Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение ″Абрикосовская школа″ Кировского района Республики Крым РАССМОТРЕНО на заседании школьного МО учителей начальных классов Руководитель МО _______________ Т.А. Дяговец Протокол заседания №__ от «___». ___. 2021г. СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Заместитель директора по УВР _____________________ Е.А. Майко Директор школы _________________ А.А. Демидова «____»______2021 г. Приказ №______ от «___».____.2021г. Рабочая программа по родному языку (русскому) для 4 класса 2021/2022 учебный год Составитель: Мельник Татьяна Григорьевна Учитель квалификационной категории: специалист 2021 г. 2 Рабочая программа по предмету «Родной язык (русский)» для 4 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы по русскому родному языку для 1-4 классов (авторы О.М. Александрова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова). Учебник «Русский родной язык. 4 класс» / О.М. Александрова, Л.А. Вербицкая, С.И. Богданов, Е.И. Казакова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова и др./. – М.: издательство «Просвещение», 2021 г. Программа составлена для обучающихся 4 класса и рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю (34 учебные недели) Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной язык (русский)» Изучение предмета «Русский родной язык» в 4-м классе должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно учебными действиями в отношении знаний, умений, навыков по курсу русского родного языка, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Русский родной язык» в 4-м классе. Личностные УУД У учащихся будут сформированы: ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту); осознание роли речи в общении людей; понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи; устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи; чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи; интерес к изучению языка. Метапредметными результатами в первом классе является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий. Регулятивные УУД Учащиеся научатся на доступном уровне: адекватно воспринимать оценку учителя; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу; в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД Учащиеся научатся: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы; моделировать различные языковые единицы (слово, предложение); использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение) выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов. вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; пользоваться словарями, справочниками; строить рассуждения. 3 Коммуникативные УУД Учащиеся научатся: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); договариваться и приходить к общему решению, работая в паре; участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью; быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. Предметные результаты изучения учебного предмета «Родной язык (русский)» на уровне начального общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях. Обучающиеся будут знать: многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, омоформы, омофоны ; изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты; стили речи: разговорный и книжный (художественный, научный), газетно-публицистический; особенности эпистолярного жанра; типы текстов; основные элементы композиции текста. уметь: распознавать и понимать значение устаревших слов по указанной тематике; использовать словарные статьи для определения лексического значения слова; понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами; уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию); выразительно читать небольшой текст по образцу; определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения; вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы; быть хорошим слушателем; определять лексическое значение слова; отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений; редактировать предложения; определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова; сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности; распознавать типы текстов; устанавливать связь основных элементов композиции текста; распознавать стили речи. 4 Содержание учебного предмета «Родной язык (русский)» 4 класс (34 ч) Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (14 ч) Не стыдно не знать, стыдно не учиться. Вся семья вместе, так и душа на месте. Красна сказка складом, а песня – ладом. Красное словцо не ложь. Язык языку весть подаёт. Раздел 2. Язык в действии (6 ч) Трудно ли образовывать формы глагола? Можно ли об одном и том же сказать по-разному? Как и когда появились знаки препинания? Раздел 3. Секреты речи и текста (14 ч) Задаём вопросы в диалоге. Учимся передавать в заголовке тему или основную мысль текста. Учимся составлять план текста. Учимся пересказывать текст. Учимся оценивать и редактировать тексты. Тематическое планирование учебного материала по предмету «Родной язык (русский)» 4 класс № п/п Раздел Кол-во часов 1. 14 ч 2. Русский язык: прошлое и настоящее. Язык в действии. 3. Секреты речи и текста. 14 ч ИТОГО 34 ч 6ч