РП астр. 11 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым
Администрация Кировского района
МБОУ "Абрикосовская школа"

РАССМОТРЕНО
на заседании МО учителей
естественноматематического направления

СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор школы

___________ Е.В. Жданова
Протокол заседания №1
от «15» .08. 2023 г.

____________________
Е.А. Балычева
«18» 08. 2023 г.

___________________
А.А. Демидова
Приказ № 134-од
от «30».08. 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Астрономия» (Базовый уровень)
для обучающихся 11 класса
(соответствует федеральной рабочей программе)

с. Абрикосовка, 2023г.

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по астрономии базового уровня на уровне среднего общего образования
разработана на основе положений и требований к результатам освоения основной
образовательной программы, представленных в ФГОС СОО, а также с учётом федеральной
рабочей программы воспитания и концепции преподавания учебного предмета
«Астрономия» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих
основные образовательные программы.
Содержание программы по астрономии направлено на формирование естественнонаучной картины мира обучающихся 11 классов при обучении их астрономии на базовом
уровне на основе системно-деятельностного подхода. Программа по астрономии
соответствует требованиям ФГОС СОО к планируемым личностным, предметным и
метапредметным результатам обучения, а также учитывает необходимость реализации
межпредметных связей астрономии с естественно-научными учебными предметами. В ней
определяются основные цели изучения астрономии на уровне среднего общего
образования, планируемые результаты освоения курса астрономии: личностные,
метапредметные, предметные (на базовом уровне).
Программа по астрономии включает: планируемые результаты освоения курса
астрономии на базовом уровне, в том числе предметные результаты обучения; содержание
учебного предмета «Астрономия».
Астрономия как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве
учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем
мире
Идея целостности. В соответствии с ней курс является логически завершённым.
Идея генерализации. В соответствии с ней материал курса астрономия объединён
вокруг естественно научных теорий. Ведущим в курсе является формирование
представлений о структурных уровнях материи, веществе и поле.
Идея гуманитаризации. Её реализация предполагает использование гуманитарного
потенциала астрономии как науки, осмысление связи развития астрономии с развитием
общества, а также с мировоззренческими, нравственными и экологическими проблемами.
Идея прикладной направленности. Курс астрономии предполагает знакомство с
широким кругом технических и технологических приложений изученных теорий и законов.
Идея экологизации реализуется посредством введения элементов содержания,
посвящённых экологическим проблемам современности, которые связаны с развитием
техники и технологий, а также обсуждения проблем рационального природопользования и
экологической безопасности. Системно-деятельностный подход в курсе астрономии
реализуется прежде всего за счёт организации экспериментальной деятельности
обучающихся. Важную роль в освоении курса играют проводимые во внеурочное время
собственные наблюдения учащихся. Специфика планирования этих наблюдений
определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, они (за исключением наблюдений
Солнца) должны проводиться в вечернее или ночное время. Во-вторых, объекты, природа
которых изучается на том или ином уроке, могут быть в это время недоступны для
наблюдений. При планировании наблюдений этих объектов, в особенности планет,
необходимо учитывать условия их видимости.
При этом обеспечивается овладение обучающимися умениями проводить
косвенные измерения, исследования зависимостей физических величин и постановку
опытов по проверке предложенных гипотез.
Большое внимание уделяется решению расчётных и качественных задач. При этом
для расчётных задач приоритетом являются задачи с явно заданной физической моделью,
позволяющие применять изученные законы и закономерности как из одного раздела курса,
так и интегрируя знания из разных разделов. Для качественных задач приоритетом
являются задания на объяснение протекания явлений и процессов в окружающей жизни,
требующие выбора модели для ситуации практико-ориентированного характера.
В соответствии с требованиями ФГОС СОО к материально-техническому
обеспечению учебного процесса базовый уровень курса астрономии на уровне среднего

3

общего образования должен изучаться в условиях предметного кабинета физики или в
условиях интегрированного кабинета предметов естественно-научного цикла. В кабинете
физики должно быть необходимое лабораторное оборудование для выполнения указанных
в программе по физике ученических практических работ и демонстрационное
оборудование.
Демонстрационное оборудование формируется в соответствии с принципом
минимальной достаточности и обеспечивает постановку перечисленных в программе по
физике ключевых демонстраций для исследования изучаемых явлений и процессов,
эмпирических и фундаментальных законов, их технических применений.
Цели изучения астрономии в основной школе следующие:
• осознание принципиальной̆ роли астрономии в познании фундаментальных
законов природы и формировании современной̆ естественнонаучной̆ картины
мира;
• приобретение знаний о физической̆ природе небесных тел и систем, строении и
эволюции Вселенной̆, пространственных и временных масштабах Вселенной̆,
наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и
техники;
• овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел
принципами определения местоположения и времени по астрономическим
объектам, навыками практического использования компьютерных приложений
для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного
времени;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей̆ в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием
различных источников информации и современных информационных
технологий;
• формирование научного мировоззрения;
• формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физикоматематических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира
на примере достижений современной̆ астрофизики, астрономии и космонавтики.
На изучение физики (базовый уровень) на уровне среднего общего образования
отводится 34часа: в 11 классе – 34/17 часов (1/0.5 часа в неделю).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО АСТРОНОМИЯ
НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Освоение учебного предмета «Астрономия» на уровне среднего общего образования
(базовый уровень) должно обеспечить достижение следующих личностных,
метапредметных и предметных образовательных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения учебного предмета «Астрономия» должны
отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной
внутренней позицией личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних
убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского общества,
расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных
направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
1) гражданского воспитания: сформированность гражданской позиции
обучающегося как активного и ответственного члена российского общества; принятие
традиционных общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества,
участвовать в самоуправлении в образовательной организации; умение взаимодействовать
с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением; готовность к
гуманитарной и волонтёрской деятельности;

4

2) патриотического воспитания: сформированность российской гражданской
идентичности, патриотизма; ценностное отношение к государственным символам,
достижениям российских учёных в области астрономии;
3) духовно-нравственного воспитания: сформированность нравственного
сознания, этического поведения; способность оценивать ситуацию и принимать
осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности, в том
числе в деятельности учёного; осознание личного вклада в построение устойчивого
будущего;
4) эстетического воспитания: эстетическое отношение к миру, включая эстетику
научного творчества, присущего науке;
5) трудового воспитания: интерес к различным сферам профессиональной
деятельности, в том числе связанным с астрономией, умение совершать осознанный выбор
будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы; готовность и
способность к образованию и самообразованию в области астрономии на протяжении всей
жизни;
6) экологического воспитания: сформированность экологической культуры,
осознание глобального характера экологических проблем; планирование и осуществление
действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества;
расширение опыта деятельности экологической направленности на основе имеющихся
знаний по астрономии;
7) ценности
научного познания:
сформированность
мировоззрения,
соответствующего современному уровню развития астрономической науки; осознание
ценности научной деятельности, готовность в процессе изучения астрономии осуществлять
проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические
действия:
 самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать
её всесторонне;
 определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их
достижения;
 выявлять
закономерности
и
противоречия
в
рассматриваемых
астрономических явлениях;
 разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся
материальных и нематериальных ресурсов;
 вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов
целям, оценивать риски последствий деятельности;
 координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия; развивать креативное мышление при
решении жизненных проблем.
Базовые исследовательские действия:
 владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами
астрономической науки;
 владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности в
области астрономии, способностью и готовностью к самостоятельному
поиску методов решения задач физического содержания, применению
различных методов познания;
 владеть видами деятельности по получению нового знания, его
интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных
ситуациях, в том числе при создании учебных проектов в области
астрономии; выявлять причинно-следственные связи и актуализировать
задачу, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для
доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;

5

анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически
оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности, в том числе при изучении астрономии; давать оценку новым
ситуациям, оценивать приобретённый опыт; уметь переносить знания по
астрономии в практическую область жизнедеятельности; уметь
интегрировать знания из разных предметных областей;
 выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;
 ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения.
Работа с информацией:
 владеть навыками получения информации астрономического содержания из
источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ,
систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм
представления;
 оценивать достоверность информации;
 использовать средства информационных и коммуникационных технологий в
решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной
безопасности;
 создавать тексты астрономического содержания в различных форматах с
учётом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную
форму представления и визуализации.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
 осуществлять общение на уроках астрономии и во вне­урочной деятельности;
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
 развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием
языковых средств;
 понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы;
 выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих
 интересов, и возможностей каждого члена коллектива;
 принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать
действия по её достижению: составлять план действий, распределять роли с
учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
 оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий
результат по разработанным критериям; предлагать новые проекты,
оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической
значимости;
 осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях,
проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация:
 самостоятельно осуществлять познавательную деятельность в области
астрономии, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные
задачи;
 самостоятельно составлять план решения расчётных и качественных задач,
план выполнения практической работы с учётом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений;
 давать оценку новым ситуациям;
 расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений; делать
осознанный выбор, аргументировать его, брать на себя ответственность за
решение; оценивать приобретённый опыт;

6



способствовать формированию и проявлению эрудиции в области
астрономии, постоянно повышать свой образовательный и культурный
уровень.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
 давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям;
 владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований;
 использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного
решения; уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их
 снижению; принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов
 деятельности; принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов
деятельности;
 признавать своё право и право других на ошибки.
В процессе достижения личностных результатов освоения программы по
астрономии для уровня среднего общего образования у обучающихся совершенствуется
эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
 самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное
состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы,
быть уверенным в себе;
 саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать
ответственность за своё поведение, способность адаптироваться к
эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
 внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и
успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать исходя из своих
возможностей;
 эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние
других, учитывать его при осуществлении общения, способность к
сочувствию и сопереживанию;
 социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с
другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 11 классе предметные результаты на базовом уровне должны
отражать сформированность у обучающихся умений: демонстрировать на примерах роль и
место астрономии в формировании современной научной картины мира, в развитии
современной техники и технологий, в практической деятельности людей, целостность и
единство естественно научной картины мира; знать/понимать
• смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная
величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид,
метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система,
Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзо
планета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение,
Большой̆ Взрыв, черная дыра;
• смысл физических величин: парсек, световой̆ год, астрономическая единица,
звездная величина;
• смысл физического закона Хаббла;
• основные этапы освоения космического пространства;
• гипотезы происхождения Солнечной̆ системы;
• основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;
• размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра
Галактики;

7

• уметь описывать и объяснять: различия календарей̆, условия наступления

•

•

•
•

•

•

солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины
возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа,
взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием
диаграммы «цвет — светимость», физические причины, определяющие
равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических
элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;
характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы
и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и
линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной̆
массы;
находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе:
Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион;
самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла,
Сириус, Бетельгейзе;
использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца,
Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;
использовать приобретенные знания и умения в практической̆ деятельности и
повседневной̆ жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками,
в основе которых лежат знания по астрономии; отделения ее от лженаук;
оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научнопопулярных статьях;
приводить примеры вклада российских и зарубежных учёных в развитие науки, в
объяснение процессов окружающего мира, в развитие техники и технологий;
использовать теоретические знания по астрономии в повседневной жизни для
обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими
устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического
поведения в окружающей среде;
работать в группе с выполнением различных социальных ролей, планировать
работу группы, рационально распределять обязанности и планировать
деятельность в нестандартных ситуациях, адекватно оценивать вклад каждого из
участников группы в решение рассматриваемой проблемы.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Введение (1 час)
Введение в астрономию
Астрометрия (5 час)
Звёздное небо. Небесные координаты. Видимое движение планет и Солнца.
Движение Луны и затмения. Время и календарь.
Небесная механика (3 час)
Система мира. Законы Кеплера движения планет. Космические скорости и
межпланетные перелёты.
Строение солнечной системы (7 час)
Современные представления о строении и составе Солнечной системе. Планета
Земля. Луна и ее влияние на Землю. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Планетыкарлики. Малые тела Солнечной системы. Современные представления о происхождении
Солнечной системы.
Астрофизика и звездная астрономия (7 час)
Методы астрофизических исследований. Солнце. Внутреннее строение и источник
энергии Солнца. Основные характеристики звёзд. Белые карлики, нейтронные звёзды,
пульсары и чёрные дыры. Двойные, кратные и переменные звёзды. Новые и сверхновые
звёзды. Эволюция звёзд: рождение, жизнь и смерть звёзд.

8

Млечный Путь (3 час.)
Газ и пыль в Галактике. Рассеянные и шаровые звёздные скопления. Сверхмассивная
черная дыра в центре Млечного пути.
Галактики (3 час)
Классификация галактик. Активные галактики и квазары. Скопления галактик.
Строение и эволюция Вселенной (2 час)
Конечность и бесконечность Вселенной. Расширяющаяся Вселенная. Модель
«горячей Вселенной» и реликтовое излучение.
Современные проблемы астрономии (3 час)
Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия. Обнаружение планет возле
других звёзд. Поиски жизни и разума во Вселенной.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 класс. В соответствии с ФК ГОС ООО – 34 ч. (1 ч/нед)
№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Количество часов
Контрольные Практические
работы
работы
0
0

1

Введение

1

2

Астрометрия

5

0

3

Небесная механика

3

0

4

Строение солнечной системы

7

1

5

Астрофизика и звездная астрономия

7

0

6

Млечный путь

3

0

7
8
9

Галактика
Строение и эволюция Вселенной
Современные проблемы астрономии

3
2
3

0
0
1

1
0
1
1
0
0
0
0

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c97c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c97c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c97c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c97c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c97c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c97c

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
УЧЕНИКА
Учебник «Астрономия» для 10–11 классов общеобразовательных учреждений
автора: В.М. Чаругина, издательства «Просвещение» 2017г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Гомулина Н.Н. Астрономия. Проверочные и контрольные работы. 10-11
классы. Базовый уровень.
Кунаш М.А. Астрономия. 11 класс. Методическое пособие.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
1. Астрономия 11 класс видеоуроки
https://www.youtube.com/playlist?list=PLqU6VDvRpuohitkr6qo9diUQYJ91x
rUJ
2. Дополнительные материалы к учебнику Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е.
К. Страута «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» – методическое
пособие – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа –
Вентана)
https://rosuchebnik.ru/material/dopolnitelnye-materialy-k-uchebniku-bavorontsova-velyaminova-e-k-str/
3. Сайт- Решу ЕГЭ, сдам ГИА
1. http://phys.reshuege.ru/
2. http://phys.sdamgia.ru/
4. Сайт- InternetUrok.ru http://interneturok.ru/ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».