Рабочая программа по РОДНОМУ ЯЗЫКУ (КРЫМСКОТАТАРСКОМУ) для 5-9 классов Составитель: Сеит-Меметова Эльвира Аблякимовна Учитель первой квалификационной категории 2021 г. 2 Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (При каз Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897), Примерной программы «Крымскотатарский язык (родной)» для общеобразовательных ор ганизаций Республики Крым для 5-9 классов под редакцией А.С.Аблятипова, 2015 г. и учебных пособий для общеобразовательных организаций с обучением на крымскотатар ском и русском языках «Крымскотатарский язык» (родной). 5 класс/ А.М.Меметов, Л.А.Алиева, И.А.Меметов. - Москва, издательство «Просвещение», 2017. – 160с., «Крым скотатарский язык» (родной). 6 класс/ А.Меметов, Л.А.Алиева, И.А.Меметов. - Москва, издательство «Просвещение», 2017. – 143с., «Крымскотатарский язык» (родной). 7 класс/ А.Меметов, Л.А.Алиева. - Москва, издательство «Просвещение», 2017. – 135с., «Крым скотатарский язык. 8 класс» /А.Меметов, Л.А.Алиева, Э.Акъмоллаев, Э.К.Зайниев. Симферополь, издательство «Крымучпедгосиздат», 2008. – 192с., «Крымскотатарский язык. 9 класс» /А.Меметов, Л.А.Алиева, Э.Акъмоллаев. -Симферополь, издательство «Крымучпедгосиздат», 2009. – 207с. Программа составлена для учащихся 5-9 классов и рассчитана на 34 часа годовых, 1 час в неделю (34 учебных недели). ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по крымскотатарскому (родному) языку являются: 1) понимание крымскотатарского языка как одной из основных национальнокультурных ценностей крымскотатарского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; 2) осознание эстетической ценности крымскотатарского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту крымскотатарского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по крымскотатарскому (родному) языку являются: 1) владение всеми видами речевой деятельности: Аудирование и чтение: • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации); • владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным); • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования; 3 • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо: • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация); • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; • владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монологов) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалогпобуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалогов); • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного крымскотатарского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения; • способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами, рефератами; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации; 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне. 3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Предметными результатами освоения обучающимися 5-9 классов программы по крымскотатарскому (родному) языку являются: 1) представление об основных функциях языка, о роли крымскотатарского языка как национального языка крымскотатарского народа, как одного из государственных языков Республики Крым, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; 2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; 4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; 4 ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официальноделовой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; 5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии крымскотатарского языка, основными нормами крымскотатарского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; 6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; 7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный), синтаксического анализа словосочетания и предложения, использования выразительных средств языка; 8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; 9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы. Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются: коммуникативные универсальные учебные действия: владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила крымскотатарского речевого этикета; познавательные универсальные учебные действия: формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами; регулятивные универсальные учебные действия: ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию. Процесс обучения должен быть ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи ее. Таким образом, обучение крымскотатарскому (родному) языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 5 5 КЛАСС Введение. (1ч) Роль языка в жизни человека. Речь и общение. (2ч) Метапредметная связь. Описание предметов, животных, героев из художественных произведений; рассуждение над темой, идеей, содержанием художественных произведений. Синтаксис и пунктуация. (15ч) Словосочетание. Главное и зависимое слово. Связь слов в словосочетании. Предложение, грамматическая основа. Предложения по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, восклицательное, побудительное. Знаки препинания в предложении. Интонация в предложении. Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Однородные члены предложения; правила пунктуации; обобщающие слова, знаки препинания; вводные слова и их правописание; обращение и их правописание. Сложное предложение; знаки препинания в сложном предложении; интонация в сложном предложении Диалог: правила пунктуации; правила пунктуации при прямой речи. Метапредметная связь. Обращение и диалог в произведениях художественной литературы. Фонетика и правописание. (5ч+ 7ч) Буквы и звуки. Звуки гласные и согласные. Глухие и звонкие согласные звуки; особенности гъ, къ, нъ, дж. Алфавит. Особенности я, ю, ё, е. Знакомство с орфографическим словарем. Орфографические ошибки. Слог, Ударение. Буквы, обозначающие гласные. Буквы, обозначающие широкие и узкие гласные звуки. Буквы, обозначающие и широкие и узкие звуки. Буквы, обозначающие губные и не губные звуки. Правила орфографии в заимствованных словах. Метапредметная связь. Рифма в стихосложении (литература). Лексикология. (3ч) Лексическое значение слова. Слова многозначные и однозначные, с прямым и переносным значением. Знакомство с переводным словарем. Лексические ошибки. Синонимы, антонимы, омонимы. Словари синонимов и антонимов. Метапредметная связь. Эпитеты, синонимы, сравнения в произведениях устного народного творчества. Повторение в конце года. (1ч) 6 КЛАСС Введение. Богатство и красота крымскотатарского языка. (1ч) Повторение тем, изученных в 5 классе. (1ч) Фонетика, орфоэпия, графика, орфография. Фонетический разбор слова. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст. 6 Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении). Лексикология и фразеология. (5ч) Словарный состав языка. Заимствованные слова. Архаизмы. Неологизмы. Профессионализмы. Диалектные слова. Фразеологизмы. Морфология. Общие сведения о частях речи. Существительное. (10ч) Морфологические и синтаксические признаки существительного. Образование существительного. Аффиксы принадлежности и сказуемости. Падежи. Правописание существительных. Прилагательное. (9ч) Морфологические и синтаксические признаки прилагательного. Степени прилагательного. Сравнительная, превосходная степень. Словообразование имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Числительное. (7ч) Морфологические и синтаксические признаки существительного. Простые, сложные и составные числительные. Их правописание. Количественные числительные. Их разряды, склонение, правописание. Количественные числительные. Их разряды, склонение, правописание. Изменение порядковых числительных. Морфологический разбор имени числительного Употребление числительных в речи. Произношение имен числительных. Повторение изученного материала за 6 класс. (1ч) Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции Язык и культура Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Крымско-татарский речевой этикет. Уместное использование правил крымскотатарского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни. 7 КЛАСС Введение. Место крымскотатарского языка среди тюркской группы языков. (1ч) Повторение пройденного в 6 классе. (1ч) Части речи. Существительное. Прилагательное. Числительное. Местоимение. (6ч) Общее сведения о местоимении. Разряды местоимения. Глагол. (15ч) Общее сведения о глаголе. Виды глагола. Времена глагола. Наклонения глагола. Образование и правописание глаголов. Причастие. (2ч) Общее сведения о причастии. Причастный оборот. Знаки препинании при причастном обороте. Образование и правописание причастного оборота. Деепричасти.е (2ч) Общее сведения о деепричастии. Деепричастный оборот. Наречие. (1ч) Общее сведения о наречии. Степени наречия. Служебные части речи. (5ч) Предлог. Союз. Частица. Междометие. Повторение. (1ч) 7 Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции Язык и культура Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Крымско-татарский речевой этикет. Уместное использование правил крымско-татарского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни. 8 КЛАСС Введение. (1ч) Современный крымскотатарский язык. Повторение тем, изученных в 5-7 классах. (1ч) Грамматическое и лексическое значение слова. Части речи. Главные и второстепенные члены предложения. Словосочетание и предложение. (5ч) Строение и состав словосочетаний. Предложения по цели высказывания. Простые и сложные предложения. Односоставные и двусоставные предложения. Знаки препинания в предложениях. Двусоставные предложения. (9ч) Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Способы выражения подлежащего. Простое и составное сказуемое (глагольное и именное). Связка. Постановка тире между подлежащим и сказуемым. Определение, дополнение и обстоятельство как второстепенные члены предложения. Определение согласованное и несогласованное. Приложение как особый вид определения (ознакомление). Виды обстоятельств. Сравнительный оборот. Пунктуация предложений с сравнительными оборотами Односоставные предложения. (7ч) Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего (назывные) и в форме сказуемого (определённо-личные, неопределённо-личные, безличные). Особенности интонации простого односоставного предложения. Предложения с однородными членами. (4ч) Однородные члены предложения; их признаки. Однородные члены, связанные бес союзов и при помощи сочинительных союзов. Однородные и неоднородные определения. Предложения с несколькими рядами однородных членов. Запятая между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях с однородными членами. Особенности интонации простого предложения с однородными членами Предложения с обособленными членами. (6ч) Понятие обособления. Обособление определений, приложений, дополнений, обстоятельств. Уточняющие члены предложения. Особенности интонации предложений с обособленными и уточняющими членами. Повторение тем, пройденных в 5-8 классах. (1ч) 9 КЛАСС Введение. (1ч) Роль родного языка в развитии личности. Повторение. (1ч) Части речи: морфологическая и синтаксическая роли. Простое односоставное и двусоставное предложения. 8 Сложное предложение. (2ч) Сложное предложение: союзные и бессоюзные; подчиненные и сочиненные. Сложносочиненное предложение. (7ч) Сложносочиненное предложение: состав, способы связи. Роль простого предложения в составе сложного. Знаки пунктуации в предложении. Культура речи. Использование в речи сложносочиненных предложений. Метапредметная связь. Описание в художественном произведении (литература). Сложноподчиненное предложение. (13ч) Сложноподчиненные предложения: состав, способы связи. Виды сложноподчиненных предложений. Правила пунктуации. Культура речи. Интонация сложноподчиненного предложения. Межпредметная связь. Роль сложноподчиненных предложений в текстах научного стиля. Сложные предложения с различными видами связи. (5ч) Сложные предложения с различными видами связи: состав, виды. Правила пунктуации. Культура речи. Интонация предложений с различными видами связи. Межпредметная связь. Роль предложений с различными видами связи в художественных произведениях (литература). Прямая речь. Диалог. (4ч) Прямая речь. Диалог. Состав и строение предложений с прямой речью, знаки препинания. Прямая и косвенная речь. Цитаты и знаки пунктуации при них. Диалог и знаки препинания. Культура речи. Интонации в диалоге и при прямой речи. Межпредметная связь. В произведениях художественной литературы роль предложений с прямой речью и диалогами (литература). Повторение тем, изученных в 5—9 классах. (1ч) 9 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Темы Количество часов 1 2 15 5 7 3 1 34 Введение. Речь и общение. Синтаксис и пунктуация. Фонетика. Орфография. Лексикология. Повторение в конце года. Итого: Количество контрольных работ распределяется следующим образом: диктант – 3; контрольная работа – 1; РР – 3ч 6 КЛАСС № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Темы Введение. Повторение тем, изученных в 5 классе. Лексикология и фразеология. Морфология. Общие сведения о частях речи. Существительное. Прилагательное. Числительное. Повторение изученного материала за 6 класс. Итого: Количество часов 1 1 5 10 9 7 1 34 Количество контрольных работ распределяется следующим образом: диктант – 2; контрольная работа – 2; РР – 3ч 7 КЛАСС № 1. п/ 2. п 3. 4. 5 6. 7. 8. Темы Введение. Повторение пройденного в 6 классе. Местоимение. Глагол. Причастие. Деепричастие. Наречие. Служебные части речи. Количество часов 1 1 6 15 2 2 1 5 10 9. Повторение. Итого 1 34 Количество контрольных работ распределяется следующим образом: диктант – 2; контрольная работа – 2; РР – 3ч 8 КЛАСС № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Темы Введение. Повторение тем, изученных в 5-7 классах. Словосочетание и предложение. Двусоставные предложения. Односоставные предложения. Предложения с однородными членами. Предложения с обособленными членами. Повторение тем, пройденных в 5-8 классах. Итого: Количество часов 1 1 5 9 7 4 6 1 34 Количество контрольных работ распределяется следующим образом: диктант – 2; контрольная работа – 2; РР – 3ч 9 КЛАСС № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Темы Введение. Повторение. Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Сложноподчиненное предложение. Сложные предложения с различными видами связи. Прямая речь. Диалог. Повторение тем, изученных в 5-9 классах. Итого: Количество часов 1 1 2 7 13 5 4 1 34 Количество контрольных работ распределяется следующим образом: диктант – 2; контрольная работа – 2; РР – 3ч