.
Простые, сложные и составные числительные. Их правописание.
Количественные числительные. Их разряды, склонение, правописание.
Количественные числительные. Их разряды, склонение, правописание.
Изменение порядковых числительных.
Морфологический разбор имени числительного
Употребление числительных в речи. Произношение имен числительных.
Повторение изученного материала за 6 класс. (1ч)
Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции
Язык и культура
Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Крымско-татарский речевой этикет.
Уместное использование правил крымскотатарского речевого этикета в учебной
деятельности и повседневной жизни.
7 КЛАСС
Введение. Место крымскотатарского языка среди тюркской группы языков. (1ч)
Повторение пройденного в 6 классе. (1ч)
Части речи. Существительное. Прилагательное. Числительное.
Местоимение. (6ч)
Общее сведения о местоимении. Разряды местоимения.
Глагол. (15ч)
Общее сведения о глаголе. Виды глагола. Времена глагола. Наклонения глагола.
Образование и правописание глаголов.
Причастие. (2ч)
Общее сведения о причастии. Причастный оборот. Знаки препинании при причастном
обороте. Образование и правописание причастного оборота.
Деепричасти.е (2ч)
Общее сведения о деепричастии. Деепричастный оборот.
Наречие. (1ч)
Общее сведения о наречии. Степени наречия.
Служебные части речи. (5ч)
Предлог. Союз. Частица. Междометие.
Повторение. (1ч)

7
Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции
Язык и культура
Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Крымско-татарский речевой этикет.
Уместное использование правил крымско-татарского речевого этикета в учебной
деятельности и повседневной жизни.
8 КЛАСС
Введение. (1ч) Современный крымскотатарский язык.
Повторение тем, изученных в 5-7 классах. (1ч)
Грамматическое и лексическое значение слова. Части речи. Главные и второстепенные
члены предложения.
Словосочетание и предложение. (5ч)
Строение и состав словосочетаний. Предложения по цели высказывания. Простые и
сложные предложения. Односоставные и двусоставные предложения. Знаки препинания в
предложениях.
Двусоставные предложения. (9ч)
Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Способы выражения
подлежащего. Простое и составное сказуемое (глагольное и именное). Связка. Постановка
тире между подлежащим и сказуемым.
Определение, дополнение и обстоятельство как второстепенные члены предложения.
Определение согласованное и несогласованное. Приложение как особый вид определения
(ознакомление). Виды обстоятельств. Сравнительный оборот. Пунктуация предложений с
сравнительными оборотами
Односоставные предложения. (7ч)
Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего (назывные) и в
форме
сказуемого
(определённо-личные,
неопределённо-личные,
безличные).
Особенности интонации простого односоставного предложения.
Предложения с однородными членами. (4ч)
Однородные члены предложения; их признаки. Однородные члены, связанные бес союзов
и при помощи сочинительных союзов. Однородные и неоднородные определения.
Предложения с несколькими рядами однородных членов. Запятая между однородными
членами. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Двоеточие и тире при
обобщающих словах в предложениях с однородными членами. Особенности интонации
простого предложения с однородными членами
Предложения с обособленными членами. (6ч)
Понятие обособления. Обособление определений, приложений, дополнений,
обстоятельств. Уточняющие члены предложения. Особенности интонации предложений с
обособленными и уточняющими членами.
Повторение тем, пройденных в 5-8 классах. (1ч)
9 КЛАСС
Введение. (1ч)
Роль родного языка в развитии личности.
Повторение. (1ч)
Части речи: морфологическая и синтаксическая роли. Простое односоставное и
двусоставное предложения.

8
Сложное предложение. (2ч)
Сложное предложение: союзные и бессоюзные; подчиненные и сочиненные.
Сложносочиненное предложение. (7ч)
Сложносочиненное предложение: состав, способы связи. Роль простого предложения в
составе сложного. Знаки пунктуации в предложении.
Культура речи.
Использование в речи сложносочиненных предложений.
Метапредметная связь. Описание в художественном произведении (литература).
Сложноподчиненное предложение. (13ч)
Сложноподчиненные предложения: состав, способы связи. Виды сложноподчиненных
предложений. Правила пунктуации.
Культура речи.
Интонация сложноподчиненного предложения.
Межпредметная связь.
Роль сложноподчиненных предложений в текстах научного стиля.
Сложные предложения с различными видами связи. (5ч)
Сложные предложения с различными видами связи: состав, виды. Правила пунктуации.
Культура речи.
Интонация предложений с различными видами связи.
Межпредметная связь.
Роль предложений с различными видами связи в художественных произведениях
(литература).
Прямая речь. Диалог. (4ч)
Прямая речь. Диалог. Состав и строение предложений с прямой речью, знаки препинания.
Прямая и косвенная речь. Цитаты и знаки пунктуации при них.
Диалог и знаки
препинания.
Культура речи.
Интонации в диалоге и при прямой речи.
Межпредметная связь.
В произведениях художественной литературы роль предложений с прямой речью и
диалогами (литература).
Повторение тем, изученных в 5—9 классах. (1ч)

9
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Темы

Количество часов
1
2
15
5
7
3
1
34

Введение.
Речь и общение.
Синтаксис и пунктуация.
Фонетика.
Орфография.
Лексикология.
Повторение в конце года.
Итого:

Количество контрольных работ распределяется следующим образом:
диктант – 3;
контрольная работа – 1;
РР – 3ч
6 КЛАСС
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Темы
Введение.
Повторение тем, изученных в 5 классе.
Лексикология и фразеология.
Морфология. Общие сведения о частях речи.
Существительное.
Прилагательное.
Числительное.
Повторение изученного материала за 6 класс.
Итого:

Количество часов
1
1
5
10
9
7
1
34

Количество контрольных работ распределяется следующим образом:
диктант – 2;
контрольная работа – 2;
РР – 3ч
7 КЛАСС
№
1.
п/
2.
п
3.
4.
5
6.
7.
8.

Темы
Введение.
Повторение пройденного в 6 классе.
Местоимение.
Глагол.
Причастие.
Деепричастие.
Наречие.
Служебные части речи.

Количество часов
1
1
6
15
2
2
1
5

10
9. Повторение.
Итого

1
34

Количество контрольных работ распределяется следующим образом:
диктант – 2;
контрольная работа – 2;
РР – 3ч
8 КЛАСС

№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Темы
Введение.
Повторение тем, изученных в 5-7 классах.
Словосочетание и предложение.
Двусоставные предложения.
Односоставные предложения.
Предложения с однородными членами.
Предложения с обособленными членами.
Повторение тем, пройденных в 5-8 классах.
Итого:

Количество часов
1
1
5
9
7
4
6
1
34

Количество контрольных работ распределяется следующим образом:
диктант – 2;
контрольная работа – 2;
РР – 3ч
9 КЛАСС
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Темы
Введение.
Повторение.
Сложное предложение.
Сложносочиненное предложение.
Сложноподчиненное предложение.
Сложные предложения с различными видами связи.
Прямая речь. Диалог.
Повторение тем, изученных в 5-9 классах.
Итого:

Количество часов
1
1
2
7
13
5
4
1
34

Количество контрольных работ распределяется следующим образом:
диктант – 2;
контрольная работа – 2;
РР – 3ч


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».