ПРИНЯТО Педагогическим советом школы Протокол № 1 от «30» 08. 2023 г. УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Абрикосовская школа» ______________ А.А. Демидова Приказ № 145-од от «30» 08. 2023 г. ПОЛОЖЕНИЕ о поурочном планировании учителя 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о поурочном планировании Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Абрикосовская школа" Кировского района Республики Крым (далее Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Письма Минобразования РФ от 01.01.2001 г. № 22-06-147 «О содержании и правовом обеспечении должностного контроля руководителей образовательных учреждений», в соответствии с утвержденной номенклатурой школы. 1.2. Поурочный план - документ, регламентирующий деятельность на уроке: • учителя - по организации учебно-воспитательного процесса; • обучающихся - по овладению знаниями, умениями, навыками по предмету в соответствии с учебной программой. 1.3. Наличие поурочного плана на каждом уроке обязательно. 1.4. Поурочный план составляется учителем в соответствии с рабочей программой, календарно-тематическим планированием по предмету. 1.5. Основные задачи поурочного плана: • определение места урока в изучаемой теме; • группировка отобранного учебного материала и определение последовательности его изучения; • планирование результатов деятельности учащихся и учителя на уроке; • подбор содержания урока; • подбор методов обучения и форм организации познавательной деятельности учащихся. 1.6. Поурочный план может быть востребован администрацией и другими контролирующими органами после проведения конкретного урока и самоанализа учителя. 1.7. Администрация школы имеет право не допустить учителя на урок в случае отсутствия поурочного плана в день проведения урока. 2 2. Разработка поурочного плана 2.1.В поурочном плане в соответствии с ФГОС необходимо зафиксировать узловые блоки: • целеполагание (что необходимо сделать, воплотить); • инструментальный (какими средствами это необходимо сделать, воплотить); • организационно-деятельностный (какими действиями и операциями это возможно сделать, воплотить). 2.2. Основными компонентами блока целеполагания являются тема урока, цель урока и планируемые результаты урока. • Тема урока - проблема, определяемая рабочей программой учебного курса, предмета, дисциплины (модуля), материал, подлежащий преобразованию в процессе познавательной деятельности обучающихся на уроке, который должен превратиться в результате технологического процесса в сущностную характеристику обучающегося, содержание его компетенций, вектор личностного развития. • Цель урока заключается в достижении личностных (принятие новых ценностей, нравственных норм), метапредметных (освоение способов деятельности, навыков самоорганизации), предметных (приобретение знаний и умений по данному предмету) результатов образования. 2.3. Основными компонентами инструментального блока, фиксируемыми в поурочном плане урока, являются: задачи урока, тип урока и учебно-методический комплекс урока. • Задачи урока - ряд действий, определяющих деятельность обучающихся на уроке, которые необходимо решить. Сформулированный перечень задач урока, позволяет выстроить их иерархическую последовательность как программу деятельности обучающихся на уроке. • Тип урока играет служебную роль и определяется учителем самостоятельно в соответствии с логикой его сущностных целей и задач. • Учебно-методический комплекс урока должен отражать следующие разделы: источники информации, оборудование, дидактическое сопровождение, материалы для познавательной деятельности обучающихся. 2.4. Основными компонентами организационно-деятельностного блока, фиксируемыми в поурочном плане урока, являются: основные понятия, организация пространства, метапредметные связи, действия обучающихся, диагностика результатов, домашнее задание. • Основные понятия, ключевые термины, названия, правила, алгоритмы, которые в результате изучения учебного материала должны быть усвоены обучающимися. • Организация пространства определяется учителем самостоятельно и отражает те формы деятельности обучающихся, которые максимально способствуют эффективному усвоению учебного материала, формированию и развитию универсальных учебных действий обучающихся. 3 • • • • Метапредметные связи отражаются в поурочном плане урока при их наличии. Учителю необходимо указать предметную область, дисциплину, которая будет интегрирована с изучаемым предметом. Действия обучающихся как раздел поурочного плана урока отражает деятельность обучающихся на уроке: действия и операции, выполняемые ими в индивидуальной, парной или групповой форме работы. Кроме того, учитель может отобразить задания и упражнения, которые направлены на формирование и развитие универсальных учебных действий. Диагностика результатов отображает в поурочном плане урока разнообразные методы контроля и самоконтроля обучающихся, подведение итога урока, рефлексии и проектирование самостоятельной работы дома. Домашнее задание указывается в поурочном плане урока при его наличии и должно определяться целью урока, его планируемыми результатами, носить дифференцированный характер. 2.5. Этапы планирования урока: • определение типа урока, разработка его структуры; • отбор оптимального содержания учебного материала урока, разделение его на ряд опорных знаний; • выделение главного материала, который ученик должен понять и запомнить на уроке; • подбор методов технологий, средств, приемов обучения в соответствии с типом урока и каждым отдельным его этапом; • выбор форм организации деятельности учащихся на уроке, форм организации и оптимального объема их самостоятельной работы; • определение форм и объема домашнего задания; • продумывание форм подведения итогов урока, рефлексии; • оформление поурочного плана. 2.6. Соблюдение правил, обеспечивающих успешное проведение планируемого урока: • учет индивидуальных возрастных и психологических особенностей учащихся класса, уровня их знаний, а также особенностей классного коллектива в целом; • подборка разнообразных учебных заданий, целью которых является: изучение нового материала, воспроизведение, применение знаний в знакомой ситуации, применение знаний в незнакомой ситуации, творческий подход к знаниям; • дифференциация учебных заданий; • определение способов развития познавательного интереса учащихся (интересный факт, эффектный опыт и т.п.); • продумывание приемов и методов обучения современных педагогических технологий. 2.7. Примерная структура каждого типа урока по ФГОС 2.7.1. Структура урока усвоения новых знаний: 4 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Актуализация знаний. 4) Первичное усвоение новых знаний. 5) Первичная проверка понимания 6) Первичное закрепление. 7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 8) Подведение итогов. Рефлексия 2.7.2. Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления). 1) Организационный этап. 2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний. 3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 4) Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые) в изменённой ситуации (конструктивные) 5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) 6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 7) Подведение итогов. Рефлексия 2.7.3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения) 1) Организационный этап. 2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач. 3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 4) Актуализация знаний. с целью подготовки к контрольному уроку с целью подготовки к изучению новой темы 5) Применение знаний и умений в новой ситуации 6) Обобщение и систематизация знаний 7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 9) Подведение итогов. Рефлексия 5 2.7.4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Актуализация знаний. 4) Обобщение и систематизация знаний Подготовка учащихся к обобщенной деятельности Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы). 5) Применение знаний и умений в новой ситуации 6) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 7) Подведение итогов. Рефлексия Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу 2.7.5. Структура урока контроля знаний и умений 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика). Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура 4) Подведение итогов. Рефлексия 2.7.6. Структура комбинированного урока. 1) Организационный этап. 2) Актуализация опорных знаний. 3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 4) Первичное усвоение новых знаний. 5) Первичная проверка понимания 6) Первичное закрепление 7) Подведение итогов (контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция). Комментирование оценок. 8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 9) Рефлексия 6 3. Оформление поурочного планирования 3.1. Поурочный план оформляется в виде конспекта. 3.2. Поурочный содержательную. плана содержит две основные части: формальную и 3.3. В формальную часть поурочного плана включается: № урока в изучаемой теме, дата проведения урока, класс, тема урока, цель урока, планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные), тип урока, оборудование. 3.4. Содержательная часть конспекта включает описание этапов урока, названия этапов, последовательность и содержание которых зависит от специфики конкретного предмета. Учитель самостоятельно определяет объем содержательной части поурочного плана урока и ее оформления. 3.5. Поурочный план должен быть выполнен в форме конспекта урока (рукописный или печатный вариант); 4. Порядок хранения поурочного плана урока 4.1. Поурочный план хранится у учителя в течении учебного года и предъявляется по требованию администрации. 4.2. В случае актуальности поурочных планов и в следующем учебном году, допускается их использование с учетом корректировки. 5. Заключение 5.1. Изменения и дополнения в данное Положение вносятся приказом директора школы на основании решения Педагогического совета школы. 7