МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым Администрация Кировского района МБОУ "Абрикосовская школа" РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей филологического направления ___________ Э.А. Сеит-Меметова Протокол заседания № 1 от «23».08. 2022 г. СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР ____________________ Е.А. Майко «23» 08. 2022 г. УТВЕРЖДЕНО Директор школы ___________________ А.А. Демидова Приказ № 96 -од от «30».08.2022 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ID 5052267) учебного предмета «РОДНОЙ ЯЗЫК (КРЫМСКОТАТАРСКИЙ)» (для 5 класса) Составитель: Сеит-Меметова Эльвира Аблякимовна учитель крымскотатарского языка с. Абрикосовка 2022 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (КРЫМСКОТАТАРСКИЙ)» Учебный предмет «Родной язык (крымскотатарский)» входит в предметную область «Родной язык и родная литература» учебного плана образовательных организаций основного общего образования. Учебный предмет «Родной язык (крымскотатарский)» является одним из основных элементов образовательной системы основного общего образования, формирующим компетенции в сфере татарской языковой культуры. Его включенность в общую систему обеспечивается содержательными связями с другими учебными предметами гуманитарного цикла, особенно с учебным предметом «Родная литература (крымскотатарская)». Используемые учебные тексты, предлагаемая тематика речи на крымскотатарском языке имеют патриотическую, гражданственную, морально-этическую воспитательную направленность, вносят свой вклад в приобщение школьников к национальной культуре. Все это в конечном итоге обеспечивает формирование личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Кроме того, системно-деятельностный подход выдвигает требование обеспечения преемственности курсов крымскотатарского языка основной и начальной школы. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (КРЫМСКОТАТАРСКИЙ)» Целью изучения учебного предмета «Родной язык (крымскотатарский)» является развитие у обучающихся культуры владения родным языком (крымскотатарским) во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами крымскотатарского литературного языка, правилами крымскотатарского речевого этикета; обеспечение формирования российской гражданской идентичности обучающихся, сохранения и развития языкового наследия, освоения духовных ценностей и культуры многонационального народа Российской Федерации. Задачи изучения учебного предмета «Родной язык (крымскотатарский)»: — овладение знаниями о крымскотатарском языке, его устройстве и функционировании, о стилистических ресурсах, основных нормах крымскотатарского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и увеличение объема используемых грамматических средств; — развитие у обучающихся коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности: говорении, слушании, чтении, письме; — приобщение к культурному наследию крымскотатарского народа, формирование умения представлять свою республику, ее культуру в условиях межкультурного общения; — уважительное отношение к языковому наследию народов, проживающих в Российской Федерации. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (КРЫМСКОТАТАРСКИЙ)» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В соответствии с ФГОС ООО учебный предмет «Родной язык» входит в предметную область «Родной язык и родная литература» и является обязательным для изучения. В 5 классе количество учебных часов, выделяемых на изучение предмета «Родной (крымскотатарский) язык», – 1 час в неделю, что составляет 34 часа. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Введение. Роль языка в жизни человека. Речь и общение. Метапредметная связь. Описание предметов, животных, героев из художественных произведений; рассуждение над темой, идеей, содержанием художественных произведений. Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Главное и зависимое слово. Связь слов в словосочетании. Предложение, грамматическая основа. Предложения по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, восклицательное, побудительное. Знаки препинания в предложении. Интонация в предложении. Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Однородные члены предложения; правила пунктуации; обобщающие слова, знаки препинания; вводные слова и их правописание; обращение и их правописание. Сложное предложение; знаки препинания в сложном предложении; интонация в сложном предложении Диалог: правила пунктуации; правила пунктуации при прямой речи. Метапредметная связь. Обращение и диалог в произведениях художественной литературы. Фонетика и правописание. Буквы и звуки. Звуки гласные и согласные. Глухие и звонкие согласные звуки; особенности гъ, къ, нъ, дж. Алфавит. Особенности я, ю, ё, е. Знакомство с орфографическим словарем. Орфографические ошибки. Слог, Ударение. Буквы, обозначающие гласные. Буквы, обозначающие широкие и узкие гласные звуки. Буквы, обозначающие и широкие и узкие звуки. Буквы, обозначающие губные и не губные звуки. Правила орфографии в заимствованных словах. Лексикология. Лексическое значение слова. Слова многозначные и однозначные, с прямым и переносным значением. Знакомство с переводным словарем. Лексические ошибки. Синонимы, антонимы, омонимы. Словари синонимов и антонимов. Метапредметная связь. Эпитеты, синонимы, сравнения в произведениях устного народного творчества. Повторение в конце года. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Родной (крымскотатарский) язык» у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: гражданско-патриотического воспитания: – готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; – активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отраженными в литературных произведениях, написанных на крымскотатарском языке; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; – понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на крымскотатарском языке; – готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; – готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтерство); патриотического воспитания: – осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли крымскотатарского языка в ряду других родных языков народов Российской Федерации; – проявление интереса к познанию крымскотатарского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России в контексте учебного предмета «Родной (крымскотатарский) язык»; – ценностное отношение к крымскотатарскому языку, к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отраженным в художественных произведениях; – уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране; духовно-нравственного воспитания: – ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; – готовность оценивать свое поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; – активное неприятие асоциальных поступков; – свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства; эстетического воспитания: – восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; – понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; – осознание важности крымскотатарского языка как средства коммуникации и самовыражения; – понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; – стремление к самовыражению в разных видах искусства; физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: – осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; – ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); – осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; – соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернетсреде в процессе школьного языкового образования; – способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; – умение принимать себя и других не осуждая; – умение осознавать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на татарском языке; – сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; трудового воспитания: – установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; – интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; – осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей; – умение рассказать о своих планах на будущее; экологического воспитания: – ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; – умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы; – повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; – активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы; – активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; – осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; – готовность к участию в практической деятельности экологической направленности; ценности научного познания: – ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; закономерностях развития языка; – овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира; – овладение основными навыками исследовательской деятельности с учетом специфики школьного языкового образования; – установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия; личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: – освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; – способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других; – способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; – навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать свое развитие; – умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; – способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; – оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Родной (крымскотатарский) язык» в 5 классе обучающийся овладеет универсальными учебными познавательными действиями: базовые логические действия: – выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов; – устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; классифицировать языковые единицы по существенному признаку; – выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;– предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; – выявлять дефицит информации, необходимой для решения поставленной учебной задачи; – выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; – самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учетом самостоятельно выделенных критериев; базовые исследовательские действия: – использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании; – формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; – формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; – составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач; – проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; – оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента); – самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования; – владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; – прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах; работа с информацией: – применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев; – выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах; – использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нем информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач; – использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учетом поставленных целей; – находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; – самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки; – оценивать надежность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; – эффективно запоминать и систематизировать информацию. В результате изучения предмета «Родной (крымскотатарский) язык» в 5 классе обучающийся овладеет универсальными учебными учебными коммуникативными действиями: общение: – воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах; – распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков; – знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; – понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; – в ходе диалога/дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; – сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; – публично представлять результаты проведенного языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта; – самостоятельно выбирать формат выступления с учетом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала; совместная деятельность: – понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; – принимать цель совместной деятельности, коллективно планировать и выполнять действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы – уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; – планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и иные); – выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды; – оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; – сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчета перед группой. В результате изучения предмета «Родной (татарский) язык» в 5 классе обучающийся овладеет универсальными учебными регулятивными действиями: самоорганизация: – выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях; – ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой); – самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; – самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации; – делать выбор и брать ответственность за решение; самоконтроль: – владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии; – давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения; – предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; – объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; – понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретенному речевому опыту и корректировать собственную речь с учетом целей и условий общения; – оценивать соответствие результата цели и условиям общения; эмоциональный интеллект: – развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других; – выявлять и анализировать причины эмоций; – понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию; – регулировать способ выражения собственных эмоций; принятие себя и других: – осознанно относиться к другому человеку и его мнению; – признавать свое и чужое право на ошибку; – принимать себя и других, не осуждая; – проявлять открытость; – осознавать невозможность контролировать все вокруг. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение учебного предмета «Родной (крымскотатарский) язык» в 5 классе обеспечивает: - совершенствование видов речевой деятельности (слушание, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; - понимание определяющей роли крымскотатарского языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования; - использование коммуникативно-эстетических возможностей крымскотатарского языка; - расширение и систематизация научных знаний о крымскотатарском языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий крымскотатарского языка; - формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста; - обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на татарском языке адекватно ситуации и стилю общения; - овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии крымскотатарского языка, основными нормами крымскотатарского языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию; - формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность. Обучающийся научится: – владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений); – формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них; – составлять собственные тексты, пользуясь материалом урока, образцом, ключевыми словами, вопросами или планом; – понимать содержание прослушанных и прочитанных текстов различных функционально-смысловых типов речи; – правильно бегло, осознанно и выразительно читать тексты на татарском языке; – читать тексты разных стилей и жанров, владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым); – письменно выполнять языковые (фонетические, лексические и грамматические) упражнения; – владеть видами устной и письменной речи; – различать понятия «язык» и «речь», виды речи и формы речи: диалог и монолог; – определять значение закона сингармонизма, различать небную и губную гармонию; – применять правила правописания букв, обозначающих сочетание двух звуков: е, ё, ю, я; – различать ударный слог, логическое ударение; – правильно строить и произносить предложения, выделяя интонацией знак препинания; – правильно произносить звуки и сочетания звуков, ставить ударения в словах в соответствии с нормами современного татарского литературного языка; – проводить фонетический анализ слова; – использовать алфавит при работе со словарями, справочниками, каталогами; – определять лексическое значение слова с помощью словаря; – использовать в речи синонимы, антонимы, омонимы (лексические омонимы, омофоны, омографы, омоформы); – распознавать в речи фразеологизмы, определять их значение; – различать арабско-персидские, европейские, русские заимствования; – выделять корень, аффикс, основу в словах разных частей речи; – различать формообразующие и словообразующие аффиксы; – проводить морфемный и словообразовательный анализ слов; – различать части речи: самостоятельные и служебные; – определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени существительного, объяснять его роль в речи; – определять категорию падежа и принадлежности в именах существительных; – определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени прилагательного, объяснять его роль в речи; – образовывать сравнительную, превосходную, уменьшительную степень имен прилагательных; – определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции местоимения; – склонять личные местоимения по падежам; – распознавать указательные местоимения; – определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции количественных, порядковых числительных; – определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции глагола в изъявительном наклонении, объяснять его роль в речи; – образовывать временные формы глагола; – различать спряжение глаголов настоящего, прошедшего (определенного и неопределенного) и будущего (определенного и неопределенного) времени в положительном и отрицательном аспектах; – проводить морфологический анализ изученных частей речи; – различать послелоги и послеложные слова; – употреблять послелоги со словами в различных падежных формах; – распознавать частицы; – распознавать союзы; – находить главные члены предложения: подлежащее и сказуемое; – различать главные и второстепенные члены предложения; – распознавать распространенные и нераспространенные предложения; – определять орфографические ошибки и исправлять их; – соблюдать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения; – соблюдать интонацию, осуществлять адекватный выбор и организацию языковых средств, и самоконтроль своей речи. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Наименование разделов и тем программы п/п 1. Введение. Количество часов всего контрольны е работы практически е работы 1 0 0 Дата изучени я 06.09. 2022 2. Речь и общение. 2 0 2 13.09. 202220.09. Виды деятельности Самостоятельная работа, работа с Устный теоретическим материалом Самостоятельно опрос формулировать суждения о красоте и богатстве крымскотатарского языка на основе проведённого анализа. Синтаксис и пунктуация. 15 2 1 27.09. 202217.01 2023 4. Фонетика. 5 1 0 24.01. 202321.02. 2023 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы https://infourok.ru/prezentaciyana-temu-rol-krimskotatarskogoyazika-2749530.html Участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и диалоге/полилоге на основе жизненных наблюдений. Устны й опрос; Письме нный контро ль. https://multiurok.ru/files/razvitiieriechi-uchashchikhsia-na-urokakhkrymsko.html Распознавать единицы синтаксиса (словосочетание и предложение); Выделять словосочетания из предложения, распознавать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова (именные, глагольные, наречные); Определять средства связи слов в словосочетании; Проводить синтаксический анализ словосочетаний (в рамках изученного). Письме нный контро ль;Дик тант. https://infourok.ru/prezentaciyapo-krimskotatarskomu-yazikuglavnie-chleni-predlozheniya3407507.html Понимать смыслоразличительную функцию звука речи в слове; приводить примеры; Распознавать звуки речи по заданным характеристикам; Определять звуковой состав слова; Классифицировать звуки по заданным признакам; Различать ударные и безударные гласные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие согласные; Объяснять с помощью элементов транскрипции особенности произношения и написания слов; Членить слова на слоги и правильно переносить слова со строки на строку; Устный опрос; Контрольна я работа. https://infourok.ru/prezentaciyapo-krimskotatarskomu-yaziku-natemu-fonetika-klass-663520.html 2022 3. Виды, формы контрол я Наблюдать за использованием выразительных средств фонетики в поэтических произведениях; Проводить фонетический анализ слов; 5. Орфография. 7 1 0 28.02. 202318.04. 2023 6. Лексикология. 3 0 0 25.04. 202316.05. 2023 7. Повторение в конце года. 1 0 0 23.05. 2023 8. Диктанты, контрольные работы 8. 1 Диктанты (в течение года) 3 0 0 8. 2 Контрольная работа (в течение года) 1 0 0 Итого по разделу: 4 4 3 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 Оперировать понятием «орфограмма» и различать буквенные и небуквенные орфограммы при проведении орфографического анализа слова; Распознавать изученные орфограммы; Применять знания по орфографии в практике правописания (в том числе применять знания о правописании разделительных ъ и ь). Устный опрос; Диктант. https://kopilkaurokov.ru/vneurochk a/presentacii/pravopisaniieslozhnykh-slov-vkrymskotatarskom-iazykie Объяснять лексическое значение слова разными способами (подбор однокоренных слов; подбор синонимов и антонимов; определение значения слова по контексту, с помощью толкового словаря); Распознавать однозначные и многозначные слова, различать прямое и переносное значения слова; Сравнивать прямое и переносное значения слова по заданному признаку; Распознавать синонимы, антонимы, омонимы; Различать многозначные слова и омонимы; Повторение изученного за курс 5 класса. Устный опрос; Письменны й контроль. https://kopilkaurokov.ru/prochee/ presentacii/nieologhizmy_v_krym skotatarskom_iazykie Устный опрос. https://vseuroki.pro/doc/prezentac iya-po-krymskotatarskomuyazyku-5-klass.html ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п / п 1. 2. 3. 4. Тема урока Количество часов Дата изучения всего контрольные практические работы работы 1 0 0 06.09 Устный опрос Р.р.№1. Общие сведения о 1 речи и общении. Типы и виды речи (аудирование, чтение, письмо, говорение). Р.р.№2. Текст, части 1 текста; составление простого плана к готовому тексту. Словосочетание. Главное и 1 зависимое слово. (Сёз 0 0 13.09 Устный опрос 0 0 20.09 Устный опрос 0 0 27.09 Письменный Роль языка в жизни человека. контроль бирикмелери) 5. 6. 7. 8. Виды, формы контроля Предложение. Общие сведения. (Джумле) 1 0 0 04.10 Устный опрос Предложения по цели 1 высказывания. (Джумленинъ макъсадына коре чешитлери) Главные члены 1 предложения. Подлежащее. (Джумленинъ баш азалары. Муптеда) 0 0 11.10 Устный опрос 0 0 Главные члены предложения. Сказуемое. (Хабер) 0 1 18.10 Самооценка с использованием «Оценочного листа» 0 25.10 Самооценка с использованием «Оценочного листа» Второстепенные члены 1 предложения. Дополнение. (Тамамлайыджы) 1 10. Определение. (Айырыджы) 0 11. Обстоятельство. (Ал) 12. Распространенные и нераспространенные предложения. (Кениш ве кениш олмагъан джумлелер) 1 0 1 0 9. 0 0 08.11 Устный опрос 15.11 Устный опрос 0 22.11 Устный опрос 0 29.11 Устный опрос 0 13. Однородные члены предложения. (Сойдаш азалы джумлелер) 1 14. Контрольный диктант №1 1 1 0 13.12 Диктант 15. Вводные слова. (Кириш сёзлер) 1 0 0 20.12 Устный опрос 1 16. Обращение. Р.р.№3. Работа с текстом. (Хитап) 0 0 27.12 Письменный 17. Синтаксический разбор простого предложения. 0 0 0 06.12 Письменный контроль по теме «Синтаксис». («Синтаксис» мевзусына незарет диктанты) 1 контроль 0 10.01 Самооценка с использованием (Адий джумленинъ синтактик талили) «Оценочного 1 1 0 17.01 листа» Диктант 19. Звуки и буквы. Алфавит. 1 (Сес ве ариф. Элифбе) 0 0 24.01 Устный опрос обозначающие 1 20. Буквы, мягкие и твердые гласные звуки. (Эм къалын, эм индже созукъ сеслерни ифаделеген арифлер) и негубные 1 21. Губные гласные звуки. (Дудакълы ве 0 0 31.01 Самооценка с 18. Контрольный диктант №2 по теме «Синтаксис». использованием «Оценочного листа» 0 0 07.02 контроль дудакъсыз созукъ сеслерни ифаделеген арифлер) звонкие 22. Согласные глухие. (Сагъыр ве и1 янъгъыравукъ тутукъ сеслерни ифаделеген арифлер) Контрольная работа №1 Письменный 0 0 14.02 Письменный контроль 1 1 0 21.02 Контрольная работа 1 0 0 28.02 Устный опрос 25. Созвучие губных гласных 1 звуков. (Дудакълы созукъ 0 0 07.03 Письменный 23. по теме «Фонетика». («Фонетика» мевзусына незарет иши) 24. Созвучие гласных звуков. (Къалын ве индже созукъ сеслернинъ уйгъунлыгъы) контроль сеслернинъ уйгъунлыгъы) 1 26. Созвучие согласных звуков. (Тутукъ сеслернинъ уйгъунлыгъы) 27. Правописание заглавных 1 букв. (Буюк (баш) арифлернинъ имлясы) 0 0 14.03 Письменный контроль 0 0 28.03 Письменный контроль 28. Перенос слов. (Эджа авуштырылувы) 1 29. Правописание сложных слов. (Муреккеп сёзлернинъ имлясы) 30. Контрольный диктант №3 по теме «Орфография» 31. Однозначные и многозначные слова. (Бирманалы ве чокъманалы сёзлер) 32. Синонимы. Антонимы. 1 0 0 04.04 Письменный контроль 0 0 11.04 Письменный контроль 1 1 0 1 0 0 18.04 25.04 Диктант Самооценка с использованием «Оценочного 1 0 0 02.05 листа» Письменный контроль 33. Омонимы. (Омонимлер) 1 0 0 16.05 Устный опрос 34. Повторение изученного материала за 5 класс. 1 0 0 23.05 Устный опрос ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 4 0 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Крымскотатарский язык (родной). 5 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций с обучением на крымскотатарском и русском языках / Меметов А., Алиева Л.А., Меметов И.А. «Издательство «Просвещение» МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Крымскотатарский язык (родной). 5 класс. Методическое пособие для учителей общеобразовательных организаций / Алиева Л.А. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ https://vk.com/terciman_tukani https://vk.com/qirimhazine МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Интерактивная доска ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ 1. Ноутбук 2. Проектор