Положение о рабочей программе педагога 23-24

ПРИНЯТО
Педагогическим советом
школы
Протокол № 1
от «30» 08. 2023 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Абрикосовская школа»
______________ А.А. Демидова
Приказ № 145-од от «30» 08. 2023 г.

ПОЛОЖЕНИЕ
о рабочих программах учебных предметов, учебных курсов
(в том числе внеурочной деятельности и дополнительного образования),
в соответствии с требованиями ФГОС и ФОП
начального общего, основного общего и среднего общего образования

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о рабочих программах, разрабатываемых в соответствии с
требованиями Федеральных Государственных образовательных стандартов и Федеральных
образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего
образования (далее – Положение), регулирует оформление, структуру, порядок разработки,
утверждения и хранения рабочих программ учебных предметов, учебных курсов (в том числе
внеурочной деятельности), учебных модулей в муниципальном общеобразовательном
учреждении МБОУ "Абрикосовская школа" (далее – школа).
1.2. Положение разработано на основании следующих нормативных актов:
 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 приказа Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования»;
 приказа Минпросвещения России от 16.11.2022 № 992 «Об утверждении
федеральной образовательной программы начального общего образования» (далее
– ФОП НОО);
 приказа Минпросвещения России от 16.11.2022 № 993 «Об утверждении
федеральной образовательной программы основного общего образования» (далее –
ФОП ООО);
 приказа Минпросвещения России от 23.11.2022 № 1014 «Об утверждении
федеральной образовательной программы среднего общего образования» (далее –
ФОП СОО);
 приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении
федерального государственного Образовательного стандарта начального общего
образования» (далее – ФГОС НОО третьего поколения);
 приказа Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в
действие федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования» (далее – ФГОС НОО второго поколения);
 приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования» (далее – ФГОС ООО третьего поколения);
 приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»
(далее – ФГОС ООО второго поколения);
 приказа Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования»
(далее – ФГОС СОО);

2

 уставом МБОУ "Абрикосовская школа";
 положением
о формах,
периодичности,
порядке
текущего
контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МБОУ
"Абрикосовская школа".
1.3. В Положении использованы следующие основные понятия итермины:
уровень образования (НОО, ООО, СОО) – завершенный цикл образования,
характеризующийся определенной единой совокупностью требований;
федеральная основная общеобразовательная программа – учебно- методическая
документация (федеральный учебный план, федеральный календарный учебный график,
федеральные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных
компонентов, федеральная рабочая программа воспитания, федеральный календарный план
воспитательной работы), определяющая единые для Российской Федерации базовые объем и
содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности,
планируемые результаты освоения образовательной программы;
образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем,
содержание, планируемые результаты) и организационно- педагогических условий, который
представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ
учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и
методических материалов, а также в виде рабочей программы воспитания, календарного плана
воспитательной работы, форм аттестации;
рабочая программа – методический документ, определяющий организацию
образовательного процесса, конкретизирующий содержание обучения и обеспечивающий
достижение планируемых результатов освоения ООП соответствующего уровня образования;
учебный предмет – единица (компонент) содержания образования, отражающий
предмет соответствующей науки, а также дидактические особенности изучаемого материала
и возможности его усвоения обучающимися разного возраста и уровня подготовки;
учебный курс – целостная, логически завершенная часть содержания образования,
расширяющая освоение относительно самостоятельного тематического блока учебного
предмета и углубляющая материал предметных областей и (или) в пределах которой
осуществляется освоение относительно самостоятельного тематического блока учебного
предмета;
учебный модуль – часть содержания образования, в пределах которой осуществляется
освоение относительно самостоятельного тематического блока учебного предмета или
учебного курса либо нескольких взаимосвязанных разделов;
оценочные средства – методы оценки и соответствующие им контрольноизмерительные материалы.
1.4. Рабочая программа предназначена для реализации требований к минимуму
содержания и уровню подготовки обучающегося, определенными ФГОС и ФОП
соответствующего уровня образования по конкретному учебному предмету (курсу) учебного
плана МБОУ "Абрикосовская школа". Разработка рабочей программы относится к
компетенции МБОУ "Абрикосовская школа" и осуществляется педагогическим работником
или группой педагогических работников для определенных классов (групп) и учитывает
возможности методического, информационного и технического обеспечения образовательной
деятельности, уровень подготовки обучающихся, отражает специфику обучения в данном
классе (классах, группах) школы.
1.5. Рабочая программа выполняет следующие функции:
обеспечение реализации в полном объеме образовательной программы в соответствии с
календарным учебным графиком;

3

обеспечение преемственности содержания между годами обучения и уровнями
образования;
создание условий для реализации системно-деятельностного подхода к обучению;
обеспечение достижений планируемых результатов каждым обучающимся;
определение содержания, объема и порядка изучения учебного предмета (курса, модуля)
с учетом целей, задач и особенностей образовательной деятельности школы и контингента
обучающихся;
приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая
культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском
обществе.
1.6. Школа предусматривает непосредственное применение при реализации ООП НОО
федеральных рабочих программ по учебным предметам «Русский язык», «Литературное
чтение», «Окружающий мир».
1.7. Школа предусматривает непосредственное применение при реализации ООП ООО
и ООП СОО федеральных рабочих программ по учебным предметам «Русский язык»,
«Литература», «История», «Обществознание», «География», «Основы безопасности
жизнедеятельности».
1.8. Федеральные рабочие программы служат методической основой для разработки
рабочих программ по учебным предметам обязательной части ООП НОО, ООП ООО, ООП
СОО.
1.9. Обязанности педагогического работника в части разработки, коррекции рабочих
программ и мера ответственности за выполнение рабочей программы в полном объеме
определяются должностной инструкцией педагогического работника.
1.10. Данное Положение вступает в силу с момента его утверждения и действует
бессрочно, до замены его новым положением.

2. Структура рабочей программы
2.1.
Структура рабочей программы определяется настоящим Положением с
учетом требований ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО, ФОП НОО, ФОП ООО, ФОП
СОО, локальных нормативных актов МБОУ "Абрикосовская школа".
Рабочая программа должна быть разработана в «Конструкторе рабочих программ» –
онлайн-сервисе для быстрого создания рабочих программ по учебным предметам.
Федеральные рабочие программы по учебным предметам размещены на сайте
https://edsoo.ru/rabochie-programmy/. Рабочая программа должна быть разработана на
основе Федеральных рабочих программ НОО, ОО и СОО и содержать следующие
обязательные компоненты:
 Титульный лист
 Пояснительная записка
 Содержание учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной
деятельности), учебного модуля;
 Планируемые образовательные результаты (предметные, метапредметные,
личностные)
 Тематическое планирование с указанием количества академических часов,
отводимых на освоение каждой темы учебного предмета, учебного курса (в том числе
внеурочной деятельности), учебного модуля и возможность использования по этой теме
электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими

4

материалами, используемыми для обучения и воспитания различных групп
пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими
дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству
об образовании.
 Поурочное планирование
 Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
2.2. Рабочие программы учебных курсов внеурочной деятельности должны
содержать указание на форму проведения занятий.
2.2.1. Раздел «Пояснительная записка» включает:
o
перечень нормативных правовых актов, регламентирующих разработку
рабочей программы учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной
деятельности)/учебного модуля;
o
цель и задачи изучения учебного предмета/учебного курса (в том числе
внеурочной деятельности)/учебного модуля;
o
место учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной
деятельности)/учебного модуля в учебном плане школы;
o
УМК учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной
деятельности)/учебного модуля для педагога;
o
УМК учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной
деятельности)/учебного модуля для обучающихся.
2.2.2. Раздел «Содержание учебного предмета/учебного курса (в том числе
внеурочной деятельности)/учебного модуля» включает:

краткую характеристику содержания учебного предмета, учебного курса (в
том числе внеурочной деятельности), учебного модуля по каждому тематическому разделу
с учетом требований ФОП НОО, ООО, СОО;

метапредметные связи учебного предмета, модуля, курса;

ключевые темы в их взаимосвязи, преемственность по годам изучения (если
актуально).
2.2.3. Раздел «Планируемые результаты освоения учебногопредмета/учебного курса
(в том числе внеурочной деятельности)/учебного модуля» конкретизирует
соответствующий раздел Пояснительной записки ООП соответствующего уровня общего
образования исходя из требований ФОП НОО, ООО, СОО. Все планируемые результаты
освоения учебного предмета, курса подлежат оценке их достижения обучающимися.
В разделе кратко фиксируются:

требования
к личностным,
метапредметным
и предметным
результатам;

виды деятельности обучающихся, направленные на достижение результата;

организация проектной и учебно-исследовательской деятельности
обучающихся (возможно приложение тематики проектов);

система оценки достижения планируемых результатов (возможно
приложение оценочных материалов).
2.2.4. Раздел «Тематическое планирование» оформляется в виде таблицы,состоящей
из следующих колонок:

наименование
разделов
и тем, планируемых
для освоения
обучающимися;

количество академических часов, отводимых на освоение каждого раздела и

5

темы;

информация об электронных учебно-методических материалах, которые
можно использовать при изучении каждой темы.
2.2.5 В качестве электронных (цифровых) образовательных ресурсов допускается
использование
мультимедийных
программ, электронных учебников и
задачников,
электронных библиотек, виртуальных лабораторий, игровых
программ, коллекций цифровыхобразовательных ресурсов.
2.2.6 Тематическое планирование рабочей программы является основой для создания
календарно-тематического планирования учебного предмета/учебного курса (в том числе
внеурочной деятельности)/учебного модуля на учебный год.
Раздел «Календарно-тематическое планирование» оформляется в виде таблицы,
состоящей из колонок:

порядковый номер урока;

наименование темы урока;

дата проведения урока по плану;

дата проведения урока фактически.
2.3. Рабочие программы факультативных и элективных курсов должны содержать:

Титульный лист

Пояснительную записку

Планируемые результаты освоения факультативного / элективного курса

Содержание факультативного / элективного курса

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы (в форме таблицы)

Календарно-тематическое планирование (в форме таблицы)
2.4. Рабочие программы по дополнительному образованию (кружки) должны
содержать:
2.4.1. Титульный лист
2.4.2. Комплекс основных характеристик программы
2.4.2.1. Пояснительная записка
2.4.2.2. Цель и задачи программы
2.4.2.3. Воспитательный потенциал программы
2.4.2.4. Содержание программы
2.4.2.5. Планируемые результаты
2.4.3. Комплекс организационно-педагогических условий
2.4.3.1. Календарный учебный график
2.4.3.2. Условия реализации программы
2.4.3.3. Формы аттестации
2.4.3.4. Список литературы
2.4.3. Приложения
Рабочие программы по дополнительному образованию разрабатываются на основе
методических рекомендаций «Проектирование дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ», утвержденных коллегией Министерства образования, науки и
молодежи Республики Крым от 23 июня 2021г. № 4/4
2.5. Рабочие программы формируются с учетом рабочей программы воспитания.
Отобразить учет рабочей программы воспитания необходимо одним или несколькими
способами из предложенных ниже (по выбору педагога):

6


указать формы учета рабочей программы воспитания в пояснительной
записке к рабочей программе;

оформить приложение к рабочей программе «Формы учета рабочей
программы воспитания»;

указать информацию об учете рабочей программы воспитания в разделе
«Содержание учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной
деятельности)/учебного модуля» в описании разделов/тем или отдельным блоком;

отразить воспитательный компонент содержания рабочей программы в
отдельной колонке таблицы тематического планирования.
3. Порядок разработки и утверждения рабочей программы
3.1. Рабочая программа разрабатывается как часть ООП (по уровням общего
образования педагогическим работником или группой педагогических работников в
соответствии с преподаваемым учебным предметом.
3.2. Рабочая программа может быть единой для всех учителей данного учебного
предмета, работающих в школе, или индивидуальной.
3.3. Рабочая программа составляется на соответствующий уровень образования (НОО,
ООО СОО) с последующей корректировкой или на один учебный год.
3.4. Рабочая программа разрабатывается на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта соответствующего уровня
образования;
федеральной основной образовательной программы соответствующего уровня
образования в части конкретного учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной
деятельности)/учебного модуля;
федеральной рабочей программы учебного предмета (курса, модуля).
3.5. Педагогический работник разрабатывает рабочую программу в соответствии с
федеральной рабочей программой учебного предмета федеральной образовательной
программы уровня образования. Содержание и планируемые результаты разработанной
педагогическим работником рабочей программы должны быть не ниже соответствующих
содержания и планируемых результатов федеральной рабочей программы учебного предмета
(курса, модуля).
3.6. Педагогический работник не вправе для федеральных рабочих программ,
подлежащих непосредственному применению и перечисленных в подпунктах 1.6 и 1.7
Положения:
 изменять определенные федеральной рабочей программой последовательность
изучения учебного материала и количество часов на изучение учебного предмета;
 корректировать объем учебного времени, отводимого на изучение отдельных разделов
и тем федеральной рабочей программы.
3.7. Педагогический работник вправе:
 расширять содержание учебного предмета для углубленного изучения;
 конкретизировать требования к планируемым результатам освоения рабочей
программы;
 выбирать для реализации рабочей программы учебник, входящий в Федеральный
перечень учебников, утвержденный приказом Минпросвещения от 21.09.2022 № 858;

7





при отсутствии в перечне учебников использовать учебные пособия, которые
выпускают организации из перечня, утвержденного приказом Минобрнауки от
09.06.2016 № 699;
выбирать исходя из целей и задач рабочей программы методики и технологии обучения
и воспитания;
подбирать и (или) разрабатывать оценочные средства.

3.8. Рабочая программа утверждается в составе ООП (по уровням общего образования)
приказом директора школы.

4. Оформление и хранение рабочей программы
4.1. Рабочая программа оформляется в электронном и/или печатном варианте (в 1
экземпляре на предмет).
4.2. Электронная версия рабочей программы форматируется в редакторе Word шрифтом
Times New Roman, кегль 12–14, межстрочный интервал одинарный, выровненный по ширине,
поля со всех сторон 1–3 см. Центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи
средств Word. Листы формата А4. Таблицы встраиваются непосредственно в текст, если иное
не предусматривается автором рабочей программы.
Рабочая программа должна иметь титульный лист с названием учебного предмета, курса
или модуля, по которому ее разработали, и сроком освоения программы.
Страницы рабочей программы должны быть пронумерованы. Титульный лист не
нумеруется.
4.3. Печатная версия рабочей программы дублирует электронную версию.
4.4. Электронный вариант рабочей программы хранится у заместителя директора по
УВР.
4.5. Печатная версия рабочей программы подлежит хранению в школе в течение всего
периода ее реализации в методическом кабинете школы. Печатная версия календарнотематического планирования хранится у учителя.
4.6. Разработчик рабочей программы готовит в электронном виде аннотацию для сайта
школы. В аннотации указываются:
название рабочей программы;
краткая характеристика программы;
срок, на который разработана рабочая программа;
список приложений к рабочей программе.
4.7. Аннотации к рабочим программам размещаются на школьном сайте в разделе
«Сведения об образовательной организации» подразделе «Образование». К аннотации
прикрепляется рабочая программа в виде электронных документов, подписанных электронной
подписью.

5. Порядок внесения изменений в рабочую программу
5.1. В случае необходимости корректировки рабочих программ директор школы

8

издает приказ о внесении изменений в ООП соответствующего уровня общего образования
в части корректировки содержания рабочих программ.
5.2. Корректировка рабочих программ проводится в сроки и в порядке,
установленные в приказе директора школы о внесении изменений в ООП
соответствующего уровня общего образования.
6. Реализация рабочей программы
6.1. Реализация рабочей программы является предметом контроля внутренней системы
оценки качества.
6.2. Педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком
профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемого
учебного предмета в соответствии с утвержденной рабочей программой.
6.3. Школа, наряду с педагогическими работниками, несет ответственность за
реализацию рабочих программ в полном объеме в соответствии с ООП уровня образования.
6.4. Для обеспечения реализации рабочих программ допускается применение
дистанционных образовательных технологий, электронного обучения.
6.5. При реализации рабочих программ не допускается:
 сокращение запланированной практической части (контрольные, практические,
лабораторные работы и др.);
 сокращение объема времени на изучение учебного предмета (курса, модуля).
6.6. Запрещается при реализации рабочих программ использование методов и средств
обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или
психическому здоровью обучающихся.
7. Контроль за реализацией рабочих программ
7.1. Контроль реализации рабочих программ производится по окончании каждого
учебного периода.
7.2. Этапы контроля:
 по окончании учебного периода (четверть, год) заместитель директора по УВР
анализирует отчет по выполнению рабочих программ; итоги анализа оформляет
справкой;
 результаты контроля по итогам четверти рассматриваются на совещании при
директоре по итогам каждого учебного периода;
 результаты анализа по итогам учебного года рассматриваются на педагогическом
совете текущего учебного года не позднее 1 июня текущего учебного года.

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».