Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение ″Абрикосовская школа″ Кировского района Республики Крым РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей естественноматематического направления ___________ Е.В. Жданова Протокол заседания №1 от «18 » 09. 2022 г. СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР ____________________ Е.А. Майко «23» 08. 2022 г. Рабочая программа по ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ (предмет) для _____ 10-11 _______ (класс) 2022 г. УТВЕРЖДЕНО Директор школы ___________________ А.А. Демидова Приказ № 96-од от «30». 08.2022 г. 2 Рабочая программа по информатике и ИКТ для 10, 11 классов разработана на основе: • Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273ФЗ от 29.12.2012); • Авторской программы курса «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов. Авторы: Семакин И.Г., Хеннер Е.К., опубликованной в сборнике «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин.-2-е изд.– М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 г.» Изучение курса «Информатика и ИКТ» в году ориентировано на использование учащимися учебников: 1. «Информатика. Базовый уровень: учебник для 10 класса/ Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. 3-е издание.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014, ФГОС (с практикумом в приложении). 2. «Информатика. Базовый уровень: учебник для 11 класса/ Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. 3-е издание.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014, ФГОС (с практикумом в приложении). с учетом письма Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 20.04.2021 № 1503/01-14 об особенностях формирования учебных планов образовательных организаций на 2022-2023 учебный год. Программа составлена для учащихся: ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА При изучении курса «Информатика и ИКТ» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие результаты освоения учебного предмета. Личностные результаты: 1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); 2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; 3) готовность к служению Отечеству, его защите; 3 4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; 5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; 6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; 7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; 8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; 9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; 10)сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; 11)эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; 12)осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; Метапредметные результаты: 1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; 2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; 4 5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; 6) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; 7) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; 8) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Предметные результаты: 1) сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире; 2) владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов; 3) владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц; 4) владение стандартными приемами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации; 5) сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса); о способах хранения и простейшей обработке данных; понятия о базах данных и средствах доступа к ним, умений работать с ними; 6) владение компьютерными средствами представления и анализа данных; 7) сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете. 5 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 10 класс. В соответствии с ФГОС СОО – 34 ч. (1 ч/нед). 1. Программирование 21ч Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных. Основные алгоритмические конструкции: линейное выполнение, условие, цикл, ввод и вывод данных, подпрограммы. Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурные типы данных – массивы, строки, записи. Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование. Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов, строк, записей. 1) Практическая работа №8 «Программирование линейных алгоритмов» 2) Практическая работа №9 «Программирование логических выражений» 3) Практическая работа №10 «Программирование ветвящихся алгоритмов» 4) Практическая работа №11 «Программирование циклических алгоритмов» 5) Практическая работа №12 «Программирование с использованием подпрограмм» 6) Практическая работа №13 «Программирование обработки одномерных массивов» 7) Практическая работа №14 «Программирование обработки двумерных массивов» 8) Практическая работа №15 «Программирование обработки строк символов» 9) Практическая работа №16 «Программирование обработки записей» 10)Тест №2 по теме «Программирование». Учащиеся должны знать - этапы решения задачи на компьютере с использованием языка Паскаль; - система команд языка Паскаль; - классификация структур алгоритмов; - операторы ветвления и цикла; - логические выражения; - структуры данных в Паскале: строки, массивы, записи;- работа с текстовыми файлами. 6 Учащиеся должны уметь: - описывать алгоритмы на языке блок-схем; - выполнять трассировку алгоритма с использованием трассировочных таблиц - программировать основные алгоритмические структуры; - программировать обработку некоторых структур данных, в т.ч. с использованием файлов. 2. Информация 7ч Концепции информации. Измерение информации. Передача информации. 1) Практическая работа №1 «Шифрование данных» 2) Практическая работа №2 «Измерение информации» 3) Практическая работа №3 «Представление чисел» 4) Практическая работа №4 «Представление текстов. Сжатие текстов» 5) Практическая работа №5 «Представление изображения и звука» Учащиеся должны знать: - три философские концепции информации - понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теорииинформации - что такое язык представления информации; какие бывают языки - понятия «кодирование» и «декодирование» информации - примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодопонятия «шифрование», «дешифрование». - сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации- определение бита с алфавитной т.з. - связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближенииравновероятности символов) - связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб - сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации - определение бита с позиции содержания сообщения - основные принципы представления данных в памяти компьютера - представление целых чисел - диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком - принципы представления вещественных чисел - способы кодирования текста в компьютере - способы представление изображения; цветовые модели - в чем различие растровой и векторной графики - способы дискретного (цифрового) представление звука 7 - историю развития носителей информации - современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основныехарактеристики - модель К Шеннона передачи информации по техническим каналам связи - основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность - понятие «шум» и способы защиты от шумаУчащиеся должны уметь: - применять на практике простейшие приемы шифрования и дешифрования текстовойинформации. - решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной т.з. (вприближении равной вероятности символов) - решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используясодержательный подход (в равновероятном приближении) - выполнять пересчет количества информации в разные единицы -получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера - определять по внутреннему коду значение числа - вычислять размет цветовой палитры по значению битовой глубины цвета - вычислять объем цифровой звукозаписи по частоте дискретизации, глубине кодирования ивремени записи - сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам - рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скоростипередачи. 3. Информационные процессы 6ч Обработка информации: задачи, история, исполнители. Понятие алгоритма. Архитектура компьютера 1) Практическая работа №6 «Управление алгоритмическим исполнителем» 2) Практическая работа №7 «Автоматическая обработка данных» 3) Проект №1 для самостоятельного выполнения «Выбор конфигурации компьютера» 4) Проект №2 для самостоятельного выполнения «Настройка BIOS» 5) Тест №1 по теме “Информационные процессы” Учащиеся должны знать: - основные типы задач обработки информации - понятие исполнителя обработки информации 8 - понятие алгоритма обработки информации - что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов - определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной - устройство и систему команд алгоритмической машины Поста - этапы истории развития ЭВМ - что такое неймановская архитектура ЭВМ - для чего используются периферийные процессоры (контроллеры) - архитектуру персонального компьютера - основные принципы архитектуры суперкомпьютеров Учащиеся должны уметь: - по описанию системы команд учебного исполнителя составлять алгоритмы управления егоработой - составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста. 11 класс. В соответствии с ФГОС CОО – 34 ч. (1 ч/нед). 1. Информационные системы и базы данных 14ч Системы. Системный анализ. Информационные системы. Базы данных. Реляционные базы данных — назначение, создание, изменение, удаление, просмотр. Использование SQL для работы с базами данных. 1) Практическая работа №1 «Модели систем» 2) Практическая работа №2 «Знакомство с СУБД» 3) Практическая работа №3 «Создание базы данных «Приемная комиссия»» 4) Практическая работа №4 «Реализация простых запросов в режиме дизайна (конструктора запросов)» 5) Практическая работа №5 «Расширение базы данных «Приемная комиссия». Работа с формой» 6) Практическая работа №6 «Реализация сложных запросов в базе данных «Приемная комиссия»» 7) Практическая работа №7 «Создание отчета» 8) Проект № 1 для самостоятельного выполнения. Проектные задания по системологии. Работа 1.2. Проектные задания по системологии 9 9) Проект № 2 для самостоятельного выполнения. Проектные задания на самостоятельную разработку базы данных. Работа 1.5. Проектные задания на самостоятельную разработку базы данных. Учащиеся должны знать: - основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема - основные свойства систем - что такое «системный подход» в науке и практике - модели систем: модель черного ящика, состава, структурная модель - использование графов для описания структур систем; - что такое база данных (БД) - основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ - определение и назначение СУБД - основы организации многотабличной БД - что такое схема БД - что такое целостность данных - этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД - структуру команды запроса на выборку данных из БД - организацию запроса на выборку в многотабличной БД - основные логические операции, используемые в запросах - правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов. Учащиеся должны уметь: - приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.) - анализировать состав и структуру систем; - различать связи материальные и информационные; - создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД - реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов- реализовывать запросы со сложными условиями выборки. 2. Информационное моделирование 8ч Модели и моделирование. Математические модели. Компьютерное моделирование. Регрессионные модели. Построение. Значение. Ограничения. Корреляционные зависимости. Задачи оптимального планирования. 10 1) Практическая работа №15 «Получение регрессионных моделей» 2) Практическая работа №16 «Прогнозирование» 3) Практическая работа №17 «Расчет корреляционных зависимостей» 4) Практическая работа №18 «Решение задачи оптимального планирования» 5) Проект №4 для самостоятельного выполнения. Работа 3.3. Проектные задания на получение регрессионных зависимостей 6) Проект №5 для самостоятельного выполнения. Работа 3.5. Проектные задания по теме «Корреляционные зависимости» 7) Проект №6 для самостоятельного выполнения. Работа 3.7. Проектные задания по теме «Оптимальное планирование». 8) Контрольная работа №2 по теме «Информационное моделирование». Учащиеся должны знать: - понятие модели - понятие информационной модели - этапы построения компьютерной информационной модели - понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины - что такое математическая модель - формы представления зависимостей между величинами - для решения каких практических задач используется статистика; - что такое регрессионная модель - как происходит прогнозирование по регрессионной модели - что такое корреляционная зависимость - что такое коэффициент корреляции - какие существуют возможности у табличного процессора для выполнения корреляционного анализа - что такое оптимальное планирование - что такое ресурсы; как в модели описывается ограниченность ресурсов - что такое стратегическая цель планирования; какие условия для нее могут быть поставлены - в чем состоит задача линейного программирования для нахождения оптимального плана- какие существуют возможности у табличного процессора для решения задачи линейного программирования . 11 Учащиеся должны уметь - с помощью электронных таблиц получать табличную и графическую форму зависимостеймежду величинами - используя табличный процессор строить регрессионные модели заданных типов - осуществлять прогнозирование (восстановление значения и экстраполяцию) по регрессионноймодели - определять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощьютабличного процессора (функция КОРРЕЛ в MSExcel) - решать задачу оптимального планирования (линейного программирования) с небольшимколичеством плановых показателей с помощью табличного процессора (Поиск решения в табличном процессоре). 3. Интернет 10ч Интернет. Основные понятия. Поиск информации, электронная почта, телеконференции. Сайты. Строение. Создание. Публикация. 1) Практическая работа №8 «Интернет. Работа с электронной почтой и телеконференциями» 2) Практическая работа №9 «Интернет. Работа с браузером. Просмотр web-страниц» 3) Практическая работа №10 «Интернет. Сохранение загруженных web -страниц 4) Практическая работа №11 «Интернет. Работа с поисковыми системами» 5) Практическая работа №12 «Разработка сайта «Моя семья»» 6) Практическая работа №13 «Разработка сайта «Животный мир»» 7) Практическая работа №14 «Разработка сайта «Наш класс»» 8) Проект №3 для самостоятельного выполнения. Работа 2.8. Проектные задания на разработку сайтов. 9) Контрольная работа №1 по теме «Интернет». Учащиеся должны знать: - назначение коммуникационных служб Интернета - назначение информационных служб Интернета - что такое прикладные протоколы - основные понятия WWW: web-страница, web-сервер, web-сайт, web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес - что такое поисковый каталог: организация, назначение - что такое поисковый указатель: организация, назначение; 12 - какие существуют средства для создания web-страниц - в чем состоит проектирование web-сайта - что значит опубликовать web-сайт. Учащиеся должны уметь: - работать с электронной почтой - извлекать данные из файловых архивов - осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей;создать несложный web-сайт с помощью редактора сайтов. 4. Социальная информатика 2ч Информационное общество. Информационные ресурсы. Информационное право и безопасность. Учащиеся должны знать: - что такое информационные ресурсы общества - из чего складывается рынок информационных ресурсов - что относится к информационным услугам - в чем состоят основные черты информационного общества - причины информационного кризиса и пути его преодоления - какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества; - основные законодательные акты в информационной сфере - суть Доктрины информационной безопасности Российской ФедерацииУчащиеся должны уметь: - соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности. 13 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 класс. В соответствии с ФГОС СОО –34 ч. (1 ч/нед). Тема Кол-во Из них работы: часов практич. контрол. № п/п 1. Программирование 21 9 0 2. Информация 7 5 0 3. Информационные процессы 6 2 0 34 16 0 ИТОГО 4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 класс. В соответствии с ФГОС СОО –34 ч. (1 ч/нед). Тема Кол-во Из них работы: часов практич. контрол. № п/п 1. Информационные системы и базы данных 14 7 0 2. Информационное моделирование 8 4 1 3. Интернет 10 7 1 4. Социальная информатика 2 0 0 34 18 2 5. ИТОГО 14