РП по информатике 10-11 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
″Абрикосовская школа″ Кировского района Республики Крым

РАССМОТРЕНО
на заседании МО учителей
естественноматематического направления
___________ Е.В. Жданова
Протокол заседания №1
от «18 » 09. 2022 г.

СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по
УВР
____________________
Е.А. Майко
«23» 08. 2022 г.

Рабочая программа
по ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ
(предмет)

для _____

10-11 _______
(класс)

2022 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
___________________
А.А. Демидова
Приказ № 96-од
от «30». 08.2022 г.

2

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 10, 11 классов разработана на основе:
•

Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273ФЗ от 29.12.2012);

•

Авторской программы курса «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов. Авторы: Семакин И.Г.,
Хеннер Е.К., опубликованной в сборнике «Информатика. Программы для общеобразовательных
учреждений. 2-11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин.-2-е изд.–
М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 г.»
Изучение курса «Информатика и ИКТ» в году ориентировано на использование учащимися

учебников:
1. «Информатика. Базовый уровень: учебник для 10 класса/ Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю.
3-е издание.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014, ФГОС (с практикумом в приложении).
2. «Информатика. Базовый уровень: учебник для 11 класса/ Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина
Т.Ю. 3-е издание.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014, ФГОС (с практикумом в
приложении). с учетом письма Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым
от 20.04.2021 № 1503/01-14 об особенностях формирования учебных планов образовательных
организаций на 2022-2023 учебный год.
Программа составлена для учащихся:

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
При изучении курса «Информатика и ИКТ» в соответствии с требованиями ФГОС
формируются следующие результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг,
гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно
принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;

3

4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести
диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни;
10)сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
11)эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
12)осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в
решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; Метапредметные
результаты:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации
планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных
типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

4

5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее –
ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
7) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства;
8) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты:
1) сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в
окружающем мире;
2) владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости
формального описания алгоритмов;
3) владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения
универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций
программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;
4) владение стандартными приемами написания на алгоритмическом языке программы для
решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования
и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ
по выбранной специализации;
5) сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и
необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса); о
способах хранения и простейшей обработке данных; понятия о базах данных и средствах
доступа к ним, умений работать с ними;
6) владение компьютерными средствами представления и анализа данных;
7) сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники
безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в
Интернете.

5

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
10 класс. В соответствии с ФГОС СОО – 34 ч. (1 ч/нед).
1. Программирование 21ч
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных.
Основные алгоритмические конструкции: линейное выполнение, условие, цикл, ввод и вывод
данных, подпрограммы.
Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы
на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов:
присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов.
Структурные типы данных – массивы, строки, записи.
Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка, формализация,
алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.
Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод,
трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и
циклических программ; программирование обработки массивов, строк, записей.
1) Практическая работа №8 «Программирование линейных алгоритмов»
2) Практическая работа №9 «Программирование логических выражений»
3) Практическая работа №10 «Программирование ветвящихся алгоритмов»
4) Практическая работа №11 «Программирование циклических алгоритмов»
5) Практическая работа №12 «Программирование с использованием подпрограмм»
6) Практическая работа №13 «Программирование обработки одномерных массивов»
7) Практическая работа №14 «Программирование обработки двумерных массивов»
8) Практическая работа №15 «Программирование обработки строк символов»
9) Практическая работа №16 «Программирование обработки записей» 10)Тест №2 по теме
«Программирование».
Учащиеся должны знать
- этапы решения задачи на компьютере с использованием языка Паскаль;
- система команд языка Паскаль;
- классификация структур алгоритмов;
- операторы ветвления и цикла;
- логические выражения;
- структуры данных в Паскале: строки, массивы, записи;- работа с текстовыми файлами.

6

Учащиеся должны уметь:
- описывать алгоритмы на языке блок-схем;
- выполнять трассировку алгоритма с использованием трассировочных таблиц
- программировать основные алгоритмические структуры;
- программировать обработку некоторых структур данных, в т.ч. с использованием файлов.
2. Информация 7ч
Концепции информации. Измерение информации. Передача информации.
1)

Практическая работа №1 «Шифрование данных»

2)

Практическая работа №2 «Измерение информации»

3)

Практическая работа №3 «Представление чисел»

4)

Практическая работа №4 «Представление текстов. Сжатие текстов»

5)

Практическая работа №5 «Представление изображения и звука» Учащиеся должны

знать:
- три философские концепции информации
- понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике,
теорииинформации
- что такое язык представления информации; какие бывают языки
- понятия «кодирование» и «декодирование» информации
- примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодопонятия «шифрование», «дешифрование».
- сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации- определение бита с
алфавитной т.з.
- связь между размером алфавита и информационным весом символа (в
приближенииравновероятности символов)
- связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб
- сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации
- определение бита с позиции содержания сообщения
- основные принципы представления данных в памяти компьютера
- представление целых чисел
- диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком
- принципы представления вещественных чисел
- способы кодирования текста в компьютере
- способы представление изображения; цветовые модели
- в чем различие растровой и векторной графики
- способы дискретного (цифрового) представление звука

7

- историю развития носителей информации
- современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их
основныехарактеристики
- модель К Шеннона передачи информации по техническим каналам связи
- основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность
- понятие «шум» и способы защиты от шумаУчащиеся должны уметь:
- применять на практике простейшие приемы шифрования и дешифрования
текстовойинформации.
- решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной т.з.
(вприближении равной вероятности символов)
- решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении,
используясодержательный подход (в равновероятном приближении) - выполнять пересчет
количества информации в разные единицы
-получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера
- определять по внутреннему коду значение числа
- вычислять размет цветовой палитры по значению битовой глубины цвета
- вычислять объем цифровой звукозаписи по частоте дискретизации, глубине кодирования
ивремени записи
- сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам
- рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной
скоростипередачи.
3. Информационные процессы 6ч
Обработка информации: задачи, история, исполнители.
Понятие алгоритма.
Архитектура компьютера
1) Практическая работа №6 «Управление алгоритмическим исполнителем»
2) Практическая работа №7 «Автоматическая обработка данных»
3) Проект №1 для самостоятельного выполнения «Выбор конфигурации компьютера»
4) Проект №2 для самостоятельного выполнения «Настройка BIOS»
5) Тест №1 по теме “Информационные процессы”
Учащиеся должны знать:
- основные типы задач обработки информации
- понятие исполнителя обработки информации

8

- понятие алгоритма обработки информации
- что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов
- определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной
- устройство и систему команд алгоритмической машины Поста
- этапы истории развития ЭВМ
- что такое неймановская архитектура ЭВМ
- для чего используются периферийные процессоры (контроллеры)
- архитектуру персонального компьютера
- основные принципы архитектуры суперкомпьютеров
Учащиеся должны уметь:
- по описанию системы команд учебного исполнителя составлять алгоритмы управления
егоработой
- составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста.
11 класс. В соответствии с ФГОС CОО – 34 ч. (1 ч/нед).
1. Информационные системы и базы данных 14ч
Системы. Системный анализ. Информационные системы.
Базы данных. Реляционные базы данных — назначение, создание, изменение, удаление, просмотр.
Использование SQL для работы с базами данных.
1) Практическая работа №1 «Модели систем»
2) Практическая работа №2 «Знакомство с СУБД»
3) Практическая работа №3 «Создание базы данных «Приемная комиссия»»
4) Практическая работа №4 «Реализация простых запросов в режиме дизайна (конструктора
запросов)»
5) Практическая работа №5 «Расширение базы данных «Приемная комиссия». Работа с
формой»
6) Практическая работа №6 «Реализация сложных запросов в базе данных «Приемная
комиссия»»
7) Практическая работа №7 «Создание отчета»
8) Проект № 1 для самостоятельного выполнения. Проектные задания по системологии.
Работа 1.2. Проектные задания по системологии

9

9) Проект № 2 для самостоятельного выполнения. Проектные задания на самостоятельную
разработку базы данных. Работа 1.5. Проектные задания на самостоятельную разработку
базы данных.
Учащиеся должны знать:
- основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема
- основные свойства систем
- что такое «системный подход» в науке и практике
- модели систем: модель черного ящика, состава, структурная модель
- использование графов для описания структур систем;
- что такое база данных (БД)
- основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ
- определение и назначение СУБД
- основы организации многотабличной БД
- что такое схема БД
- что такое целостность данных
- этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД
- структуру команды запроса на выборку данных из БД
- организацию запроса на выборку в многотабличной БД
- основные логические операции, используемые в запросах
- правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов.
Учащиеся должны уметь:
- приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.)
- анализировать состав и структуру систем;
- различать связи материальные и информационные;
- создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД
- реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов- реализовывать
запросы со сложными условиями выборки.
2. Информационное моделирование 8ч
Модели и моделирование. Математические модели. Компьютерное моделирование.
Регрессионные модели. Построение. Значение. Ограничения.
Корреляционные зависимости.
Задачи оптимального планирования.

10

1) Практическая работа №15 «Получение регрессионных моделей»
2) Практическая работа №16 «Прогнозирование»
3) Практическая работа №17 «Расчет корреляционных зависимостей»
4) Практическая работа №18 «Решение задачи оптимального планирования»
5) Проект №4 для самостоятельного выполнения. Работа 3.3. Проектные задания на получение
регрессионных зависимостей
6) Проект №5 для самостоятельного выполнения. Работа 3.5. Проектные задания по теме
«Корреляционные зависимости»
7) Проект №6 для самостоятельного выполнения. Работа 3.7. Проектные задания по теме
«Оптимальное планирование».
8) Контрольная работа №2 по теме «Информационное моделирование».
Учащиеся должны знать:
- понятие модели
- понятие информационной модели
- этапы построения компьютерной информационной модели
- понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины
- что такое математическая модель
- формы представления зависимостей между величинами
- для решения каких практических задач используется статистика;
- что такое регрессионная модель
- как происходит прогнозирование по регрессионной модели
- что такое корреляционная зависимость
- что такое коэффициент корреляции
- какие существуют возможности у табличного процессора для выполнения корреляционного
анализа
- что такое оптимальное планирование
- что такое ресурсы; как в модели описывается ограниченность ресурсов
- что такое стратегическая цель планирования; какие условия для нее могут быть поставлены
- в чем состоит задача линейного программирования для нахождения оптимального плана- какие
существуют возможности у табличного процессора для решения задачи линейного
программирования .

11

Учащиеся должны уметь
- с помощью электронных таблиц получать табличную и графическую форму зависимостеймежду
величинами
- используя табличный процессор строить регрессионные модели заданных типов
- осуществлять прогнозирование (восстановление значения и экстраполяцию) по
регрессионноймодели
- определять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с
помощьютабличного процессора (функция КОРРЕЛ в MSExcel)
- решать задачу оптимального планирования (линейного программирования) с
небольшимколичеством плановых показателей с помощью табличного процессора (Поиск
решения в табличном процессоре).
3. Интернет 10ч
Интернет. Основные понятия.
Поиск информации, электронная почта, телеконференции.
Сайты. Строение. Создание. Публикация.
1) Практическая работа №8 «Интернет. Работа с электронной почтой и телеконференциями»
2) Практическая работа №9 «Интернет. Работа с браузером. Просмотр web-страниц»
3) Практическая работа №10 «Интернет. Сохранение загруженных web -страниц
4) Практическая работа №11 «Интернет. Работа с поисковыми системами»
5) Практическая работа №12 «Разработка сайта «Моя семья»»
6) Практическая работа №13 «Разработка сайта «Животный мир»»
7) Практическая работа №14 «Разработка сайта «Наш класс»»
8) Проект №3 для самостоятельного выполнения. Работа 2.8. Проектные задания на
разработку сайтов.
9) Контрольная работа №1 по теме «Интернет».
Учащиеся должны знать:
- назначение коммуникационных служб Интернета
- назначение информационных служб Интернета
- что такое прикладные протоколы
- основные понятия WWW: web-страница, web-сервер, web-сайт, web-браузер, HTTP-протокол,
URL-адрес
- что такое поисковый каталог: организация, назначение
- что такое поисковый указатель: организация, назначение;

12

- какие существуют средства для создания web-страниц
- в чем состоит проектирование web-сайта - что значит опубликовать web-сайт.
Учащиеся должны уметь:
- работать с электронной почтой
- извлекать данные из файловых архивов
- осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей;создать несложный web-сайт с помощью редактора сайтов.
4. Социальная информатика 2ч
Информационное общество. Информационные ресурсы.
Информационное право и безопасность.
Учащиеся должны знать:
- что такое информационные ресурсы общества
- из чего складывается рынок информационных ресурсов
- что относится к информационным услугам
- в чем состоят основные черты информационного общества
- причины информационного кризиса и пути его преодоления
- какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием
информационного общества;
- основные законодательные акты в информационной сфере
- суть Доктрины информационной безопасности Российской ФедерацииУчащиеся должны уметь:
- соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности.

13

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс. В соответствии с ФГОС СОО –34 ч. (1 ч/нед).
Тема
Кол-во
Из них работы:
часов
практич. контрол.

№
п/п
1.

Программирование

21

9

0

2.

Информация

7

5

0

3.

Информационные процессы

6

2

0

34

16

0

ИТОГО

4.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 класс. В соответствии с ФГОС СОО –34 ч. (1 ч/нед).
Тема
Кол-во
Из них работы:
часов
практич. контрол.

№
п/п
1.

Информационные системы и базы данных

14

7

0

2.

Информационное моделирование

8

4

1

3.

Интернет

10

7

1

4.

Социальная информатика

2

0

0

34

18

2

5.

ИТОГО

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».