РП по литературному чтению на родном языке (крымскотатарском) 2-4 кл

Рабочая программа
по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
на РОДНОМ ЯЗЫКЕ (КРЫМСКОТАТАРСКОМ)

для

2-4

классов

Составитель:
Сеит-Меметова Эльвира Аблякимовна
Учитель
первой квалификационной категории

2021 г.

2
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, Примерной программы «Литературное чтение на крымскотатарском языке
для 1-4 классов под редакцией А.С.Аблятипова, 2015 г. и учебных пособий:
«Литературное чтение. 2 класс» / С.С.Саттарова, М.С.Саттарова - М.: Просвещение, 2017,
«Литературное чтение. 3 класс» / С.С. Саттарова, М.С. Саттарова – М.: Просвещение,
2018, «Чтение. 4 класс» / Л.А. Алиева, Г.Э. Муртазаева, Л.С. Абсемиева, Э.О.Фетиева. Симферополь, издательство «Крымучпедгосиздат», 2007.
Программа составлена для учащихся 2-4 классов и рассчитана на 34 часа
годовых, 1 час в неделю (34 учебных недели).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты обучающихся:
- формирование патриотических ценностей, осознание учащимися своей
принадлежности к крымскотатарскому народу и одновременно ощущение себя
гражданами многонационального государства;
- овладение знаниями о родной культуре и религии, уважительное отношение к
культурам и традиционным религиям народов России;
-знание основных моральных норм своего народа и других народов России,
умение соотносить моральные ценности своего народа с ценностями других народов
России;
-формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной
национальной принадлежности;
-формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на
мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
-формирование уважительного отношения к семейным ценностям, развитие
этических чувств, доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других
людей.
Метапредметные результаты обучающихся:
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и
познавательных задач;
использование различных способов
справочниках, словарях, энциклопедиях;

поиска

учебной

информации

в

использование знаково-символических средств представления информации о
книгах;
овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и
задачами, действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинноследственных связей, построения рассуждений умение слушать собеседника и вести
диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё
мнение и аргументировать свою точку зрения.

3
Предметные результаты обучающихся:
- понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства
сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре,
понятий о добре и зле, дружбе, честности;
- формирование читательской компетентности, потребности в систематическом
чтении;
- овладение чтением вслух и про себя, приёмами анализа художественных, научнопознавательных
и
учебных
текстов
с
использованием
элементарных
литературоведческих понятий;
- использование разных видов чтения;
- умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных
текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку
поступков героев;
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться
справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
- умение устанавливать причинно-следственные связи и определять главную
мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой
план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
- умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности
научно-познавательных, учебных и художественных произведений.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2 КЛАСС
Введение. (1ч) Книга – великое чудо.
Школа – источник знаний. (3ч) Э.Ибраим «Мектеп меним кунешим», Н.Умеров «Энъ
татлы» (Самое вкусное), рассказ «Сабырлыкъ» (Терпение), И.Паульсон «Ойнамагъа вакъыт ёкъ»
(Нет времени играть), Шакир-Али «Окъу, яз!», рассказ «Эр шейнинъ озь ери олмакъ керек»
(Всему свое место), Черкез-Али «Китабынъны алдынъ къолгъа» (Ты книгу взял в руки),
З.Джавтобели. Загадки.

Устное народное творчество. (4ч) Пословицы, поговорки, скороговорки, детские стихи,
колыбельная, считалки, загадки, сказки.
Крымскотатарские писатели. ( 3 ч ) Б.Мамбет «Озен» (Река), Ю.Къандым, А.Велиев.
Наступила осень. (3ч) О.Амит «Кузь» (Осень), Х.К.Андерсен «Куньлер кечти, кузь
кельди…» (Наступила
осень), Ф.Самединов «Кузь» (Осень), Л.Софу «Дервиза»,
А.Одабаш «Кузь» (Осень), А.Коринец «Соньки алма» (Последнее яблоко), З.Джавтобели
«Октябрь».
О труде. ( 3 ч ) Л.Сулейман «Чебер къызчыкъ» (Мастерица), К.Ушинский «Эки сабан»
(Два плуга), Н.Аметова «Къаракъаш», А.Сеногъул «Къырмыскъа» (Муравей), Р.Чайлакъ
«Энвер къафес япмакъны…» (Энвер строит кормушку), Э.Амит «Демирджининъ уста
ханесинде» (В мастерской кузнеца), Ю.Аким «Юзюмджи къарт» (Дедушка –
виноградарь).
Зима. ( 4 ч ) З.Аппазова «Къар ягъа» (Снег идет), А.Сеногъул «Биринджи къар»
(Первый снег), Э.Ибраим «Къарбаба» (Снеговик), Э.Арифов, Дж.Аметов «Къыш зевкъы»

4
(Зимняя радость), З.Аппазова. «Таямыз!» (Катаемся), С.Вапиев «Къартбаба ве
аювчыкълар» (Дедушка и медвежата), О.Амит «Аяздеде» (Дед Мороз), рассказ
«Къартюбюнде тавшанчыкълар» (Зайчики под снегом), С.Шукурджиев «Къар
данечиклери сейленелер» (Разговор снежинок).
О дружбе. (3ч) Черкез-Али «Достлукъ достлукъны север», И.Драч «Эйилик япыла
яхшылыкъ ичюн» (Делаем добро), С.Усеинов «Хошкельдинъиз эвиме» (Добро
пожаловать в наш дом!), Л.Толстой «Эки аркъадаш» (Два товарища), сказка «Копек
насыл дост къыдыргъан» (Как собака друга себе искала), Л.Толстой «Икметли сез»
(Мудрое слово).
Я люблю свою семью. (4ч) Р.Фазыл, Л.Софу «Ярдымджы Амет» (Помощник Амет),
А.Сеногъул «Анамнынъ къуванчы» (Мамина радость), Э.Керменчикли «Къартана»
(Бабушка), Н.Умеров «Чиберек», «Юзюм» (Виноград), В.Осеева «Огъуллар» (Сыновья).
Наступила весна. (3ч) Ю.Аким «Буллюр тамчы» (Хрустальная капля), М.Сеттарова
«Баарь кельди» (Весна наступила)», Э.Керменчикли «Баарь» (Весна), Т.Халилов
«Акъбардакъ» (Подснежник),
Л.Сулейман
«Биринджи
акъбардакъ» (Первый
подснежник), по страницам Красной книги, Н.Керичли «Табиат уяна» (Природа
просыпается), «Наврез», Э.Къафадар «Наврез кельди» (Пришел Наврез).
Родной край. (3ч) С.Сеттарова «Гузель Къырым!» (Крым прекрасен!), В.Бекирова
«Ватанымыз – Къырым» (Крым – наша Родина), Ю.Къандым «Ватан» (Родина),
Н.Къуртмоллаев «Дагъ чокърагъы» (Горный родник), Н.Умеров «Аювдагъ», народная
песня «Эй, гузель Къырым» (Наш прекрасный Крым!).
3 КЛАСС
Устное народное творчество. (5ч) Пословицы, поговорки, считалки, игры, скороговорки,
колыбельные песни, загадки, сказки, легенды.
Крымскотатарские писатели и поэты. (2ч) Абдуль-Эзель Гирайбай. Рассказ
«Къарынджалар» (Муравьи), Н.Умеров «Турналар кочелер» (Улетели журавли),
«Тылсымлы къабакъ» (Волшебная тыква).
Осень. (3ч) А.Одабаш «Кузьде» (Осенью), Э.Ибраим «Кечь кузьде япракълар тёкюле
ельден...» (Поздней осенью листья опадают от ветра...), Ю.Темиркъая «Титислене эр бир
якъ» (Все в округе меняется).
О школе и школьниках. (4ч) Р.Бурнаш «Мераба, мектеп!» (Здравствуй, школа!),
Р.Муедин «Мектепте» (В школе), «Талебелер ичюн он муим къаиде» (Правила для
школьников), Э.Ибраим «Меним кунешим» (Мое солнце), Н.Балджы «Инша»
(Сочинение), И.Эмиров «Джевиз хырсызы ким?» (Кто ворует орехи?), «Меним мераметли
битачыгъым» (Моя добрая бабушка), Э.Ибраим «Ачкозь Мамут» (Прожорливый Мамут).
О труде. (3ч) Н.Умеров «Меним достум Руслан» (Мой друг Руслан), Э.Ибраим
«Къартбабамнынъ насиаты» (Дедушкин совет), Р.Муедин «Окъумакъ керек» (Учиться
необходимо), Черкез-Али басня «Къаз ве турна» (Гусь и журавль), Н.Умеров «Бабамнынъ
тёшеги» (Постель отца).
Зима. (3ч) Э.Ибраим «Къар» (Снег), Ю.Темиркъая «Къыш ве балалар» (Зима и дети),
С.Вапиев «Асанчик», русская народная сказка «Лиса и волк», Э.Фазыл «Достлар»
(Друзья), Ш.Душаев «Къыш» (Зима), Ш.Селим «Къышбабаны беклеп» (В ожидании Деда
Мороза).
Сказки разных народов. (3ч) Украинская народная сказка «Къашкъыр етекчи олмакъ
истей» (Как волк хотел стать вожаком), татарская сказка «Учь къыз» (Три дочери),
болгарская народная сказка «Къартлар» (Старики).

5
Берегите природу. (5ч) П.Зетти «Учансув» (Водопад), Э.Амит «Кийик» (Дикий), «Койде»
(В селе), А.Велиев «Акъкъая этегинде» (У подножья скалы Ак-кая), Л.Толстой «Къартал»
(Орел), А.Шамсутдинов «Чёль ярашыгъы» (Степная сказка), Черек-Али «Къарагъач»
(Вяз), В.Лазутин «Бозторгъай» (Жаворонок).
Весна. (3ч) Ю.Къандым «Баарь» (Весна), И.Эмиров «Къырымнынъ баари» (Весна в
Крыму). Весенний праздник - Наврез. А.Османова «Наврез», С.Вапиев «Къарылгъач
кельди» (Ласточки вернулись), Э.Къафадар «Баарь ягъмуры» (Весенний дождь),
Э.Албатлы «Мен бир баарь ельчигим» (Весенний ветерок), Р.Чайлакъ «Тезден апрель»
(Скоро апрель), Э.Ибраим «Баарь» (Весна), Я.Шакир-Али «Баарь» (Весна), С.Сеттарова
«Мераба, Хыдырлез!» (Здравствуй, Хыдырлез!).
Мой родной край. (3ч) М.Сеттарова «Тарихий ве екяне ватанымыз» (Наша Родина), И.
Асанин «Ватан» (Родина), легенда «Алтын бешик» (Золотая колыбель), С.Эмин «Бизим
чайырлар», Ф.Алиев «Дагъларда» (В горах), А.Решат «Селям санъа, ана-Ватан!»
(Здравствуй, Родина!).
4 КЛАСС
Устное народное творчество. (7ч) Пословицы, поговорки, считалки, игры,
скороговорки, колыбельные песни, загадки, сказки, легенды
Крымскотатарские писатели и поэты. (3ч) Н.Аметова «Шемсие» (Зонтик), С.Вапиев
«Турналар» (Журавли), Черкез-Али, басни.
Осень. (4ч) З.Албатлы «Кузь» (Осень), Ю.Болат «Сельби ве шефтали тереги» Тополь и
персик), Дж.Кендже «Турналар кочелер» (Улетают журавли), Дж.Аметов «Кузь»
(Осень)
О труде. (5ч) З.Албатлы «Эмек севген – бахт тапар» (Счастлив тот, кто трудится),
Э.Керменчикли «Истер исенъ» (Если захочешь), Б.Мамбет «Чебер къыз»
(Рукодельница), «Дюльгер» (Плотник), А.Одабаш «Чалышыр ве огренирмиз»,
Э.Ибраим «Кичик усталар» (Маленькие мастера), И.Абдураман «Бахшыш» (Подарок),
Черкез-Али «Эмджем къоюн бакъа чокътан»
Зима. (3ч) З.Албатлы «Къыш» (Зима), Ю.Темиркъая «Къыш ве балалар» (Зима и дети),
А.Одабаш «Къыш – уста» (Зима – мастерица)
Сказки разных народов. (4ч) Казахская народная сказка «Ахмакъ къашкъыр» (Глупый
волк), таджикская народная сказка «Къаплан ве тильки» (Тигр и лиса), афганская
народная сказка «Адалетли къады» (Правдивый судья)
Весна наступила. (4ч) А.Герайбай «Балкъуртлар ишке башлай» (Пчелы приступают к
работе), А.Умер «Баарь» (Весна), И.Эмиров «Къырымнынъ баари» (Весна в Крыму),
И.Бахшыш «Баарь кельди» (Весна наступила), Р.Фазыл «Наврез байрамы», Ш.Алядин
«Баарь»(Весна).
Славные сыны крымскотатарского народа. (2ч) Произведения об И.Гаспринском,
Н.Челебиджихане, Аметхане Султане Р.Фазыл, Л.Софу, А.Абденнановой.
Родной край. (1ч) Легенда «Багъчасарай бойле пейда олды» (Как возник Бахчисарай),
легенда «Аюв-дагъ», предание «Айя», Э.Къафадар «Ватан» (Родина), А.Одабаш
«Байрам айы»
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС

6
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

Темы
Введение.
Школа – источник знаний.
Устное народное творчество.
Крымскотатарские писатели.
Наступила осень.
О труде.
Зима.
О дружбе.
Я люблю свою семью.
Наступила весна.
Родной край.
Итого:
Вн. чт. – 4

Количество часов
1
3
4
3
3
3
4
3
4
3
3
34
3 КЛАСС

№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Темы
Устное народное творчество.
Крымскотатарские писатели и поэты.
Осень.
О школе и школьниках.
О труде.
Зима.
Сказки разных народов.
Берегите природу.
Весна.
Мой родной край
Итого:
Вн. чт. - 4
4 КЛАСС

№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Темы
Введение.
Устное народное творчество.
Крымскотатарские писатели и поэты.
Осень.
Зима.
Сказки разных народов.
Весна наступила.
Славные сыны крымскотатарского народа.
О труде.
Родной край.
Итого:

Вн.чт

Количество часов
5
2
3
4
3
3
3
5
3
3
34

Количество часов
1
7
3
4
3
4
4
2
5
1
34
-

4


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».