РП по родной литературе (крымскотатарской) 5 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым
Администрация Кировского района
МБОУ "Абрикосовская школа"

РАССМОТРЕНО
на заседании МО учителей
филологического направления
___________ Э.А. Сеит-Меметова
Протокол заседания № 1
от «22» 08. 2022 г.

СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УВР
____________________
Е.А. Майко
«23» 08. 2022 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
___________________
А.А. Демидова
Приказ № 96-од
от «30» 08.2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(ID 5169462)

учебного предмета
«РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (КРЫМСКОТАТАРСКАЯ)»
(для 5 класса)

Составитель:
Сеит-Меметова Эльвира Аблякимовна
учитель крымскотатарского языка

с. Абрикосовка 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА
(КРЫМСКОТАТАРСКАЯ)»
Крымскотатарская литература, являясь носительницей важных культурных ценностей, смыслов,
духовно-нравственных представлений, содействует познанию и усвоению жизненной философии
крымскотатарского
народа,
участвует
в
формировании
национального
самосознания,
самоидентификации и общероссийского гражданского сознания обучающихся.
Предмет «Родная (крымскотатарская) литература» выступает одним из основных предметов
гуманитарного образования, определяющих уровень интеллектуального и нравственно-эстетического
развития личности. Изучение родной литературы способствует познанию жизни и моделированию
действительности, создает при помощи изобразительно-выразительных средств художественную
картину мира и вызывает определенное отношение к ней, обладает высокой степенью
эмоционального воздействия. С литературным образованием связано воспитание читателя,
осознающего значимость чтения и изучения литературы для своего дальнейшего личностного
развития, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных
высказываниях, а также формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания
мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества.
Изучение родной (крымскотатарской) литературы обеспечивает постижение обучающимися
произведений крымскотатарской литературы, развитие навыков интерпретации и анализа с опорой на
принципы единства художественной формы и содержания; создание условий для развития
национального самосознания, осознания этнической принадлежности, приобретения системных
знаний об истории, языке, культуре, мировоззрении, менталитете, философии своего народа.
Учебный предмет обеспечивает межпредметные связи с другими учебными предметами
гуманитарного цикла, особенно с учебным предметом «Родной язык (крымскотатарский)» и
«Литература».

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА
(КРЫМСКОТАТАРСКАЯ)»
Цель изучения учебного предмета – воспитание ценностного отношения к родной
(крымскотатарской) литературе как существенной части родной культуры, приобщение обучающихся
к культурному наследию и традициям своего народа, а также формирование грамотного читателя,
способного использовать свою читательскую деятельность как средство для самообразования.
Задачи изучения учебного предмета:
– развитие умений комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
– приобщение обучающихся к родной (крымскотатарской) литературе как искусству слова через
введение элементов литературоведческого анализа, ознакомление с отдельными теоретиколитературными понятиями;
– знакомство с крымскотатарским литературным процессом и осознание его связи с историческим
процессом;
– развитие коммуникативных умений обучающихся (устной и письменной диалогической и
монологической речи на крымскотатарском языке);
– формирование читательского кругозора;
– формирование нравственных и эстетических чувств обучающихся;
– развитие способностей к творческой деятельности на родном (крымскотатарском) языке;
– овладение общеучебными умениями и универсальными учебными действиями.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (КРЫСКОТАТАРСКАЯ)» В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования учебный предмет «Родная литература» входит в предметную область «Родной язык и
родная литература» и является обязательным для изучения.
В 5 классе на изучение учебного предмета «Родная (крымскотатарская) литература» отводится 1 час
в неделю, что составляет 34 часа.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Литература как искусство слова.
Литература как одна из форм освоения мира. Происхождение литературы. Роль литературы
в воспитании и образовании человека. Чтение и литература. Литература и другие виды
искусства.
Крымскотатарский фольклор.
Богатство отражения мира в фольклорных произведениях. Жанры фольклора. Представления о
добре и зле, народные традиции в фольклорных произведениях. Воспитательная функция фольклора.
Народные песни. Колыбельные. Частушки (Чынъ ве манелер). Виды песен, их тематика
(ознакомление). Отражение в народных песнях традиций крымских татар. Лиричность и душевность
народных песен. Песни, исполняемые на праздниках. Выражение в колыбельных песнях нежных
материнских чувств. Излюбленный жанр народного творчества – частушки. Выразительность и
образность языка частушек. Причина их популярности.
Считалки. Саюв текерлемелери. Скороговорки. Скороговорки как средство развития речи
детей.
Загадки. Отражение в загадках народной смекалки и наблюдательности. Краткость,
выразительность и образность загадок.
Пословицы и поговорки. Отражение в пословицах и поговорках народной мудрости и
морального свода правил жизни. Образцы народного красноречия, источник мудрости, знаний о
жизни.
Народные сказки. «Мераметли къарынджа», «Торгъайчыкъ», «Акъыллы кирпинен айнеджи
тильки» (одна из каждого вида по выбору); «Туварджынынъ акъыллы къызы», «Мырзанен ногъай»,
«Алтыны чокъ, шенълиги ёкъ»; «Къозлагъан къазан», «Тылсымлы таз огълан», «Алим». Сказка как
популярный жанр народного творчества. Виды сказок. Соотношение реального и фантастического в
сказочных сюжетах. Народная мудрость сказок. Воплощение Победа добра и наказание зла – развязка
всех сказочных сюжетов.
Народные праздники. Посиделки.
Народные праздники (Наврез и Хыдырлез, Ораза и Къурбан). Праздник Нового года по
восточному календарю. Праздник весеннего пробуждения природы и начала полевых работ.
Посиделки. Воспитательное значение народных традиций. Посиделки как распространенный вид
народного развлечения. Особенности проведения посиделок.
Теория литературы. Литература как искусство слова и другие виды искусств. Фольклор.
Жанры фольклора. Малые жанры фольклора. Лаконизм и эмоциональная выразительность малых
жанров фольклора. Пословица. Поговорка. Отличительные особенности. Загадка. Песня. Частушка.
Музыка в произведениях фольклора. Сказка. Художественные особенности волшебной сказки:
волшебный сюжет, волшебные герои, яркость языка.
Образ Родины и красота родного языка в поэтических произведениях.
Н. Челебиджихан «Ант эткенмен» («Я поклялся…»).
Слово о поэте. Клятва верности родине, готовность помочь своему народу бороться за его
свободу и счастье.
Образ Родины и средства его воплощения в лирике. Раздумья поэта о судьбе народа. Красота и
выразительность родного языка, его великая нравственная и духовная сила. Вера в потенциальные
силы народа, лучшую его судьбу. Чувства пламенной любви к Родине, вера в ее счастливое будущее.
Тема патриотизма и Родины в произведениях. Судьба Родины в лирике.
Ш. Селим «Ватан недир? деген суалиме джевап берип оламагъан генчлеримизге», «Тувгъан тилим»;
Ю. Кандым «Байрагъым»; И. Абдураман «Меним Ватаным – Къырым», «Ана тилим»; И. Асанинъ
«Бир авуч топракъ»; А. Гирайбай «Меним Къырымым»; Ю. Темиркъая «Тувгъан тиль»; А. Велиев
«Ана тилим»; С. Эмин «Ана тили», «Топрагъым» и другие произведения по выбору учителя.
Теория литературы. Понятие о поэзии. Рифма и ритм. Эпитет. Интонация. Логическое
ударение. Тема и идея произведения. Гимн.
Уроки нравственности.

Дж. Аметов. «Джедвельге къоюлмагъан дерс». Сложность человеческих судеб в послевоенное время.
Забота о детях, пострадавших в годы войны. Гуманизм рассказа.
И.Паши. «Фындыкъ джыйгъанда», «Чал атнынъ тырнагъы» (отрывок).
Становление характеров юных героев в ходе сложных испытаний. Произведение о дружбе, смелости и
находчивости детей, проявленных в необычных жизненных ситуациях.
Влияние взрослого друга на формирование характера Османа. Воспитание любви к природе, к
животным.
А.Осман.
«Балалар эви янында».
Нравственные проблемы произведения. Герои и сюжет
произведения. Внутренний мир героев.
Э. Амит. «Чанта», «Анамнынъ умюти». Становление характера подростка. Влияние мудрых
наставлений матери и примера трудолюбивой и целеустремленной сестры на формирование взглядов
главного героя.Трагедия семьи, потерявшей в войне отца. Стойкость матери и сына.
Дж. Гъафар. «Асанчыкънынъ куньлеринден»;
Шерьян
Али.
«Эдиечик
ве
Эдип»,
«Экимизге
бир
чана»,
«Селямсыз
Саре».
Э.Фазыл. «Олсун байрамлар», «Насиат»
Н.Умеров. «Энъ татлы», «Юзюм, «Анамнынъ дуасы»
Р. Муедин. Рассказы «Кабаат кимде?», «Татлы ве аджджы», «Къоркъакъ Къадыр».
Нравоучительное содержание произведений. Автор и его отношение к поступкам героев.
М.Нузет. «Къартбабамен торуны». Глубина особенностей национального характера
героев в стихотворении.
Теория литературы. Понятие о прозе. Рассказ. Сюжет. Композиция сюжета. Понятие о
монологе и диалоге. Литературный герой.Портрет. Связь между внешним обликом и поступками
героя.
Природа Крыма в произведениях писателей и поэтов.
Отражение красоты природы. Бережное отношение к живой природе и стремление ее
защитить.Тема живописной картины природы и приемы ее раскрытия. Связь человека с окружающим
миром.Особенности пейзажа в произведении.Поэтическое восприятие окружающего мира природы.
Образ Родины в стихах о природе.
Умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей.Автор и его отношение к природе в
строках лирических стихов. Отражение красоты природы. Конкретные пейзажные зарисовки.
Фольклорные традиции в рассказе.
Я. Шакир-Али «Йыртыджы» къушлар», «Денъиз иле ель», «Къартал ве йырджыкъушлар»;
М.Нузет «Озен», «Эчкичик»; О. Амит «Озенде»; Э. Шемьи-заде «Къыш келе», «Гедже», «Акъшам
денъиз ялысында»; Ю.Болат «Туфанда къалгъан къой сюрюси»; Т.Халилов «Акъбардакъ».
Э.Амит «Денъиз ташчыкълары», «Ягъмур токътады», «Денъизде геми ялдай»; М. Дибагъ.
«Балкъуртлар» и другие произведения о красоте родной земли (по выбору).
Теория литературы. Понятие о пейзаже. Эпитет. Сравнение. Метафора. Олицетворение.
Интонация.
Сквозь огонь войны прошедшие.
Тема Великой Отечественной войны в крымскотатарской литературе. Отражение Великой
Отечественной войны в произведении. Памяти героев Отечественной войны посвящается. «Жизнь,
отданная за Родину» (по произведениям писателей-фронтовиков). Подвиг народа в годы войны.
Поэзия военных лет. Образ девушки (женщины) в произведениях о войне. Женщина-мать в годы
войны.
С. Эмин. Стихотворения «Гъалебе акъшамы», «Дженктен кельдим», «Окопта»,
«Джеллятлар»; Дж. Аметов, Энвер Арифов. «Абдул Тейфукъ» (отрывок из повести); Р. Халид.
Рассказ«Ватан хызметине берильген омюр»; Р. Мурад. Стихотворения«Генералнынъ икяеси», «Биль
джеллят», «Матрос», «Партизанлар геджеси»; А.Умеров.«Ватан къызы» (отрывок из повести);
Р.Фазыл, Л. Софу «Аметханнынъ йылдызы» (отрывок из повести); А. Велиев. «Байраккъа тамгъан
козьяшлар (отрывок из повести)
А. Дерменджи. «Баш эгмегенлер» (отрывок из повести).
Трагические страницы депортации.
Черкез-Али.Стихотворения «Ювез», «Тапсам да анамны», «Анамнынъ седасы», «Майренинъ икяеси».
Ш. Селим.Стихотворения «Яз акъшамы къарагъач тюбюнде», «Къаргъыш». А. Велиев. «Сюргюнлик

хатыралар». А.Осман. «Таныш козьлер». Рассказ о трагических страницах истории крымских татар –
депортации. Испытания, выпавшие на долю главного героя. Э. Умеров. Рассказы «Къара поездлар»,
«Янгъызлыкъ», «Рухсет» (один по выбору). Р. Фазыл. Стихотворение «Унутмайыкъ».
Шерьян Али. «Хатырылар юкю» (очерк). Ш. Аппазов. Стихотворение «Хатыра». Ш. Рамазанов.
«Дженэннемден къайткъанлар» (отрывок из романа). У. Эдемова. «Айдын геджеде» (отрывок из
романа).
Теория литературы. Понятие об очерке. Автор-повествователь.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Родная (крымскотатарская) литература» у обучающегося
будут сформированы следующие личностные результаты:
гражданского воспитания:
- готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод
и законных интересов других людей;
- активное участие в жизни семьи, образовательной организации, реализующей программы
основного общего образования, местного сообщества, родного края, страны;
- неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
- понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
- представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и
правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
- представление о способах противодействия коррупции;
- готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной
деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней);
патриотического воспитания:
- осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской
Федерации, своего края, народов России;
- ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
- уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному
наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
духовно-нравственного воспитания:
- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
- готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с
позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
- активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях
индивидуального и общественного пространства;
эстетического воспитания:
- восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов,
понимание эмоционального воздействия искусства;
- осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
- понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций
и народного творчества;
- стремление к самовыражению в разных видах искусства;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
- осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый
образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий
и отдыха, регулярная физическая активность);
- осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков,
курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
- соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;
- способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая
дальнейшие цели;

- умение принимать себя и других, не осуждая;
- умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным
эмоциональным состоянием;
- сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права
другого человека;
трудового воспитания:
- установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной
организации, реализующей программы основного общего образования, города, края) технологической
и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять
такого рода деятельность;
- интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе
применения изучаемого предметного знания;
- осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в
профессиональной среде;
- уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
- осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с
учетом личных и общественных интересов и потребностей;
экологического воспитания:
- ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в
области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды;
- повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических
проблем и путей их решения;
- активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
- осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной среды;
- готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
ценности научного познания:
- ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и
социальной средой;
- овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
- овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление
опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и
коллективного благополучия;
личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся
условиям социальной и природной среды:
- освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих
ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
- способность обучающихся ко взаимодействию в условиях неопределенности, открытость опыту и
знаниям других;
- способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности
через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, воспринимать в
совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
- навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе
способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не
известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие;
- умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции
устойчивого развития;
- умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
- умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей и
преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
- способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения
и их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать
ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать

риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть
готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Родная (крымскотатарская) литература» обучающийся
овладеет универсальными учебными познавательными действиями:
базовые логические действия:
- выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
- устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения,
критерии проводимого анализа;
- с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и
противоречий;
- выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
- выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с
использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии,
формулировать гипотезы о взаимосвязях;
- самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов
решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);
базовые исследовательские действия:
- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
- формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием
ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
- формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать
свою позицию, мнение;
- проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое
исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и
зависимостей объектов между собой;
- оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования
(эксперимента);
- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения,
опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и
обобщений;
- прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых
условиях и контекстах;
работа с информацией:
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или
данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и
форм представления;
- находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в
различных информационных источниках;
- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать
решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
- оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или
сформулированным самостоятельно;
- эффективно запоминать и систематизировать информацию;
- соблюдать правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете.
В результате изучения предмета «Родная (крымскотатарская) литература» обучающийся овладеет
универсальными учебными учебными коммуникативными действиями:
общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями
общения;
- выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
- распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

- понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной
форме формулировать свои возражения;
- в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать
идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и
сходство позиций;
- публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
- самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов;
совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия
при решении поставленной задачи;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять
поручения, подчиняться;
- планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и
возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды,
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
- выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и
координировать свои действия с другими членами команды;
- оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия;
- сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед
группой.
В результате изучения предмета «Родной (крымскотатарский) язык» обучающийся овладеет
универсальными учебными регулятивными действиями:
cамоорганизация:
- выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
- ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в
группе, принятие решений группой);
- самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения
учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать
предлагаемые варианты решений;
- составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать
предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;
- делать выбор и брать ответственность за решение;
cамоконтроль:
- владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
- давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
- учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
- объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
- вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей;
- оценивать соответствие результата цели и условиям;
эмоциональный интеллект:
- различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
- выявлять и анализировать причины эмоций;
- ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
- регулировать способ выражения эмоций;
принятие себя и других:
- осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
- признавать свое право на ошибку и такое же право другого;

- принимать себя и других, не осуждая;
- открытость себе и другим;
- осознавать невозможность контролировать все вокруг.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся научится:
- выразительно читать вслух и наизусть произведения, их фрагменты в рамках программы
(правильно передавать эмоциональное содержание произведения, точно воспроизводить
стихотворный ритм);
- различать основные жанры фольклора и художественной литературы (фольклорная и
литературная сказка, миф, загадка, пословица, поговорка, предание, легенда, баит, дастан, басня,
рассказ, повесть, лирическое стихотворение, пьеса); отличать прозаические тексты от поэтических;
- эмоционально откликаться на прочитанное, делиться впечатлениями о произведении;
- определять и формулировать тему, основную мысль прочитанных произведений;
- формулировать вопросы по содержанию произведений;
- участвовать в обсуждении прочитанного;
- обосновывать свои суждения с опорой на текст;
- характеризовать литературного героя, оценивать его поступки;
- пересказывать художественный текст (подробно, сжато);
- составлять простой план художественного произведения;
- использовать изученные теоретико-литературные понятия при анализе художественного текста
(образ, эпос, лирика, драма, тема, идея, юмор и др.);
- создавать собственный письменный текст: давать развернутый ответ на вопрос (объемом не менее
20–30 слов), связанный со знанием и пониманием литературного произведения.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Раздел 1. Литература как искусство слова.
1.1. Литература как одна из форм освоения мира.

Итого по разделу

1

4

2.2. Сказки

4

Раздел 3. Народные праздники. Посиделки.
3.1. Воспитательное значение народных традиций в праздниках Наврез,
Хыдырлез, Дервиза.

практические
работы

Виды деятельности

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Устны
й
опрос;

https://yandex.ru/vide
o/preview/23220837
80533441887

08.09.202 Выразительно читать фольклорные произведения малых
жанров, отвечать на вопросы;
229.09.202
2

Устны
й
опрос;

https://infourok.ru/pr
ezentaciya-legendi-iskazkikrimskotatarskogonaroda-2656271.html

1

06.10.202 Определять виды сказок (волшебные, бытовые, о
животных);
227.10.202
2

Устный
опрос;
сочинение;

https://infourok.ru/pr
ezentaciya-legendi-iskazkikrimskotatarskogonaroda-2656271.html

0

10.11.202 Знать значение народных традиций;
2

Устный
опрос;

https://infourok.r
u/prezentaciyakrimskotatarskie
-narodnieprazdniki691407.html

17.11.202 Выразительно читать стихотворение, определять его
тематическое содержание, средства художественной
2
выразительности (эпитет, метафора, сравнение,
олицетворение);

Устный
опрос;

https://www.youtube.
com/watch?v=AfBlY
vj7FC8

24.11.202 Выразительно читать стихотворение, определять его
тематическое содержание, средства художественной
2
выразительности;

Устны
й
опрос;

https://www.youtube.
com/watch?v=0YT9g
-idQWM

0

0

01.09

0

0

Отвечать на вопросы и самостоятельно
формулировать вопросы к тексту;

Виды,
формы
контрол
я

1

Раздел 2. Крымскотатарский фольклор.
2.1. Малые жанры: народные песни, скороговорки, считалки, загадки

Итого по разделу

контрольны
е работы

всего

Дата
изучени
я

1

8
1

0

Итого по разделу
1
Раздел 4. Образ Родины и красота родного языка в поэтических произведениях.
4.1. Н.Челебиджихан. Стихотворение «Я поклялся...».
1
0

4.2. Ш. Селим. Стихотворение «Что такое Родина?»

1

0

0

0

4.3. И. Абдураман. Стихотворение «Моя родина – Крым»

1

0

0

01.12.202 Выразительно читать стихотворение, определять его
тематическое содержание, средства художественной
2
выразительности;

Устный
опрос;

https://www.youtube.
com/watch?v=eWIL
Vt_H0X4

4.4 И.Асанин. Стихотворение «Горсть земли».

2

0

1

08.12.202 Выразительно читать стихотворение, определять его
тематическое содержание, средства художественной
215.12.202 выразительности;
2

Устный
опрос;
практичес
кая работа;

https://www.youtube.
com/watch?v=07zW
Cb_bQCc&t=24s

Итого по разделу

5

Раздел 5. Уроки нравственности.
5.1. Д. Аметов. Рассказ «Урок вне расписания».

2

5.2. И. Паши. Рассказ «Собирая фундук».

1

0

0

5.3. А. Осман. Рассказ «У детского дома».

2

0

Итого по разделу

5

Раздел 6. Природа Крыма в произведениях писателей и поэтов.
6.1. Я. Шакир-Али. Стихотворение «Море и ветер».

1

0

6.2. Э. Шемьи-заде. Стихотворения (несколько по выбору)

1

0

6.3. Ю. Болат. Рассказ «Стадо овец, попавшее в бурю».

2

Итого по разделу

4

0

0

22.12.2022 Анализировать произведение с учётом его жанровых
особенностей, с использованием методов смыслового
29.12.2022 чтения и эстетического анализа, давать собственную
интерпретацию и оценку произведениям;
12.01.2023 Анализировать произведение с учётом его жанровых
особенностей, с использованием методов смыслового
чтения и эстетического анализа, давать собственную
интерпретацию и оценку произведениям;

Устный
опрос;

https://www.youtube
.com/watch?v=A8_t
vsYnZ1o

Устный
опрос;

1

19.01.2023 Анализировать произведение с учётом его жанровых
особенностей, с использованием методов смыслового
26.01.2023 чтения и эстетического анализа, давать собственную
интерпретацию и оценку произведениям;

Устный
опрос;
практичес
кая
работа;

https://multiurok.ru/i
ndex.php/files/priezi
entatsiia-k-urokukrymskotatarskaialitierat.html
https://infourok.ru/pr
ezentaciya-pokrimskotatarskoyliterature-ayderosman-1751385.html

0

02.02.2023 Характеризовать лирического героя;

Устный
опрос;
Устный
опрос;
практичес
кая
работа;
Устный
опрос;

https://www.youtube
.com/watch?v=Buze
https://www.youtube
S6yamgw&t=6s
.com/watch?v=Cvlze
yTsuSM

Устный
опрос;

https://infourok.ru/pr
ezentaciya-pokrimskotatarskoyliterature-nuzetumerov3664481.html

0

0

0

09.02.2023 Выразительно читать стихотворение, определять его
тематическое содержание, средства художественной
выразительности;

16.02.2023 Воспринимать и выразительно читать прозаический
текст, отвечать на вопросы, пересказывать текст,
02.03.2023 используя авторские средства художественной
выразительности;

https://www.youtube
.com/watch?v=ak23
_UffZUc

Раздел 7. Сквозь огонь войны прошедшие.
7.1. А. Умеров. Отрывок из повести «Дочь Родины».

1

0

0

09.03.
2023

Рассуждать о героях и проблематике произведения,
обосновывать свои суждения с опорой на текст;

7.2 Р. Фазыл. Отрывок из повести «Звезда Амет-Хана».

3

1

1

16.03.
202306.04.
2023

Характеризовать главных героев, составлять их
словесные портреты;

Устный
опрос;
сочинени
ее;

https://www.youtube
.com/watch?v=LOD
acxxjkIs

7.3 А. Велиев. Отрывок из повести «Слёзы на знамени».

1

0

0

13.04.
2023

Характеризовать главных героев, сравнивать их
поступки;

Устный
опрос;

https://infourok.ru/pr
ezentaciya-pokrimskotatarskoyliterature-na-temuablyaziz-veliev383220.html

Итого по разделу

5

Раздел 8. Трагические страницы депортации.
8.1. Р. Фазыл. Стихотворение «Не забудем».

1

0

0

20.04.
2023

Выразительно читать стихотворение, определять его
тематическое содержание, средства художественной
выразительности;

Устный
опрос;

https://www.youtube
.com/watch?v=LOD
acxxjkIs

8.2. Э. Умеров. Рассказ «Чёрные поезда».

1

0

0

27.04.
2023

Рассуждать о героях и проблематике произведения,
обосновывать свои суждения с опорой на текст;

Устный
опрос;

8.3. А. Велиев. Воспоминания о депортации.

3

0

0

04.05.
202318.05.
2023

Характеризовать главных героев, составлять их
словесные портреты;

Устный
опрос;

Итого по разделу

5

https://www.youtube
.com/watch?v=MKja
q36IISw
https://infourok.ru/pr
ezentaciya-pokrimskotatarskoyliterature-na-temuablyaziz-veliev383220.html

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

2

4

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п
/
п
1.
2.

3.

Тема урока

Количество часов
всего

Литература как одна из форм 1
освоения мира.
Лиричность и душевность
1
народных песен. (Халкъ
йырлары)
Колыбельные песни.
1
Выражение в колыбельных
песнях нежных материнских
чувств. (Бешик йырлары)

Дата
изучения

Виды,
формы
контроля

контрольные
работы

практические
работы

0

0

01.09

Устный опрос

0

0

08.09

Устный опрос

0

0

15.09

Устный опрос

Скороговорки, считалки как
средство развития речи детей.
(Саювлар ве тезайтымлар)
5. Отражение в загадках
народной смекалки и
наблюдательности.
6. Народная сказка. Победа
добра и наказание зла в
сказке «Добрый муравей».
(«Мераметли къарынджа»)
7. Народная сказка «Много
золота, мало радости».
Соотношение реального и
фантастического. («Алтыны
чокъ, шенълиги ёкъ»)
8. Р.р №1. Написание сказки по
картине. (Подготовка к
домашнему сочинению).
9. Вн. чт. №1 Моя любимая
сказка.
10. Воспитательное значение
народных традиций в
праздниках Наврез,
Хыдырлез, Дервиза.

1

0

0

22.09

Устный опрос

1

0

0

29.09

Устный опрос

1

0

0

06.10

Устный опрос

1

0

0

11. Н.Челебиджихан. Слово о
поэте. «Я поклялся...».
Клятва верности Родине,
готовность помочь своему
народу бороться за его
свободу и счастье. («Ант
эткенмен»)

4.

13.10

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»

1

1

0

20.10

Домашнее
сочинение

1

0

1

0

1

0

0
0

0

27.10

Устный опрос

10.11

Устный опрос

17.11

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»

12. Судьба Родины в лирике Ш.
Селима. Стихотворение «Что
такое Родина?» («Ватан
недир? деген суалиме джевап
берип оламагъан
генчлеримизге»)
13. Тема патриотизма и Родины в
стихотворении И.
Абдурамана «Моя родина –
Крым» («Меним Ватаным Къырым»)
14. Чувство пламенной любви к
Родине, вера в ее счастливое
будущее в произведении
И.Асанина «Горсть земли».
(«Бир авуч топракъ»)
15. Р.р№2. Крымскотатарские
народные промыслы.

1

0

0

24.11

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»

1

0

0

01.12

Письменный
контроль

1

0

0

08.12

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»

1

0

0

15.12

Работа по
развитию речи

16. Д. Аметов. «Урок вне
1
расписания». Сложность
человеческих судеб в
послевоенное время.
(«Джедвельге къоюлмагъан
дерс»)
17. Забота о детях,
1
пострадавших в годы войны
в рассказе Д. Аметова «Урок
вне расписания».
(«Джедвельге къоюлмагъан
дерс»).
18. И. Паши. «Собирая фундук». 1
Произведение о дружбе,
смелости и находчивости
детей. («Фындыкъ
джыйгъанда»)

0

0

22.12

Устный опрос

0

0

29.12

Тестирование

0

0

12.01

Устный опрос

проблемы
19. Нравственные
в произведении А. Османа «У
детского дома». («Балалар
эви янында»)
20. Вн. чт №2. Эмиль Амит.
«Портфель»
(«Чанта»).
Становление
характера
подростка.
21. Тема живописной картины
природы и приёмы её
раскрытия в стихотворении
Я. Шакир-Али «Море и
ветер». («Денъиз иле ель»)
22. Отражение красоты природы
в поэзии Э. Шемьи-заде.

1

0

0

19.01

Тестирование

1

0

0

26.01

Устный опрос

1

0

0

02.02

Письменный
контроль

1

0

0

09.02

Письменный
контроль

23. Тема живописной картины
природы в рассказе Ю.
Болата «Стадо овец,
попавшее в бурю».
(«Туфанда къалгъан къой
сюрюси»)
24. Связь человека с
окружающим миром в
рассказе Ю. Болата «Стадо
овец, попавшее в бурю».
(«Туфанда къалгъан къой
сюрюси»)
25. А. Умеров. Отрывок из
повести «Дочь Родины».
(Ватан къызы»)

1

0

0

16.02

Устный опрос

1

0

0

02.03

Тестирование

1

0

0

09.03

Устный опрос

26. Р. Фазыл. Отрывок из
1
повести «Звезда Амет-Хана».
(«Амет-Ханнынъ йылдызы»)
27. Р.р №3.Что мы знаем о
1
героях ВОв. (Подготовка к
классному сочинению).

0

0

16.03

Устный опрос

0

1

30.03

Работа по

28. Р.р №4. Классное сочинение 1
на тему «Герои ВОв».

1

29. А. Велиев. Отрывок из
1
повести «Слёзы на знамени».
(«Байракъкъа тамгъан
козьяшлар»)
30. Р. Фазыл. Стихотворение «Не 1
забудем». («Унутмайыкъ»)
31. Э. Умеров. Рассказ «Чёрные 1
поезда». («Къара поездлар»)

0

32. А. Велиев. Воспоминания о
депортации. («Сюргюнлик
хатыралары»)
33. А. Велиев. Воспоминания о
депортации. («Сюргюнлик
хатыралары»)
34. Повторение по изученным
темам.

развитию речи

0

06.04

Классное
сочинение

0

13.04

Письменный
контроль

0

0

20.04

0

0

27.04

1

0

0

04.05

1

0

0

11.05

Тестирование

1

0

0

18.05

Устный опрос

Устный опрос
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»
Устный опрос

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Крымскотатарская литература. 5 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций с
обучением на крымскотатарском и русском языках / Селяметова Д.У., Аджигельдиева Г.Р. и др.
«Издательство «Просвещение»
Хрестоматия. 5 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций с обучением на
крымскотатарском и русском языках / Селяметова Д.У., Аджигельдиева Г.Р. и др. «Издательство
«Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Крымскотатарская литература. 5 класс. Методическое пособие для учителей общеобразовательных
организаций / Селяметова Д.У., Аджигельдиева Г.Р. и др.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://www.youtube.com/watch?v=v8alOvv1OOo

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Интерактивная доска
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
1. Ноутбук
2. Проектор


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».