РП био 5-6 кл. ВД - Точка роста

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
″Абрикосовская школа″ Кировского района Республики Крым

РАССМОТРЕНО на
заседании МО учителей
естественно-математического
направления

СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по
УВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор школы

_____________
Е.В. Жданова
Протокол заседания №1

_________________
Е.А. Балычева

___________________
А.А. Демидова

от 18. 08. 2023 г.

23. 08. 2023 г.

Приказ №96-од
от 30. 08. 2023 г.

Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Экспериментальная биология»
(название)

для _____

5 – 6________
(класс)

Составитель:
Жданова Елена Валентиновна
учитель высшей
квалификационной категории

2023 г.

2
Рабочая программа составлена на основе:
 ФГОС ООО
 Методические рекомендации
по созданию
и
функционированию
в
общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и
малых городах, центров образования естественно-научной и технологической
направленностей («Точка роста») (Утверждены распоряжением Министерства
просвещения Российской Федерации от от 25.11.2022 № ТВ-2610/02)
 Авторской программы по биологии к линии УМК под редакцией Пономаревой О.А.
(линейная структура), опубликованной в сборнике «Биология. Рабочие программы к
линии УМК под редакцией Пономаревой О.А». –М, Вентана-Граф, 2021 год.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностных результатов:
 формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению
и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной
траектории образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных
предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
 формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики;
 формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению; готовности и способности вести диалог с другими
людьми и достигать в нём взаимопонимания;
 освоение правил поведения;
 формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской деятельности;
 формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех
её
проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде;
Метапредметных результатов:
 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
 умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать
свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;









3
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов,
формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования
и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью,
монологической контекстной речью;

Предметных результатов:
 формирование системы научных знаний о живой природе закономерностях её
развития;
 формирование
первоначальных
систематизированных
представлений
о
биологических объектах, процессах, явлениях, овладение понятийным аппаратом
биологии;
 приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения
несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и
человека;
 формирование основ экологической грамотности: способности оценивать
последствия деятельности человека в природе, осознание необходимости действий
по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и
животных;
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ КУРСА
5 класс. В соответствии с ФГОС ООО – 17 ч. (0,5 ч/нед).
Введение (2 часа)
Тема 1. «Отличие живого от неживого» (6 часов)
 Природа вокруг нас. Различаются ли тела живой и неживой природы? Общие признаки
тел живой и неживой природы: масса, форма, цвет, размер. Наличие в телах живой и
неживой природы сходных веществ.
 Биология как наука. Биология — наука о живых организмах. Биологические науки.
Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к
природе. Охрана биологических объектов.
 Роль биологии в познании окружающего мира и в практической деятельности
людей.
 Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, опыт, эксперимент.
Оборудование
для
научных
исследований
(лабораторное
оборудование,
увеличительные приборы, измерительные приборы). Увеличительные приборы: ручная
лупа, световой микроскоп.

4
 Правила работы в кабинете биологии с биологическими приборами и
инструментами.
Какие органические и неорганические вещества содержат живые организмы?
Особенности химического состава организмов: неорганические и органические
вещества, их роль в организме. Белки, жиры, углеводы – важнейшие органические
вещества, необходимые для жизни. Вода – необходимое условие жизни. Содержание воды
и минеральных солей в живых организмах. Источники органических веществ и
минеральных солей для различных живых организмов.
Какие свойства живых организмов отличают их от тел неживой природы? Свойства
живых организмов (клеточное строение структурированность, целостность, сходный
химический состав обмен веществ, питание, дыхание, выделение, движение,
размножение, рост, развитие, раздражимость, приспособленность, наследственность
и изменчивость) их проявление у растений, животных, грибов и бактерий
Экскурсия «Осенние (зимние, весенние) явления в жизни растений и животных».
Оборудование:
1. «Точка роста»: цифровой микроскоп, цифровая лаборатория по биологии, физиологии,
экологии.
2. Биологическая лаборатория.
Тема 2. «Клеточное строение организмов» (7 часов)
Клеточное строение — общий признак живых организмов. Клетка – основа
строения и жизнедеятельности организмов История изучения клетки. Методы
изучения клетки. Многообразие клеток.
Прибор, открывающий невидимое. Твое первое исследование. Живое и неживое под
микроскопом. Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом. Строение
и жизнедеятельность клетки. Строение растительной и животной клеток, их сходство и
различие. Понятие об органоидах клетки. Функции клеточной мембраны, цитоплазмы и
ядра. Взаимосвязь строения растительной и животной клеток со способом питания
растений и животных. Пластиды – органоиды растительной клетки. Роль хлоропластов.
Строение клетки: ядро, клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма,
пластиды, митохондрии, вакуоли. Хромосомы. Понятие о ткани.
 Лабораторная работа № 1. «Изучение устройства увеличительных приборов и






правил работы с ними».
Лабораторная работа № 2.
«Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и клеток зеленого листа
растения»
Лабораторная работа №3. «Рассматривание под микроскопом клеток
одноклеточных и
многоклеточных организмов»
Лабораторная работа №4. «Приготовление микропрепарата моркови»

Оборудование:
1. «Точка роста»: цифровой микроскоп
2. Биологическая лаборатория.
3. Микропрепараты
Практикум (2 часа)

5
6 класс. В соответствии с ФГОС ООО – 17 ч. (0,5 ч/нед).
Введение (1 час)
Вводный инструктаж по ТБ.
Раздел 1. Лаборатория Левенгука (5 часов)
Приборы для научных исследований, лабораторное оборудование. Знакомство с
устройством микроскопа. Техника биологического рисунка и приготовление
микропрепаратов. Мини-исследование «Микромир».
Раздел 2. Практическая ботаника (11 часов)
Фенологические наблюдения «Осень в жизни растений». Техника сбора,
высушивания и монтировки гербария. Техника сбора, высушивания и монтировки
гербария. Виртуальные экскурсии: «Изучение растений парка», «Изучение растений луга»,
«Изучение растений водоема», «Изучение растений степи». Определяем и классифицируем.
Морфологическое описание растений. Определение растений в безлиственном состоянии.
Создание каталога «Видовое разнообразие растений пришкольной территории».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс. В соответствии с ФГОС ООО – 17 ч. (0,5 ч/нед).
№
п/п
1
2
3
4

Кол-во
часов
Введение
2
Отличие живого от неживого
6
Клеточное строение организмов
7
Практикум
2
ИТОГО
17
Наименование раздела, темы

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс. В соответствии с ФГОС ООО – 17 ч. (0,5 ч/нед).
№
п/п
1
2
3

Наименование раздела, темы
Введение
Лаборатория Левенгука
Практическая ботаника
ИТОГО

Кол-во
часов
1
5
11
17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».