РП по литературе 10 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
″Абрикосовская школа″ Кировского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО
на
заседании МО учителей
филологического
направления
__________________
Э.А.Сеит-Меметова
Протокол заседания № 1
от «22 » 08. 2022 г.

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

заместитель директора по УВР

Директор школы

____________________

________________

Е.А.Майко

А.А.Демидова

«23 » 08. 2022г.

Приказ №_96
от « 30 » 08.

2022г.

Рабочая программа
по литературе
для 10 класса
2022/2023 учебный год

Составитель:
Воронина А.П.
учитель русского языка и литературы
квалификационной категории
«специалист»

2022 г.

Данная рабочая программа составлена на основе Программы по литературе для 5-11
классов общеобразовательной школы под ред. Меркина Г.С., Зинина С.А., Чалмаева В.А. 5-е изд. М., ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2010. Учебник. «Русский язык и
литература. Литература»: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений.
Базовый уровень: в 2 ч./ С.А.Зинин, В.И.Сахаров. - М.: ООО «Русское слово - учебник»,
2014г.
Программа составлена для учащихся 10 класса и рассчитана на 102 часа
годовых, 3 часа в неделю (34 учебных недели).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
I.
•
•
•

Личностные результаты:
личностное самоопределение - совершенствование духовно-нравственных качеств
личности;
толерантность как осознание, уважительное и доброжелательное отношение к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, религии, традициям;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных
источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы).

II. Метапредметные результаты:
1. Регулятивные УУД:
• умение самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
1. умение самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета
выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• умение планировать пути достижения цели;
• умение при планировании достижения цели самостоятельно учитывать условия и
средства их достижения;
• умение устанавливать целевые приоритеты;
• умение сознательно регулировать эмоциональное состояние;
2. Коммуникативные УУД:
• умение работать как индивидуально, так и в группе;
• умение организовать сотрудничество с учителем и сверстниками;
• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и
принятия;
• умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать
решения и делать выбор;
• умение осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований
собственных действий и действий партнера;
• умение следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и
сотрудничества.
3. Познавательные УУД:
• умение обобщать понятия, осуществлять сравнение;
• умение строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе
отрицания);
• умение делать умозаключение (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе
аргументации;
• умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;

•

•
•
•

умение самостоятельно осуществлять проектную и исследовательскую деятельность:
видеть проблему, аргументировать ее актуальность; выдвигать гипотезы о связях и
закономерностях событий; организовывать исследование с целью проверки гипотез;
структурировать текст; делать выводы;
умение осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и Интернета;
умение создавать и преобразовывать модели и схемы для решения учебных задач;
владение основами просмотрового, ознакомительного, изучающего, поискового
чтения.

Предметные результаты:
В познавательной сфере:
понимание ключевых проблем изученных произведений;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление
заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их
современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к
одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею,
пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев
одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе
литературного произведения.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям мировой литературы и культуры;
• формулирование собственного отношения к произведениям мировой литературы, их
оценка;
• собственная интерпретация изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и своего отношения к ней.
3. В коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение
и адекватное восприятие текста;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием
цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту;
создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог на
литературоведческую тему;
• написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных
произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и
общекультурные темы.
4. В эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;
эстетическое восприятие произведения литературы; формирование эстетического
вкуса;
Основные виды деятельности по освоению литературных произведений
 Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
 Выразительное чтение.
 Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами
комментария, с творческим заданием).
 Заучивание наизусть стихотворных текстов.
 Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.
III.
1.
•
•







Анализ и интерпретация произведений.
Составление планов и написание отзывов о произведениях
Написание изложений с элементами сочинения.
Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных
впечатлений
Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения
работать с ними.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Литература первой половины XIX века (13ч)
А.С. Пушкин(4)
Стихотворения: «Воспоминания в Царском Селе», «Вольность», «Деревня», «Погасло
дневное светило...», «Разговор книгопродавца с поэтом», «...Вновь я посетил...»,
«Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Свободы сеятель пустынный...»,
«Подражание Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Брожу ли я вдоль
улиц шумных...» и др. по выбору, поэма «Медный всадник».
Образно-тематическое богатство и художественное совершенство пушкинской
лирики. Обращение к вечным вопросам человеческого бытия в стихотворениях А.С.
Пушкина (сущность поэтического творчества, свобода художника, тайны природы и др.).
Эстетическое и морально-этическое значение пушкинской поэзии.
Историческая и «частная» темы в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Конфликт
между интересами личности и государства в пушкинской «петербургской повести».
Образ стихии и его роль в авторской концепции истории.
Опорные понятия: философская лирика, поэма как лиро-эпический жанр.
Внутрипредметные связи: одические мотивы «петровской» темы в творчестве М.В.
Ломоносова и А.С. Пушкина; традиции романтической лирики В.А. Жуковского и К.Н.
Батюшкова в пушкинской поэзии.
Межпредметные связи: историческая основа сюжета поэмы «Медный всадник».
Знать опорные понятия: философская лирика, поэма как лиро-эпический жанр.
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и
теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный
пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и
пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);
анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с
проблематикой произведения;
М.Ю. Лермонтов(4)
Стихотворения: «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Молитва»
(«Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Яне унижусь пред тобою...», «Сон» («В
полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...» и др. по выбору.
Поэма «Демон».
Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики М.Ю. Лермонтова.
Мотивы одиночества, неразделенной любви, невостребованности высокого поэтического
дара в лермонтовской поэзии. Глубина и проникновенность духовной и патриотической
лирики поэта.
Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон».
Романтический колорит поэмы, ее образно-эмоциональная насыщенность. Перекличка
основных мотивов «Демона» с лирикой поэта.

Опорные понятия: духовная лирика, романтическая поэма.
Внутрипредметные связи: образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С.
Пушкина; традиции русского романтизма в лермонтовской поэзии.
Межпредметные связи: живопись и рисунки М.Ю. Лермонтова; музыкальные
интерпретации стихотворений Лермонтова (А.С. Даргомыжский, М.А. Балакирев, А.
Рубинштейн и др.).
Знать опорные понятия: духовная лирика, романтическая поэма.
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и
теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный
пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и
пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);
анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с
проблематикой произведения;
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и
грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении
или авторе с помощью различных источников.
Н.В. Гоголь(4)
Повести: «Невский проспект», «Нос».
Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя. Тема
одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе. Ирония и гротеск
как приемы авторского осмысления абсурдности существования человека в пошлом
мире. Соединение трагического и комического в судьбе гоголевских героев.
Опорные понятия: ирония, гротеск, фантасмагория.
Внутрипредметные связи: тема Петербурга в творчестве А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.
Межпредметные связи: иллюстрации художников к повестям Гоголя (Н. Альтман, В.
Зелинский, Кукрыниксы и др.).
Знать опорные понятия: ирония, гротеск, фантасмагория.
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и
теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный
пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и
пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);
анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с
проблематикой произведения;
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и
грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении
или авторе с помощью различных источников.
Литература второй половины XIX века (89ч)
Введение(1)
Социально-политическая ситуация в России второй половины XIX века.
«Крестьянский вопрос» как определяющий фактор идейного противостояния в обществе.
Разногласия между либеральным и революционно-демократическим крылом русского
общества, их отражение в литературе и журналистике 1850—1860-х годов.
Демократические тенденции в развитии русской культуры, ее обращенность к реалиям
современной жизни. Развитие реалистических традиций в прозе И.С. Тургенева, И.А.
Гончарова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и др. «Некрасовское» и «элитарное» направления
в поэзии, условность их размежевания. Расцвет русского национального театра
(драматургия А.Н. Островского и А.П. Чехова). Новые типы героев и различные
концепции обновления российской жизни (проза Н.Г. Чернышевского, Ф.М.
Достоевского, Н.С. Лескова и др.). Вклад русской литературы второй половины XIX века
в развитие отечественной и мировой культуры.

А.Н. Островский(9)
Пьесы: «Свои люди — сочтемся!», «Гроза».
Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои люди — сочтемся!».
Конфликт между «старшими» и «младшими», властными и подневольными как основа
социально-психологической проблематики комедии. Большов, Подхалюзин и Тишка —
три стадии накопления «первоначального капитала». Речь героев и ее
характерологическая функция.
Изображение «затерянного мира » города Калинова в драме «Гроза». Катерина и
Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни. Трагедия совести и ее
разрешение в пьесе. Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе».
Многозначность названия пьесы, символика деталей и специфика жанра. «Гроза» в
русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев).
Опорные понятия: семейно-бытовая коллизия, речевой жест.
Внутрипредметные связи: традиции отечественной драматургии в творчестве А.Н.
Островского (пьесы Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя).
Межпредметные связи: А.Н.Островский и русский театр; сценические интерпретации
пьес А.Н. Островского.
Для самостоятельного чтения: пьесы «Бесприданница», «Волки и овцы».
Знать опорные понятия: семейно-бытовая коллизия, речевой жест.
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и
теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный
пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и
пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);
анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с
проблематикой произведения;
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и
грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении
или авторе с помощью различных источников.
И.А. Гончаров(6)
Роман «Обломов». Быт и бытие Ильи Ильича Обломова. Внутренняя противоречивость натуры героя, ее соотнесенность с другими характерами (Андрей Штольц,
Ольга Ильинская и др.). Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя.
Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины». Идейно-композиционное
значение главы «Сон Обломова ». Роль детали в раскрытии психологии персонажей
романа. Отражение в судьбе Обломова глубинных сдвигов русской жизни. Роман «Обломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.В. Дружинин).
Опорные понятия: образная типизация, символика детали.
Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой о романе «Обломов»; Онегин и
Печорин как литературные предшественники Обломова.
Межпредметные связи: музыкальные темы в романе «Обломов»; к/ф «Несколько дней
из жизни И.И. Обломова» (реж. Н. Михалков).
Для самостоятельного чтения: роман «Обыкновенная история».
Знать опорные понятия: образная типизация, символика детали.
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и
теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный
пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и
пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);
анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с
проблематикой произведения;
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и

грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении
или авторе с помощью различных источников.
И.С. Тургенев(10)
Цикл «Записки охотника» (2—3 рассказа по выбору), роман «Отцы и дети»,
стихотворения в прозе: «Порог», «Памяти Ю.П. Вревской», «Два богача» и др. по
выбору. Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника».
Отражение различных начал русской жизни, внутренняя красота и духовная мощь
русского человека как центральная тема цикла.
Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики эпохи. Противостояние двух
поколений русской интеллигенции как главный «нерв» тургеневского повествования.
Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки. Базаров и
Аркадий. Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых. Любовная
линия в романе и ее место в общей проблематике произведения. Философские итоги
романа, смысл его названия. Русская критика о романе и его герое (статьи Д.И. Писарева,
Н.Н. Страхова, М.А. Антоновича).
Стихотворения в прозе и их место в творчестве писателя. Художественная
выразительность, лаконизм и философская насыщенность тургеневских миниатюр.
Отражение русского национального самосознания в тематике и образах стихотворений.
Опорные понятия: социально-психологический роман; принцип «тайной психологии» в
изображении внутреннего мира героев.
Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и группа «Современника»; литературные
реминисценции в романе «Отцы и дети».
Межпредметные связи: историческая основа романа «Отцы и дети» («говорящие» даты
в романе); музыкальные темы в романе; песенная тематика рассказа «Певцы».
Для самостоятельного чтения: романы «Рудин», «Дворянское гнездо».
Знать опорные понятия: социально-психологический роман; принцип «тайной
психологии» в изображении внутреннего мира героев.
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и
теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный
пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и
пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);
анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с
проблематикой произведения;
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и
грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении
или авторе с помощью различных источников.
Н.А. Некрасов(8 )
Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Блажен
незлобивый поэт...», «Поэт и гражданин», «Русскому писателю», «О погоде», «Пророк»,
«Элегия (А.Н.Еракову)», «О Муза! я у двери гроба...», «Мы с тобой бестолковые люди...»
и др. по выбору; поэма «Кому на Руси жить хорошо».
«Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасова-лирика. Судьбы простых
людей и общенациональная идея в лирике Н.А. Некрасова разных лет. Лирический эпос
как форма объективного изображения народной жизни в творчестве поэта. Гражданские
мотивы в некрасовской лирике.
Отражение в поэме «Кому на Руси жить хорошо » коренных сдвигов в русской жизни.
Мотив правдоискательства и сказочно-мифологические приемы построения сюжета
поэмы. Представители помещичьей Руси в поэме (образы Оболта-Оболдуева, князя
Утятина и др.). Стихия народной жизни и ее яркие представители (Яким Нагой, Ермил
Гирин, дед Савелий и др.). Тема женской доли и образ Матрены Корчагиной в поэме.

Роль вставных сюжетов в некрасовском повествовании (легенды, притчи, рассказы и
т.п.). Проблема счастья и ее решение в поэме Н.А. Некрасова. Образ Гриши
Добросклонова и его идейно-композиционное звучание.
Опорные понятия: народность художественного творчества; демократизация
поэтического языка.
Внутрипредметные связи: образ пророка в лирике А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова,
Н.А. Некрасова; связь поэмы «Кому на Руси жить хорошо» с фольклорной традицией.
Межпредметные связи: некрасовские мотивы в живописи И. Крамского, В. Иванова, И.
Репина, Н. Касаткина и др.; жанр песни в лирике Н.А. Некрасова.
Для самостоятельного чтения: поэмы «Саша», «Дедушка».
Знать опорные понятия: народность художественного творчества; демократизация
поэтического языка.
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и
теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный
пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и
пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);
анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с
проблематикой произведения;
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и
грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении
или авторе с помощью различных источников.
Ф.И. Тютчев(3)
Стихотворения: «Не то, что мните вы, природа...», «Silentiuml», «Цицерон», «Умом
Россию не понять...», «Я встретил вас...», «Природа — сфинкс, и тем она верней...»,
«Певучесть есть в морских волнах...», «Еще земли печален вид...», «Полдень», «О, как
убийственно мы любим!..», «Нам не дано предугадать...» и др. по выбору.
«Мыслящая поэзия» Ф.И. Тютчева, ее философская глубина и образная
насыщенность. Развитие традиций русской романтической лирики в творчестве поэта.
Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного постижения в
тютчевской лирике. Тема трагического противостояния человеческого «я» и стихийных
сил природы. Тема величия России, ее судьбоносной роли в мировой истории. Драматизм
звучания любовной лирики поэта.
Опорные понятия: интеллектуальная лирика; лирический фрагмент.
Внутрипредметные связи: роль архаизмов в тютчевской лирике; пушкинские мотивы и
образы в лирике Ф.И. Тютчева.
Межпредметные связи: пантеизм как основа тютчевской философии природы; песни и
романсы русских композиторов на стихи Ф.И. Тютчева (С.И. Танеев, С.В. Рахманинов и
др.).
Знать опорные понятия: интеллектуальная лирика; лирический фрагмент.
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и
теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный
пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и
пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);
анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с
проблематикой произведения;
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и
грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении
или авторе с помощью различных источников.
А.А. Фет(3)
Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь...», «Заря

прощается с землею...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Сияла ночь. Луной был полон
сад…», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта...», «Одним толчком
согнать ладью живую...» и др. по выбору.
Эмоциональная глубина и образно-стилистическое богатство лирики А.А. Фета.
«Культ мгновенья» в творчестве поэта, стремление художника к передаче сиюминутного
настроения внутри и вовне человека. Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность
слияния человека и природы. Красота и поэтичность любовного чувства в интимной
лирике А.А. Фета. Музыкально-мелодический принцип организации стиха и роль
звукописи в лирике поэта. Служение гармонии и красоте окружающего мира как
творческая задача Фета-художника.
Опорные понятия: мелодика стиха; лирический образ-переживание.
Внутрипредметные связи: традиции русской романтической поэзии в лирике А.А.
Фета; А. Фет и поэты радикально-демократического лагеря (стихотворные пародии Д.
Минаева).
Межпредметные связи: П.И. Чайковский о музыкальности лирики А. Фета.
Знать опорные понятия: мелодика стиха; лирический образ-переживание.
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и
теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный
пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и
пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);
анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с
проблематикой произведения;
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и
грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении
или авторе с помощью различных источников.
Н.С. Лесков(2)
Повесть «Очарованный странник ». Стремление Н. Лескова к созданию
«монографий» народных типов. Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести.
«Очарованность» героя, его богатырство, духовная восприимчивость и стремление к
подвигам. Соединение святости и греховности, наивности и душевной глубины в
русском национальном характере. Сказовый характер повествования, стилистическая и
языковая яркость «Очарованного странника».
Опорные понятия: литературный сказ; жанр путешествия.
Внутрипредметные связи: былинные мотивы в образе Флягина; тема богатырства в
повести Н. Лескова и поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».
Межпредметные связи: язык и стиль лесковского сказа.
Для самостоятельного чтения: повести «Тупейный художник», «Запечатленный ангел»,
«Леди Макбет Мценского уезда».
Знать опорные понятия: литературный сказ; жанр путеше ствия.
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и
теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный
пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и
пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);
анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с
проблематикой произведения;
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и
грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении
или авторе с помощью различных источников.
М.Е. Салтыков-Щедрин(4)
Сказки: «Медведь на воеводстве», «Богатырь», «Премудрый пискарь».

«Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедринасатирика. Сатирическое осмысление проблем государственной власти, помещичьих
нравов, народного сознания в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина. Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке («Премудрый пискарь»). Приемы
сатирического воссоздания действительности в щедринских сказках (фольклорная
стилизация, гипербола, гротеск, эзопов язык и т.п.). Соотношение авторского идеала и
действительности в сатире М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Опорные понятия: сатирическая литературная сказка; гротеск; авторская ирония.
Внутрипредметные связи: фольклорные мотивы в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина;
традиции Д.И. Фонвизина и Н.В. Гоголя в щедринской сатире.
Межпредметные связи: произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина в иллюстрациях
художников (Кукрыниксы, В. Карасев, М. Башилов и др.).
Для самостоятельного чтения: роман-хроника «История одного города», сказки «Орелмеценат», «Вяленая вобла», «Либерал».
Знать опорные понятия: сатирическая литературная сказка; гротеск; авторская
ирония.
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и
теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный
пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и
пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);
анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с
проблематикой произведения;
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и
грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении
или авторе с помощью различных источников
А.К. Толстой(3)
Стихотворения: «Средь шумного бала, случайно...», «Слеза дрожит в твоем
ревнивом взоре...», «Когда природа вся трепещет и сияет...», «Прозрачных облаков
спокойное движенье...», «Государь ты наш, батюшка...», «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» и др. по выбору учителя.
Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии А.К. Толстого.
Романтический колорит интимной лирики поэта, отражение в ней идеальных
устремлений художника. Радость слияния человека с природой как основной мотив
«пейзажной » лирики поэта. Жанрово-тематическое богатство творчества А.К. Толстого:
многообразие лирических мотивов, обращение к историческому песенному фольклору и
политической сатире.
Опорные понятия: лирика позднего романтизма; историческая песня.
Внутрипредметные связи: А.К. Толстой и братья Жемчужниковы; сатирические
приемы в творчестве А.К. Толстого и М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Межпредметные связи: исторические сюжеты и фигуры в произведениях А.К.
Толстого; романсы П.И. Чайковского на стихи А.К. Толстого.
Для самостоятельного чтения: роман «Князь Серебряный».
Знать опорные понятия: лирика позднего романтизма; историческая песня.
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и
теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный
пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и
пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);
анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с
проблематикой произведения;
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и
грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении

или авторе с помощью различных источников.
Л.Н. Толстой( 22)
Роман «Война и мир». Жанрово-тематическое своеобразие толстовского романаэпопеи: масштабность изображения исторических событий, многогероиность,
переплетение различных сюжетных линий и т.п. Художественно-философское
осмысление сущности войны в романе. Патриотизм скромных тружеников войны и
псевдопатриотизм «военных трутней». Критическое изображение высшего света в
романе, противопоставление мертвенности светских отношений «диалектике души»
любимых героев автора. Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского
и Пьера Безухова, сложность и противоречивость жизненного пути героев.
«Мысль семейная» и ее развитие в романе: семьи Болконских и Ростовых и семьиимитации (Берги, Друбецкие, Курагины и т.п.). Черты нравственного идеала автора в
образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской.
«Мысль народная » как идейно-художественная основа толстовского эпоса.
Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции
личности в истории. Феномен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в романе. Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания.
Значение романа-эпопеи Толстого для развития русской реалистической литературы.
Опорные понятия: роман-эпопея; «диалектика души»; историко-философская
концепция.
Внутрипредметные связи: Л.Н. Толстой и И.С. Тургенев; стихотворение М.Ю.
Лермонтова «Бородино» и его переосмысление в романе Л. Толстого; образ Наполеона и
тема «бонапартизма» в произведениях русских классиков.
Межпредметные связи: исторические источники романа «Война и мир »; живописные
портреты Л.Толстого (И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, И.Е. Репин, М.В. Нестеров), иллюстрации
к роману «Война и мир» (М. Башилов, Л. Пастернак, П. Боклевский, В. Серов, Д.
Шмаринов).
Для самостоятельного чтения: цикл «Севастопольские рассказы», повесть «Казаки»,
роман «Анна Каренина».
Знать опорные понятия: роман-эпопея; «диалектика души»; историко-философская
концепция.
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и
теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный
пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и
пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);
анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с
проблематикой произведения;
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и
грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении
или авторе с помощью различных источников.
Ф.М. Достоевский( 10)
Роман «Преступление и наказание». Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического
романа Ф.М. Достоевского. Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе. Мир
«униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума. Образ
Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. Теория Раскольникова и идейные
«двойники» героя (Лужин, Свидригайлов и др.). Принцип полифонии в решении
философской проблематики романа. Раскольников и «вечная Сонечка». Сны героя как
средство его внутреннего самораскрытия. Нравственно-философский смысл
преступления и наказания Родиона Раскольникова. Роль эпилога в раскрытии авторской
позиции в романе.

Опорные понятия: идеологический роман и герой-идея; полифония (многоголосие);
герои-«двойники».
Внутрипредметные связи: творческая полемика Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского;
сквозные мотивы и образы русской классики в романе Ф.М. Достоевского (евангельские
мотивы, образ Петербурга, тема «маленького человека», проблема индивидуализма и
др.).
Межпредметные связи: особенности языка и стиля прозы Достоевского; роман
«Преступление и наказание» в театре и кино (постановки Ю. Завадского, Ю. Любимова,
К. Гинкаса, Л. Кулиджанова, А. Сокурова и др.).
Для самостоятельного чтения: романы «Идиот», «Братья Карамазовы».
Знать опорные понятия: идеологический роман и герой-идея; полифония
(многоголосие); герои-«двойники».
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и
теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный
пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и
пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);
анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с
проблематикой произведения;
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и
грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении
или авторе с помощью различных источников.
А.П. Чехов(7)
Рассказы: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент»,
«Ионыч» и др. по выбору. Пьеса «Вишневый сад».
Разведение понятий «быт» и «бытие» в прозе А.П. Чехова. Образы «футлярных»
людей в чеховских рассказах и проблема «самостояния» человека в мире жестокости и
пошлости.
Лаконизм,
выразительность
художественной
детали,
глубина
психологического анализа как отличительные черты чеховской прозы.
Новаторство Чехова-драматурга. Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в
комедии «Вишневый сад». Лирическое и драматическое начала в пьесе. Фигуры героев«недотеп» и символический образ сада в комедии. Роль второстепенных и
внесценических персонажей в чеховской пьесе. Функция ремарок, звука и цвета в
«Вишневом саде». Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении.
Опорные понятия: «бессюжетное» действие; лирическая комедия; символическая
деталь.
Внутрипредметные связи: А.П. Чехов и Л.Н. Толстой; тема «маленького человека» в
русской классике и произведениях Чехова.
Межпредметные связи: сценические интерпретации комедии «Вишневый сад»
(постановки К.С. Станиславского, Ю.И. Пименова, В.Я. Левенталя, А. Эфроса, А.
Трушкина и др.).
Для самостоятельного чтения: пьесы «Дядя Ваня », «Три сестры».
Знать опорные понятия: «бессюжетное» действие; лирическая комедия;
символическая деталь.
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и
теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный
пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и
пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);
анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с
проблематикой произведения;
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и
грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении

или авторе с помощью различных источников.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Т е м ы

Количест
во часов
1
4
4
4
1

6
7
8
9
10
11
12
13

Вводный урок
Творчество А.С.Пушкина
Творчество М.Ю.Лермонтова
Творчество Н.В.Гоголя
Социально-политическая ситуация в России 2-й половины
19 века и литература
Творчество А.Н.Островского
Творчество И.А.Гончарова
Творчество И.С.Тургенева
Творчество Н.А.Некрасова
Творчество Ф.И.Тютчева
Творчество А.А.Фета
Творчество Н.С.Лескова
Творчество М.Е.Салтыкова - Щедрина

14
15

Лирика А.К.Толстого
Творчество Л.Н.Толстого

3
22

16
17
19

Творчество Ф.М.Достоевского
Творчество А.П.Чехова
Обобщение по курсу

10
7
1

1
2
3
4
5

Итого

9
6
10
8
3
3
2
4

102

Количество контрольных работ распределяется следующим образом:
Классное сочинение – 3ч;
Домашнее сочинение – 2ч;
Контрольная работа – 1ч;
Внеклассное чтение – 6ч;
Развитие речи- 8ч

Из них
Р.Р.
Вн.чт.

1

1/1
1 /1
1/1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».