РП родной язык (крымскотатарский) 10 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
″Абрикосовская школа″ Кировского района Республики Крым

РАССМОТРЕНО
на заседании МО учителей
филологического направления
___________ Э.А. Сеит-Меметова
Протокол заседания № 1
от «22».08 . 2022 г.

СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УВР
____________________
Е.А. Майко
«23». 08. 2022 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
___________________
А.А. Демидова
Приказ № 96 -од
от «30». 08.2022 г.

Рабочая программа
по РОДНОМУ ЯЗЫКУ (КРЫМСКОТАТАРСКОМУ)
для

10

класса

Составитель:
Сеит-Меметова Эльвира Аблякимовна
Учитель
первой квалификационной категории

2022 г.

2
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования (Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897),
Примерной программы «Крымскотатарский язык (родной)» для общеобразовательных
организаций Республики Крым для 10-11 классов под редакцией А.С. Аблятипова, 2015г.
и учебника «Крымскотатарский язык» 10-11 классы для общеобразовательных
учреждений / А.М. Меметов/- Симферополь, издательство «Крымучпедгосиздат», 2008. –
240 с.
Программа составлена для учащихся 10 класса и рассчитана на 17 часов годовых,
0,5 часа в неделю (17 учебных недель).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты выпускников старшей школы, формируемые при
изучении крымскотатарского языка на базовом уровне:
• стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Крымскотатарский
язык», развитие собственной речевой культуры в целом, лучшее осознание возможностей
самореализации средствами крымскотатарского языка, в том числе в будущей
профессиональной деятельности;
• развитие таких качеств, как воля, целеустремлённость, креативность, инициативность,
эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность, а также умения принимать
самостоятельные решения и нести за них ответственность;
• развитие умения ориентироваться в современном поликультурном, полиязычном мире,
стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать
ознакомлению с ней представителей других народов; освоение ценностей культуры
крымскотатарского народа; толерантное отношение к проявлениям иной культуры;
• формирование активной жизненной позиции, готовности отстаивать национальные и
общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою позицию
гражданина и патриота своей Родины.
Метапредметные результаты изучения крымскотатарского языка на базовом
уровне в старшей школе проявляются в:
• развитии умения планировать своё речевое и неречевое поведение; умения
взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
• умении осуществлять индивидуальную и совместную с другими учащимися проектную
работу, в том числе с выходом в социум;
• совершенствовании умений работы с информацией: поиск и выделение нужной
информации с использованием разных источников информации, в том числе Интернета,
обобщение информации; умение определять тему, прогнозировать содержание текста по
заголовку/ключевым словам, формулировать основную мысль, выделять главные факты,
опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных
фактов;
• умении использовать справочный материал (грамматический и орфографический
справочники, двуязычный и толковый словари, мультимедийные средства);
• умении рационально планировать свой учебный труд;
• развитии умений самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе
коммуникативной деятельности на крымскотатарском языке.

3
Предметные результаты состоят в достижении коммуникативной компетентности в
крымскотатарском языке на начальном уровне, позволяющем общаться как с носителями
крымскотатарского языка, так и с представителями тюркоязычных народов.
Коммуникативная компетентность предполагает сформированность таких её
составляющих, как:
Речевая компетентность
Говорение
Диалогическая речь
• вести все виды диалога, включая комбинированный, в стандартных ситуациях общения
в пределах изученной тематики и усвоенного лексико-грамматического материала,
соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости уточняя, переспрашивая
собеседника. При целенаправленном обучении диалогической речи учащимся
предлагается диалог-образец, на основе которого они выстраивают собственную беседу.
Кроме того, учащиеся могут участвовать в диалоге после прочтения или прослушивания
текста.
Монологическая речь
• рассказывать/сообщать о себе, своем окружении, своей Родине, событиях/явлениях;
• описывают людей, животных, персонажей литературных произведений;
• передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного,
выражать своё отношение, давать оценку;
• рассуждать о фактах/событиях, приводя примеры, аргументы, делая выводы.
Аудирование
• воспринимать на слух и понимать основное содержание аутентичных аудио- и
видеотекстов,
относящихся
к
разным
коммуникативным
типам
речи
(сообщение/рассказ/интервью/беседа);
• воспринимать на слух и понимать краткие аудио- и видеотексты (объявления, реклама
и т.д.), сообщения, рассказы, беседы на бытовые темы, выделяя нужную/запрашиваемую
информацию.
Чтение
• читать тексты разных жанров и стилей с пониманием основного содержания;
• читать тексты с выборочным пониманием значимой/ нужной /запрашиваемой
информации;
• читать несложные тексты разных жанров и стилей (преимущественно научнопопулярные) с полным пониманием и использованием различных приёмов смысловой
переработки текста (ключевые слова, выборочный перевод).
Письменная речь
• заполнять анкеты и формуляры, составлять резюме;
• писать личное письмо заданного объёма в ответ на письмо в соответствии с нормами
крымскотатарского языка;
• составлять план, тезисы устного или письменного сообщения.
Языковая компетентность (владение языковыми средствами):
• адекватно произносить и различать на слух все звуки изучаемого языка; соблюдать
правильное ударение в словах и фразах;
• соблюдать
ритмико-интонационные
особенности
предложений
различных
коммуникативных типов (повествовательное, вопросительное, повелительное);
правильное членение предложений на смысловые группы;
• распознавать и употреблять в речи основные значения изученных лексических единиц
(слов, словосочетаний, реплик – клише речевого) этикета;
• знать и применять основные способы словообразования (аффиксации, словосложения,
конверсии);

4
• понимать явление многозначности слов родного языка, синонимии, антонимии и
лексической сочетаемости;
• распознавать и употреблять в речи основные морфологические формы и
синтаксические конструкции крымскотатарского языка: временные формы глаголов,
существительные, прилагательные и наречия (в том числе их степени сравнения),
местоимения, числительные, служебные части речи;
• распознавать и употреблять сложносочинённые, сложноподчинённые предложения с
разными типами придаточных предложений;
• использовать прямую и косвенную речь;
• систематизировать знания о грамматическом строе изучаемого языка.
Социокультурная компетентность:
• знать национально-культурные особенности речевого и неречевого поведения;
применять эти знания в различных ситуациях формального и неформального
межличностного и межкультурного общения;
• распознавать и употреблять в устной и письменной речи основные средства речевого
этикета;
• ознакомиться с образцами художественной, публицистической и научно-популярной
литературы на крымскотатарском языке;
• иметь представление об особенностях образа жизни, быта, культуры крымских татар
(известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую
культуру);
• иметь представление о сходстве и различиях в традициях своего народа и крымских
татар;
• понимать важность владения крымскотатарским языком, как неотъемлемой части
тюркоязычных народов.
Компенсаторная компетентность: уметь выходить из трудного положения в условиях
дефицита языковых средств при получении и приёме информации за счет использования
контекстуальной догадки, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных
замен и т.д.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Фонетика. Графика. Орфоэпия. (3ч)
Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии.
Звуки и буквы. Позиционные (фонетические) чередования звуков.
Фонетический разбор.
Орфоэпия. Основные правила произношения гласных и согласных звуков. Ударение.
Лексика. Фразеология. Лексикография. (5ч)
Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии.
Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительновыразительные средства крымскотатарского языка.
Омонимы и их употребление. Синонимы и их употребление. Антонимы и их
употребление. Происхождение лексики современного крымскотатарского языка. Лексика
общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления.
Употребление устаревшей лексики и неологизмов. Фразеология. Фразеологические
единицы и их употребление.
Лексикография.
Морфология и орфография. (9ч)
Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии.
Принципы крымскотатарской орфографии. Правописание сложных и парных слов.

5
Классификация частей речи, их различия и общие признаки, стилистические возможности
частей речи. Правописание сложных и парных существительных; морфологический и
синтаксический способы образования прилагательных, их правописание; правописание
порядковых числительных; категория времени у глаголов, морфологический и
синтаксический способы образования глаголов и их правописание; служебные части речи
и их правописание.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс. В соответствии с ФГОС ООО – 17 ч. (0,5 ч/нед)
№
2.
3.
4.

Темы
Фонетика. Графика. Орфоэпия
Лексика. Фразеология. Лексикография
Морфология и орфография
Итого:

Количество часов
3
5
9
17

Количество контрольных работ распределяется следующим образом:
диктант – 1;
контрольная работа – 1;


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».