Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение ″Абрикосовская школа″ Кировского района Республики Крым Рабочая программа по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ (предмет) 7 для________________ __________________ (класс) 2021/2022учебный год Составитель:учитель ИЗО Оманова Севиля Хабибуллаевна (ФИО) 2021 г. 1 Программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта, авторской программы «Изобразительное искусство 5-8 классы», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б.М. Неменского, - М.: Просвещение, 2011 Учебник «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека» 7 класс: учеб. для общеобразовательных организаций / [А.С. Питерских, Г.Е. Гуров. М., «Просвещение» 2014] – 175 с. Рабочая программа составлена с учетом учебного плана отводит на изучение предмета «Изобразительное искусство» 1 час в неделю, 34 часа за год. Планируемые результаты освоения учебного предмета: Личностные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе: Осмысленное и эмоционально- ценностное восприятие визуальных образов реальности в произведениях искусства; Освоение художественной культуры как формы материального выражения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах; Воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира искусства; Овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами; В познавательной сфере: Овладение средствами художественного изображения; Развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать и структурировать визуальный образ на основе его эмоциональнонравственной оценки; Формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры. Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе: В ценностно-ориентационной сфере: Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности; Воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметноматериальной и пространственной среды и понимания красоты человека; Умение воспринимать и терпимо относится к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мира; Обретения самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям в различных учебных и жизненных ситуациях; Умение эстетически подходить к любому виду деятельности; В познавательной деятельности; Развитие художественно- образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека; Формирование способности к целостному художественному восприятию мира; Развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти; Предметные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе: 2 Восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций; Активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности; В познавательной сфере; Художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества; Понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику образного языка и средств художественной выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической творческой работы; Восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства; В коммуникативной сфере: Умение ориентироваться и находить самостоятельно необходимую информацию по искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству. В электронных информационных ресурсах; Диалогический подход к освоению произведений искусства; Понимание разницы между элитарным и массовым искусством, оценка эстетических позиций достоинств и недостатков произведений искусства. Применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно- творческой деятельности (работа в области живописи, графики, дизайна, декоративноприкладного искусства). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА • Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства. Тема 5 класса — «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» — посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. При изучении темы этого года необходим акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы. Тема 6 и 7 классов — «Изобразительное искусство в жизни человека» — посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. Изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, он на самом деле проникает в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре. • Программа «Изобразительное искусство» дает широкие возможности для педагогического творчества, учета особенностей конкретного региона России при сохранении структурной целостности данной программы. В результате изучения изобразительного искусства обучающийся научится: работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; уметь анализировать произведения архитектуры и дизайна; знать место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику; знать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства; конструировать объемно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объеме); 3 создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (34 часа) Раздел 1. Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры. (9 часов) Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции. Прямые линии и организация пространства. Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна. Буква – строка – текст. Искусство шрифта. Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции. Многообразие форм полиграфического дизайна. Раздел 2. В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств. (9 часов) Объект и пространство. От плоскостного изображения к объёмному макету. Соразмерность и пропорциональность. Архитектура – композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном объекте. Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмных форм. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания. Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объёмов и материальный образ времени. Роль и значение материала в конструкции. Цвет в архитектуре и дизайне. Раздел 3. Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека. (9 часов) Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого. Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. Живое пространство города. Город, микрорайон, улица. Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды. Интерьер и вещь в доме. Дизайн – средство создания пространственно-вещной среды интерьера. Природа и архитектура. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление. Раздел 4. Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование (7 часов) Мой дом – мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома. Интерьер комнаты – портрет её хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища. Дизайн и архитектура моего сада. Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды. Мой костюм – мой облик. Дизайн современной одежды. Грим, визажистика и причёска в практике дизайна. Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна. Моделируя себя – моделируешь мир. 4 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Программа по учебному предмету Тема раздела п/п 1 2 3 4 Раздел 1. Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры Раздел 2. В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств Раздел 3. Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека Раздел 4. Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование Примерная (авторская) программа Рабочая программа 9 9 9 9 9 9 7 8 35 Итого 5 34 6