РП по родной литературе (крымскотатарской) 5-9 кл

Рабочая программа

по РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (КРЫМСКОТАТАРСКОЙ)

для

5-9

классов

Составитель:
Сеит-Меметова Эльвира Аблякимовна
Учитель
первой квалификационной категории

2021 г

2
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.12.2010г.№1897), Примерной программы «Крымскотатарская литература» для
общеобразовательных
организаций Республики Крым для 5-9 классов под редакцией А.С.Аблятипова, 2015 г.,
учебных пособий для общеобразовательных организаций с обучением на
крымскотатарском и русском языках «Крымскотатарская литература». 5 класс/
Д.У.Селяметова,
Г.Р.Аджигельдиева,
Г.С.Абдишева
Москва,
издательство
«Просвещение», 2017. – 240с., «Крымскотатарская литература. 6 класс» / Л.Р.Белялова,
Т.Ф.Мустафаева, Л.Н.Трош и др. - Москва, издательство «Просвещение», 2018. – 207с.,
«Крымскотатарская литература. 7 класс» / Ф.М.Асанова, Э.Э.Османова. - Москва,
издательство «Просвещение», 2017. – 207с., «Крымскотатарская литература. 8 класс» /
А.Кокиева, К.Э.Салядинов, Г.А.Межмединова, А.М.Харахады. - Симферополь,
издательство «Крымучпедгосиздат», 2005. – 264с., «История крымскотатарой литературы.
9 класс» / А.Кокиева. - Симферополь, издательство «Крымучпедгосиздат», 2005. – 264с.
Программа составлена для учащихся 5-9 классов и рассчитана на 34 часа годовых, 1
час в неделю (34 учебных недели).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства
любви к Крыму, уважительного отношения к крымскотатарской литературе, к
литературе
и
культурам
других
народов;
использование различных источников информации (словари, энциклопедии, интернетресурсы).
Метапредметные результаты:
-Умение понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной
гипотезы, выделять характерные причинно-следственные связи в устных и письменных
высказываниях; формировать выводы;
-Умение самостоятельно организовать собственную деятельность;
-Умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать,
использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты:
--Понимание проблематики изученных произведений крымскотатарской литературы;
--Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания;
--Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к
одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему,
характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

3
-Определение в произведении сюжета, композиции, изобразительно-выразительных
средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания
произведения;
-Владение элементарными литературными терминами;
-Приобщение к духовно-нравственным ценностям крымскотатарской литературы и
культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- Понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
-Восприятие на слух литературных произведений разных жанров и их осознанное чтение;
-Умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием
образных средств крымскотатарского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по
прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические
высказывания; вести диалог;
-Написание классных и домашних сочинений на темы, связанные с тематикой и
проблематикой изученных произведений, написание творческих работ, рефератов на
литературные общекультурные темы.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 КЛАСС
Литература как искусство слова. (1ч)
Литература как одна из форм освоения мира. Происхождение литературы. Роль
литературы в воспитании и образовании человека. Чтение и литература. Литература
и другие виды искусства.
Крымскотатарский фольклор. (8ч)
Богатство отражения мира в фольклорных произведениях. Жанры фольклора.
Представления о добре и зле, народные традиции в фольклорных произведениях.
Воспитательная функция фольклора.
Народные песни. Колыбельные. Частушки (Чынъ ве манелер). Виды песен, их
тематика (ознакомление). Отражение в народных песнях традиций крымских татар.
Лиричность и душевность народных песен. Песни, исполняемые на праздниках.
Выражение в колыбельных песнях нежных материнских чувств. Излюбленный жанр
народного творчества – частушки. Выразительность и образность языка частушек.
Причина их популярности.
Считалки. Саюв текерлемелери. Скороговорки. Скороговорки как средство
развития речи детей.
Загадки. Отражение в загадках народной смекалки и наблюдательности.
Краткость, выразительность и образность загадок.
Пословицы и поговорки. Отражение в пословицах и поговорках народной
мудрости и морального свода правил жизни. Образцы народного красноречия, источник
мудрости, знаний о жизни.
Народные сказки. «Мераметли къарынджа», «Торгъайчыкъ», «Акъыллы кирпинен
айнеджи тильки» (одна из каждого вида по выбору); «Туварджынынъ акъыллы къызы»,
«Мырзанен ногъай», «Алтыны чокъ, шенълиги ёкъ»; «Къозлагъан къазан», «Тылсымлы

4
таз огълан», «Алим». Сказка как популярный жанр народного творчества. Виды сказок.
Соотношение реального и фантастического в сказочных сюжетах. Народная мудрость
сказок. Воплощение Победа добра и наказание зла – развязка всех сказочных сюжетов.
Народные праздники. Посиделки. (1ч)
Народные праздники (Наврез и Хыдырлез, Ораза и Къурбан). Праздник Нового
года по восточному календарю. Праздник весеннего пробуждения природы и начала
полевых работ. Посиделки. Воспитательное значение народных традиций. Посиделки
как распространенный вид народного развлечения. Особенности проведения
посиделок.
Теория литературы. Литература как искусство слова и другие виды искусств.
Фольклор. Жанры фольклора. Малые жанры фольклора. Лаконизм и эмоциональная
выразительность малых жанров фольклора. Пословица. Поговорка. Отличительные
особенности. Загадка. Песня. Частушка. Музыка в произведениях фольклора. Сказка.
Художественные особенности волшебной сказки: волшебный сюжет, волшебные герои,
яркость языка.
Образ Родины и красота родного языка в поэтических произведениях. (5ч)
Н. Челебиджихан «Ант эткенмен» («Я поклялся…»).
Слово о поэте. Клятва верности родине, готовность помочь своему народу бороться
за его свободу и счастье.
Образ Родины и средства его воплощения в лирике. Раздумья поэта о судьбе народа.
Красота и выразительность родного языка, его великая нравственная и духовная сила.
Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу. Чувства пламенной любви к
Родине, вера в ее счастливое будущее. Тема патриотизма и Родины в произведениях.
Судьба Родины в лирике.
Ш. Селим «Ватан недир? деген суалиме джевап берип оламагъан генчлеримизге»,
«Тувгъан тилим»; Ю. Кандым «Байрагъым»; И. Абдураман «Меним Ватаным –
Къырым», «Ана тилим»; И. Асанинъ «Бир авуч топракъ»; А. Гирайбай «Меним
Къырымым»; Ю. Темиркъая «Тувгъан тиль»; А. Велиев «Ана тилим»; С. Эмин «Ана
тили», «Топрагъым» и другие произведения по выбору учителя.
Теория литературы. Понятие о поэзии. Рифма и ритм. Эпитет. Интонация.
Логическое ударение. Тема и идея произведения. Гимн.
Уроки нравственности. (5ч)
Дж. Аметов. «Джедвельге къоюлмагъан дерс». Сложность человеческих судеб в
послевоенное время. Забота о детях, пострадавших в годы войны. Гуманизм рассказа.
И.Паши. «Фындыкъ джыйгъанда», «Чал атнынъ тырнагъы» (отрывок).
Становление характеров юных героев в ходе сложных испытаний. Произведение о дружбе,
смелости и находчивости детей, проявленных в необычных жизненных ситуациях.
Влияние взрослого друга на формирование характера Османа. Воспитание любви к
природе, к животным.
А.Осман. «Балалар эви янында». Нравственные проблемы произведения. Герои и сюжет
произведения. Внутренний мир героев.
Э. Амит. «Чанта», «Анамнынъ умюти». Становление характера подростка. Влияние
мудрых наставлений матери и примера трудолюбивой и целеустремленной сестры на
формирование взглядов главного героя.Трагедия семьи, потерявшей в войне отца.
Стойкость матери и сына.
Дж. Гъафар. «Асанчыкънынъ куньлеринден»;
Шерьян Али. «Эдиечик ве Эдип», «Экимизге бир чана», «Селямсыз Саре».
Э.Фазыл. «Олсун байрамлар», «Насиат»

5
Н.Умеров. «Энъ татлы», «Юзюм, «Анамнынъ дуасы»
Р. Муедин. Рассказы «Кабаат кимде?», «Татлы ве аджджы», «Къоркъакъ Къадыр».
Нравоучительное содержание произведений. Автор и его отношение к поступкам героев.
М.Нузет. «Къартбабамен торуны». Глубина особенностей национального характера
героев в стихотворении.
Теория литературы. Понятие о прозе. Рассказ. Сюжет. Композиция сюжета.
Понятие о монологе и диалоге. Литературный герой.Портрет. Связь между внешним
обликом и поступками героя.
Природа Крыма в произведениях писателей и поэтов. (4ч)
Отражение красоты природы. Бережное отношение к живой природе и стремление
ее защитить.Тема живописной картины природы и приемы ее раскрытия. Связь человека с
окружающим миром.Особенности пейзажа в произведении.Поэтическое восприятие
окружающего мира природы. Образ Родины в стихах о природе.
Умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей.Автор и его отношение к
природе в строках лирических стихов. Отражение красоты природы. Конкретные
пейзажные зарисовки. Фольклорные традиции в рассказе.
Я. Шакир-Али «Йыртыджы» къушлар», «Денъиз иле ель», «Къартал ве
йырджыкъушлар»; М.Нузет «Озен», «Эчкичик»; О. Амит «Озенде»; Э. Шемьи-заде
«Къыш келе», «Гедже», «Акъшам денъиз ялысында»; Ю.Болат «Туфанда къалгъан къой
сюрюси»; Т.Халилов «Акъбардакъ».
Э.Амит «Денъиз ташчыкълары», «Ягъмур токътады», «Денъизде геми ялдай»; М.
Дибагъ. «Балкъуртлар» и другие произведения о красоте родной земли (по выбору).
Теория литературы. Понятие о пейзаже. Эпитет. Сравнение. Метафора.
Олицетворение. Интонация.
Сквозь огонь войны прошедшие. (5ч)
Тема Великой Отечественной войны в крымскотатарской литературе. Отражение
Великой Отечественной войны в произведении. Памяти героев Отечественной войны
посвящается. «Жизнь, отданная за Родину» (по произведениям писателей-фронтовиков).
Подвиг народа в годы войны. Поэзия военных лет. Образ девушки (женщины) в
произведениях о войне. Женщина-мать в годы войны.
С. Эмин. Стихотворения «Гъалебе акъшамы», «Дженктен кельдим», «Окопта»,
«Джеллятлар»; Дж. Аметов, Энвер Арифов. «Абдул Тейфукъ» (отрывок из повести); Р.
Халид.
Рассказ«Ватан
хызметине
берильген
омюр»;
Р.
Мурад.
Стихотворения«Генералнынъ икяеси», «Биль джеллят», «Матрос», «Партизанлар
геджеси»; А.Умеров.«Ватан къызы» (отрывок из повести); Р.Фазыл, Л. Софу
«Аметханнынъ йылдызы» (отрывок из повести); А. Велиев. «Байраккъа тамгъан
козьяшлар (отрывок из повести)
А. Дерменджи. «Баш эгмегенлер» (отрывок из повести).
Трагические страницы депортации. (4ч)
Черкез-Али.Стихотворения «Ювез», «Тапсам да анамны», «Анамнынъ седасы»,
«Майренинъ икяеси». Ш. Селим.Стихотворения «Яз акъшамы къарагъач тюбюнде»,
«Къаргъыш». А. Велиев. «Сюргюнлик хатыралар». А.Осман. «Таныш козьлер». Рассказ о
трагических страницах истории крымских татар – депортации. Испытания, выпавшие на
долю главного героя. Э. Умеров. Рассказы «Къара поездлар», «Янгъызлыкъ», «Рухсет»
(один по выбору). Р. Фазыл. Стихотворение «Унутмайыкъ».
Шерьян Али. «Хатырылар юкю» (очерк). Ш. Аппазов. Стихотворение «Хатыра». Ш.
Рамазанов. «Дженэннемден къайткъанлар» (отрывок из романа). У. Эдемова. «Айдын
геджеде» (отрывок из романа).

6
Теория литературы. Понятие об очерке. Автор-повествователь.
Для заучивания наизусть.
Народные песни (по выбору)
Н. Челебиджихан «Ант эткенмен…».
Одно-два стихотворения из раздела «Образ Родины и красота родного языка в
поэтических произведениях».
Одно-два произведения из раздела «Родная природа в произведениях писателей и
поэтов» (включая отрывок из прозы).
Одно-два стихотворения из раздела «Наше героическое прошлое» (включая
отрывок из прозы).
Одно-два стихотворения из раздела «Трагедия депортации в литературе»
(включая отрывок из прозы).
6 КЛАСС
Литература как искусство слова. (1ч)
О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства. Развитие
представлений о литературе; писатель и его место в культуре и жизни общества; человек
и литература; книга - необходимый элемент в формировании личности (художественное
произведение, статьи об авторе, справочный аппарат)
Крымскотатарский фольклор. (3ч)
Богатство отражения мира в фольклорных произведениях. Жанры фольклора.
Представления о добре и зле, народные традиции в фольклорных произведениях.
Воспитательная функция фольклора.
Народные сказки. Сказка и её художественные особенности. Виды сказок.
Сказочные образы. Отличие бытовой сказки от волшебной.
Пословицы и поговорки. Отражение в пословицах и поговорках народной мудрости
и морального свода правил жизни. Образцы народного красноречия, источник мудрости,
знаний о жизни.
Анекдоты Ахмета ахая. Остроумный и находчивый Ахмет ахай – герой смешных,
поучительных историй. Собирательный образ Ахмет ахая как воплощение народного
характера.
Литературная сказка. (2ч)
Творческое использование традиционного сказочного сюжета. Необычная развязка и
её глубокий смысл.
Э Селямет «Алтын балта акъкъында масал»; Ш. Селим «Джумерт йылан, алидженап
къарт ве хиянет косе акъкъында масал».
Теория литературы. Жанры фольклора. Углубление понятия о литературной
сказке. Персонажи сказок. Понятие о литературной сказке. Аллегория.
Образ Родины и красота родного языка в поэтических произведениях. (7ч)
Образ Родины и средства его воплощения в лирике. Раздумья поэта о судьбе народа.
Красота и выразительность родного языка, его великая нравственная и духовная сила.
Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу. Чувства пламенной любви к
Родине, вера в ее счастливое будущее. Тема патриотизма и Родины в произведениях.
Судьба Родины в лирике.
Б.Чобан-заде «Тувгъан тиль», «Догъдым бир эвде», «Бир изинъ беринъиз», «Яз
акъшамы эв алдында»; А. Гирайбай «Тувгъан тилиме», «Мектеп»; Дж. Керменчикли

7
«Озь тилимиз», «Татарым; К. Джаманакълы «Бу меним тилим»; Гъ. Булгъанакълы
«Ана тилим»; И. Абдураман «Ана тилим», «Ольдюрменъиз, иншалла»; М. Ниязий «Татар
бармы, деп сорагъанларгъа»; О. Амит «Ватаным меним»; М.Сулейман «Котериль
юртум»; Р.Мурад «Тувгъан тиль», «Сенинъ ичюн», Ватан», «Анам»; Черкез Али «Ана
тилинде лаф этмеген аналаргъа»; Р. Бурнаш «Сакъавланма. эй кадяй»
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Понятие о поэзии. Рифма и ритм. Строфа. Эпитет.
Интонация. Логическое ударение.
Уроки нравственности. (5ч)
Н. Челебиджихан. «Къарылгъачлар дуасы». Драматизм произведения.Стремление
главного героя к знаниям. Душевное потрясение и переживания, связанные с закрытием
школы. Ю.Болат. «Балта». Рассказ о трагической судьбе героя, ставшего жертвой
преступления. Осуждение жестокости. Судьба героев.Воспитание чувства милосердия и
сострадания к людям. И.Эмиров. Рассказы«Алма давасы», «Бостанда». И. Абдураман.
Стихотворение «Огют». Э. Алимов. «Къумру къанат керди». Тема дружбы в рассказе.
Чистота и непосредственность детских чувств и переживаний. Черты характеров героев,
раскрывающиеся в отношениях героев. Э. Шемьи-заде. Стихотворение «Дёрт
тальтинке». Нравоучительное содержание произведения А. Дерменджи. «Таир ве
Мурат». Нравственная проблематика рассказа. Жизненные уроки героев, повлиявшие на
становление их характера. Р. Бурнаш. Стихотворения «Тенбельнинъ такъдири», «Хор
олмасын аналар». Утверждение нравственных идей в поэзии Бурнаша. Нравоучительное
содержание произведения. Черкез Али. Рассказ «Отьмекнинъ къадири». Смысл названия
рассказа.
Родная природа в произведениях писателей и поэтов. (4ч)
Отражение красоты природы. Бережное отношение к живой природе и стремление
ее защитить.Тема живописной картины природы и приемы ее раскрытия. Связь человека с
окружающим миром. Особенности пейзажа в произведении. Поэтическое восприятие
окружающего мира природы. Образ Родины в стихах о природе. Умение чувствовать
красоту природы и сопереживать ей. Автор и его отношение к природе в строках
лирических стихов. Отражение красоты природы. Конкретные пейзажные зарисовки.
Б. Чобан-заде «Булутлар», «Узакъ тавлар»; Абляй Шамиль Чонгъарлы
«Далгъа»; Эшреф Шемьи-заде «Саба», «Чёльде яз акъшамы»; Р. Фазыл «Инсан ве
табиат» (шиир); Т.Халилов «Меджит агъанынъ сельбилери»; А. Велиев «Къыш
левхалары», «Чечек джыйгъанда», «Мышыгъым», «Гогерджинлер»; Ю. Темиркъая «Гуль
мевсими», «Озенлер», «Мелевше», «Дагъ чокърагъы»; И. Абдураман «Тереклер»;
Ю.Болат «Къойсыз чобан»; И. Асанин «Къарылгъачлар, «Ай ве кунеш»; Б.Мамбет
«Фидан», «Али ве кирпи».
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Место и роль пейзажа в художественном произведении.
Сквозь огонь войны прошедшие. (5ч)
Тема Великой Отечественной войны в крымскотатарской литературе. Отражение
Великой Отечественной войны в произведении. Памяти героев Отечественной войны
посвящается. «Жизнь, отданная за Родину» (по произведениям писателей-фронтовиков).
Подвиг народа в годы войны. Поэзия военных лет. Образ девушки (женщины) в
произведениях о войне. Женщина-мать в годы войны.
И. Асанов. Рассказ «Биринджи разведка»; Р. Муедин. «Партизанларнен алякъа»
(отрывок из романа «Агъыр такъдирлер» романындан парча); Эмир Усеин Чалбаш.
«Йигирми эки йыл кокте» (отрывок); Р.Халид. Стихотворения «Шинелиме бакъкъанда»,

8
«Эскадрон оларакъ». «Дженк ветеранларына»; Дж. Аметов. «Къуршуннен
токътатылгъан йыр» (отрывок из повести); А.Велиев. «Ордугъа багъышлангъан омюр»
(рассказ о генерале И. Болатове).
Тема депортации в литературе. (7ч)
Э. Шемьи-заде. Стихотворение «Къайгъы». Ш. Селим. Стихотворения«Яраланъан
тюркюлер», «Анам. Сени пек сагъындым», «Тюшюндже». А. Велиев. Стихотворения
«Анама», «Догъгъан эвим», «Умумхалкъ фаджиасы», «Такъдир». И. Паши. Рассказ
«Бельки даа корюширмиз». С. Эмин. Стихотворения «Кунь келир», «Бир отьмек», «Сен
олмасанъ». И. Асанин. Стихотворения «Кельдилер», «Олар мында», «Савлыкъман къал,
севимли Къырым!», «Фырсат тапты», «Меним антым».
Для заучивания наизусть.
Одно-два стихотворения из раздела «Образ Родины и красота родного языка в
поэтических произведениях».
Одно-два произведение из раздела «Родная природа в произведениях писателей и
поэтов» (включая отрывок из прозы).
Одно-два стихотворения из раздела «Наше героическое прошлое» (включая
отрывок из прозы).
Одно-два стихотворения из раздела «Трагедия депортации в литературе (включая
отрывок из прозы).
7 КЛАСС
Литература как искусство слова. (1ч)
Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического
чувства. Добро и зло, справедливость, истина, красота, совесть, любовь и дружба, семья,
ответственность, свобода - наиболее используемые авторами человеческие ценности.
Крымскотатарский фольклор. (7ч)
Богатство отражения мира в фольклорных произведениях. Жанры фольклора.
Представления о добре и зле, народные традиции в фольклорных произведениях.
Воспитательная функция фольклора.
Народные песни. Частушки и мане. Народные приметы. Пословицы и поговорки.
Быль (Ривает).
Виды песен, их тематика (углубление знаний о жанре). Отражение в народных
песнях традиций крымских татар. Лиричность и душевность народных песен. Песни,
исполняемые на праздниках. Выражение в колыбельных песнях нежных материнских
чувств. Излюбленный жанр народного творчества – частушки. Выразительность и
образность языка частушек. Причина их популярности.
Бытовые песни.
Исторические и солдатские песни. Отражение исторических событий и реальных
фактов из жизни в исторических песнях. Выражение духа народа и его стремления к
свободе.
Обрядовые песни.
Лирические песни. Художественные особенности лирических песен. Тема любви и
верности.
Народные приметы.
Пословицы и поговорки. Отражение в пословицах и поговорках народной мудрости
и морального свода правил жизни. Образцы народного красноречия, источник мудрости,
знаний о жизни.

9
Быль. Понятие о были. Популярность жанра. Личность Алима — главного героя
былин. Героическая и трагическая судьба Алима. Всенародная любовь, вера в силу и
справедливость героя.
Теория литературы. Понятие о были. Углубление понятия о народной песне,
пословицах и поговорках.
Литература древнего периода. (2ч)
Создание первичных представлений о древней крымскотатарской литературе.
Орхоно-Енисейские рунические надписи. Литературный памятник «Надписи во славу
Куль-тегина» - один из наиболее известных и художественно совершенных памятников
древнетюркской письменности. Жанровая особенность и идея произведения.
Юсуф Баласагуни. «Благодатное знание». Выдающийся литературный памятник (краткие
сведения о поэме). Изложение в поэтической форме нравоучительных истин: о морали,
праве, управлении государством и праве. Этико-моралистическая и философская
направленность поэмы.
Махмуд Крымский. «Юсуф ве Зулейха» (краткие сведения о поэме) Основа сюжета кораническая легенда о пророке Юсуфе (о библейском Прекрасном Иосифе и его братьях).
Теория литературы. Первичные понятия о методе в художественной литературе.
Стихотворные размеры. Силлабическое стихосложение.
Литература периода Золотой Орды. (1ч)
Создание первичных представлений о периоде. Зарождение государства Золотая
Орда: история, культурная жизнь, науки, литература.
Абдульмеджиди Къырымлы. Газель. О прекрасном и возвышенном чувстве любви.
Сейфи Сараий. Гъазель. Хикяет.
Теория литературы. Понятие о жанрах восточной литературы.
Литература периода Крымского ханства. (2ч)
Создание первичных представлений о периоде. История создания Крымского
ханства. Вклад крымских ханов в литературу. Основные направления поэзии ханского
времени. Произведения, предствляющие основные направления: Менъли Герай. Къыта;
Фейзи Кефеви. Гъазель; Алдулбакъий и Ашыкъ Умер. Семаи. Къошма. Гъазеллер. Слово
о кедае. Обзор торчества. Тематическое богатство, философское содержание поэзии.
Раздумья поэта о жизни, смысле бытия.
Джанмухаммед. Поэма «Тогъай бей». История создания поэмы. Образ Тогъай бея.
Теория литературы. Понятие о жанрах восточной литературы. Понятие о дестане.
Понятие о поэме.
Литература XVIII-XIX веков. (1ч)
Создание первичных представлений о периоде.
Эшмырза. Слово о поэте. Стихотворения. О жизни кедая. Протест против жестокой
политики царизма. Осуждение невыносимых условий военной службы. Близость
произведения к народной поэзии.
Литература периода «Пробуждения». (3ч)
Создание первичных представлений о периоде. Символичность названия.
И. Гаспринский. Слово о просветителе. Издательская и просветительская
деятельность И. Гаспринского. Газета «Терджиман». И. Гаспринский и дети.
У. Ш. Тохтаргъазы. Слово о поэте. Стихотворения «Дюньяда не вар?», «Не
керек?», «О недир?». Призыв к молодому поколению стремиться к знаниям.
Стихотворение – гимн знаниям. Основной пафос стихотворения - разоблачение

10
социальной несправедливости. Сочувствие угнетенному народу.
Я. Шакир-Али. «Мектеп ве миллий тиль», «Танъ», «Саат», «Денъиз ве ель».
Тематическое многообразие поэзии. Простота и глубина мыслей. Философское
содержание лирики.
Литература XX века. (17ч)
Б. Чобан-заде. Рассказ «Индемез Джемиль». Слово о поэте
А. Гирайбай. Стихотворение «Татар оджасына». Слово о поэте.
Самоотверженность учителя в борьбе за просвещение, его бедственное положение в
обществе.
А. Ильмий. Рассказ «Чубарым балам». Слово о писателе.
М.Дибагъ. Пьеса «Гизли нишан». Слово о писателе.
О. Амит. Стихотворение «Ватаным меним». Слово о поэте. Восторженная песнь
о любви к Родине, красоте родного края.
У. Ипчи. Рассказ «Куреш». Слово о писателе Реалистическая жизнь простых селян.
Отражение народных традиций в произведении. Тематика и проблематика рассказа.
Авторское отношение к героям.
Э. Шемьи-заде. Стихотворения «Акъшам денъиз ялысында», «Йырларым».
«Шайлы къыз», «Арыкъбаш этегинде»; «Алиме» (отрывок из поэмы). Слово о поэте.
Богатство метафорического языка. Поэтическое восприятие окружающего мира природы.
Изобразительно-выразительные средства языка в стихотворениях. Мужество и стойкость
девушки-разведчицы
Ш. Алядин. Стихотворения «Танъ бульбули», «Чекюч давушы», «Къара къыз»
«Еллернинъ давушы». Слово о писателе.
Э. Селямет. Поэма «Ильки богъдай». Слово о поэте.
Ю. Болат. «Алим» (отрывок романа.). Характеристика персонажей произведения.
Раскрытие главных черт их характеров: честности и благородства.
А.Осман. «Аметнинъ козьяшлары». Рассказ о бесправном положении народа в
годы депортации. Драматическая судьба Амета. Авторское отношение к герою. Слово о
писателе.
Р. Муедин. «Асанчыкъ ве Къашкъачыкъ». Слово о писателе. Тема депортации в
произведении. Картина всенародного горя. Рассказ о страданиях и гибели мальчика и его
собаки.
У. Эдемова. «Гъайып аскернинъ анасы». Тема тяжелой материнской доли в
рассказе. Драма матери, ждущей погибшего сына до последнего.
Теория литературы. Понятие о лирическом произведении. Особенности
лирических произведений. Понятие о теме и идее художественного произведения.
Для заучивания наизусть.
Народные песни (по выбору)
Ашыкъ Умер. Лирика (по выбору).
У. Ш. Тохтаргъазы. Одно-два стихотворения (по выбору).
Э. Шемьи-заде.Одно-два стихотворения (по выбору).
Ю. Болат «Алим» отрывок из романа «Алим».
8 КЛАСС
Литература как искусство слова. (1ч)
Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического
чувства. Добро и зло, справедливость, истина, красота, совесть, любовь и дружба, семья,
ответственность, свобода наиболее используемые авторами человеческие ценности.
Литература и жизнь.

11
Крымскотатарский фольклор. (5ч)
Богатство отражения мира в фольклорных произведениях. Жанры фольклора.
Представления о добре и зле, народные традиции в фольклорных произведениях.
Воспитательная функция фольклора.
Пословицы и поговорки. Легенды.
Пословицы и поговорки. Отражение в пословицах и поговорках народной мудрости и
морального свода правил жизни. Образцы народного красноречия, источник мудрости,
знаний о жизни.
Легенды. «Аюв дагъ», «Еди къую», «Демирджи дагъы», «Арзы къыз»,
«Алтын бешик».
Теория литературы. Понятие о легенде.
Литература древнего периода. (1ч)
Орхон-Енисей язылары (продолжение и углубление изученного). Памятник
Тоньюкъуку – памятник древнетюркской письменности.
Эдип Ахмед Югнеки. «Атебет-уль-хакъайыкъ». Основная идея произведения – призыв
овладевать знаниями.
Литература периода Золотой Орды. (1ч)
Продолжение и углубление изученного. Сейфи Сарайи. Газель
Литература периода Крымского ханства. (4ч)
Основные направления поэзии ханского времени. Произведения, представляющие
основные направления Мехмед Факъри (18 в.). Иляхи; Хурреми Челеби. Стихотворения.
(продолжение и углубление изученного). Гъазайи (16 в.) Любовная лирика. «Сефернаме».
Краткие сведения о жизни и творчестве. Тематическое и жанровое разнообразие лирики.
Поэтическая выразительность языка газелей.
Ашыкъ Умер. Обзор творчества (продолжение и углубление изученного). Тематическое
богатство. Философское содержание поэзии.
Мустафа Джевхерий. Къошма. Семаи. Общие сведения о жизни и творчестве. Основные
жанровые и тематические особенности творчества.
Теория литературы. Понятие о восточных системах стихосложения.
Литература XVIII-XIX веков. (2ч)
Исметий. Слово о поэте. «Кефе дестаны». Отражении в дестане трагических
событий 19 века. Гуманистический пафос поэмы. Судьба народная – основная тема
произведения. Основная проблематика произведения – бесправие и беззащитность народа.
Литература периода «Пробуждения». (6ч)
И. Гаспринский. Рассказы «Иван ве Сулейман», «Арслан къыз».
А. Одабаш. Жизнь и творчество. Рассказ «Унутмайджакъ». Повествование о
драматичной судьбе сироты. Мужество и сила воли главной героини.
А. Чергеев. Жизнь и творчество. Поэма «Такъдир». Судьба крымскотатарской девушки,
женщины в обществе и семье. Протест против их бесправного положения. Трагический
образ Эсмы.
Теория литературы. Поэма.
Литература XX века. (14ч)
Б.Чобан-заде. Жизнь и творчество. Стихотворения «Тынч татар чѐлюнде», «Ой, сувукъ
шу гъурбет», «Дунай таша», «Яныкъ къавал».

12
А. Гирайбай. Жизнь и творчество. Стихотворения «Джигитке», «Багъчасарай»,
«Къарасув», «Татар ичюн».
Н. Челебиджихан. Стихотворения «Айгиди, татар яшлары!», «Савлыкъман къал,
татарлыкъ», «Бастырыкъ», «Ёлджу гъарип», «Кобелек». Разнообразие тематики.
Проблематика и основные мотивы поэзии: родина, честь. Мужество. Философские мысли
поэта. Призыв к просвещению.
Дж. Сейдамет. «Къанлы кольмек». Рассказ. Драматический сюжет произведения.
Система образов.
У. Ипчи. Жизнь и творчество. Рассказы «Зейнеп тизе», «Ачлыкъ хатирелеринден».
Основные темы и характеристики образов. Психологическая глубина человеческих чувств
и переживаний. Изображение трагедии войны и голода.
Ю.Темиркъая. «Рабиа». Историческая поэма.
Э. Шемьи-заде. «Озьбекстан балладасы». Аллегория как основной прием раскрытия
замысла. Тема и идея произведения. Изображение трагической судьбы народа. Вера в
торжество справедливости.
Ш.Алядин. Рассказы «Ешиль япынджалы къыз», «Эльмаз». Повесть «Иблиснинъ
зияфетине давет» (отрывки).
Ю.Болат. «Арзы къыз». Фольклорная основа произведения. Авторское отношение к
персонажам. Сценическая история пьесы.
Ш.Селим. «Учь эсир». Баллада.
Теория литературы. Понятие о балладе. Идея произведения и авторский замысел.
Повесть. Драматические произведения.
Для заучивания наизусть.
Ашыкъ Умер. Лирика (по выбору).
Б. Чобан-заде. Стихи (по выбору).
А. Гирайбай Стихи (по выбору).
Н. Челебиджихан Стихи (по выбору).
З. Джавтобели Стихи (по выбору).
9 КЛАСС
Ведение. (1ч)
Место художественной литературы в общественной и культурной жизни крымских
татар. Периоды развития литературы. Понятие о литературном процессе.
Литература древнего периода. (4ч)
Махмуд Къашгъарий. «Диван-и лугъат-ит-тюрк». Словарь тюркского языка –
жемчужина сокровищницы тюркской литературы, источник сведений о тюркской истории,
культуре, фольклоре, мифологии, географии.
Ахмед Есеви. Хикметлери. «Кодекс Куманикус» («Книга кипчаков» - рукописный
словарь, созданный в Солхате).
Махмуд Къырымлы. «Юсуф ве Зулейха». Основа сюжета - кораническая легенда о
пророке Юсуфе (о библейском Прекрасном Иосифе и его братьях).
Литература периода Крымского ханства. (5ч)
Основные направления поэзии ханского времени. Произведения, представляющие
основные направления:
Саид Герай. Стихотворения.
Гъазайи. «Долап» месневи. («Мельничное колесо») Тематическое и жанровое
многообразие лирики поэта. Поэтическая выразительность языка газелей. Философские

13
представления о смысле жизни.
Ашыкъ Умер. Семаи; Къошма; Тарих тюшюрме санаты (Искусство поэтической
хронограммы); «Багъчасарай чешмеси китабеси» (Хронограмма надписи на фонтане
Бахчисарайского дворца)
Абдульгъаффар Къырыми. «Умдет-уль-ахбар». (История Крымского ханства) историческая проза.
Литература XVIII-XIX веков. (1ч)
Муаджир тюркю ве дестанлары
Халим Герай. «Гульбун-и ханан» - история крымских ханов.
Литература периода «Пробуждения». (9ч)
И. Гаспринский. Жизнь и творчество. Роман «Френкистан мектюплери» («Письма
из Франции») (отдельные главы). Автобиографичность образа Моллы Аббаса. Социальнофилософские взгляды Гаспринского, выраженные в романе. Жанровые и стилистические
особенности романа-эпопеи.
А. С. Айвазов. «Аннеджигим, нердесин? Кель!» («Где ты, мамочка? Приди!») Очерк
жизни и творчества. Трагическая доля главной героини. Гуманизм рассказа.
Дж. Керменчикли. Стихотворения «Мукъаддес эмелимиз олуркен» («Станет
священным стремление»), «Севин. эй шанлы миллет!» («Радуйся, славный народ!»),
«Челеби Джинане («Челеби Джихану»). Жизнь и творчество.
Джафер Сейдамет. «Унутылмаз козьяшлар» («Незабываемые слёзы»), «Миллий
дуйгъу» («Национальное чувство»), «Джин Мамбет». Жизнь и творчество.
Джемиль Сейдамет. «Амам аралыгъы» («Банный переулок»), «Къую тюбюнде»
(«На дне колодца»). Рассказы. Жизнь и творчество. Сюжет, композиция и особенности
повествования.
Литература XX века. (14ч)
Ш. Бекторе. «Айт, Чатыртав!» («Говори, Чатыртав!»), «Къырым акъкъында» («О
Крыме»), «Татарлыгъым» («Родина»), «Миллетнинъ кябеси» («Святыня нации»).
Стихотворения. Жизнь и творчество. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в
потенциальные силы народа, лучшую его судьбу.
А. Ильмий. «Ачлыкъ хатирелери» («Воспоминания о голоде»). Жизнь и творчество.
Изображение трагических последствий голода 1922 года в Крыму. Тяжелая судьба детей.
Внутренний мир героев. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о
беззащитных.
А. Къадри-заде. Жизнь и творчество. «Меним огютлерим» («Мои наставления»),
«Огютчининъ енъи огютлери» («Новые назидания наставника»), «Такъсим дерси» («Урок
распределения»).
А. Лятиф–заде. Стихотворения «Хаял» («Мечта»), «Омюр» («Жизнь»), «Мужде»
(«Награда»), «Шаирнинъ уйкъусы» («Сон поэта»). Слово о поэте. Философские
размышления о вечных темах (жизни, счастье, бытие. смерти). Тема поэта и поэзии в
лирике.
У. Ипчи. Жизнь и творчество. «Расткелиш» («Встреча»). Рассказ.
Ю.Болат. Жизнь и творчество. «Дубаралы той» («Свадебная интрига»).
Творческая и сценическая история пьесы. Высмеивание человеческих пороков. Основной
конфликт пьесы. Система образов.
Энвер Селямет. Жизнь и творчество. «Санъа» («Тебе»), «Эр шейинъдем, Ватан»
(«В тебе, Родина»), «Не де дюльбер орьнеги» («До чего красив узор»). Красота
окружающего мира, взаимосвязь всего в этом мире, единение человека с природой.
Восторженность перед неповторимостью и красотой природы. Чистота помыслов поэта.

14
Ш. Алядин. Жизнь и творчество. Повесть «Теселли» («Успокоение»). Роман
«Тогъай бей» («Тогай бей»). Тема гражданской войны в повести. Проблемы гражданской
войны, ее влияние на судьбы героев. Бесчеловечность братоубийственной войны. Нравы и
обычаи крымскотатарской семьи. Салядин – выразитель сущности народного характера.
З. Къуртнезир. Жизнь и творчество. «Юрек агърылары» («Боль сердца»).
М.Севдияр. Жизнь и творчество. «Сагъынув» («Тоска»), «Достума» («Другу»),
«Агълама бульбуль» («Не плачь, соловей»). Рассказ «Эки тамчы козьяш» («Две капли
слёз»). Тема дружбы и ее воплощение в стихотворении. Тоска по Родине в лирике
Севдияра. Сюжет, композиция и особенности повествования рассказа.
Для заучивания наизусть.
Одно-два стихотворения Ш. Бекторе.
Одно-два стихотворения А. Къадри-заде.
Отрывок из повести А. Ильмия «Ачлыкъ хатирелери».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Темы
Литература как искусство слова.
Крымскотатарский фольклор.
Народные праздники. Посиделки.
Образ Родины и красота родного языка в поэтических
произведениях.
Уроки нравственности.
Природа Крыма в произведениях писателей и поэтов.
Сквозь огонь войны прошедшие.
Трагические страницы депортации.
Повторение в конце года.
Итого:

Количество часов
1
8
1
5
5
4
5
4
1
34

Классное сочинение – 1;
Домашнее сочинение – 1;
Вн. чт. – 2;
Рр – 4
6 КЛАСС

№
1.
2.
3.
4.
5.

Темы
Литература как искусство слова.
Крымскотатарский фольклор.
Литературная сказка.
Образ Родины и красота родного языка в поэтических
произведениях.
Уроки нравственности.

Количество часов
1
3
2
7
5

15
6.
7.
8.

Родная природа в произведениях писателей и поэтов.
Сквозь огонь войны прошедшие.
Тема депортации в литературе.
ИТОГО

4
5
7
34

Классное сочинение – 1
Домашнее сочинение – 1;
Вн. чт. – 2;
Рр - 4
7 КЛАСС
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Темы
Литература как искусство слова.
Крымскотатарский фольклор.
Литература древнего периода.
Литература периода Золотой Орды.
Литература периода Крымского ханства.
Литература XVIII-XIX веков.
Литература периода «Пробуждения».
Литература XX века.
ИТОГО

Количество часов
1
7
2
1
2
1
3
17
34

Классное сочинение – 1;
Домашнее сочинение – 1;
Вн. чт. – 2;
Рр - 4
8 КЛАСС
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Темы
Литература как искусство слова.
Крымскотатарский фольклор.
Литература древнего периода.
Литература периода Золотой Орды.
Литература периода Крымского ханства.
Литература XVIII-XIX веков.
Литература периода «Пробуждения».
Литература XXI века.
ИТОГО

Классное сочинение – 1;
Домашнее сочинение – 1;
Вн. чт. – 2;
Рр - 4

Количество часов
1
5
1
1
4
2
6
14
34

16
9 КЛАСС
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Темы
Введение.
Литература древнего периода.
Литература периода Крымского ханства.
Литература XVIII-XIX веков.
Литература периода «Пробуждения».
Литература XX века.
ИТОГО

Классное сочинение – 1;
Домашнее сочинение – 1;
Вн. чт. – 2;
Рр - 4

Количество часов
1
4
5
1
9
14
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».