Положение о системе оценивания результатовизучения ООП на уровне ООО и СОО в соответствии стребованиями ФГОС ООО и ФГОС СОО.pdf

ПРИНЯТО:

УТВЕРЖДЕНО:

заседание педагогического совета
протокол от «__» августа 2020г. № ___

Директор
МБОУ "Абрикосовская школа"
________________ А.А. Демидова
Приказ от «___» _______ 2020г. № _____-од

ПОЛОЖЕНИЕ
О СИСТЕМЕ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЛЬТАТОВ ИЗУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В
СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ООО И ФГОС СОО
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
"Абрикосовская школа"
Кировского района Республики Крым
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования и среднего общего образования, основной образовательной программы
ООО и основной образовательной программы СОО МБОУ "Абрикосовская школа" разработана
система оценки обучающихся классов, перешедших на ФГОС, ориентированная на выявление и оценку
образовательных достижений.
1.1 Настоящее положение разработано на основании Федерального закона от 29 декабря 2012
года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Основной образовательной программы,
Устава

школы

и

других

нормативно-правовыми

документов,

регулирующих

деятельность

образовательного учреждения.
1.2 Целями данного Положения являются применение новой системы оценивания достижений
обучающихся использование критериального подхода к системе оценки достижений планируемых
результатов обучающихся.
1.3 Система оценивания в образовательном учреждении должна быть организована так, чтобы
с ее помощью можно было:
1.4

давать общую и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе

1.5

отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении требований стандарта и в

учения;
достижении планируемых результатов освоения программ начального образования;
1.6

обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей;

1.7

отслеживать эффективность реализуемой учебной программы.

Таким образом, система оценивания направлена на получение информации, позволяющей
учащимся - обрести уверенность в своих познавательных возможностях, родителям - отслеживать
процесс и результат обучения и развития своего ребенка, учителям - об успешности собственной
педагогической деятельности.

2

Условия эффективности системы оценивания:
- систематичность;
- личностно - ориентированность;
- позитивность.
Особенностями системы оценки являются:
•

комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных

и личностных результатов);
• использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве
содержательной и критериальной базы оценки;
• оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и
учебно-познавательных задач;
• оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
• сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
• уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
• использование накопительной системы оценивания, характеризующей динамику индивидуальных
образовательных достижений (Портфолио);
• использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм
и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка,
наблюдения и др.;
• использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных
программ при интерпретации результатов педагогических измерений.
2. Оценка личностных результатов
Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися в ходе
их личностного развития планируемых результатов, представленных в разделе «Личностные
универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий.
Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов
образовательного процесса, включая внеурочную деятельность.
Основным

объектом

оценки

личностных

результатов

служит

сформированность

универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока:
1) сформированность основ гражданской идентичности личности;
2) готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в
том числе готовность к выбору направления профильного образования;
3) сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и
моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.

3

В соответствии с требованиями Стандарта достижение личностных результатов не выносится
на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательнообразовательной деятельности. Поэтому оценка этих результатов образовательной деятельности
осуществляется в ходе внешних мониторинговых исследований. Результаты мониторинговых
исследований являются основанием для принятия различных управленческих решений.
Внутренний мониторинг оценивает сформированность отдельных личностных результатов,
проявляющихся в:
1) соблюдении норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении;
2) участии в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального
окружения, общественно -полезной деятельности;
3) прилежании и ответственности за результаты обучения;
4) готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории,
в

том

числе

выбор

направления

профильного

образования,

проектирование

индивидуального учебного плана на старшей ступени общего образования;
5) ценностно-смысловых установках обучающихся, формируемых средствами различных
предметов в рамках системы общего образования.
Оценка этих достижений проводиться в форме, не представляющей угрозы личности,
психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося и может использоваться
исключительно в целях оптимизации личностного развития обучающихся.
Текущая (выборочная) оценка личностных результатов осуществляется через
1) наблюдение специалистами, работающими в школе и обладающими необходимой
компетенцией в сфере психолого-педагогической диагностики развития личности;
2)

психологическую

диагностику, которая проводится по

запросу педагогов и

администрации при согласии родителей;
3) оценку личностного прогресса в форме портфолио (или других форм накопительной
оценки).
4) оценку знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений о
поступках и действиях людей

4

Внутренняя оценка.
1.Оценка личностного прогресса. Она проводится по контекстной информации интерпретации результатов педагогических измерений на основе портфеля достижений. Педагог
может отследить, как меняются, развиваются интересы ребёнка, его мотивация, уровень
самостоятельности, и ряд других личностных действий. Главный критерий личностного развития наличие положительной тенденции развития.
2. Оценка знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений о
поступках и действиях людей является также накопительной.
3. Оценка метапредметных результатов.
Особенности оценки метапредметных результатов
Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых
результатов освоения основной образовательной программы, представленных в разделах
«Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные универсальные учебные
действия», «Познавательные универсальные учебные действия» программы формирования
универсальных учебных действий, а также планируемых результатов, представленных во всех
разделах междисциплинарных учебных программ. Формирование метапредметных результатов
обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов.
Основным объектом оценки метапредметных результатов является:
• способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному
пополнению, переносу и интеграции;
• способность к сотрудничеству и коммуникации;
• способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению
найденных решений в практику;
• способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
• способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Оценка достижения метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур:


защита итогового индивидуального проекта;



выполнение проверочных работ (как правило, тематических) по всем предметам;



стартовая диагностика;



текущее выполнения учебных исследований и учебных проектов;

5

промежуточные и итоговые комплексные работы на межпредметной основе, направленные на



оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при
решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом;
текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий на



оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их
самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и
коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в
практику;
способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к



самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;
Особенности оценки индивидуального проекта
Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый
обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои
достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов
деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную
деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую,
иную).
Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося, его
невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету.
Для каждого обучающегося разрабатываются план, программа подготовки проекта, которые, как
минимум, должны включать требования по следующим рубрикам:
• организация проектной деятельности;
• содержание и направленность проекта;
• защита проекта;
• критерии оценки проектной деятельности.
При организации проектной и исследовательской деятельности ключевым результатом образования
является способность ученика к моменту завершения образования действовать самостоятельно,
инициативно и ответственно при решении учебных и практических задач.
Эта способность является основой компетентности в разрешении проблем, всех частных
компетентностей. Такую способность можно назвать учебно-практической самостоятельностью.
Оценивание в подростковой школе превращается в самостоятельную деятельность учащихся и
педагогов, что является важнейшей характеристикой введения проектных форм работы в учебный
процесс.
На этапе 5-6-х главный образовательный результат - умение различать виды работ и виды
ответственности за них (именно различать, но еще не реализовывать ответственность).

6

На этапе 7-9-х классов ученики приобретают необходимые навыки - планирования,
целесообразного действия, оформления проектов, их презентации и т.п.
На этапе 10-11 классов ученики применяют полученные умения и навыки.
С этой целью разработаны специальные уровневые критерии и оценочные бланки. В специальных
таблицах приводятся для каждого уровня показатели освоения той или иной компетентности на
входе (качественное изменение по сравнению с предыдущим уровнем) и на выходе (увеличение доли
самостоятельности учащегося или усложнение того способа деятельности, владение которым он
должен продемонстрировать).
Предполагается, что первый уровень осваивается учащимся в начальной школе, второй - в 56 классах, третий - в 7-9 классах, четвертый - на старшей ступени.
Используются оценочные бланки, позволяющие фиксировать уровень, достигнутый
учащимся по каждому критерию. Таким образом, оценочные бланки позволяют отмечать
продвижение ученика, основные пробелы и успехи в освоении того или иного способа деятельности.
Критерии оценки проектной работы:
1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению

проблем,

проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения,
включая поиск и обработку информации формулировку выводов и/или обоснование и
реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза,
модели, макета, объекта, творческого решения и т. п.
2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении
раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой
проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно
планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать
ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных
стратегий в трудных ситуациях.
4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить
и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на
вопросы.

7

При этом в соответствии с принятой системой оценки целесообразно выделять два уровня
сформированности навыков проектной деятельности: базовый и повышенный. Главное отличие
выделенных уровней состоит в степени самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта,
поэтому выявление и фиксация в ходе защиты того, что обучающийся способен выполнять
самостоятельно, а что — только с помощью руководителя проекта, являются основной задачей
оценочной деятельности.
4. Оценка предметных результатов.
Особенности оценки предметных результатов.
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся
планируемых результатов по отдельным предметам.
Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями Стандарта
является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных
на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, в том числе метапредметных
(познавательных, регулятивных, коммуникативных).
Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учётом уровневого
подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки
отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися.
Реальные достижения обучающихся могут соответствовать базовому уровню, а могут
отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону не достижения.
Практика показывает, что для описания достижений обучающихся целесообразно установить
следующие пять уровней:
- базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение учебных
действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение
базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени
образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует
отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»).
- повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка
«хорошо» (отметка «4»); Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной
системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о
кругозоре, широте (или избирательности) интересов.
- высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка
«отлично» (отметка «5»), Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте
освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью
интересов к данной предметной области.

8

При уровне ниже базового целесообразно выделить также два уровня:
• пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно»
(отметка «2»);
• низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»).
Недостижение базового уровня (пониженный и низкий уровни достижений) фиксируется в
зависимости от объёма и уровня освоенного и неосвоенного содержания предмета. Как правило,
пониженный уровень достижений свидетельствует об отсутствии систематической базовой
подготовки, о том, что обучающимся не освоено даже и половины планируемых результатов, которые
осваивает большинство обучающихся, о том, что имеются значительные пробелы в знаниях,
дальнейшее обучение затруднено.
Обучающимся, которые демонстрируют низкий уровень достижений, требуется специальная
помощь не только по учебному предмету, но и по формированию мотивации к обучению, развитию
интереса к изучаемой предметной области, пониманию значимости предмета для жизни и др. Только
наличие положительной мотивации может стать основой ликвидации пробелов в обучении для
данной группы обучающихся.
Описанный выше подход применяется в ходе различных процедур оценивания: текущего,
промежуточного и итогового.
Для формирования норм оценки в соответствии с выделенными уровнями необходимо
описать достижения обучающегося базового уровня (в терминах знаний и умений, которые он должен
продемонстрировать), за которые обучающийся обоснованно получает оценку «удовлетворительно».
После этого определяются и содержательно описываются более высокие или низкие уровни
достижений. Важно акцентировать внимание не на ошибках, которые сделал обучающийся, а на
учебных достижениях, которые обеспечивают продвижение вперёд в освоении содержания
образования.
Для оценки динамики формирования предметных результатов в системе внутришкольного
мониторинга образовательных достижений целесообразно фиксировать и анализировать данные о
сформированности умений и навыков, способствующих освоению систематически х знаний, в том
числе:
• первичному ознакомлению, отработке и осознанию теоретических моделей и понятий
(общенаучных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур;
• выявлению и осознанию сущности и особенностей изучаемых объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, созданию и использованию
моделей изучаемых объектов и процессов, схем;

9

• выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и
отношений между объектами и процессами.
При этом обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы:
• стартовой диагностики;
• тематических и итоговых проверочных работ по всем учебным предметам;
• творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты.
Решение о достижении или недостижении планируемых результатов или об освоении или
неосвоении учебного материала принимается на основе результатов выполнения заданий базового
уровня. В период введения Стандарта критерий достижения/освоения учебного материала задаётся
как выполнение не менее 50% заданий базового уровня или получение 50% от максимального балла
за выполнение заданий базового уровня.
6. Система внутришкольного мониторинга образовательных достижений и портфель
достижений как инструменты динамики образовательных достижений
Положительная динамика образовательных достижений — важнейшее основание для принятия
решения об эффективности учебного процесса, работы учителя или школы.
Система

внутришкольного

мониторинга

образовательных

достижений

(личностных,

метапредметных и предметных), основными составляющими которой являются материалы
стартовой диагностики и материалы, фиксирующие текущие и промежуточные учебные и
личностные достижения, позволяет достаточно полно и всесторонне оценивать как динамику
формирования отдельных личностны х качеств, так и динамику овладения метапредметными
действиями и предметным содержанием.
Внутришкольный мониторинг образовательных достижений ведётся каждым учителемпредметником и фиксируется с помощью электронного журнала, итоговых таблиц, управленческой
папки.
Отдельные элементы из системы внутришкольного мониторинга включены в портфель
достижений ученика. Основными целями такого включения могут служить:
• педагогические

показания,

связанные

с

необходимостью

стимулировать

и/или

поддерживать учебную мотивацию обучающихся, поощрять их активность и самостоятельность,
расширять возможности обучения и самообучения, развивать навыки рефлексивной и оценочной (в
том

числе

самооценочной)

деятельности,

способствовать

становлению

избирательности

познавательных интересов, повышать статус ученика (например, в детском коллективе, в семье);

10

• соображения, связанные с возможным использованием учащимися портфеля достижений
при выборе направления профильного образования.
Портфель достижений представляет собой специально организованную подборку работ,
которые демонстрируют усилия, прогресс и достижения обучающегося в интересующих его
областях.
В состав портфеля достижений могут включаться результаты, достигнутые обучающимся не
только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной,
коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в
рамках повседневной школьной практики, так и за её пределами, в том числе результаты участия в
олимпиадах, конкурсах, смотрах, выставках, концертах, спортивных мероприятиях, различные
творческие работы, поделки и др.
В состав Портфеля включаются работы, демонстрирующие динамику:
• становления устойчивых познавательных интересов обучающихся, в том числе
сопровождающего успехами в различных учебных предметах;
• формирования способности к целеполаганию, самостоятельной постановке новых учебных
задач и проектированию собственной учебной деятельности.
Отбор работ для портфеля достижений ведётся самим обучающимся совместно с классным
руководителем.
7. Итоговая оценка выпускника и её использование при переходе от основного к
среднему (полному) общему образованию
На итоговую оценку на ступени основного общего образования выносятся только
предметные и метапредметные результаты, описанные в разделе «Выпускник научится»
планируемых результатов основного общего образования.
Итоговая оценка выпускника формируется на основе:
• результатов внутришкольного мониторинга образовательных достижений по всем
предметам, зафиксированных в оценочных листах, в том числе за промежуточные и итоговые
комплексные работы на межпредметной основе;
• оценок за выполнение итоговых работ по всем учебным предметам;
• оценки за выполнение и защиту индивидуального проекта;
• оценок за работы, выносимые на государственную итоговую аттестацию (далее —
ГИА).

11

При этом результаты внутришкольного мониторинга характеризуют выполнение всей
совокупности планируемых результатов, а также динамик образовательных достижений
обучающихся за период обучения. А оценки за итоговые работы, индивидуальный проект и работы,
выносимые на ГИА, характеризуют уровень усвоения обучающимися опорной системы знаний по
изучаемым предметам, а также уровень овладения метапредметными действиями.
На основании этих оценок делаются выводы о достижении планируемых результатов (на
базовом или повышенном уровне) по каждому учебному предмету, а также об овладении
обучающимся основными познавательными, регулятивными и коммуникативными действиями и
приобретении способности к проектированию и осуществлению целесообразной и результативной
деятельности.
Педагогический совет на основе выводов, сделанных классными руководителями и
учителями отдельных предметов по каждому выпускнику, рассматривает вопрос об успешном
освоении данным обучающимся основной образовательной программы основного общего
образования и выдачи документа государственного образца об уровне образования — аттестата об
основном общем образовании.
В случае если полученные обучающимся итоговые оценки не позволяют сделать
однозначного вывода о достижении планируемых результатов, решение о выдаче документа
государственного образца об уровне образования - аттестата об основном общем образовании
принимается педагогическим советом с учётом динамики образовательных
достижений выпускника и контекстной информации об условиях и особенностях его обучения в
рамках регламентированных процедур, устанавливаемых Министерством образования и науки
Российской Федерации.
Решение о выдаче документа государственного образца об уровне образования — аттестата
об основном общем образовании принимается одновременно с рассмотрением и утверждением
характеристики обучающегося, с учётом которой осуществляется приём в профильные классы
старшей школы. В характеристике обучающегося:
• отмечаются образовательные достижения и положительные качества обучающегося;
• даются педагогические рекомендации к выбору направлений профильного образования с
учётом выбора, сделанного выпускником, а также с учётом успехов и проблем обучающегося.
Все выводы и оценки, включаемые в характеристику, должны быть подтверждены
материалами мониторинга образовательных достижений и другими объективными показателями.

12

8. Оценка результатов государственной (итоговой) аттестации.
Результаты ГИА признаются удовлетворительными в случае если обучающийся по
обязательным учебным предметам при сдаче ЕГЭ (за исключением ЕГЭ по математике базового
уровня) набрал количество баллов не ниже минимального, определяемого Рособрнадзором , а при
сдаче ГВЭ и ЕГЭ по математике базового уровня получил отметки не ниже удовлетворительной (три
балла). В случае если участник ГИА получил неудовлетворительные результаты по одному из
обязательных учебных предметов, он допускается повторно к ГИА по данному учебному предмету
в текущем году в формах, устанавливаемых настоящим Порядком, в дополнительные сроки, (в ред.
Приказа Минобрнауки России от 07.07.2015 N 693) (и. 74 в ред. Приказа Минобрнауки России от
16.01.2015

N

9).

Обучающимся,

не

прошедшим

ГИА

или

получившим

на

ГИА

неудовлетворительные результаты более чем по одному обязательному учебному предмету, либо
получившим повторно неудовлетворительный результат по одному из этих предметов на ГИА в
дополнительные сроки, предоставляется право пройти ГИА по соответствующим учебным
предметам не ранее 1 сентября текущего года в сроки и в формах, устанавливаемых настоящим
Порядком. Для прохождения повторной ГИА обучающиеся восстанавливаются в организации,
осуществляющей образовательную деятельность, на срок, необходимый для прохождения ГИА.
Выпускникам прошлых лет, изъявившим желание повторно участвовать в ЕГЭ по русскому языку и
(или) математике профильного уровня, также предоставляется право сдавать ЕГЭ по
соответствующим учебным предметам не ранее 1 сентября текущего года в сроки, устанавливаемые
настоящим Порядком. Для участия в ГИА не ранее 1 сентября текущего года обучающиеся и
выпускники прошлых лет не позднее чем за две недели до начала
соответствующих экзаменов подают заявление с указанием выбранных обязательных
учебных предметов, уровня ЕГЭ по математике в места, определенные органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере
образования. Обучающимся и выпускникам прошлых лет, получившим неудовлетворительный
результат по учебным предметам по выбору, предоставляется право пройти ГИА по
соответствующим учебным предметам не ранее чем через год в сроки и формах, устанавливаемых
настоящим Порядком, (п. 75 в ред. Приказа Минобрнауки России от 07.07.2015 N 693).

13

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».