РП родной язык (крымскотатарский) 1 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым
Администрация Кировского района
МБОУ "Абрикосовская школа"

РАССМОТРЕНО
на заседании МО учителей
филологического направления
___________ Э.А. Сеит-Меметова
Протокол заседания № 1
от « 22».08. 2022 г.

СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УВР
____________________
Е.А. Майко
«23» 08. 2022 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
___________________
А.А. Демидова
Приказ № 96-од
от «30».08.2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(ID 5118394)

учебного предмета
«РОДНОЙ ЯЗЫК (КРЫМСКОТАТАРСКИЙ)»
(для 1 класса)

Составитель:
Сеит-Меметова Эльвира Аблякимовна
учитель крымскотатарского языка

с. Абрикосовка 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК
(КРЫМСКОТАТАРСКИЙ)»
Изучение учебного предмета «Родной язык (крымскотатарский)» начинается на уровне
начального общего образования, его изучение в начальной школе представляет собой первый
этап языкового образования и речевого развития обучающихся.
В процессе знакомства со структурными единицами крымскотатарского языка, обучающиеся
осознают их роль и функции, а также связи и отношения, существующие в системе
крымскотатарского языка и в речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры
языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на
основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами.
Формирование у младших школьников представления о лексике крымскотатарского языка
способствует, в свою очередь, развитию понимания материальной природы языкового знака
(слова как единства звучания и значения).
Важная роль отводится ознакомлению с понятиями из области словообразования,
морфологии и синтаксиса. Освоение грамматических понятий на начальном уровне
способствует общему умственному и речевому развитию обучающихся. Так, они знакомятся с
необходимыми интеллектуальными операциями анализа, синтеза, сравнения, сопоставления,
классификации и обобщения, что в дальнейшем послужит основой для формирования общих
учебных и познавательных универсальных действий.
Изучение учебного предмета «Родной язык (крымскотатарский)» предусматривает
межпредметные связи с другими учебными предметами гуманитарного цикла, в первую
очередь с учебным предметом «Литературное чтение на родном языке (крымскотатарском)».
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК
(КРЫМСКОТАТАРСКИЙ)»
Цель изучения учебного предмета «Родной язык (крымскотатарский)» – развитие
элементарной коммуникативной компетенции обучающихся на доступном уровне в основных
видах речевой деятельности: слушание, говорение, чтение и письмо; воспитание и развитие
личности, уважающей языковое наследие многонационального народа Российской Федерации.
Задачи изучения учебного предмета «Родной язык (крымскотатарский)»:
•

развитие у обучающихся патриотических чувств по отношению к крымскотатарскому языку:
любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и
уважения к родному языку;

•

развитие у обучающихся диалогической и монологической устной и письменной речи,
коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способности к творческой
деятельности на крымскотатарском языке;

•

формирование первоначальных знаний о системе и структуре родного (крымскотатарского)
языка: фонетике, орфоэпии, графике, орфографии, лексике, морфемике, морфологии и
синтаксисе;

•

формирование навыков культуры речи в зависимости от ситуации общения; умений
составлять несложные письменные тексты-описания, тексты-повествования и рассуждения.
В результате изучения учебного предмета обучающиеся научатся осознавать и использовать
крымскотатарский язык как средство общения, познания мира и усвоения культуры
крымскотатарского народа.
У обучающихся последовательно сформируются эмоционально-ценностное отношение к
родному языку, интерес к его изучению, желание умело им пользоваться в разных ситуациях
общения, правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные

монологические высказывания и письменные тексты. Через воспитание позитивного
эмоционально-ценностного отношения к родному языку у обучающихся закладываются основы
гражданской культуры личности.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (КРЫСКОТАТАРСКИЙ) ЯЗЫК» В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с ФГОС НОО учебный предмет «Родной язык» входит в предметную область
«Родной язык и литературное чтение на родном языке» и является обязательным для изучения.
В 1 классе количество учебных часов, выделяемых на изучение предмета «Родной
(крымскотатарский) язык», – 1 часа в неделю, что составляет 33 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Подготовительный этап.
Букварный период.
Послебукварный период.
Наша речь. Язык и речь.
Звуки и буквы. Звуки и буквы. Крымскотатарский алфавит. Гласные и согласные звуки.
Специфические звуки крымскотатарского языка [гъ], [къ], [нъ], [дж]. Твердые и мягкие гласные
звуки. Губные и негубные гласные звуки.
Слог. Слово. Ударение. Слово и слог. Ударение. Перенос слов.
Предложение.
Текст. Диалог. Текст и предложение.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Родной (крымскотатарский) язык» у обучающегося
будут сформированы следующие личностные результаты:
гражданско-патриотического воспитания:
- становление ценностного отношения к своей Родине – России;
- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
- первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности,
уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах
межличностных отношений;
духовно-нравственного воспитания:
- признание индивидуальности каждого человека;
- проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
- неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального
вреда другим людям;
эстетического воспитания:
- уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным
видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
- стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
- соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде (в том числе информационной);
- бережное отношение к физическому и психическому здоровью;
трудового воспитания:

- осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и
бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям;
экологического воспитания:
- бережное отношение к природе;
- неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
- первоначальные представления о научной картине мира;
- познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения учебного предмета «Родной (крымскотатарский) язык»
обучающийся овладеет универсальными учебными познавательными действиями:
базовые логические действия:
- сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
- объединять объекты (языковые единицы) по определенному признаку;
- определять существенный признак для классификации языковых единиц, классифицировать
языковые единицы;
- находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного
учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми
единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;
- выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе
предложенного алгоритма;
- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым
материалом, делать выводы;
базовые исследовательские действия:
- с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта,
речевой ситуации;
- сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на
основе предложенных критериев);
- проводить по предложенному плану несложное лингвистическое исследование, выполнять
по предложенному плану проектное задание;
- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения,
исследования);
работа с информацией:
- выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой
информации, для уточнения;
- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию;
- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании
предложенного учителем способа ее проверки;
- соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети
Интернет;
- анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
- самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической
информации.
В результате изучения учебного предмета «Родной (крымскотатарский) язык» обучающийся
овладеет универсальными учебными коммуникативными действиями:
общение:

- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения в знакомой среде;
- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и
дискуссии;
- признавать возможность существования разных точек зрения;
- корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
- готовить небольшие публичные выступления;
- подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
совместная деятельность:
- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в
коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата
планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы;
- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
- ответственно выполнять свою часть работы;
- оценивать свой вклад в общий результат;
- выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
В результате изучения учебного предмета «Родной (крымскотатарский) язык» обучающийся
овладеет универсальными учебными регулятивными действиями:
самоорганизация:
- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
- выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
- устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
- корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся научится:
- воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи;
- рассказывать о себе, друзьях и т. д.;
- соблюдать орфоэпические и интонационные нормы крымскотатарского языка в устной и
письменной речи;
- читать целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу
обучающегося;
- владеть начертанием письменных прописных и строчных букв;
- правильно списывать слова и предложения;
- писать буквы, буквосочетания, слоги, слова, предложения с соблюдением гигиенических
норм;
- вырабатывать связное и ритмичное написание букв;
- писать под диктовку слова, тексты объемом не более 8 слов;
- распознавать устную и письменную речь;
- различать слово, предложение и текст;
- применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении;
- писать без искажений прописные буквы в начале предложения и в именах собственных;
- правильно оформлять предложение на письме, выбирать знак конца предложения;
- выделять в слове ударение;
- произносить и различать на слух гласные звуки татарского языка;
- различать гласные и согласные звуки; гласные – ударные и безударные, твердые и мягкие;
согласные – звонкие и глухие;
- распознавать парные и непарные гласные и согласные звуки;

- определять количество и последовательность звуков в слове;
- различать звуки и буквы: буква как знак звука;
- определять количество слогов;
- переносить слова на другую строку;
- переносить слова с буквами ъ и ь по слогам;
- правильно писать и читать слова с буквами ъ и ь;
- правильно читать специфичные согласные звуки крымскотатарского языка [гъ], [къ], [нъ],
[дҗ];
- правильно употреблять при письме буквы, обозначающие специфичные звуки татарского
языка;
- определять функции букв е, ё, ю, я;
- проводить слого-звуковой разбор слова;
- правильно называть буквы крымскотатарского алфавита, их последовательность;
- использовать алфавит для упорядочения списка слов;
- правильно присоединять к слову твердый или мягкий вариант аффиксов;
- вести диалог, расспрашивая собеседника, отвечая на его вопросы;
- воспринимать на слух аудиотекст, построенный на знакомом языковом материале;
- владеть техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного текста.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ Наименование разделов и тем
программы
п/
п

Количество часов

1. Подготовительный этап.

8

0

0

2. Букварный период.

10

0

0

3. Послебукварный период.

15

0

0

=

Дата Виды деятельности
все контрол практич изуче
ния
го ьные
еские
работы работы

Работа с серией сюжетных
картинок,
выстроенных в правильной
последовательности: анализ
изображённых событий,
обсуждение сюжета, составление
устного рассказа с опорой на
картинки;
08.11. Учебный диалог «Чем
2022- гласные звуки отличаются по
17.01. произношению от согласных
звуков?»; как результат
2023
участия в диалоге:
различение гласных и
согласных звуков по
отсутствию/наличию
преграды;

06.09.
202225.10.
2022

24.01.
202223.05.
2023

Запись письменными буквами
слова/предложения/короткого
текста,
написанного печатными буквами;
запись предложения,
составленного из набора слов, с
правильным оформлением
начала и конца предложения;

Виды
,
форм
ы
контр
оля

Электронные
(цифровые)
образовательны
е ресурсы

Устный
опрос

https://www.youtube.c
om/watch?v=VfON9VlnsE

Устн
ый
опро
с;
Пись
менн
ый
конт
роль.

https://www.youtube.c
om/watch?v=UoHiwn
E_4tg

Пись
менн
ый
конт
роль;
Дикт
ант.

https://www.youtube.c
om/watch?v=T7E7vRy
5740

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

1.

2.
3.

4.
5.
6.
7.

8.
9.
10.
11.

12.

13.

14.

15.

16.
17.

18.

Тема урока

Количество часов

Дата
изучения

Виды,
формы
контроля

всего

контрольные практические
работы
работы

Знакомство с учебником.
Составление рассказа по
картинке.
Предложение по серии
рисунков «Моя семья».
Предложение и слово по
серии рисунков «Моя
школа».
Предложение по серии
рисунков «Названия цветов».
Предложение по серии
рисунков «Времена года».
Предложение по серии
рисунков «Овощи и фрукты».
Предложение по серии
рисунков «Домашние
животные».
Предложение по серии
рисунков «Дикие животные».
Знакомство с алфавитом.
Обозначение звуков.
Гласный звук [а], буквы А, а
(с. 22-23) Фрукты.
Звук [о], буквы О, о (с. 26-27)
Составление рассказа на тему
«Хлеб»
Звук [и], буквы И, и (с. 30-31)
Составление сказки по
рисунку «Лиса и ёж»
Звук [у], буквы У, у.
Составление сказки по
рисунку (с. 32–33)
Гласная буква ы, звук [ы] (с.
28-29) Знакомство с цветами.
Моё увлечение.

1

0

0

06.09

Устный опрос

1

0

0

13.09

Устный опрос

1

0

0

20.09

Устный опрос

1

0

0

27.09

Устный опрос

1

0

0

04.10

Устный опрос

1

0

0

11.10

Устный опрос

1

0

0

1

0

0

25.10

Устный опрос

1

0

0

08.11

Устный опрос

1

0

0

15.11

Устный опрос

1

0

0

22.11

Устный опрос

1

0

0

29.11

Устный опрос

1

0

0

06.12

Устный опрос

1

0

0

13.12

Устный опрос

Гласный звук [э]. Буквы Э, э
(с. 24-25). Рассказ по картине
«Упрямые козлята»
Звуки [т], [т’], буквы Т, т.
«Мой день»
Звуки [н], [н’], буквы Н, н (с.
40–41) Рассказ о маме.
(с. 42–43)
Звуки [с], [c’], буквы С, с.

1

0

0

20.12

Устный опрос

1

0

0

27.12

Устный опрос

1

0

0

10.01

Устный опрос

18.10

Устный опрос

листа»
1

0

0

17.01

Устный опрос

19.

20.
21.

22.

23.

24.
25.
26.

27.

28.
29.

30.
31.
32.

33.

Чтение слов с буквой б. 1
Сопоставление слогов и слов
(закрепление) (с. 48–49)

0

0

24.01

Устный опрос

Звуки [л], [л’], буквы Л, л (c. 1
50–51)
Чтение слов и текстов с 1
буквами М, м. Сопоставление
слогов и слов с буквами М (с.
52-53)

0

0

31.01

Устный опрос

0

0

07.02

Письменный
листа»
контроль

Мягкий согласный звук [й’]. 1
Буквы Й, й. Чтение слов с
буквой й (с. 54–55)

0

0

14.02

Устный опрос

Чтение слов с буквой Е.
Восстановление
деформированного
предложения. (с. 57) Семья.
Чтение слов с буквой Р, р (с.
60–61) Рассказ «Лес».
Звуки [к], [к’], буквы К, к
(с.62-63)
Буква ь – показатель
мягкости предшествующих
согласных звуков
(с. 72-73)
Звук [къ], буквы Къ, къ (с. 7475)

1

0

0

21.02

Письменный

Чтение слов и рассказа с
буквой х. (с. 87)
Чтение слов, текстов с
буквами З, з. Сопоставление
слогов и слов с буквами с и з
«Профессии» (с.89)
Буква Я – чтение текстов и
слов (с. 94-95)
Чтение слов и рассказа с
буквой нъ (с. 98-99)

1

0

0

04.04

Устный опрос

1

0

0

11.04

Письменный

контроль
1

0

0

28.02

Устный опрос

1

0

0

07.03

Устный опрос

1

0

0

14.03

Письменный
контроль

1

0

28.03

Письменный
контроль

контроль
1

0

0

1

0

0

18.04
25.04

Диктант
Письменный
контроль

Чтение слов и рассказа с
1
буквой гъ.
Сопоставление слогов и слов
с буквами к и г. (с. 104–105)
Прощание с Азбукой.
1
Проверим свои знания. (с.
156-159)

0

33

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

0

0

02.05

Письменный
контроль

0

0

0

16.05

Устный опрос

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Букварь. Учебное пособие для общеобразовательных организаций с обучением на крымскотатарском
и русском языках / Харахады И.С.
Крымскотатарский язык (неродной). 1 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций
с обучением на русском и крымскотатарском языках / Мамутова М.Р.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Букварь. Методическое пособие для учителей общеобразовательных организаций / Гафарова М.Ш.
Крымскотатарский язык (неродной). 1 класс.
общеобразовательных организаций / Мамутова М.Р.

Методическое

пособие

для

учителей

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://vk.com/terciman_tukani
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Интерактивная доска
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
1. Ноутбук
2. Проектор


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».