Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение ″Абрикосовская школа″ Кировского района Республики Крым РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей начальных классов Руководитель МО ___________ Т.А.Дяговец Протокол заседания №__ от « ». . 2021 г. СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР ____________________ Е.А. Майко « » 08. 2021 г. УТВЕРЖДЕНО Директор школы ___________________ А.А. Демидова Приказ № -од от « ».08.2021 г. Рабочая программа по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ (предмет) 3 для _____ ________ (класс) Составитель: Хоменко Полина Юрьевна (ФИО) Учитель квалификационной категории «специалист» 2021 г. 2 Рабочая программа предмета «Изобразительное искусство» для 3 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству и авторской программы по «Изобразительному искусству» для 1-4 классов (автор Б.М. Неменский 2014г.) Учебник «Изобразительное искусство3 класс»Е.И.Коротеева; под ред.Б.М.Неменского – М.: Просвещение,2014г. Программа составлена для обучающихся3 класса и рассчитана на 34 часа в год, 1час в неделю (34 учебных недели). ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Личностные результаты Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны преобразование в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»: -Чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. -Уважительное отношение к культуре искусству других народов нашей страны и мира в целом. -Понимание особой роли культуры в жизни общества и каждого отдельного человека. -Эстетические чувства художественно-творческое мышление, наблюдательность, фантазия. -Эстетические потребности; потребности в общении с искусством, природой, потребности в творческом отношении к окружающему миру, потребности в самостоятельной практической творческой деятельности. - Эстетически воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, свидетелей нашей истории. - Объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современников. - Выражать в изобразительной деятельности свое отношение к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов. Метапредметные результаты Регулятивные УУД: - Проговаривать последовательность действий на уроке. - Учиться работать по предложенному учителем плану. - Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. - Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные УУД: - Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. - Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). - Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. - Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.). - Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания. 3 Рационально строить самостоятельную творческую деятельность, организовывать место занятий. Осознано стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более оригинальных творческих результатов. Коммуникативные УУД: - Уметь пользоваться языком изобразительного искусства: донести свою позицию до собеседника; - Оформлять свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого рассказа). - Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им. - Учиться согласованно работать в группе: - Учиться планировать работу в группе; - Учиться распределять работу между участниками проекта; - Понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; - Уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). - Овладевать приёмами поиска и использования информации, работы с доступными электронными ресурсами. Предметные результаты Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: -сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека; -сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; -овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; -овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.); -знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные виды искусства); -знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств; -понимание образной природы искусства; -эстетическая оценка явлений природы , событий окружающего мира -применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ; -способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства; -умение обсуждать и анализировать произведения искусства, -выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; -усвоение названий ведущих художественных музеев России -и художественных музеев своего региона; -умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике; 4 -способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники; -способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу; -умение компоновать на плоскости листа и в объеме заду манный художественный образ; -освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты; -овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа; -умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны; -умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру; -изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций; -способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории; -умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Раздел I. «Искусство в твоем доме» - (8 часов). Вводный Вещибывают нарядными, праздничными или тихими, уютными, деловыми, строгими; одни подходят для работы, другие - для отдыха; одни служат детям, другие - взрослым. Как должны выглядеть вещи, решает художник и тем самым создаёт пространственный и предметный мир вокруг нас, в котором выражаются наши представления о жизни. Каждый человек бывает в роли художника. Здесь "Мастера" ведут ребенка в его квартиру и выясняют, что же каждый из них "сделал" в ближайшем окружении ребенка, и в итоге выясняется, что без их участия не создавался ни один предмет дома, не было бы и самого дома. Твои игрушки Игрушки – какими им быть – придумал художник. Детские игрушки, народные игрушки, самодельные игрушки. Лепка игрушки из пластилина или глины. Посуда у тебя дома Повседневная и праздничная посуда. Конструкция, форма предметов и роспись и украшение посуды. Работа "Мастеров Постройки, Украшения и Изображения" в изготовлении посуды. Изображение на бумаге. Лепка посуды из пластилина с росписью по белой грунтовке. Мамин платок Эскиз платка: для девочки, для бабушки, то есть разных по содержанию, ритмике рисунка, колориту, как средство выражения. Обои и шторы в твоем доме Эскизы обоев или штор для комнаты, имеющей четкое назначение: спальня, гостиная, детская. Можно выполнить и в технике набойки. Твои книжки Художник и книга. Иллюстрации. Форма книги. Шрифт. Буквица. Иллюстрирование выбранной сказки или конструирование книжки-игрушки. Поздравительная открытка 5 Эскиз открытки или декоративной закладки (по растительным мотивам). Возможно исполнение в технике граттажа, гравюры наклейками или графической монотипии. Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы) Раздел II. «Искусство на улицах твоего города (села)» - (8 часов). Памятники архитектуры – наследие веков Изучение и изображение архитектурного памятника, своих родных мест. Парки, скверы, бульвары Архитектура, постройка парков. Образ парка. Парки для отдыха, парки-музеи, детские парки. Изображение парка, сквера, возможен коллаж. Ажурные ограды Чугунные ограды в Санкт-Петербурге и в Москве, в родном городе, деревянный ажур наличников. Проект ажурной решетки или ворот, вырезание из сложенной цветной бумаги и вклеивание их в композицию на тему "Парки, скверы, бульвары". Фонари на улицах и в парках Какими бывают фонари? Форму фонарей тоже создает художник: праздничный, торжественный фонарь, лирический фонарь. Фонари на улицах городов. Фонари – украшение города. Изображение или конструирование формы фонаря из бумаги. Витрины магазинов Роль художника в создании витрин. Реклама. Проект оформления витрины любого магазина (по выбору детей). Транспорт в городе В создании формы машин тоже участвует художник. Машины разных времен. Умение видеть образ в форме машин. Придумать, нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных). Что сделал художник на улицах моего города (обобщение темы) Раздел III. «Художник и зрелище» - (10часов). Театральные маски Маски разных времен и народов. Маски в древних образах, в театре, на празднике. Конструирование выразительных острохарактерных масок. Художник в театре Вымысел и правда театра. Праздник театра. Декорации и костюмы персонажей. Театр на столе. Создание макета декораций спектакля. Театр кукол Театральные куклы. Театр Петрушки. Перчаточные куклы, тростевые, марионетки. Работа художника над куклой. Персонажи. Образ куклы, ее конструкция и украшение. Создание куклы на уроке. Театральный занавес Роль занавеса в театре. Занавес и образ спектакля. Эскиз занавеса к спектаклю . Афиша, плакат Значение афиши. Образ спектакля, его выражение в афише. Шрифт. Изображение. Праздник в городе Роль художника в цирке. Элементы праздничного украшения города. Образ радостного и таинственного зрелища. Изображение циркового представления и его персонажей. Школьный праздник-карнавал (Как художники помогают сделать праздник). (обобщающий урок) Раздел IV. «Художник и музей» - (8 часов). Музеи в жизни города Разнообразные музеи. Роль художника в организации экспозиции. Крупнейшие 6 художественные музеи: Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей, музеи родного города. Искусство, которое хранится в этих музеях Что такое "картина". Картина-натюрморт. Жанр натюрморта. Натюрморт как рассказ о человеке. Изображение натюрморта по представлению, выражение настроения. Картина- особый мир. Картина-пейзаж Смотрим знаменитые пейзажи: И.Левитана, А.Саврасова, Н.Рериха, А.Куинджи, В.Ван Гога, К.Коро. Изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением: радостный и праздничный пейзаж; мрачный и тоскливый пейзаж; нежный и певучий пейзаж. Ученики на этом уроке вспомнят, какое настроение можно выразить холодными и теплыми цветами, глухими и звонкими и, что может получиться при их смешении. Картина-портрет Знакомство с жанром портрета. Портрет по памяти или по представлению (портрет подруги, друга). В музеях хранятся скульптуры известных мастеров Учимся смотреть скульптуру. Скульптура в музее и на улице. Памятники. Парковая скульптура. Лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры. Исторические картины и картины бытового жанра Знакомство с произведениями исторического и бытового жанра. Изображение по представлению исторического события (на тему русской былинной истории или истории средневековья, или изображение своей повседневной жизни: завтрак в семье, мы играем и т.д.). Скульптура в музее и на улице. Музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих художников Художественная выставка (обобщение темы). ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 класс. В соответствии с ФГОС НОО– 34 ч. (1 ч / нед) № п/п 1 2 3 4 Разделы Искусство в твоем доме Искусство на улицах твоего города Художник и зрелище Художник и музей Кол-во час 8 8 10 8 Итого: 34