Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение ″Абрикосовская школа″ Кировского района Республики Крым РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей начальных классов Руководитель МО ___________ СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР ____________________ Е.А. Майко « » 08. 2022 г. УТВЕРЖДЕНО Директор школы ___________________ А.А. Демидова Приказ № -од от « ».08.2022 г. Т.А.Дяговец Протокол заседания №__ от « ». . 2022 г. Рабочая программа по ЛИТЕРАТУРНОМУ (предмет) ЧТЕНИЮ 3 для _____ ________ (класс) Составитель: Червякова Оксана Васильевна (ФИО) Учитель квалификационной категории «специалист» 2022 г. 2 Рабочая программа предмета «Литературное чтение» для 3 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов Л. Ф. Климановой. М. В. Бойкиной и др. «Литературное чтение. 1 – 4 классы» (2014) Учебник «Литературное чтение. 3 класс» в 2-х частях/ Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова – М. : Просвещение,2014г. Программа составлена для обучающихся 3 класса и рассчитана на 102 часа в год,3 часа в неделю (34 учебных недели). ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Личностные результаты: 1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества; 2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы; 4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности; 6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу; 7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; 10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Метапредметные результаты: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; . 3 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах; 6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; 7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; 8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах; 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений; 10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения иоценку событий; 11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих; 12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. Предметные результаты: 1) читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текст; 2) осознанно выбирать виды чтения в зависимости от цели чтения; 3) понимать смысл традиции и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам; 4) размышлять о характере и поступках героя; 5) относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную ( авторскую) сказку; 6) находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы; 7) относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, героипомощники, нейтральные персонажи); 8) соотносить автора, название и героев прочитанных произведений. 9) делить текст на части, озаглавливать части; выбирать н наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных; 10) подробно и выборочно пересказывать текст; 11) составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану; 12) задавать вопросы по прочитанному произведению ,находить на них ответы в тексте; 13) сочинять самостоятельно произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой; 14) писать небольшие по объёму сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека по пословице, по аналогии с прочитанным текстом; . 4 15) понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм; 16) находить в произведении средства художественной выразительности. Содержание учебного предмета . Самое великое чудо на свете (5ч) Введение. Знакомство с учебником Знакомство с названием раздела. Рукописные книги древней Руси. Первопечатник Иван Федоров. Урок-путешествие в прошлое. Оценка достижений. . Устное народное творчество (8ч) Русские народные песни. Докучные сказки Сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка». Поэтическая тетрадь (5ч) Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья»; А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...»; И. С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...», «Встреча зимы»; И. З. Суриков. «Детство», «Зима». Великие русские писатели (20ч) А. С. Пушкин. «За весной, красой природы...», «Уж небо осенью дышало...», «В тот год осенняя погода...», «Опрятней модного паркета...», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане...»; И. А. Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»; М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком...», «Утес», «Осень»; Л. Н. Толстой. «Детство» (отрывок), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря». Поэтическая тетрадь (4ч) Н. А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором», «Дедушка Мазай и зайцы»; К. Д. Бальмонт. «Золотое слово»; И. А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги...». Литературные сказки (8 ч) Д. Н. Мамин - Сибиряк. «Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»; В. М. Гаршин. «Лягушка-путешественница»; В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович». Были и небылицы (6 ч) М. Горький. «Случай с Евсейкой»; К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей»; А. И. Куприн. «Слон». . 5 Поэтическая тетрадь (5 ч) С. Черный. «Что ты тискаешь утенка...», «Воробей», «Слон»; . А. А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»; С. А. Есенин. «Черемуха». Люби живое (14 ч) М. М. Пришвин. «Моя Родина»; И. С. Соколов-Микитов. «Листопадничек»; В. И. Белов. «Малька провинилась», «Еще про Мальку»; В. В. Бианки. «Мышонок Пик»; Б. С. Житков. «Про обезьянку»; В. Л. Дуров. «Наша Жучка»; В. П. Астафьев. «Капалуха»; В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится». Поэтическая тетрадь (4ч) С. Я. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»; А. Л. Барто. «Разлука», «В театре»; С. В. Михалков. «Если...»; Е. А. Благинина. «Кукушка», «Котенок». Собирай по ягодке — наберешь кузовок (9ч) Б. В. Шергин. «Собирай по ягодке — наберешь кузовок»; А. П. Платонов. «Цветок на земле», «Еще мама»; М. М. Зощенко. «Золотые слова», «Великие путешественники»; Н. Н. Носов. «Федина задача», «Телефон»; 5. В. Ю. Драгунский. «Друг детства». По страницам детских журналов (6ч) Ю. И. Ермолаев. «Проговорился», «Воспитатели»; Г. Б. Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды»; Р. Сеф. «Веселые стихи». Зарубежная литература (8 ч) Храбрый Персей». Г. Х. Андерсен. «Гадкий утенок» . 6 Тематическое планирование учебного материала по курсу «Литературное чтение» 3 класс № п/п Тема К-вочасов 1. Самое великое чудо на свете 5 2. Устное народное творчество 8 3. Поэтическая тетрадь 5 4. Великие русские писатели 20 5. Поэтическая тетрадь 4 6. Литературные сказки 8 7. Были-небылицы 6 8. Поэтическая тетрадь 5 9. Люби живое 14 10. Поэтическая тетрадь 4 11. Собирай по ягодке – наберешь кузовок 9 12. По страницам детских журналов 6 13 Зарубежная литература 8 Итого 102ч .