Положение о поурочном планировании 2023

ПРИНЯТО
Педагогическим советом
школы
Протокол № 1
от «30» 08. 2023 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Абрикосовская школа»
______________ А.А. Демидова
Приказ № 145-од от «30» 08. 2023 г.

ПОЛОЖЕНИЕ
о поурочном планировании учителя
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о поурочном планировании Муниципального бюджетного
общеобразовательного
учреждения
"Абрикосовская школа" Кировского района
Республики Крым (далее Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом
РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Письма
Минобразования РФ от 01.01.2001 г. № 22-06-147 «О содержании и правовом обеспечении
должностного контроля руководителей образовательных учреждений», в соответствии с
утвержденной номенклатурой школы.
1.2. Поурочный план - документ, регламентирующий деятельность на уроке:
• учителя - по организации учебно-воспитательного процесса;
• обучающихся - по овладению знаниями, умениями, навыками по предмету в
соответствии с учебной программой.
1.3. Наличие поурочного плана на каждом уроке обязательно.
1.4. Поурочный план составляется учителем в соответствии с рабочей программой,
календарно-тематическим планированием по предмету.
1.5. Основные задачи поурочного плана:
• определение места урока в изучаемой теме;
• группировка отобранного учебного материала и определение
последовательности его изучения;
• планирование результатов деятельности учащихся и учителя на уроке;
• подбор содержания урока;
• подбор методов обучения и форм организации познавательной деятельности
учащихся.
1.6. Поурочный план может быть востребован администрацией и другими
контролирующими органами после проведения конкретного урока и самоанализа учителя.
1.7. Администрация школы имеет право не допустить учителя на урок в случае отсутствия
поурочного плана в день проведения урока.

2

2. Разработка поурочного плана
2.1.В поурочном плане в соответствии с ФГОС необходимо зафиксировать узловые блоки:
• целеполагание (что необходимо сделать, воплотить);
• инструментальный (какими средствами это необходимо сделать, воплотить);
• организационно-деятельностный (какими действиями и операциями это возможно
сделать, воплотить).
2.2. Основными компонентами блока целеполагания являются тема урока, цель урока и
планируемые результаты урока.
• Тема урока - проблема, определяемая рабочей программой учебного курса,
предмета, дисциплины (модуля), материал, подлежащий преобразованию в процессе
познавательной деятельности обучающихся на уроке, который должен превратиться
в результате технологического процесса в сущностную характеристику
обучающегося, содержание его компетенций, вектор личностного развития.
• Цель урока заключается в достижении личностных (принятие новых ценностей,
нравственных норм), метапредметных (освоение способов деятельности, навыков
самоорганизации), предметных (приобретение знаний и умений по данному
предмету) результатов образования.
2.3. Основными компонентами инструментального блока, фиксируемыми в поурочном
плане урока, являются: задачи урока, тип урока и учебно-методический комплекс урока.
• Задачи урока - ряд действий, определяющих деятельность обучающихся на уроке,
которые необходимо решить. Сформулированный перечень задач урока, позволяет
выстроить их иерархическую последовательность как программу деятельности
обучающихся на уроке.
• Тип урока играет служебную роль и определяется учителем самостоятельно в
соответствии с логикой его сущностных целей и задач.
• Учебно-методический комплекс урока должен отражать следующие разделы:
источники информации, оборудование, дидактическое сопровождение, материалы
для познавательной деятельности обучающихся.
2.4. Основными компонентами организационно-деятельностного блока, фиксируемыми
в поурочном плане урока, являются: основные понятия, организация пространства,
метапредметные связи, действия обучающихся, диагностика результатов, домашнее
задание.
• Основные понятия, ключевые термины, названия, правила, алгоритмы, которые в
результате изучения учебного материала должны быть усвоены обучающимися.
• Организация пространства определяется учителем самостоятельно и отражает те
формы деятельности обучающихся, которые максимально способствуют
эффективному усвоению учебного материала, формированию и развитию
универсальных учебных действий обучающихся.

3
•

•

•

•

Метапредметные связи отражаются в поурочном плане урока при их наличии.
Учителю необходимо указать предметную область, дисциплину, которая будет
интегрирована с изучаемым предметом.
Действия обучающихся как раздел поурочного плана урока отражает деятельность
обучающихся на уроке: действия и операции, выполняемые ими в индивидуальной,
парной или групповой форме работы. Кроме того, учитель может отобразить задания
и упражнения, которые направлены на формирование и развитие универсальных
учебных действий.
Диагностика результатов отображает в поурочном плане урока разнообразные
методы контроля и самоконтроля обучающихся, подведение итога урока, рефлексии
и проектирование самостоятельной работы дома.
Домашнее задание указывается в поурочном плане урока при его наличии и должно
определяться целью урока, его планируемыми результатами, носить
дифференцированный характер.

2.5. Этапы планирования урока:
• определение типа урока, разработка его структуры;
• отбор оптимального содержания учебного материала урока, разделение его на ряд
опорных знаний;
• выделение главного материала, который ученик должен понять и запомнить на
уроке;
• подбор методов технологий, средств, приемов обучения в соответствии с типом
урока и каждым отдельным его этапом;
• выбор форм организации деятельности учащихся на уроке, форм организации и
оптимального объема их самостоятельной работы;
• определение форм и объема домашнего задания;
• продумывание форм подведения итогов урока, рефлексии;
• оформление поурочного плана.
2.6. Соблюдение правил, обеспечивающих успешное проведение планируемого урока:
• учет индивидуальных возрастных и психологических особенностей учащихся
класса, уровня их знаний, а также особенностей классного коллектива в целом;
• подборка разнообразных учебных заданий, целью которых является: изучение
нового материала, воспроизведение, применение знаний в знакомой ситуации,
применение знаний в незнакомой ситуации, творческий подход к знаниям;
• дифференциация учебных заданий;
• определение способов развития познавательного интереса учащихся (интересный
факт, эффектный опыт и т.п.);
• продумывание приемов и методов обучения современных педагогических
технологий.
2.7. Примерная структура каждого типа урока по ФГОС
2.7.1. Структура урока усвоения новых знаний:

4
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
8) Подведение итогов. Рефлексия
2.7.2. Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
Актуализация знаний.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Первичное закрепление
в знакомой ситуации (типовые)
в изменённой ситуации (конструктивные)
5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
7) Подведение итогов. Рефлексия
2.7.3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений
учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Актуализация знаний.
с целью подготовки к контрольному уроку
с целью подготовки к изучению новой темы
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6) Обобщение и систематизация знаний
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Подведение итогов. Рефлексия

5
2.7.4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Обобщение и систематизация знаний
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
7) Подведение итогов. Рефлексия
Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу
2.7.5. Структура урока контроля знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся
общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать
программе и быть посильными для каждого ученика).
Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и
письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная
структура
4) Подведение итогов. Рефлексия
2.7.6. Структура комбинированного урока.
1) Организационный этап.
2) Актуализация опорных знаний.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление
7) Подведение итогов (контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их
коррекция). Комментирование оценок.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия

6

3. Оформление поурочного планирования
3.1. Поурочный план оформляется в виде конспекта.
3.2. Поурочный
содержательную.

плана содержит

две

основные

части: формальную

и

3.3. В формальную часть поурочного плана включается: № урока в изучаемой теме, дата
проведения урока, класс, тема урока, цель урока, планируемые результаты (предметные,
метапредметные, личностные), тип урока, оборудование.
3.4. Содержательная часть конспекта включает описание этапов урока, названия этапов,

последовательность и содержание которых зависит от специфики конкретного предмета.
Учитель самостоятельно определяет объем содержательной части поурочного плана урока
и ее оформления.
3.5. Поурочный план должен быть выполнен в форме конспекта урока (рукописный или
печатный вариант);

4. Порядок хранения поурочного плана урока
4.1. Поурочный план хранится у учителя в течении учебного года и предъявляется по
требованию администрации.
4.2. В случае актуальности поурочных планов и в следующем учебном году, допускается
их использование с учетом корректировки.

5. Заключение
5.1. Изменения и дополнения в данное Положение вносятся приказом директора школы на
основании решения Педагогического совета школы.

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».