Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение ″Абрикосовская школа″ Кировского района Республики Крым Рабочая программа элективного курса Индивидуальный проект (название) для _____ 10-11________ (класс) Составитель: Жданова Елена Валентиновна учитель первой квалификационной категории 2020 г. 2 Уровень образования (класс) среднее общее образование (10 – 11 классы) Настоящая программа курса «Индивидуальный проект» (далее Программа) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования с опорой на примерные программы среднего общего образования и допущенной Министерством образования Российской Федерации программы для общеобразовательных учреждений «Основы проектной деятельности. 5-9 классы», авторы Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В.Программы общеобразовательных учреждений. Элективные курсы: Самара, 2010г.и программы «Основы проектирования. Для старшей школы»авторы Голуб Г.Б, Ерёмина А.П., Туркин А.К., Самара, 2010г. Программа предназначена для обучающихся 10 и 11 классов. Методологическая основа программы: -труды по теории и методологии конструирования содержания образования (Ю. К. Бабанский, А. С. Кондратьев, В. С. Леднев, И. Я. Лернер, И. Марев, М. С. Скаткин и др.); - работы, раскрывающие сущность процессов моделирования, проектирования, прогнозирования и управления развитием педагогических систем (Е. С. Заир-Бек, Е.И.Казакова, Н.В.Кузьмина; М.Н.Кларин, В. Е. Радионов, В. А. Якунин и др.). - труды Попова А. А. Социально-философские основания современных практик открытого образования Попов А.А., Проскуровская И.Д. Педагогическая антропология в контексте идеи самоопределения. Программа составлена для учащихся 10 – 11 классов и рассчитана на 34 часа годовых, 1 часа в неделю (34 учебные недели) в каждом классе. Сроки реализации программы – 2 года, с 10 по 11 классы. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса Предметные результаты: - развитие личности обучающихся средствами предлагаемого для изучения учебного предмета, курса: развитие общей культуры обучающихся, их мировоззрения, ценностносмысловых установок, развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных способностей, готовности и способности к саморазвитию и профессиональному самоопределению; - овладение систематическими знаниями и приобретение опыта осуществления целесообразной и результативной деятельности; - развитие способности к непрерывному самообразованию, овладению ключевыми компетентностями, составляющими основу умения: самостоятельному приобретению и интеграции знаний, коммуникации и сотрудничеству, эффективному решению(разрешению) проблем, осознанному использованию информационных и коммуникационных технологий, самоорганизации и саморегуляции; - обеспечение академической мобильности и (или) возможности поддерживать избранное направление образования; - обеспечение профессиональной ориентации обучающихся Личностные: -личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; -действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него; -действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. 3 Метапредметные. Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; - планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; - прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик; - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; - коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта; - оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; Познавательные: - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; - знаково-символические: моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; - умение структурировать знания; - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах; - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; - смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; - постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация; - управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Логические общеучебные умения и навыки - Разностороннее рассмотрение объектов, выявление в них различных свойств и особенностей. - Выявление различий при сравнении объектов. - Установление существенных и несущественных свойств объектов(понятий). - Классификация объектов множества по некоторому основанию. Подведение 4 объектов под известные понятия. - Выделение в определении понятия рода и видовых признаков. -Установление необходимости или достаточности или необходимости и достаточности известного признака (условия) понятия. - Определение причинно-следственной зависимости. - Подбор примеров, иллюстрирующих общее правило (определение). - Приведение контрпримеров для неверных утверждений. - Формулирование выводов по результатам анализа. - Формулирование утверждения в форме условного предложения. - Формулирование утверждения, обратного данному. - Формулирование утверждения, противоположного данному. - Формулирование гипотезы. - Построение по правилу (формуле) пошаговой программы. - Построение плана-схемы изученного учебного раздела или темы. - Моделирование и построение эскизов будущего проекта. Умения планировать, контролировать и оценивать учебную работу - Четкое и правильное осознание цели своей работы. - Составление плана своей работы (достижения цели) - Контроль за соответствием выполняемой работы поставленной цели. - Контроль за правильностью результата работы - Оценка правильности выполнения задания - Самооценка уровня овладения учебным материалом. Умение работы с текстом - Постановка вопросов к прочитанному тексту. - Подбор заголовков к абзацам (разделам)текста. - Формулирование главной мысли, содержащейся в тексте. - Разбивка текста на смысловые части. - Составление плана текста. Информационно-библиографические умения и навыки -Умение пользоваться предметным и именным указателями, оглавлениями. - Нахождение в учебнике ответов к задачам. - Умение пользоваться терминологическими словарями - Умение пользоваться каталогами библиотеки. - Правильное библиографическое оформление цитат, выписок и списков литературы. Культура устной и письменной речи - Выступление с докладом на заданную тему - Рецензирование текста или выступления. - Составление характеристики географических объектов, исторических деятелей, литературных героев. - Описание рисунка или картины. - Передача своего впечатления от прослушанного музыкального произведения. - Составление конспекта прочитанного текста или прослушанного выступления, лекции, доклада. - Составление реферата на определенную тему по нескольким литературным источникам. - Написание отзыва на прочитанный текст. Индивидуальный проект является кульминацией системы проектных работ и, в некотором смысле, всего обучения в школе. Индивидуальный проект покажет все те навыки, которыми овладел старшеклассник за все годы школьного обучения. По своей сути предмет является также и подготовкой к обучению в высших учебных заведениях. Достаточно часто ученики связывают тему своего проекта с направлением, по которому собираются поступать. Таким образом, индивидуальный проект – это хорошая возможность прочувствовать выбранную специальность еще до момента поступления, осознать правильность своего выбора и успеть переориентироваться в случае 5 необходимости. Кроме того, при работе над проектом старшеклассник осваивает те необходимые навыки, которые в любом случае потребуются ему в институте и в его профессиональной деятельности. Учащиеся учатся самостоятельно: -определять и формулировать задачу; -планировать свою работу; -обращаться за помощью к специалистам (иногда, к незнакомым); -искать необходимую информацию; -применять коммуникативные способности; -организовывать работу других людей; -профессионально использовать ИКТ в процессе работы и для подготовки презентации; -выступать с докладом; -к нужному сроку доводить работу до запланированного результата. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «Индивидуальный проект». 10 класс. В соответствии с ФГОС СОО – 34 ч. (1 ч/нед). 1. Введение – 3 часа. Понятие «индивидуальный проект», проектная деятельность, проектная культура. Типология проектов: волонтерские, социальной направленности, бизнес-планы, исследовательские. Проекты в современном мире проектирования. Цели, задачи проектирования в современном мире, проблемы. Научные школы. Методология и технология проектной деятельности. 2. Этапы проектной (исследовательской) деятельности – 12 часов. Инициализация проекта. Конструирование темы и проблемы проекта. Проектный замысел. Критерии без отметочной самооценки и оценки продуктов проекта. Критерии оценки работы. Презентация и защита замыслов проектов. Методические рекомендации по написанию и оформлению проектов. Структура проекта. Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному идр.). Рассмотрение текста с точки зрения его структуры. Виды переработки чужого текста. Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия. Логика действий и последовательность шагов при планировании индивидуального проекта. Картирование личностно-ресурсной карты. Базовые процессы разработки проекта и работы, выполняемые в рамках этих процессов. Расчет календарного графика проектной деятельности. Эскизы и модели, макеты проектов, оформлением курсовых работ. Коммуникативные барьеры при публичной защите результатов проекта, курсовых работ. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Применение информационных технологий в проекте. Научные документы и издания. Организация работы с научной литературой. Знакомство с каталогами. Энциклопедии, специализированные словари, справочники, библиографические издания, периодическая печать и др. Методика работы в музеях, архивах. Применение информационных технологий в исследовании, проектной деятельности. Работа в сети Интернет. Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования. Библиография, справочная литература, каталоги. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Сбор и систематизация материалов 3. Организация и проведение проектной (исследовательской) деятельности – 13 6 часов. Основные процессы исполнения, контроля и завершения проекта. Мониторинг выполняемых работ и методы контроля исполнения. Критерии контроля. Компьютерная обработка данных исследования, проекта. Управление завершением проекта. Корректирование критериев оценки продуктов проекта и защиты проекта. Консультирование по проблемам проектной деятельности, по установке и разработке поставленных перед собой учеником задач, по содержанию и выводам, по продуктам проекта, по оформлению бумажного варианта проектов. 4. Результаты проектной деятельности – 7 часов. Публичная защита результатов проектной деятельности. Рефлексия проектной деятельности. Индивидуальный прогресс в компетенциях. Экспертиза действий и движения в проекте. Индивидуальный прогресс. Стандартизация и сертификация. Защита интересов проектантов. Основные положения Государственной системы стандартизации Российской Федерации и ее правовые основы, установленные законами РФ «О стандартизации» и «О защите прав потребителей», Государственная система стандартизации. Документы в области стандартизации. Сертификат соответствия. Патентное право в России. «Индивидуальный проект». 11 класс. В соответствии с ФГОС СОО – 34 ч. (1 ч/нед). 1. Повторение изученного в 10 классе – 2 часа. Понятие «индивидуальный проект», проектная деятельность, проектная культура. Анализ итогов проектов10 класса. Типология проектов. Проекты в современном мире проектирования. Научные школы. Методология и технология проектной деятельности. 2. Инициализация проекта - 20 часов Постановка целей и задач. Планирование. Презентация и защита замыслов проектов (исследовательских) работ. Социальный проект. Социальная сфера. Социальная стратификация. Целевая группа проекта и ее потребности. Способы обоснования желаемой ситуации (ситуации должного): техники работы со СМИ, законодательными актами и нормативными документами, изучения общественного мнения. Анализ реальной ситуации как частный случай сравнительного анализа. Определение ключевой проблемы проекта. Анализ проблемы: техника построения дерева проблем. Ожидаемые результаты проекта и способы их оценки. Понятие и использование показателей. Документирование результатов. Приемы обоснования устойчивости проекта. Планирование. Виды планирования. Определение точек контроля. Планирование ресурсов, составление сметы проекта. Принципы построения работы по привлечению общественного внимания, стимулирования интереса и созданию положительного образа проекта. Компьютерная обработка данных исследования. Библиография, справочная литература, каталоги. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Сбор и систематизация материалов 3. Управление завершением проекта – 3 часа Основные процессы исполнения, контроля и завершения проекта. Мониторинг выполняемых работ и методы контроля исполнения. Критерии контроля. Компьютерная обработка данных исследования, проекта. Управление завершением проекта. Корректирование критериев оценки продуктов проекта и защиты проекта. Консультирование по проблемам проектной деятельности, по установке и разработке поставленных перед собой учеником задач, по содержанию и выводам, по продуктам проекта, по оформлению бумажного варианта проектов 4. Защита результатов проектной деятельности – 8 часов Публичная защита результатов проектной деятельности. Рефлексия проектной деятельности. 7 Рефлексия проектной деятельности. Индивидуальный прогресс в компетенциях. Экспертиза действий и движения в проекте. Индивидуальный прогресс. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «Индивидуальный проект». 10 класс. В соответствии с ФГОС СОО – 34 ч. (1 ч/нед). № п/п Тема Кол-во часов из них на практическую деятельность учащихся 3 1 12 6 13 8 6 34 2 2 21 4 7 34 2 15 3 5 10 класс 1 2 3 4 1 2 3 4 Введение Этапы проектной (исследовательской) деятельности Организация и проведение проектной (исследовательской) деятельности Результаты проектной деятельности Всего 11 класс Повторение изученного в 10 классе Инициализация проекта Управление завершением проекта Защита результатов проектной деятельности Всего ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «Индивидуальный проект» Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать: - сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления; - способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности; - сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей; - способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов. В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения: - умение планировать и осуществлять проектную и исследовательскую деятельность; - способность презентовать достигнутые результаты, включая умение определять приоритеты целей с учетом ценностей и жизненных планов; самостоятельно реализовывать, контролировать и осуществлять коррекцию своей деятельности на основе предварительного планирования; - способность использовать доступные ресурсы для достижения целей; осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях; - способность создавать продукты своей деятельности, востребованные обществом, обладающие выраженными потребительскими свойствами; - сформированность умений использовать многообразие информации и полученных в результате обучения знаний, умений и компетенций для целеполагания, планирования и выполнения индивидуального проекта. 8 Учащиеся получат возможность научиться: - совершенствованию духовно-нравственных качеств личности; - самостоятельно задумывать, планировать и выполнять проект; - использовать догадку, озарение, интуицию; - целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства; - формированию качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе; - способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью; осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта. В ходе изучения курса учащиеся должны знать: -способы обработки текстовых источников информации; -способы анализа текста и записи прочитанного. Учащиеся должны уметь: -работать с текстом; -анализировать источники информации; -комбинировать разные способы обработки текстовой информации. 9 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА Рекомендуемая литература 1. Федеральный государственный образовательн 2. ый стандарт среднего (полного) общего образования, приказ №413 от 17.05.2012, Министерство образования и науки Российской Федерации 3. Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1645 "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 09.02.2015 N 35953) 4. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования: Методическое пособие для педагогов/Под ред.проф.Е.Я.Когана. – Самара: Учебная литература, 2009г. 5. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника / Под ред.проф. Е.Я.Когана. – Самара: Учебная литература, 2009г. Список использованных информационных источников 1. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе Текст./ В.А.Болотов, В.В.Сериков // Педагогика. -2003.-№10.-С.130-139. 2. Борисов П.П. Компетентностно-деятельностный подход и модернизация содержания общего образования Текст./ П.П. Борисов// Стандарты и мониторинг в образовании, 2003г, №3 с.58-61. 3.Браверманн Э.М. Развитие самостоятельности учащихся – требование нашего времени Текст. / Э.М. Браверманн //Физика в школе - 2006. - №2. -15-19. 4.Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений Текст. / И.Г.Захарова. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. 5.Новожилова М.М. Как корректно провести учебное исследование: от замысла к открытию/ М.М. Новожилова, С.Г. Воровщиков, И.В. Таврель: 3-е изд. – М.: 5 за знания, 2008. 6.СелевкоГ.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие Текст. / Г.К.Селевко. -М.: Народное образование, 1998. Интернет-ресурсы по проблемам проектной и исследовательской деятельности http://schools.keldysh.ru/labmro -Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО www.researcher.ru -Портал исследовательской деятельности учащихся при участии: Дома научно-технического творчества молодежи МГДД(Ю)Т, Лицея 1553 «Лицея на Донской», Представительства корпорации Intel в России, «Физтех-центра» Московского физико-технического института. Публикуются тексты по методологии и методике исследовательской деятельности учащихся ученых и педагогов из Москвы и других городов России, исследовательские работы школьников, организованы сетевые проекты, даются ссылки на другие интернет-ресурсы. www.issl.dnttm.ru -сайт журнала «Исследовательская работа школьника». Публикуются основные материалы проекта, избранные тексты. www.subscribe.dnttm.ru -рассылка новостей и информации по разнообразным проблемам и мероприятиям рамках работы системы исследовательской деятельности учащихся Рекомендуемая литература для учащихся 1. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. «Основы проектной деятельности: Рабочая тетрадь для 8-9 класса.» - Самара: Учебная литература, 2006 2. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. «Коммуникативный практикум: Рабочая тетрадь для 5-9 класса» - Самара: Учебная литература, 2006 3. Intel «Обучение для будущего» 10 ОЦЕНКА КАЧЕСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Оценка качества реализации программы включает в себя текущий контроль проекта, публичную защиту замысла, публичную защиту проекта обучающихся. Текущий контроль проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Формы контроля: Индивидуальные задания при работе над проектом; Публичная защита Критерии оценивания (каждый критерий оценивается комиссией по 10-бальной шкале) Этап работы над Критерии, Характеристика критерия проектом соответствующие этапам Актуальность Обоснованность проекта в настоящее Подготовительный время, которая предполагает разрешение этап имеющихся по данной тематике противоречий Комплексное использование имеющихся Планирование работы Осведомленность источников по данной тематике и свободное владение материалом Научность Соотношение изученного и Исследовательская представленного в проекте материала, а деятельность также методов работы с таковыми в данной научной области по исследуемой проблеме, использование конкретных научных терминов и возможность оперирования ими Самостоятельность Выполнение всех этапов проектной Результаты или деятельности самими учащимися, выводы направляемая действиями координатора проекта без его непосредственного участия Значимость Признание выполненного авторами проекта для теоретического и (или) практического применения Системность Способность школьников выделять обобщенный способ действия и применять его при решении конкретно-практических задач в рамках выполнения проектноисследовательской работы Структурированност Степень теоретического осмысления ь авторами проекта и наличие в нем системообразующих связей, характерных для данной предметной области, а также упорядоченность и целесообразность действий, при выполнении и оформлении проекта Интегративность Связь различных источников информации и областей знаний и ее систематизация в единой концепции проектной работы Креативность Новые оригинальные идеи и пути решения, (творчество) с помощью которых авторы внесли нечто новое в контекст современной действительности Представление готового продукта Презентабельность (публичное представление) Коммуникативность Оценка процесса и результатов работы Апробация Рефлексивность 11 Формы представления результата проектной работы (доклад, презентация, постер, фильм, макет, реферат и др.), которые имеют общую цель, согласованные методы и способы деятельности, достигающие единого результата. Наглядное представление хода исследования и его результатов в результате совместного решения проблемы авторами проекта Способность авторов проекта четко, стилистически грамотно и в тезисно изложить этапы и результаты своей деятельности Распространение результатов и продуктов проектной деятельности или рождение нового проектного замысла, связанного с результатами предыдущего проекта Индивидуальное отношение автора проектной работы к процессу проектирования и результату своей деятельности. Характеризуется ответами на основные вопросы: Что было хорошо и почему? Что не удалось и почему? Что хотелось бы осуществить в будущем? Ранжирование набранных баллов: Количество набранных баллов до 60 баллов 61-90 91-110 111-130 Уровень проекта Низкий уровень Средний уровень Выше среднего уровня Высокий уровень Оценка «2» «3» «4» «5» Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)