Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение ″Абрикосовская школа″ Кировского района Республики Крым РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей естественно-математического направления СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО заместитель директора по Директор школы _____________ Е.В. Жданова Протокол заседания №1 _________________ Е.А. Балычева ___________________ А.А. Демидова 18. 08. 2023 г. Приказ №134-од от 30. 08. 2023 г. от 15. 08. 2023 г. УВР Рабочая программа факультативного курса Практикум по химии (название) для _____ 11________ (класс) 2023/2024 учебный год Составитель: Жданова Елена Валентиновна учитель высшей квалификационной категории 2023 г. Рабочая программа элективного курса «Практикум по химии» для 10 класса составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утверждённый приказом от 17.05.2012г. №413 и авторской программоы: Химия. Углубленный уровень. 10 класс: учебник/С.А. Пузаков, Н.В.Машнина, В.А.Попков - М.: Просвещение, 2019. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА Личностные результаты: Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД: определение мотивации изучения учебного материала; оценивание усваиваемого учебного материала, исходя из социальных и личностных ценностей. Повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к изучению основных исторических событий, связанных с историей развития химии и общества; знание правил поведения в чрезвычайных ситуациях. Оценивание социальной значимости профессий, связанных с химией; владение правилами безопасного обращения с химическими веществами и оборудованием, проявление экологической культуры. Метапредметные результаты: Целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную, самостоятельный анализ условий достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. Планирование пути достижения целей; устанавливание целевых приоритетов, выделение альтернативных способов достижения цели и выбор наиболее эффективного способа. Умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им; умение принимать решения в проблемной ситуации. Постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий. Организация рабочего места при выполнении химического эксперимента. Прогнозирование результата усвоения, оценивание усвоенного материала, оценка качества и уровня усвоения, коррекция в план и способ действия при необходимости. Познавательные Обучающийся получит возможность для формирования следующих познавательных УУД: поиск и выделение информации; анализ условий и требований задачи, выбор, сопоставление и обоснование способа решения задачи; выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий; выдвижение и обоснование гипотезы, выбор способа её проверки. Самостоятельное создание алгоритма деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; умения характеризовать вещества по составу, строению и свойствам. Описывание свойств твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделение их существенных признаков; изображение состава простейших веществ с помощью химических формул и сущности химических реакций с помощью химических уравнений; проведение наблюдений и описание признаков и условий течения химических реакции. Выполнение химического эксперимента, выводы на основе анализа наблюдений за экспериментом, решение задач, получение химической информации из различных источников; умение организовывать исследование с целью проверки гипотез; умение делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы; умение объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации. Коммуникативные Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД: полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Адекватное использование речевых средств для дискуссии аргументации своей позиции, умение представлять конкретное содержание с сообщением его в письменной и устной форме, определение способов взаимодействия, сотрудничество в поиске и сборе информации, определение способов взаимодействия, сотрудничество в поиске и сборе информации, участие в диалоге, планирование общих способов работы, проявление уважительного отношения к другим обучаемым; описание содержания выполняемых действий с целью ориентировки предметно- практической деятельности. Умения учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Планировать общие способы работы; осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать; использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи. Развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной литературой, справочными таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы. Предметные результаты Обучающийся научится: применять основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент; характеризовать термины и понятия, объяснять взаимосвязь между ними. Обосновывать систему взглядов на живую природу, применяя биологические теории, учения, законы, закономерности, понимать границы их применимости. Классифицировать основные биологические макромолекулы; описывать функции белков, нуклеиновых кислот, углеводов и липидов; устанавливать связь строения и функций основных биологических макромолекул, их роль в процессах клеточного метаболизма; объяснять значение микро-, макро- и ультра микроэлементов в клетке; понимать сущность биосинтеза белков, механизма действия ферментов, биосинтеза ДНК и РНК, распада белков, биосинтеза и обмена углеводов, биосинтеза и обмена липидов, биологического окисления и синтеза АТФ, механизма действия стероидных гормонов; решать задачи на определение последовательности нуклеотидов ДНК и иРНК (мРНК), антикодонов тРНК, последовательности аминокислот в молекуле белка, применяя знания о реакциях матричного синтеза, генетическом коде, принципе комплементарности. Делать выводы об изменениях, которые произойдут в процессах матричного синтеза в случае изменения последовательности нуклеотидов ДНК; обосновывать взаимосвязь пластического и энергетического обменов; сравнивать процессы пластического и энергетического обменов, происходящих в клетках живых организмов; характеризовать методы биохимических исследований. Проводить учебно-исследовательскую деятельность: выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов. Обучающийся получит возможность научиться: выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций. Характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества. выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции. Использовать приобретённые ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ; объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах; осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека; создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств и др «Точка роста» Планируемые результаты освоения элективного курса «Практикум по химии». Определение мотивации изучения учебного материала, оценивание усваиваемого учебного материала, исходя из социальных и личностных ценностей. Повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к изучению основных исторических событий, связанных с историей развития химии и общества, знание правил поведения в чрезвычайных ситуациях, оценивание социальной значимости профессий, связанных с химией, владение правилами безопасного обращения с химическими веществами и оборудованием, проявление экологической культуры. Метапредметные результаты: Целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную, самостоятельный анализ условий достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале, планирование пути достижения целей, устанавливание целевых приоритетов, выделение альтернативных способов достижения цели и выбор наиболее эффективного способа, умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им. Умение принимать решения в проблемной ситуации; постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий, организация рабочего места при выполнен химического эксперимента, прогнозирование результата усвоения, оценивание усвоенного материала, оценка качества и уровня усвоения. Поиск и выделение информации, анализ условий и требований задачи, выбор, сопоставление и обоснование способа решения задачи, выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий. Выдвижение и обоснование гипотезы, выбор способа её проверки, самостоятельное создание алгоритма деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Умения характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, описывание свойств твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделение их существенных признаков, изображение состава простейших веществ с помощью химических формул и сущности химических реакций с помощью химических уравнений, проведение наблюдений и описание признаков и условий течения химических реакций. Выполнение химического эксперимента, выводы на основе анализа наблюдений за экспериментом, решение задач, получение химической информации из различных источников. Умение организовывать исследование с целью проверки гипотез, умение делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы, умение объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Планировать общие способы работы, осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать. Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей, отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи. Развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной литературой, справочными таблицами. Проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы. Предметные результаты: Применять основные методы познания (наблюдение, измерение, эксперимент), характеризовать термины и понятия, объяснять взаимосвязь между ними; обосновывать систему взглядов на живую природу, применяя биологические теории, учения, законы, закономерности, понимать границы их применимости. Классифицировать основные биологически макромолекулы, описывать функции белков, нуклеиновых кислот, углеводов и липидов, устанавливать связь строения и функций основных биологических макромолекул, их роль в процессах клеточного метаболизма. Объяснять значение микро, макро- и ультрамикроэлементов в клетке, понимать сущность биосинтеза белков, механизма действия ферментов, биосинтеза ДНК и РНК, распада белков, биосинтеза и обмена углеводов, биосинтеза и обмена липидов, биологического окисления и синтеза АТФ, механизма действия стероидных гормонов. Решать задачи на определение последовательности нуклеотидов ДНК и иРНК (мРНК), антикодонов тРНК, последовательности аминокислот в молекуле белка, применяя знания о реакциях матричного синтеза, генетическом коде, принципе комплементарности. Делать выводы об изменениях, которые произойдут в процессах матричного синтеза в случае изменения последовательности нуклеотидов ДНК. Обосновывать взаимосвязь пластического и энергетического обменов, сравнивать процессы пластического и энергетического обменов, происходящих в клетках живых организмов. Характеризовать методы биохимических исследований, проводить учебноисследовательскую деятельность, выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов. Обучающийся получит возможность научиться: выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций. Характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества. Выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции. Использовать приобретённые ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ, объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах. Осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека, создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач, понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств и др. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА 11 класс. В соответствии с ФГОС СОО – 34 ч. (1 ч/нед). Теоретические основы химии (13 часов): современные представления о строении атома, Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, химическая связь и строение вещества; многообразие и особенности протекания химических реакций Основы неорганической химии (7 часов): классификация и номенклатура, особенности состава, строения, химические свойства и генетическая связь веществ различных классов Основы органической химии (6 часов): классификация и номенклатура, особенности состава и строения, химические свойства и генетическая связь веществ различных классов Химия и жизнь (2 часа): экспериментальные основы химии, общие представления о промышленных способах получения важнейших веществ Практикум (6 часов). ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 класс. В соответствии с ФГОС СОО – 34 ч. (1 ч/нед). № п/п 1 2 3 4 5 Кол-во часов Теоретические основы химии 13 Основы неорганической химии 7 Основы органической химии 6 Химия и жизнь 2 Практикум 6 ИТОГО 34 Тема