РП по кружку Самоделкин

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
″Абрикосовская школа″ Кировского района Республики Крым

РАССМОТРЕНО
на заседании МО учителей
художественно-эстетического
направления и учителей
физической культуры
___________ С.Х. Оманова
Протокол заседания №__
от « ». . 2021 г.

СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УВР
____________________
Е.А. Майко
« » 08. 2021 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
___________________
А.А. Демидова
Приказ №
-од
от « ».08.2021 г.

Рабочая программа
кружка
«САМОДЕЛКИН»
для _____

3-5

классов

Составитель:
Дяговец Иван Алексеевич
Учитель
квалификационной категории «специалист»

2021 г.

2

Рабочая программа кружка «Самоделкин» составлена на основе Федерального
Государственного стандарта нового поколения.
Данный курс дополнительного образования является составной частью
Образовательной системы «Школа России». Его основные положения согласуются с
концепцией данной модели и решают блок задач, связанных с формированием опыта как
основы обучения и познания, осуществления поисково-аналитической деятельности для
практического решения учебных задач прикладного характера, формированием
первоначального опыта практической преобразовательной деятельности.
Программа составлена для обучающихся 3-5 классов и рассчитана на 34 часа , 1 час в
неделю.
Актуальность изучения программы:
Выпиливание из фанеры, выжигание и моделирование – очень интересный, доступный и
увлекательный вид деятельности для мальчиков. Именно здесь дети приобщаются к
знаниям в области моделирования и конструирования, обработке материалов из
древесины, развивают пространственное мышление, формируют устойчивый интерес к
технике.
В быту нас окружают самые разнообразные вещи, изготовленные из древесных
материалов: различные полочки, вешалки, подставки, кухонные предметы. Иногда
возникает необходимость найти и устранить возникшие неисправности, а для этого нужно
знать особенности материалов, изготовленных на основе древесины (фанера, ДВП, ДСП,
шпон и другие), секреты их обработки. Учащиеся осваивают приемы работы не только
лобзиком и выжигателем, но и ручной дрелью, паяльником, деревообрабатывающими
инструментами, различными клеями и красками.
Целью обучения является развитие творческих способностей обучающихся,
формирование доступных технических и технологических знаний, подготовка к
свободному, осознанному выбору направления будущей профессиональной деятельности
с ориентацией их на получение технических специальностей.
Задачи:
- в обучении: учить школьников умениям и навыкам работы с различными материалами и
инструментами; изготавливать изделия из фанеры, древесины и жести; пользоваться
чертежами и технической литературой; решать простейшие конструкторские и
технологические задачи; делать элементарные расчеты.
- в развитии: развивать творческие способности воспитанников; эстетический вкус;
умение самостоятельно анализировать и применять теоретические знания на практике.
- в воспитании: воспитывать экономное отношение к материалам при изготовлении
изделий; бережное отношение к инструментам; аккуратность в работе, приобретение
навыков коллективного труда; чувства ответственности.
Корректировать мелкую
моторику путем изготовления деталей изделий; восприятие через контроль качества
обработки деталей; внимание путем выполнения правил безопасности при работе с
инструментами и материалами.

3

Несмотря на кажущуюся сложность, данный вид творчества интересен и доступен
школьникам 3-5 классов.
Предлагаемые занятия развивают активность, творческую инициативу, способствуют
познанию основ композиции и перспективы, развивают художественный вкус, чувства
цвета, меры, гармонии, чувства симметрии.
По каждой теме, входящей в программу, дается сумма необходимых теоретических
сведений и перечень практических работ. Основная часть времени при изучении каждой
темы отводится на освоение и закрепление практических навыков. В программе делается
акцент на правильное употребление обучающимися технических терминов и
использование ими в своей работе доступной технической документации.
На учебных занятиях следует обращать особое внимание на соблюдение учащимися
правил безопасности труда, противопожарной безопасности и личной гигиены.
При комплектовании групп учитывается подготовленность и возрастные особенности
школьников, их знания и умения, полученные на уроках в школе.
Форма проведения занятий в объединении коллективно-индивидуальная. Такая форма
организации труда позволяет оптимально распределить задания, позволяет правильно
учитывать возможности каждого воспитанника, его возраст и способности.
Для успешного выполнения программы необходимо иметь:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Рабочий кабинет (мастерскую).
Наборы для выпиливания (лобзики, подставки, запасные пилочки)
Электровыжигатели.
Фанеру, ДВП, деревянные рейки 2x1,5 см.
Напильники, рашпили, надфили, наждачную бумагу.
Тиски, зажимы.
Клей (ПВА, эпоксидный, Титан).
Лаки на водной основе и масляные.
Краски (гуашь, акварель, водоэмульсионные).

Результаты освоения программы
Личностные
оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных
ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях;
отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или
плохие;называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых предметов
материальной среды, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих
нравственных ценностей;
самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в
результате наблюдения, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей
правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

4

в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,
делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные
Регулятивные:
определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на занятиях;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе коллективного обсуждения
заданий, образцов;
с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания
материалов и инструментов;
учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному
учителем плану;
выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
учиться совместно с учителем и другими детьми давать эмоциональную оценку
деятельности класса на занятии.
Познавательные:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя;
делать предварительный отбор источников информации;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и
информацию, полученную ранее;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их
образы;
преобразовывать информацию из одной формы в другую – в изделия.
Коммуникативные:
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для
изготовления изделий;
слушать и понимать речь других
Предметные:
Научатся: иметь представление о видах материалов (природные, бумага, тонкий картон,
ткань, клейстер, клей), их свойствах и названиях;
знать названия и назначение ручных инструментов и приспособлений, шаблонов, правила
работы и владеть ими;
иметь представление о конструкции однодетальных и многодетальных, неподвижном
соединении деталей;
иметь представление о технологической последовательности изготовления несложных
изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
владеть способами разметки: сгибанием, по шаблону;
владеть способами соединения с помощью клейстера, клея ПВА;
владеть видами отделки: раскрашиванием, аппликацией;
под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во
время работы, правильно работать ручными инструментами;
с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу,
осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;

5

самостоятельно определять количество деталей в конструкции изготавливаемых изделий,
выполнять экономную разметку деталей по шаблону, аккуратно выполнять клеевое
соединение деталей (мелких и средних по размеру), использовать пресс для сушки
изделий;
с помощью учителя реализовывать творческий замысел.

Ожидаемый результат
К концу обучения предполагается получение следующих результатов. Обучающиеся
смогут знать:
‫־‬
правила пользования лобзиком, выжигателем, ручной дрелью, паяльником и
другими инструментами;
‫־‬
правила расположения шаблонов на фанере, учитывая особенности материала и его
экономное использование;
‫־‬
технические характеристики и назначение изготавливаемых моделей.
Смогут уметь:
‫־‬
правильно пользоваться лобзиком, выжигателем, ручной дрелью и паяльником;
‫־‬
правильно подбирать и использовать различные клеи, краски и лаки и другие
отделочные материалы;
‫־‬
решать простые технические и технологические задачи.

Содержание программы
1.

Введение, инструктаж по технике безопасности – 1 час

Значение выпиливания, конструирования и моделирования в жизни каждого человека.
Порядок и план работы объединения. Показ готовых работ, изготовленных в
объединении.
Основы безопасности труда. Общие правили работы с инструментами.
2.
Понятие о материалах и инструментах – 2 час
Теория: общее понятие о древесине и материалах на ее основе (шпон, фанера, ДВП, ДСП).
Инструменты и приспособления, применяемые при работе в объединении (молоток; шило;
лобзик; ручная дрель; напильник; клей ПВА, эпоксидный и др.; краски акварель,
воднодисперсные, масляные; лаки), правила пользования ими. Организация рабочего
места.
Правила безопасной работы с колющими и режущими инструментами.
Практика: обработка деталей из фанеры и ДВП напильником, надфилем, наждачной
бумагой. Прокалывание отверстий в фанере шилом и сверление ручной дрелью.
Изготовление заготовок для освоения приемов выпиливания лобзиком.
Нанесение рисунка на фанеру.
3.

Приемы работы с лобзиком – 2 часа

Теория: расположение деталей на фанере. Назначение, устройство и правила работы
лобзиком «на ласточкином хвосте». Порядок замены пилочки лобзика. Характерные
ошибки. Правила техники безопасности при работе с лобзиком и шилом.
Расположение деталей на фанере (учитывается направление волокон, компактное
расположение деталей с целью экономии материалов).
Практика: нанесение рисунка на заготовку (прямые, волнистые и ломаные линии).
Пиление по начерченным линиям.

6

Изготовление простейших моделей самолетов – 6 часов

4.

Теория: сведения об особенностях изготовления простейших моделей из плоских деталей
со щелевыми соединениями «в замок». Техника безопасности при работе с выжигателем.
Выпиливание внутренних контуров.
Практика:
выполнение чертежей деталей самолета, их выпиливание, отделка,
обрисовывание линий, выжигание, сборка, склеивание и окрашивание.
Игрушки с подвижными деталями – 10 часов

5.

Теория:
исторические сведения об игрушках, их характеристики, особенности
изготовления. Шарниры: виды шарниров, правила изготовления. Инструктаж по технике
безопасности при работе с ножницами и жестью.
Практика: выполнение чертежей деталей на фанере и жести. Особенности чертежа на
жести. Выпиливание деталей, обработка, соединение на подвижных частях изделия.
Раскрашивание.
Декоративные карандашницы – 12 часов («Всадник», «Лыжник».)

6.

Теория: особенности изготовления моделей. Понятие масштаба, коэффициент масштаба.
Правила техники безопасности при работе с паяльником.
Практика: выполнение чертежей деталей карандашницы на фанере. Выпиливание
деталей, отделка и шлифование. Склеивание узлов модели.
Обрисовывание и выжигание узлов. Сборка модели, шпатлевка соединений,
раскрашивание или лакирование.
7.

Итоговое занятие – 1 час

Подведение итогов работы за год. Итоговая выставка работ обучающихся.

Тематическое планирование
учебного материала по программе
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7

Название темы
Введение, инструктаж по технике безопасности
Понятие о материалах и инструментах
Приемы работы с лобзиком
Изготовление простейших моделей самолетов
Игрушки с подвижными деталями
Декоративные карандашницы
Итоговое занятие
Итого:

Кол-во
часов
1
2
2
6
10
12
1
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».