РП по литературе 6 класс

Рабочая программа
по ЛИТЕРАТУРЕ
(предмет)
для _____6________
(класс)

Составитель:
Манина Т.Н.,
учитель русского языка и литературы
квалификационной категории«специалист»

2022 г

2
Данная рабочая программа составлена в соответствии с основными положениями
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, Примерной программы основного общего образования по литературе,
авторской программы по литературе под редакцией В.Я.Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2014) и учебника – «Литература.6 класс» в 2 частях. Авторы: В.П.Полухина,
В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин.Москва, Просвещение, 2014 г.
Программа составлена для учащихся 6 класса и рассчитана на 102 часа годовых, 3
часа в неделю (34 учебных недели).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга
перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных
предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах
и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во
всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде;

3
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий.
Предметные результаты:
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и
фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIIIв., русских
писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой ихнаписания, выявление
заложенных в них вневременных непреходящих нравственных ценностей и их
современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к
одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею,

4
нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев,
сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного
содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной
литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры,
сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценки;
умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;
понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и
адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием
образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по
прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические
высказывания разного типа, вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой
изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на
литературные и общекультурные темы;
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое
восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительновыразительных языковых средств в создании художественных образов литературных
произведений.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение(1ч)
Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к
герою. Способы выражения авторской позиции.
Устное народное творчество(2ч)
Обрядовый фольклор.Произведения календарного обрядового фольклора: колядки,
веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение
календарного обрядового фольклора.
Пословицы и поговорки – малые жанры устного народного творчества. Народная
мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой
и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры
фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
Из древнерусской литературы (3ч)
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».Русская летопись.
Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма,
ума, находчивости),
Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

5
Из русской литературы ХVIII века (4ч)
Русские басни.
Иван Иванович Дмитриев.
Краткий рассказ о жизни и творчестве баснописца. «Муха». Противопоставление труда и
безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством,
Особенности литературного языка XVIIIстолетия.
Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий).
Из русской литературы ХIХ века(50ч)
Иван Андреевич Крылов
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя-баснописца. Самообразование поэта.
«Листы и корни», «Ларчик», «Осел и Соловей».Крылов о равном участии власти и
народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого
«механики мудреца» и неумелого хвастуна,
Басня «Осел и Соловей»- комическое изображение невежественного судьи, глухого к
произведениям истинного искусства. Проект.
Теория литературы. Басня. Аллегория. Мораль (развитие представлений).
Александр Сергеевич Пушкин
Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. Лицейские годы.
«Узник».Вольнолюбивые
устремления
поэта.
Народно-поэтический
колорит
стихотворения.
«Зимнее утро».Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни.
Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения.
Интонация как средство выражения поэтической идеи.
«И.И. Пущину».Светлое чувство дружбы - помощь в суровых испытаниях.
Художественные особенности стихотворного послания.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина».Книга (цикл) повестей. Повествование
от лица вымышленного автора как художественный прием.
«Выстрел» (для внеклассного чтения).
«Барышня-крестьянка».Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной
организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль
случая в композиции повести.
«Дубровский».Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров.
Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян.
Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности.
Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
Проект.
Теория литературы. Эпитет метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное
послание (начальные представление)
Михаил Юрьевич Лермонтов
Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. Ученические годы.
«Тучи».Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине.
Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.
«Листок», «На севере диком ...», «Утес», «Три пальмы».Тема красоты, гармония
человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль,
амфибрахий, анапест) размеры стиха.
Иван Сергеевич Тургенев
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

6
«Бежин луг».Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы
мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль
картин природы в рассказе. Проект.
Теория литературы. Пейзаж, портретная характеристика персонажей (развитие
представлений).
Федор Иванович Тютчев
Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Листья», «Неохотно и несмело ...».Передача сложных, переходных состояний
природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание
космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» - символ
краткой, но яркой жизни.
«С поляны коршун поднялся ...».Противопоставление судеб человека и коршуна:
свободный полет коршуна и земная обреченность человека.
Афанасий Афанасьевич Фет
Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Ель рукавом мне тропинку завесила ...», «Еще майская ночь», «Учись у них - у дуба, у
березы ...».Жизнеутверждающее начало в лирике А.А. Фета. Природа как воплощение
прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Природа
как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства.
Гармоничность и музыкальность поэтической речи А.А. Фета. Краски и звуки в
пейзажной лирике.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия). Звукопись в поэзии
(развитие представлений).
Николай Алексеевич Некрасов
Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Железная дорога».Картины подневольного труда. Народ - созидатель духовных и
материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа.
Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание
реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в
стихотворении.
Историческая поэма «Дедушка». Декабристская тема в творчестве Н.А. Некрасова.
Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа
(начальные представления
Николай Семенович Лесков
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Левша».Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм.
Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов,
народной этимологией. Сказовая форма повествования. Проект,
Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония
(начальные представления).
«Человек на часах»(для внеклассного чтения)
Антон Павлович Чехов
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя,
«Толстый и тонкий».Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация.
Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
«Пересолил», «Лошадиная фамилия», др. (для внеклассного чтения).
Теория литературы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий
Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века.
Я.Л. Полонский «По горам две хмурых тучи ...», «Посмотри, какая мгла...»; Е.А.
Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист ..., «Чудный град ... »; А.К. Толстой «Где

7
гнутся над омутом лозы ... ».Выражение переживаний и мироощущения в
стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике. Проект.
Теория литературы. Лирика как род литературы.
Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений)
Из русской литературыXX века (28ч)
Александр Иванович Куприн
«Чудесный доктор».Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Тема
служения людям.
Теория литературы. Рождественский рассказ (начальные представления).
Андрей Платонович Платонов
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Неизвестный цветок».Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. П.
Платонова.
Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов (начальное
представление).
Александр Степанович Грин
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Алые паруса».Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота
главных героев. Отношение автора к героям.
Теория литературы. Романтическое содержание повести. Черты романтического героя
(развитие представлений).
Михаил Михайлович Пришвин
Слово о писателе.
«Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти. Образ
природы в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».
Произведения о Великой Отечественной войне
К.М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины ... »; Д.С. Самойлов
«Сороковые» (2 ч). Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство
любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.
Теория литературы. Средства выразительности, гражданский, патриотический пафос
стихотворения (развитие представлений).
Виктор Петрович Астафьев
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Конь с розовой гривой».Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные
годы. Нравственные проблемы рассказа - честность, доброта, понятие долга. Юмор в
рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина
Петровна), особенности использования народной речи.
Теория литературы. Речевая характеристика героев (развитие представлений). Геройповествователь (начальные представления).
Валентин Григорьевич Распутин
Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Уроки французского».Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда
знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному
герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Нравственная проблематика произведения. Проект.
Теория литературы. Рассказ. Сюжет (развитие nонятий). Герой-повествователь
(развитие понятия).

8
Родная природа в русской поэзии XX века
А.А. Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном ...»; С.А. Есенин «Мелколесье.
Степь и дали ...», «Пороша»; А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие ...»
Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине в стихотворениях поэтов XX
века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в
стихотворении. Поэтизация родной природы.
Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений).
Николай Михайлович Рубцов
Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице».Человек и природа в «тихой» лирике
Рубцова. Отличительные черты характера лирического героя.
Теория литературы. Изобразительно-выразительные средства (развитие понятия)
Писатели улыбаются
Василий Макарович Шукшин
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
Рассказы «Чудик»и «Кpuтики».Особенности шукшинских героев - «чудиков»,
правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности. Образ «странного» героя в литературе.
Фазиль Искандер
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Тринадцатый подвиг Геракла».Влияние учителя на формирование детского характера.
Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.
Теория литературы. Рассказ. Сюжет (развитие nонятий). Герой-повествователь
(развитие понятия).
Из литературы народов России (2ч)
Габдулла Тукай
Краткий рассказ о жизни и творчестве татарского поэта.
«Родная деревня», «Книга».Любовь к своей малой родине и к своему родному краю,
верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга
- «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа».
Кайсын Кулиев
Краткий рассказ о жизни и творчестве балкарского поэта.
«Когда на меня навалилась беда ...», «Каким бы малым ни был мой народ ...».Родина
как источник сил для преодоления любых испытаний и ударовсудьбы. Основные
поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворениях поэта. Тема бессмертия
народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт - вечный должник
своего народа.
Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.
Из зарубежной литературы (11ч)
Мифы Древней Греции
«Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».Подвиги Геракла (в переложении Н.
Куна).
Геродот «Легенда об Арионе».
Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
Гомер
Краткий рассказ о жизни и творчестве Гомера.
«Илиада», «Одиссея»как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в
«Илиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни. Стихия Одиссея борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хит-

9
роумие) Одиссея. Одиссей - мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове
циклопов. Полифем, «Одиссея» - песня о героических подвигах, мужественных героях.
Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
Мигель де Сервантес Сааведра
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
Роман «Дон Кихот».Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший
воображаемый мир и живущий в нем. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от
искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни.
Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы
(для внеклассного чтения).
Теория литературы. «Вечные» образы в искусстве (начальные представления).
Фридрих Шиллер
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
Баллада «Перчатка».Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и
своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь - герой, отвергающий награду и
защищающий личное достоинство и честь.
Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные представления).
Проспер Мериме
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
Новелла «Маттео Фальконе».Изображение дикой природы. Превосходство
естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с
ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Антуан де Сент-Экзюпери
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Маленький принц»как философская сказка и мудрая притча. Чистота восприятия мира
как величайшая ценность.
Теория литературы. Притча (начальные представления).
Марк Твен
«Приключения Гекльберри Финна».Дружба Тома и Гека. Их поведение в критических
ситуациях. Том и ГекльберриФинн.Средства создания комического. Юмор в
произведении.
Подведение итогов за год (1ч)

10
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

1
2
3
4

5

6
7
8
9

Раздел
Введение
Устное народное
творчество
Из древнерусской
литературы
Из
русской
литературы
18 века
Из
русской
литературы
19 века
Из русской литерату
ры 20 века
Из
литературы
народов России
Из
зарубежной
литературы
Подведение итогов
за год
Итого

Количество
часов

Из них на Из них на Сочинения
развитие
внеклассное контрольные
речи
чтение
работы

1
2
3
4

1

50

6

28

3

4

2
11

1

1
102

Количество контрольных работа распределяется следующим образом:
Классное сочинение – 2ч;
Домашнее сочинение – 2ч;
Контрольная работа – 1ч;
Внеклассное чтение – 4ч;
РР - 8ч.

2- классн.соч.
1 – к. р
2 – дом.соч.

и


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».