Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение ″Абрикосовская школа″ Кировского района Республики Крым РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей филологического направления ___________ Э.А. Сеит-Меметова Протокол заседания № 1 от «22».08 . 2022 г. СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР ____________________ Е.А. Майко «23». 08. 2022 г. УТВЕРЖДЕНО Директор школы ___________________ А.А. Демидова Приказ № 96 -од от «30». 08.2022 г. Рабочая программа по РОДНОМУ ЯЗЫКУ (КРЫМСКОТАТАРСКОМУ) для 10 класса Составитель: Сеит-Меметова Эльвира Аблякимовна Учитель первой квалификационной категории 2022 г. 2 Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897), Примерной программы «Крымскотатарский язык (родной)» для общеобразовательных организаций Республики Крым для 10-11 классов под редакцией А.С. Аблятипова, 2015г. и учебника «Крымскотатарский язык» 10-11 классы для общеобразовательных учреждений / А.М. Меметов/- Симферополь, издательство «Крымучпедгосиздат», 2008. – 240 с. Программа составлена для учащихся 10 класса и рассчитана на 17 часов годовых, 0,5 часа в неделю (17 учебных недель). ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Личностные результаты выпускников старшей школы, формируемые при изучении крымскотатарского языка на базовом уровне: • стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Крымскотатарский язык», развитие собственной речевой культуры в целом, лучшее осознание возможностей самореализации средствами крымскотатарского языка, в том числе в будущей профессиональной деятельности; • развитие таких качеств, как воля, целеустремлённость, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность, а также умения принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность; • развитие умения ориентироваться в современном поликультурном, полиязычном мире, стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других народов; освоение ценностей культуры крымскотатарского народа; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; • формирование активной жизненной позиции, готовности отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою позицию гражданина и патриота своей Родины. Метапредметные результаты изучения крымскотатарского языка на базовом уровне в старшей школе проявляются в: • развитии умения планировать своё речевое и неречевое поведение; умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли; • умении осуществлять индивидуальную и совместную с другими учащимися проектную работу, в том числе с выходом в социум; • совершенствовании умений работы с информацией: поиск и выделение нужной информации с использованием разных источников информации, в том числе Интернета, обобщение информации; умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/ключевым словам, формулировать основную мысль, выделять главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов; • умении использовать справочный материал (грамматический и орфографический справочники, двуязычный и толковый словари, мультимедийные средства); • умении рационально планировать свой учебный труд; • развитии умений самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на крымскотатарском языке. 3 Предметные результаты состоят в достижении коммуникативной компетентности в крымскотатарском языке на начальном уровне, позволяющем общаться как с носителями крымскотатарского языка, так и с представителями тюркоязычных народов. Коммуникативная компетентность предполагает сформированность таких её составляющих, как: Речевая компетентность Говорение Диалогическая речь • вести все виды диалога, включая комбинированный, в стандартных ситуациях общения в пределах изученной тематики и усвоенного лексико-грамматического материала, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости уточняя, переспрашивая собеседника. При целенаправленном обучении диалогической речи учащимся предлагается диалог-образец, на основе которого они выстраивают собственную беседу. Кроме того, учащиеся могут участвовать в диалоге после прочтения или прослушивания текста. Монологическая речь • рассказывать/сообщать о себе, своем окружении, своей Родине, событиях/явлениях; • описывают людей, животных, персонажей литературных произведений; • передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать своё отношение, давать оценку; • рассуждать о фактах/событиях, приводя примеры, аргументы, делая выводы. Аудирование • воспринимать на слух и понимать основное содержание аутентичных аудио- и видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ/интервью/беседа); • воспринимать на слух и понимать краткие аудио- и видеотексты (объявления, реклама и т.д.), сообщения, рассказы, беседы на бытовые темы, выделяя нужную/запрашиваемую информацию. Чтение • читать тексты разных жанров и стилей с пониманием основного содержания; • читать тексты с выборочным пониманием значимой/ нужной /запрашиваемой информации; • читать несложные тексты разных жанров и стилей (преимущественно научнопопулярные) с полным пониманием и использованием различных приёмов смысловой переработки текста (ключевые слова, выборочный перевод). Письменная речь • заполнять анкеты и формуляры, составлять резюме; • писать личное письмо заданного объёма в ответ на письмо в соответствии с нормами крымскотатарского языка; • составлять план, тезисы устного или письменного сообщения. Языковая компетентность (владение языковыми средствами): • адекватно произносить и различать на слух все звуки изучаемого языка; соблюдать правильное ударение в словах и фразах; • соблюдать ритмико-интонационные особенности предложений различных коммуникативных типов (повествовательное, вопросительное, повелительное); правильное членение предложений на смысловые группы; • распознавать и употреблять в речи основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, реплик – клише речевого) этикета; • знать и применять основные способы словообразования (аффиксации, словосложения, конверсии); 4 • понимать явление многозначности слов родного языка, синонимии, антонимии и лексической сочетаемости; • распознавать и употреблять в речи основные морфологические формы и синтаксические конструкции крымскотатарского языка: временные формы глаголов, существительные, прилагательные и наречия (в том числе их степени сравнения), местоимения, числительные, служебные части речи; • распознавать и употреблять сложносочинённые, сложноподчинённые предложения с разными типами придаточных предложений; • использовать прямую и косвенную речь; • систематизировать знания о грамматическом строе изучаемого языка. Социокультурная компетентность: • знать национально-культурные особенности речевого и неречевого поведения; применять эти знания в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; • распознавать и употреблять в устной и письменной речи основные средства речевого этикета; • ознакомиться с образцами художественной, публицистической и научно-популярной литературы на крымскотатарском языке; • иметь представление об особенностях образа жизни, быта, культуры крымских татар (известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру); • иметь представление о сходстве и различиях в традициях своего народа и крымских татар; • понимать важность владения крымскотатарским языком, как неотъемлемой части тюркоязычных народов. Компенсаторная компетентность: уметь выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств при получении и приёме информации за счет использования контекстуальной догадки, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен и т.д. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Фонетика. Графика. Орфоэпия. (3ч) Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки и буквы. Позиционные (фонетические) чередования звуков. Фонетический разбор. Орфоэпия. Основные правила произношения гласных и согласных звуков. Ударение. Лексика. Фразеология. Лексикография. (5ч) Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии. Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительновыразительные средства крымскотатарского языка. Омонимы и их употребление. Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление. Происхождение лексики современного крымскотатарского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов. Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Лексикография. Морфология и орфография. (9ч) Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии. Принципы крымскотатарской орфографии. Правописание сложных и парных слов. 5 Классификация частей речи, их различия и общие признаки, стилистические возможности частей речи. Правописание сложных и парных существительных; морфологический и синтаксический способы образования прилагательных, их правописание; правописание порядковых числительных; категория времени у глаголов, морфологический и синтаксический способы образования глаголов и их правописание; служебные части речи и их правописание. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 класс. В соответствии с ФГОС ООО – 17 ч. (0,5 ч/нед) № 2. 3. 4. Темы Фонетика. Графика. Орфоэпия Лексика. Фразеология. Лексикография Морфология и орфография Итого: Количество часов 3 5 9 17 Количество контрольных работ распределяется следующим образом: диктант – 1; контрольная работа – 1;