РП по ИЗО 5 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
″Абрикосовская школа″ Кировского района Республики Крым

Рабочая программа
по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
(предмет)

5

для________________ __________________
(класс)
2021/2022учебный год

Составитель: учитель ИЗО
Оманова Севиля Хабибуллаевна
(ФИО)

2021г.

1

Рабочая программа «Изобразительное искусство» для 5-7 класса разработана на
основе ФГОС основного общего образования, авторской программы Б.М. Неменского,
«Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М.
Неменский.- М.: Просвещение, 2013.
Программа предусматривает возможность изучения курса «Изобразительное
искусство» в объеме 1 учебного часа в неделю в каждом классе 34 часа в год.

Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Личностные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе:
Осмысленное и эмоционально- ценностное восприятие визуальных образов реальности
в произведениях искусства;
Освоение художественной культуры как формы материального выражения духовных
ценностей, выраженных в пространственных формах;
Воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать,
чувствовать и оценивать явления окружающего мира искусства;
В трудовой сфере:
Овладение основами практической творческой работы различными художественными
материалами и инструментами;
В познавательной сфере:
Овладение средствами художественного изображения;
Развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать,
анализировать и структурировать визуальный образ на основе его эмоциональнонравственной оценки;
Формирование способности ориентироваться в мире современной художественной
культуры.
Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе:
В ценностно-ориентационной сфере:
Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой,
эстетической и личностно значимой ценности;
Воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в ее
архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметноматериальной и пространственной среды и понимания красоты человека;
Умение воспринимать и терпимо относится к другой точке зрения, другой культуре,
другому восприятию мира;
В трудовой сфере;
Обретения самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к
самостоятельным действиям в различных учебных и жизненных ситуациях;
Умение эстетически подходить к любому виду деятельности;
В познавательной деятельности;
Развитие художественно- образного мышления как неотъемлемой части целостного
мышления человека;
Формирование способности к целостному художественному восприятию мира;
Развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти;
Предметные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе:
В ценностно-ориентационной сфере:
Восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций;
Активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и
личностно значимой ценности;
В познавательной сфере;
2

Художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и
общества;
Понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику
образного языка и средств художественной выразительности, особенности различных
художественных материалов и техник во время практической творческой работы;
Восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений
изобразительного искусства;
В коммуникативной сфере:
Умение ориентироваться и находить самостоятельно необходимую информацию по
искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству. В электронных
информационных ресурсах;
Диалогический подход к освоению произведений искусства;
Понимание разницы между элитарным и массовым искусством, оценка эстетических
позиций достоинств и недостатков произведений искусства;
В трудовой сфере;
Применять различные художественные материалы, техники и средства
художественной выразительности в собственной художественно- творческой
деятельности (работа в области живописи, графики, дизайна, декоративноприкладного искусства).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
•
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по
принципу углубленного изучения каждого вида искусства.
•
Тема 5 класса — «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» —
посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с
фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается
свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера,
присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной
жизни. При изучении темы этого года необходим акцент на местные художественные
традиции и конкретные промыслы.
•
Тема 6 и 7 классов — «Изобразительное искусство в жизни человека» —
посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются
основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание
основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его
бесконечной изменчивостью в истории искусства. Изучая изменения языка искусства,
изменения как будто бы внешние, он на самом деле проникает в сложные духовные
процессы, происходящие в обществе и культуре.
•
Программа «Изобразительное искусство» дает широкие возможности для
педагогического творчества, учета особенностей конкретного региона России при
сохранении структурной целостности данной программы.

5 класс
34 ч.
I раздел
«Древние корни народного искусства» (10 ч)

3

Знакомятся с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо
жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки), крестьянским домом, рассматривается
как художественный образ, отражающий взаимосвязь большого космоса (макрокосма) и
мира человека, жизненно важные участки крестьянского интерьера, освоении языка
орнамента на материале русской народной вышивки, знакомство с костюмом Белгородской
области и народно-праздничными обрядами.
Древние образы в народном искусстве.
Убранство русской избы.
Внутренний мир русской избы.
Конструкция, декор предметов народного быта.
Русская народная вышивка.
Народный праздничный костюм.
Народные праздничные обряды.
1 тема. Древние образы в народном искусстве
Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства — солярные
знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни — как выражение мифопоэтических
представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как
обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический
характер.
Задание: выполнение рисунка на тему древних образов в узорах вышивки, росписи,
резьбе по дереву (древо жизни, мать-земля, птица, конь, солнце).
Материалы: гуашь, кисть или восковые мелки, акварель или уголь, сангина, бумага.
2-3 тема. Убранство русской избы
Дом – мир, обжитой человеком, образ освоенного пространства. Избы севера и
средней полосы России. Единство конструкции и декора в традиционном русском
жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и в декоре крестьянского
дома (крыша, фронтон - небо, рубленая клеть - земля, подклеть (подпол) - подземноводный мир).
Декоративное убранство (наряд) крестьянского дома: охлупень, полотенце, причелина,
лобовая доска, наличники, ставни.
Задание: создание эскиза декоративного убранства избы: украшение деталей дома
(полотенце, причелина, лобовая доска, наличники и т.д.) солярными знаками, растительными и зооморфными мотивами, геометрическими элементами, выстраивание их
в орнаментальную композицию.
Материалы: сангина и уголь или восковые мелки и акварель, кисть, бумага.
4 тема. Внутренний мир русской избы
Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего пространства
крестьянского дома, его символика (потолок — небо, пол — земля, подпол —
подземный мир, окна — очи, свет и т. д.). Жизненно важные центры в крестьянском доме:
печное пространство, красный угол, круг предметов быта, труда и включение их в
пространство дома. Единство пользы и красоты.
Задание: изображение внутреннего убранства русской избы с включением деталей
крестьянского интерьера (печь, лавки, стол, предметы быта и труда)
Материалы: карандаш или восковые мелки, акварель, кисти, бумага.
5 тема. Конструкция, декор предметов народного быта
Русские прялки, деревянная резная и расписная посуда, предметы тру да — область
конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Единство пользы и красоты,
4

конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта,
выявление символического значения декоративных элементов.
Задание: выполнение эскиза декоративного убранства предметов крестьянского быта
(ковш, прялка и т.д.).
Материалы: смешанная техника (рисунок восковыми мелками и акварельная заливка
или сангиной разных оттенков), кисть, бумага.
6 тема. Русская народная вышивка
Крестьянская вышивка — хранительница древнейших образов и мотивов, их
устойчивости и вариативности. Условность языка орнамента, его символическое
значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках на полотенце.
Задание: создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки; украшение
своего полотенца вырезанными из тонкой бумаги кружевами.
Материалы: гуашь или восковые мелки, акварель, тонкая кисть, фломастеры, бумага
ножницы..
7-8 тема. Народный праздничный костюм
Народный праздничный костюм — целостный художественный образ. Северорусский и
южнорусский комплекс одежды. Разнообразие форм и украшений народного
праздничного костюма в различных республиках и регионах России.
Свадебный костюм. Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мира, нерасторжимой связи земного и небесного в образном строе народной
праздничной одежды.
Задание: создание эскизов народного праздничного костюма (женского или мужского)
северных и южных районов России в одном из вариантов: а) украшение съемных
деталей одежды для картонной игрушки –куклы; б) украшение крупных форм
крестьянской одежды (рубаха, душегрея, сарафан) нарядным орнаментом.
Материалы: бумага, ножницы, клей, ткань, гуашь, кисти, мелки, пастель.
9 тема. Народные праздничные обряды (обобщение темы)
Календарные народные праздники — это способ участия человека, связанного с землей,
в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное
ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их
символическое значение.
Активная беседа по данной проблематике сопровождается просмотром слайдов,
репродукций. Урок можно построить как выступление поисковых групп по проблемам
народного искусства или как праздничное импровизационно-игровое действо в заранее
подготовленном интерьере народного жилища.

II раздел
«Связь времен в народном искусстве» (8 ч)
Включение детей в поисковые группы по изучению традиционных народных
художественных промыслов России (Жостово, Хохломы, Гжели). При знакомстве
учащихся с филимоновской, дымковской, каргопольской народными глиняными
игрушками, следует обратить внимание на живучесть в них древнейших образов: коня,
птицы, бабы. Направить усилия учащихся на восприятие и создание художественного
образа игрушки в традициях старооскольского промысла. При изучении Борисовской
5

керамики обратить внимание на разнообразие скульптурных форм посуды, мелкой
пластики; на органическое единство формы и декора; на орнаментальные и декоративносюжетные композиции росписи; на главные отличительные элементы.
Древние образы в современных народных игрушках.
Искусство Гжели.
Городецкая роспись.
Хохлома.
Жостово. Роспись по металлу.
Искусство Борисовской керамики. Истоки и современное развитие промысла.
Роль народных художественных промыслов в современной жизни.
10 тема. Древние образы в современных народных игрушках
Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние
образы (конь, птица, баба). Особенности пластической формы глиняных игрушек,
принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в
игрушке. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской,
каргопольской и других местных форм игрушек.
Задание: создание игрушки (пластилин или глина) своего образа и украшение ее
декоративными элементами в соответствии с традицией одного из промыслов.
Материалы: пластилин или глина, стеки, подставка для лепки, водоэмульсионная
краска для грунтовки, гуашь и тонкие кисти для росписи.
11 тема. Искусство Гжели
Краткие сведения из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с
художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм,
единство формы и декора.
Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые
контрасты, виртуозный круговой мазок с растяжением, дополненный изящной линией.
Задание: изображение выразительной посудной формы с характерными деталями (носик,
ручка, крышечка) на листе бумаги нарядной гжельской росписью.
Материал: белая бумага, ножницы, клей, акварель, большие и маленькие кисти.
12 тема. Городецкая роспись.
Краткие сведения из истории развития городецкой росписи. Изделия Городца –
национальное достояние отечественной культуры.Своеобразие городецкой росписи,
единство предметной формы и декора. Бутоны, розаны и купавки — традиционные
элементы городецкой росписи. Птицы и конь – традиционные мотивы городецкой
росписи. Основные приемы городецкой росписи.
Задание: выполнение эскиза одного из предметов быта (доска для резки хлеба,
подставка под чайник, коробочка, лопасть прялки и др.) украшение его традиционными
элементами и мотивами городецкой росписи.
Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, тонированная под дерево бумага.
13-14 тема. Хохлома.
Краткие сведения из истории развития хохломского промысла. Своеобразие хохломской
росписи. Травный узор,. Существует два типа письма: верховое и фоновое. Классическим
примером «верхового» письма может служить «травка» Для «фоновой» росписи было
характерно применение чёрного или красного фона, тогда как сам рисунок оставался
золотым.
6

Задание: выполнение фрагмента росписи по мотивам хохломской росписи с
использованием элементов «травная» роспись, роспись «под листок» или «под ягодку»,
роспись «пряник» или «рыжик,«Травная роспись».
Материалы: гуашь, акварель, большие и маленькие кисти, формочки под роспись .
Зрительный ряд: слайды и репродукции с изображением произведений хохломского
промысла, подлинные образцы Хохломы.
15 темаИскусствоЖостова. Истоки и современное развитие промысла
Краткие сведения из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов,
фонов и вариантов построения цветочных композиций, сочетание в росписи крупных,
средних и мелких форм цветов.
Основные приемы жостовского письма, формирующие букет: замалевок, тенежка,
прокладка, бликовка, чертежка, привязка.
Задание: выполнение фрагмента по мотивам жостовской росписи, включающего крупные,
мелкие и средние формы цветов; составление на подносе большого размера общей
цветочной композиции.
Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, белая бумага
16 тема Искусство Семикаракорской керамики. Истоки и современное развитие
промысла.
Краткие сведения из истории возникновения гончарного промысла Семикаракор.
Своеобразие формы и декора семикаракорской керамики. Слияние промысла с
художественной промышленностью. Природные мотивы в изделиях Семикаракорских
мастеров. Сочетание мазка-пятна с тонкой прямой волнистой, спиралевидной линией.
Задание: изображение выразительной посудной формы с характерными деталями (носик,
ручка, крышечка), используя для этого обклеенную пластилином баночку; украшение
объемной формы характерным узором Семикаракорской росписи.
Материалы: пластилин, банка, стеки.
17 тема. Роль народных художественных промыслов в современной жизни
(обобщение темы)
Выставка работ и беседа на темы «Традиционные народные промыслы – гордость и
достояние национальной отечественной культуры». «Промыслы как искусство
художественного сувенира». «Место произведений традиционных народных
промыслов в современной жизни и быту».
Проведение беседы или занимательной викторины. Поисковые группы активно
используют собранный материал во время обобщения информации о тех промыслах,
которые не были затронуты на уроках этой четверти, а также задают вопросы классу,
предлагают открытки для систематизации зрительного материала по определенному
признаку.
К этому занятию учащиеся готовят выставку работ для более полного обобщения темы
четверти.
III раздел
Декор – человек, общество, время. (9ч)
Проявление эмоционального отклика, интереса к многообразию форм и декора в
классическом декоративно-прикладном искусстве разных народов, стран, времен.
Акцентирование внимание на социальной функции этого искусства, представление его
роли в организации жизни общества, в формировании и регулировании человеческих
отношений, в различении людей по социальной и профессиональной принадлежности.
7

Разговор о социальной роли декоративного искусства следует замкнуть на современности,
чтобы показать учащимся, что костюм, его декор и сегодня сообщает информацию,
закрепленную в форме знаков-отличий. Эти знаки имеют общественно-символическое
значение. При знакомстве с образом художественной культуры древних египтян, древних
греков, Востока на примере Японии, Западной Европы периода Средневековья основной
акцент переносится на декоративно-знаковую, социальную роль костюма и, кроме того,
закрепляется эмоциональный интерес учащихся к образному, стилевому единству декора
одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе.
Ознакомление с гербами и эмблемами Ростовской области происходит при
определении символического характера языка герба как отличительного знака, его
составных частей, символического значения изобразительных элементов и цвета в
искусстве геральдики.
Зачем людям украшения.
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
Одежда «говорит» о человеке.
Коллективная работа «Бал в интерьере дворца»
О чём рассказывают нам гербы Ростовской области.
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).
18 тема. Зачем людям украшения.
Предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих
отношений. Украсить - значит наполнить вещь общественно значимым смыслом,
определить социальную роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе
вещи: характере деталей, рисунке орнамента, цветовом строе, композиции.
Особенности украшений воинов, древних охотников, вождя племени, царя и т. д.
Задание: рассмотрение и обсуждение (анализ) разнообразного зрительного ряда,
подобранного по теме; роль украшения в жизни современного человека; выполнение
объемного украшения в соответствии с современными модными тенденциями.
Материалы: картон, фломастеры, клей, цветная бумага, ножницы.
19-20 тема. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
Роль декоративно-прикладного искусства в Древнем Египте. Подчеркивание власти,
могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративно-прикладного
искусства.
Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением
египтян (изображение лотоса, жука-скарабея, ладьи вечности и др.).
Различие одежд людей высших и низших сословий. Символика цвета в украшениях.
Задание: 1. Выполнение эскиза украшения (солнечного ожерелья, подвески, нагрудного
украшения-пекторали, браслета и др.), в котором используются характерные знакисимволы.
2. Выполнение эскиза костюма древних египтян высших и низших сословий общества.
Материалы: цветные мелки, гуашь теплых оттенков, кисти.
21-22-23 тема. Одежда «говорит» о человеке.
Декоративно-прикладное искусство Древней Греции. Древнего Рима и Древнего Китая.
Строгая регламентация в одежде у людей разных сословий. Символы правителей и
императоров. Знаки отличия в одежде высших чиновников. Одежды знатных горожанок, их
украшения.
Декоративно-прикладное искусство Западной Европы хуп века (эпоха барокко), которое
было совершенно не похоже на древнеегипетское, древнегреческое и древнекитайское
своими формами, орнаментикой, цветовой гаммой. Однако суть декора (украшений)
8

остается та же выявлять роль людей, их отношения в обществе, а также выявлять и
подчеркивать определенные общности людей по классовому, сословному и профессиональному признакам.
Черты торжественности, парадности, чрезмерной декоративности в декоративноприкладном искусстве хуп века. Причудливость формы, пышная декоративная отделка
интерьеров, мебели, предметов быта. Костюм придворной знати, акцент в костюме на
привилегированное положение человека в обществе. Одежда буржуазии, простых горожан.
Задание: 1. Выполнение эскиза костюма Древней Греции или Древнего Рима с учетом
отличий в одежде у людей разных сословий.
2. Моделирование одежды императора Древнего Китая или знатной китаянки. Составление
коллективной композиции.
3. Выполнение эскиза костюма Западной Европы хуп века высших и низших сословий
общества в технике «коллаж».
Материалы: гуашь, кисти, бумага, салфетки, ножницы, нитки, клей, цветная бумага,
восковые мелки.
24-25 тема. Коллективная работа «Бал в интерьере дворца»
Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и являются особым знаком знаком положения человека в обществе, его роли в обществе. Сопоставление
отличительных признаков костюма различных стран и эпох. Закрепление пройденного
материала по теме «Костюм разных социальных групп в разных странах».
Задание: выполнение итоговой коллективной работы «Бал во дворце» (продумывание
общей композиции, изображение мебели и отдельных предметов, а также разных по
величине фигур людей в нарядных костюмах; соединение деталей в общую композицию).
Материалы: бумага, гуашь, большие и маленькие кисти, кусочки ткани, клей, ножницы.
26 тема. О чём рассказывают нам гербы Ростовской области.
Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность гербов Ростова и городов
Ростовской области. История создания герба Ростова, Ростовской области и районных
центров. Преемственность цветового и символического значения элементов гербов 17 века
и современности.
Задания: Создание по образцу гербов Ростова и Ростовской области (коллективная работа).
Материалы: картон, цветная бумага, клей, ножницы.
27 тема. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).
Итоговая игра-викторина с привлечением учебно-творческих работ, произведений
декоративно- прикладного искусства разных времен, художественных открыток,
репродукций и слайдов, собранных поисковыми группами.
Задания: выполнение различных аналитически - творческих заданий, например
рассмотреть костюмы и определить их владельцев, увидеть неточности, которые допустил
художник при изображении костюма, или систематизировать зрительный материал
(предмета быта, костюм, архитектура) по стилистическому признаку..
IV раздел.
Декоративное искусство в современном мире. (7 ч)
Знакомство на уроках с богатством разновидностей керамики, художественного стекла,
металла и т. д., определение образного строя произведений, восприятие их с точки зрения
единства формы, способствует выявлению средств, используемых художником в процессе
воплощения замысла.
9

Современное выставочное искусство.
Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Витраж)
Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства ( мозаичное панно)
Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!».
28-29 тема. Современное выставочное искусство.
Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства
(художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование
одежды).
Современное понимание красоты профессиональными художниками мастерами
декоративно-прикладного искусства. Насыщенность произведений яркой образностью,
причудливой игрой фантазии и воображения.
Пластический язык материала, его роль в создании художественного образа. Творческая
интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников.
Задание: восприятие (рассматривание) различных произведений современного
декоративного искусства; рассуждение, участие в диалоге, связанном с выявлением
отличий современного декоративного искусства от народного традиционного, с осознанием
роли выразительных средств в создании декоративного образа в конкретном материале
30-31 тема. Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Витраж)
Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов.
Технология работы, постепенное, поэтапное выполнение задуманного витража.
Выполнение эскиза будущей работы в натуральную величину. Деление общей композиции
на фрагменты. Соединение готовых фрагментов в более крупные блоки. Их монтаж в общее
декоративное панно.
Задания: 1. Выполнение творческой работы, в разных материалах и техниках.
2. Участие в отчетной выставке работ по декоративно-прикладному искусству на тему
«Украсим кабинет своими руками».
Материалы: бумага, кисти, гуашевые краски, фломастеры.
32 тема. Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!».
Роль выразительных средств (форма, линия, пятно, цвет, ритм, фактура) в построении
декоративной композиции.
Реализация разнообразных творческих замыслов, учетом свойств тканных и нетканых
материалов.
Технология работы с нетрадиционными материалами. Постепенное, поэтапное выполнение
задуманного панно. Выполнение эскиза будущей работы в натуральную величину.
Оформление школьной выставки по итогам года
Задания: 1. Выполнение творческой работы, используя огромное разнообразие видов
тканных и нетканых материалов.
2. Участие в отчетной выставке работ по декоративно-прикладному искусству на тему
«Украсим кабинет своими руками».
Материалы: материалы для аппликации: ткань цветная и однотонная, рогожка, сезаль,
веревки, ленты, тесьма

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
5 класс
«Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»- 34 часа
10

Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала
№
п
/
п
1
2
3
4

Содержание

Кол-во
часов

«Древние корни народного искусства»
«Связь времен в народном искусстве»
«Декор - человек, общество, время»
«Декоративное искусство в современном мире».
Итого:

10
8
9
7
34

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».