Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение ″Абрикосовская школа″ Кировского района Республики Крым РАССМОТРЕНО на заседании школьного МО учителей начальных классов Руководитель МО _______________ Т.А. Дяговец Протокол заседания №__ от «___». ___. 2022г. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _____________________ Е.А. Майко «____»______2022 г. УТВЕРЖДЕНО Директор школы _________________ А.А. Демидова Приказ №______ от «___».____.2022г. Рабочая программа по русскому языку для 4 класса 2022/2023 учебный год Составитель: Хоменко Полина Юрьевна Учитель квалификационной категории: специалист 2022 г. 2 Рабочая программа предмета «Русский язык» для 4 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов В.П.Канакиной,В.Г,Горецкого, М. В. Бойкиной и др. «Русский язык. 1 – 4 классы» (2014). Учебник «Русский язык. 4 класс» в 2-х частях/ В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, – М. :Просвещение, 2014 г. Программа составлена для обучающихся 4 класса и рассчитана на 136 часов в год, 4 часа в неделю (34 учебных недели). ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ Личностные результаты. У выпускника будут сформированы: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе,к изучению русского языка ,ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика» принятие и освоение социальной роли обучающегося ,развитие мотивов учебной деятельности; осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за своей собственной речью; чувство гордости за свою Родину,российский народ,его язык,историю России; уважительное отношение к иному мнению ,истории и культуре других народов; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; этические чувства-стыда,вины,совести,доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,понимание и сопереживание чувствам других людей; чувство прекрасного и эстетические чувства на основе материалов курса русского языка; навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной работы на уроке и вне урока; развитие мотивации к творческому труду,к работе на результат; установка на здоровый образ жизни Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: Ученик научится: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи ;проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; выполнять действия по намеченному плану,а также по инструкциям ,содержащимся в источниках информации; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам. адекватно оценивать правильность выполнения действия как по ходу его реализации так и в конце действия; выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане; 3 адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами. другими лицами; понимать причины успеха (неуспеха)учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. Познавательные УУД: Выпускник научится: использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий; записывать ,фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ; ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи; владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя аудио-, видео- и графическое сопровождение: осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: Выпускник научится: слушать и слышать собеседника, вести диалог; ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; понимать необходимость ориентироваться на позицию партнера в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; строить понятные для партнёра высказывания; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; стремиться к более точному выражению собственного мнения и позиции; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи; активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий; применять приобретенные коммуникативные умения в практике свободного общения. Предметные результаты. первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; осознание значения русского языка как национального языка русского народа; представление о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества; позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании; 4 овладение начальными представлениями о нормах русского языка, правилах речевого этикета, использование этих норм для решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; приобретения опыта ориентироваться в целях. задачах. средствах и условиях общения; освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, единицы орфографии; овладение учебными действиями с языковыми единицами, находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка, конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня, использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач; овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объёме изучаемого курса) СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К. Д. Ушинский). Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию и представлению о русском родном языке как целостной системе. Повторение (9 часов) Наша речь и наш язык. Текст. Предложение. Обращение. Главные и второстепенные члены предложения .Основа предложения. Словосочетание. Предложение. (8 часов) Однородные члены предложения. Простые и сложные предложения. Слово в языке и речи (17 часов) Лексическое значение слова. Состав слова. Значимые части слова. Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. ПравописаниеЪ и Ь разделительных знаков. Части речи. Повторение и углублениепредставлений о частях речи. Наречие. Имя существительное (31 час) Изменение по падежам. Три склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном (множественном) числе. Обобщение знаний Проект «Говорите правильно» Имя прилагательное (30 час) Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Изменение по падежам имен прилагательных. Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных во множественном числе. Обобщение знаний Местоимение (8 часов) Личные местоимения. Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений. 5 Глагол (22 часа) Повторение и углубление представлений о глаголе как части речи. Неопределенная форма глагола. Спряжение глагола. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. I и II спряжение глаголов. Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Правописание возвратных глаголов. Правописание глаголов в прошедшем времени. Обобщение по теме. Повторение (15 часов). ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 класс в соответствии с ФГОС НОО-136ч.(4ч/нед.) № п/п 1. 2. 3. 4. 5 6 7 8 тема Колво часов Организация контроля знаний Кол-во к/р Повторение Предложение Слово в языке и речи Имя существительное Имя прилагательное Местоимение Глагол Повторение 9 8 17 31 30 8 22 15 1 1 2 3 3 1 1 1 Итого 136 6