РП по родному языку (крымскотатарскому) 1-4 кл

Рабочая программа

по РОДНОМУ ЯЗЫКУ (КРЫМСКОТАТАРСКОМУ)

для

1-4

классов

Составитель:
Сеит-Меметова Эльвира Аблякимовна
Учитель
первой квалификационной категории

2021 г.

2

Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, Примерной программы «Крымскотатарский язык (родной)» для
общеобразовательных организаций Республики Крым для 1-4 классов под редакцией
А.С.Аблятипова, 2015 г. и учебных пособий для общеобразовательных организаций с
обучением на крымскотатарском и русском языках в 2-х частях «Крымскотатарский язык»
(родной). 2 класс/ М.С.Саттарова, С.С.Саттарова. - Москва, издательство «Просвещение»,
2017, 1 класс «Элифбе» («Азбука») / С.И.Харахады. - Симферополь, издательство
«Крымучпедгосиздат», 2007, «Крымскотатарский язык» (родной). 3 класс/ М.С.Саттарова,
С.С.Саттарова. - Москва, издательство «Просвещение», 2018, «Родной язык. 4 класс» / М.У.
Умеров, Л.А. Алиева. - Симферополь, издательство «Крымучпедгосиздат», 2007.
Программа составлена для учащихся 1-4 классов и рассчитана на 34 часа
годовых, 1 час в неделю (34 учебных недели).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты обучающихся:
- формирование этнической и общероссийской гражданской идентичности
(осознание учащимися своей принадлежности к крымскотатарскому этносу и
одновременно ощущение себя гражданами многонационального государства,
формирование патриотических ценностей);
- овладение знаниями о родной культуре, религии, уважительное отношение к культурам
и традиционным религиям народов России, формирование межэтнического согласия;
- формирование уважительного отношения к семейным ценностями традициям,
любви к природе, родному краю; понимание важности здорового образа жизни;
- развитие умения сотрудничать со сверстниками и взрослыми, предотвращать
конфликтные ситуации;
- формирование мотивации к учебной деятельности.
Метапредметные результаты обучающихся:
- формирование умений использовать родной язык с целью поиска различной
информации, умения составлять диалог на заданную тему, способности ориентироваться в
средствах и условиях общения;
- формирование умений подбирать языковые средства для ведения диалога,
составления письменных текстов;
- учиться работать с различной информацией, правильно использовать
орфографические и пунктуационные правила.
Предметные результаты обучающихся:

овладение начальными представлениями о нормах крымскотатарского языка
(орфографическими, лексическими, грамматическими), правилами речевого этикета;

приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с
носителями крымскотатарского языка на основе своих речевых возможностей и
потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения;

освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на
элементарном уровне устной и письменной речью на крымскотатарском языке, расширение
лингвистического кругозора;

3

формирование умений применять орфографические и пунктуационные правила в
объеме изученного материала, находить, сравнивать, классифицировать звуки, буквы,
части слова, части речи, члены предложения;

формирование понятия о крымскотатарском языке как части национальной культуры
народа;

формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка
на основе знакомства с культурной жизнью своих сверстников, с детским фольклором и
доступными образцами детской художественной литературы.
В результате обучения в начальной школе выпускник научится:

работать с информацией;

понимать на слух речь учителя во время ведения урока, выказывания одноклассников,
небольшие тексты и сообщения, построенные на изученном речевом материале;

расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (кто? что? где? когда?) и
отвечать на вопросы собеседника;

кратко рассказывать о себе, своей семье, друге;

составлять небольшие описания предмета, картинки (о природе, о школе) по образцу;

читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая
правила произношения и соответствующую интонацию;

понимать основную информацию услышанного;
 извлекать конкретную информацию из услышанного;
 понимать детали текста;
 читать с полным пониманием содержания;
 понимать последовательность описываемых событий, пользоваться языковой
догадкой, сокращать, расширять устную и письменную информацию;
 использовать полученные знания по крымскотатарскому языку в практической
деятельности и в дальнейшем успешно обучаться в основной школе.
Выпускник получит возможность научиться:

читать тексты различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;

осознанно строить речевое высказывание в соответствии с коммуникативными
задачами;

читать и понимать содержание текста на уровне смысла, а также:
– делать выводы из прочитанного;
– выражать собственное мнение по поводу прочитанного;
– выражать суждение относительно поступков героев;
– соотносить события в тексте с личным опытом;

пополнять свои знания.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Виды речевой деятельности
Слушание. Восприятие на слух информации, определение основной мысли текста,
ответы на вопросы.
Говорение. Развитие диалогической речи. Овладения нормами речевого этикета,
культурой общения. Соблюдение речевых норм языка. Практическое овладение
монологическими высказываниями (описание, повествование, рассуждение).
Чтение. Понимание учебных текстов. Правильное произношение слов, умение
интонировать, делать паузы в тексте. Выборочное чтение. Нахождение необходимой
информации в тексте и ее обобщение.

4

Письмо. Формирование графических навыков письма. Списывание, письмо под диктовку,
письменное изложение. Составление небольших описаний, рассказов.
Систематический курс
Фонетика. Звуки речи. Различие гласных и согласных звуков, звонких и глухих
согласных, твердых и мягких, губных и негубных гласных. Слогообразующая функция
гласных звуков. Специфические звуки крымскотатарского языка [гъ], [къ], [нъ], [дж].
Установление числа и последовательности звуков в слове. Произношение звуков и
сочетаний звуков в соответствии с нормами крымскотатарского языка. Слог. Деление слов
на слоги. Твердые и мягкие слоги. Постановка ударения. Определение ударного слога.
Графика. Различение звука и буквы. Функция букв е, ё, ю, я. Установление соотношения
звуков и букв в слове.
Лексика. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Синонимы,
антонимы, омонимы. Прямое и переносное значение слова. Устойчивые сочетания слов.
Работа с разными словарями.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа.
Наблюдение над значением слова. Однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и омонимов. Выделение
в словах корня. Разбор слов по составу. Различение слова и предложения.
Предложение. Порядок слов в предложении (подлежащее предшествует сказуемому).
Работа с предложением. Связь слов в предложении. Виды предложений. Интонация в
предложении. Простые и сложные предложения. Распространенные и
нераспространенные предложения.
Текст. Общее представление о структуре текста. Заголовок. Красная строка в тексте.
Тема и главная мысль текста. Виды текста. Части текста.
Морфология. Части речи
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Одушевленные и
неодушевленные имена существительные. Собственные и нарицательные имена
существительные. Множественное число имен существительных. Принадлежность у
имен существительных (битам, битанъ, битасы). Сказуемость у имен существительных.
Аффиксы словообразования имен существительных (-чы, чи, джы, джи, лук, люк, лик,
лыкъ). Изменение имен существительных по падежам. Изменение имен существительных
в притяжательной форме. Изменение имен существительных в непритяжательной форме.
Чередование согласных къ, к, п в корне слова у
существительных в форме принадлежности.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Аффиксы словообразования
имен прилагательных (-лы, -ли, -лу, -лю, -сыз, -сиз, -суз, -сюз). Усилительные
прилагательные (ап-акъ, бем-беяз).
Местоимение. Общее представление о местоимении. Значение и употребление в речи.
Личные местоимения.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Глагол. Значение и употребление в речи. Положительная и отрицательная формы
глагола. Времена глагола. Глаголы повелительного наклонения.

5

Уроки развития речи. Умение формулировать свои мысли и аргументировать их, ясно
и грамматически правильно говорить, излагать свои мысли в устной и письменной
форме, соблюдать речевую культуру. Понимание прочитанного текста. Комплексная
работа над структурой текста, план текста. Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Составление небольших рассказов по серии сюжетных картин, наблюдений, на основе
опорных слов. Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания
определений): подробное, выборочное, изложение с элементами сочинения, сочинениеповествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

1 КЛАСС
Подготовительный этап. (8ч)
Букварный период. (10ч)
Послебукварный период. (15ч)
Наша речь. Язык и речь.
Звуки и буквы. Звуки и буквы. Крымскотатарский алфавит. Гласные и согласные звуки.
Специфические звуки крымскотатарского языка [гъ], [къ], [нъ], [дж]. Твердые и мягкие
гласные звуки. Губные и негубные гласные звуки.
Слог. Слово. Ударение. Слово и слог. Ударение. Перенос слов.
Предложение.
Текст. Диалог. Текст и предложение.
2 КЛАСС
Речь. (3ч) Виды речи. Культура речи.
Звуки и буквы. (17) Гласные и согласные звуки. Крымскотатарский алфавит. Буквы,
обозначающие гласные и согласные звуки. Твердые и мягкие гласные звуки и буквы,
обозначающие. Губные гласные звуки и буквы, обозначающие их. Звонкие и глухие
согласные звуки и буквы, их обозначающие.
Буквы гъ, къ, нъ, дж.
Текст. (3ч) Тема. Заголовок. Главная мысль текста. Части текста.
Предложение. (5ч) Виды предложений. Главные члены предложения. Второстепенные
члены предложения. Связь слов в предложении.
Слово. (2ч) Слово и его значение. Слог. Ударение. Перенос слов. Однокоренные слова.
Синонимы и антонимы.
Части речи. (3ч) Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол.
Повторение. (1ч) Звуки и буквы. Слово. Предложение. Текст. Части речи.
Уроки развития речи
3 КЛАСС
Речь. (2ч) Виды речи. Культура общения.
Звуки и буквы. (10ч) Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Слог. Ударение. Ударный
слог. Буквы гъ, къ. Буквы к, къ, п.
Текст. (3ч) Главная мысль текста. Построение текста. Абзац. Виды текстов.
Предложение. (7ч) Виды предложений. Восклицательное предложение. Главные и
второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении. Словосочетание. Простое
и составное предложение.

6

Слово. (4ч) Значение слова. Прямое и переносное значение слова. Синонимы и антонимы.
Омонимы.
Состав слова. (2ч) Корень слова. Однокоренные слова. Аффиксы.
Части речи. (5ч) Имя существительное. Собственные имена существительные. Число имен
существительных. Имя прилагательное. Глагол. Времена глагола. Положительная и
отрицательная формы глагола.
Повторение. (1ч) Звуки и буквы. Текст. Предложение. Слово. Состав слова. Части речи.
Уроки развития речи
4 КЛАСС
Повторение. (6ч) Наша речь. Наш язык. Гласные и согласные звуки. Сочетание букв йи,
ий, йы в словах.
Предложение. (5ч) Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены
предложения. Простые и сложные предложения. Связь слов в предложении.
Слово. (4ч) Лексическое значение слова. Состав слова. Аффикс. Аффиксы
словообразования имен существительных.
Части речи.
Имя существительное. (10ч) Значение и употребление в речи. Собственные и
нарицательные имена существительные. Изменение имен существительных по падежам.
Принадлежность у имен существительных. Изменение имен существительных по лицам.
Сказуемость у имен существительных. Чередование согласных къ, к, п в корне слова у
существительных в форме принадлежности.
Имя прилагательное. (3ч) Значение и употребление в речи. Правописание имен
прилагательных с дефисом. Аффиксы словообразования имен прилагательных (-лы, -ли, лу, -лю, -сыз, -сиз, -суз, -сюз).
Числительное. (2ч) Значение и употребление в речи. Количественные и порядковые
числительные.
Местоимение. (1ч) Общее представление о местоимении. Личные местоимения.
Глагол. (1ч) Значение и употребление в речи. Положительная и отрицательная формы
глагола. Времена глагола.
Наречие. (1ч) Общее представление о наречии как части речи.
Повторение. (1ч) Имя существительное. Имя прилагательное. Числительное.
Местоимение.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№
1.
2.
3.
4.

Темы
Подготовительный этап.
Букварный период.
Послебукварный период.
Повторение в конце года.
Итого:

Количество часов
8
10
14
1
33

7

2 КЛАСС
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Темы

Количество часов
Речь.
3
Звуки и буквы.
17
Текст.
3
Предложение.
5
Слово.
2
Части речи.
3
Повторение.
1
34
Итого:
Количество контрольных работ распределяется следующим образом:
диктант – 2;
списывание – 1;
Рр – 4ч
3 КЛАСС
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Темы

Количество часов
Речь.
2
Звуки и буквы.
10
Текст.
3
Предложение.
7
Слово.
4
Состав слова.
2
Части речи.
5
Повторение.
1
34
Итого:
Количество контрольных работ распределяется следующим образом:
диктант – 2;
списывание – 1;
Рр – 4
4 КЛАСС

№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Темы
Повторение.
Предложение.
Слово.
Имя существительное.
Имя прилагательное.
Числительное.
Местоимение.
Глагол.

Количество часов
6
5
4
10
3
2
1
1

8

Наречие.
Повторение.
Итого:
Количество контрольных работ распределяется следующим образом:
диктант – 3;
списывание – 1;
Рр –4 ч
9.
10.

1
1
34

2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».