РП по родному языку (русскому) 10 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
″Абрикосовская школа″ Кировского района Республики Крым

РАССМОТРЕНО
на заседании МО учителей
филологического направления
___________ Э.А. Сеит-Меметова
Протокол заседания №__
от « ». . 2021 г.

СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УВР
____________________
Е.А. Майко
« » 08. 2021 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
___________________
А.А. Демидова
Приказ № -од
от « ».08.2021 г.

Рабочая программа
по РОДНОМУ

(РУССКОМУ) ЯЗЫКУ
(предмет)

для _____

10________

(класс)

Составитель:
Манина Татьяна Николаевна
(ФИО)

Учитель
первой квалификационной категории

2021 г.

Данная рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом среднего общего образования на основе
программы по учебному предмету «Русский родной язык» для общеобразовательных
организаций, реализующих программы основного общего образования
Учебник: Русский родной язык. 10 класс: Учебное пособие для общеобразовательных
организаций / О.М. Александрова и др.
Для обязательного изучения предмета «Русский (родной) язык» с учетом утверждённого
учебного плана в 10 классе отводится 0,5 ч в неделю, итого 17 часов
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изучение предмета «Русский (родной) язык» в 10-м классе должно обеспечивать
достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования. Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно
знаниями, умениями, навыками, а также личностными, познавательными, регулятивными
и коммуникативными универсальными учебными действиями овладеют обучающиеся в
ходе освоения содержания учебного предмета «Русский (родной) язык» в 10-м классе.
В конце пятого года изучения курса русского родного языка в основной
общеобразовательной школе предметные результаты должны отражать сформированность
следующих умений.
«Язык и культура»:


понимать и комментировать причины языковых изменений, приводить примеры
взаимосвязи исторического развития русского языка с историей общества;



приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет
лучше узнать историю и культуру страны;



понимать и истолковывать значения русских слов с национально-культурным
компонентом, в том числе ключевых слов русской культуры, правильно
употреблять их в речи;



выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в
текстах;



приводить примеры национального своеобразия,богатства,выразительности
русского родного языка; анализировать национальное своеобразие общеязыковых
и художественных метафор;



понимать и истолковывать значения фразеологических оборотов с национальнокультурным компонентом; анализировать и комментировать историю
происхождения фразеологических оборотов; уместно употреблять их;



распознавать источники крылатых слов и выражений (в рамках изученного);



правильно употреблять пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения в
различных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);



понимать и комментировать основные активные процессы в современном русском
языке;



понимать особенности освоения иноязычной лексики;



комментировать особенности современных иноязычных заимствований;
определять значения лексических заимствований последних десятилетий;



характеризовать словообразовательные неологизмы по сфере употребления и
стилистической окраске; целесообразно употреблять иноязычные слова;



объяснять причины изменения лексических значений слов и их стилистической
окраски в современном русском языке (на конкретных примерах);



объяснять происхождение названий русских городов (в рамках изученного);



регулярно использовать словари, в том числе мультимедийные,учитывая сведения
о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной
статьи: толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари,
словари пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебные
этимологические словари; словари синонимов, антонимов.

«Культура речи»:


понимать и характеризовать активные процессы в области произношения и
ударения;



соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах самостоятельных
частей речи (в рамках изученного);



различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы;



употреблять слова с учётом произносительных вариантов современной
орфоэпической нормы;



употреблять слова с учётом стилистических вариантов орфоэпической нормы;



употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием
лексической сочетаемости (трудные случаи в рамках изученного);



опознавать частотные примеры тавтологии и плеоназма;



соблюдать синтаксические нормы современного русского литературного языка:
управление предлогов; построение простых предложений‚ сложных предложений
разных видов; предложений с косвенной речью;



анализировать и различать типичные речевые ошибки;



редактировать текст с целью исправления речевых ошибок;



выявлять и исправлять речевые ошибки в устной и письменной речи;



распознавать типичные ошибки в построении сложных предложений;



редактировать предложения с целью исправления грамматических ошибок;



анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского
литературного языка чужую и собственную речь; корректировать речь с учётом её
соответствия основным нормам современного литературного языка;



использовать при общении в электронной среде этикетные формы и устойчивые
формулы‚ принципы этикетного общения, лежащие в основе национального
русского речевого этикета;



соблюдать нормы русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового
общения;



понимать активные процессы в современном русском речевом этикете;



использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения
лексического значения слова и особенностей его употребления;



использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, словари для
определения нормативных вариантов произношения и правописания;



использовать словари синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения
значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а
также в процессе редактирования текста;



использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы
формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения;
опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста;



использовать орфографические словари и справочники по пунктуации для
определения нормативного написания слов и постановки знаков препинания в
письменной речи.

«Речь. Речевая деятельность. Текст»:


пользоваться различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным,
изучающим, поисковым) учебно-научных,художественных, публицистических
текстов различных функционально-смысловых типов, в том числе сочетающих
разные форматы представления информации (инфографика, диаграмма,
дисплейный текст и др.);



владеть умениями информационной переработки прослушанного или
прочитанного текста; основными способами и средствами получения, переработки
и преобразования информации (аннотация, конспект); использовать графики,
диаграммы, схемы для представления информации;



анализировать структурные элементы и языковые особенности анекдота,шутки;
уместно использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального
общения; анализировать структурные элементы и языковые особенности делового
письма; создавать деловые письма;



понимать и использовать в собственной речевой практике прецедентные тексты;



создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности;
оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной форме;



создавать устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов,
отзыв на проектную работу одноклассника; принимать участие в учебно-научной
дискуссии;



анализировать и создавать тексты публицистических жанров (проблемный очерк);



владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных
сетях.

Ученик научится:


использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение;
сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;



использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального,
межличностного и межкультурного общения;



соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;



оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения
соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей
речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;



предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.

Ученик получит возможность научиться:


выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять
проект, реферат; публично защищать свою позицию; участвовать в
коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию,
доказывать её, убеждать;



понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.

Личностные результаты освоения примерной программы по учебному
предмету «Родная литература (русская)» должны отражать:



осознание обучающимися российской гражданской идентичности,
своей этнической принадлежности; проявление патриотизма, уважения к Отечеству,
прошлому и настоящему многонационального народа России; чувство
ответственности и долга перед Родиной; понимание гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского
общества;



способность и готовность обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, уважительное
отношение к труду;



формирование
целостного
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего
социальное, культурное, языковое, духовное многообразиесовременного мира;


осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции,
к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира;

развитие эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира творческой деятельности эстетического характера;
осознание значимости художественной культуры народов России и стран мира;

способность и готовность вести диалог с другими людьми и достигать
в нем взаимопонимания; готовность к совместной деятельности, активное участие в
коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;


неприятие любых нарушений социальных (в том числе моральных и
правовых) норм; ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях
нравственного выбора; оценочное отношение к своему поведению и поступкам, а
также к поведению и поступкам других.
Метапредметные результаты освоения примерной программы по
учебному предмету «Родная литература (русская)» должны отражать
сформированность
универсальных
учебных
действий:
регулятивных,
познавательных, коммуникативных.
Регулятивные УУД:


умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,

осознанно выбирать наиболее эффективные способы
познавательных задач;

решения учебных и


умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать
правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;


владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД:

 умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы;


умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;


навыки смыслового чтения.
Коммуникативные УУД



умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и
учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;



умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть
устной и письменной речью, монологической контекстной речью;


формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению
культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Язык и культура (4 ч)
Русский язык в Российской Федерации и в современном мире. Система русского языка,
его единицы и уровни. Русский язык как развивающееся явление. Изменение значений и
переосмысление имеющихся в русском языке слов, их стилистическая
переоценка. Проблемы экологии языка.
Раздел 2. Культура речи (6 ч)
Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Интернет-дискуссии,
Интернет -полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.
Употребление языковых средств в соответствии с ситуацией и сферой речевого общения.
Понимание содержания устного и письменного высказывания, основной и
дополнительной, явной и скрытой информации. Ошибки, вызванные отклонениями от
литературной нормы.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (7 ч)

Понятие речевого (риторического) идеала, эффективности речевого общения. Сферы и
ситуации речевого общения (общение, сообщение, воздействие). Влияние языка на
состояние общества.
Оратория: мастерство публичного выступления. Принципы подготовки к публичной речи.
Техника импровизированной речи. Средства речевой выразительности: «цветы
красноречия». Риторика остроумия. Категория монолога и диалога как формы речевого
общения. Риторика делового общения. Спор, дискуссия, полемика.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Разделы, темы

Количество часов

Язык и культура

4

Культура речи

6

Речь. Речевая деятельность. Текст

7

Итого: 17 часов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».