РП по литературе 11 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
″Абрикосовская школа″ Кировского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО на
заседании МО учителей
филологического
направления
Э.А.Сеит-Меметова

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

заместитель директора по УВР

Директор школы

____________________

___________________

Е.А.Майко

А.А.Демидова

« 23» 08. 2022г

Приказ № 96

Протокол заседания № 1
от «22 ». 08. 2022г.

от «30» 08. 2022г.

Рабочая программа
по ЛИТЕРАТУРЕ
для 11 класса

Составитель:
Манина Т.Н.,
учитель русского языка и литературы
квалификационной категории«специалист»

2022 г.

2
Данная рабочая программа составлена на основе Программы по литературе для 511 классов общеобразовательной школы под ред. Меркина Г.С., Зинина С.А., Чалмаева
В.А. -5-е изд. М., ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2010. Учебник. «Русский язык и
литература. Литература»: учебник для 11 класс общеобразовательных учреждений.
Базовый уровень: в 2 ч./ С.А.Зинин, В.А. Чалмаев - М.: ООО «Русское слово - учебник»,
2014г.
Программа составлена для учащихся 11класса и рассчитана на 102 часа годовых, 3
часа в неделю (34 учебных недели).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
I.
•
•
•

Личностные результаты:
личностное самоопределение - совершенствование духовно-нравственных качеств
личности;
толерантность как осознание, уважительное и доброжелательное отношение к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, религии, традициям;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных
источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы).

II. Метапредметные результаты:
1. Регулятивные УУД:
• умение самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
1. умение самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета
выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• умение планировать пути достижения цели;
• умение при планировании достижения цели самостоятельно учитывать условия и
средства их достижения;
• умение устанавливать целевые приоритеты;
• умение сознательно регулировать эмоциональное состояние;
2. Коммуникативные УУД:
• умение работать как индивидуально, так и в группе;
• умение организовать сотрудничество с учителем и сверстниками;
• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и
принятия;
• умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать
решения и делать выбор;
• умение осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований
собственных действий и действий партнера;
• умение следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и
сотрудничества.
3. Познавательные УУД:
• умение обобщать понятия, осуществлять сравнение;
• умение строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе
отрицания);
• умение делать умозаключение (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе
аргументации;
• умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;

3
•

•
•
•

умение самостоятельно осуществлять проектную и исследовательскую деятельность:
видеть проблему, аргументировать ее актуальность; выдвигать гипотезы о связях и
закономерностях событий; организовывать исследование с целью проверки гипотез;
структурировать текст; делать выводы;
умение осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и Интернета;
умение создавать и преобразовывать модели и схемы для решения учебных задач;
владение основами просмотрового, ознакомительного, изучающего, поискового
чтения.

Предметные результаты:
В познавательной сфере:
понимание ключевых проблем изученных произведений;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление
заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их
современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к
одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею,
пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев
одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе
литературного произведения.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям мировой литературы и культуры;
• формулирование собственного отношения к произведениям мировой литературы, их
оценка;
• собственная интерпретация изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и своего отношения к ней.
3. В коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение
и адекватное восприятие текста;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием
цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту;
создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог на
литературоведческую тему;
• написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных
произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и
общекультурные темы.
4. В эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;
эстетическое восприятие произведения литературы; формирование эстетического
вкуса;
Основные виды деятельности по освоению литературных произведений
 Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
 Выразительное чтение.
 Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами
комментария, с творческим заданием).
 Заучивание наизусть стихотворных текстов.
 Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.
III.
1.
•
•

4





Анализ и интерпретация произведений.
Составление планов и написание отзывов о произведениях
Написание изложений с элементами сочинения.
Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных
впечатлений
 Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения
работать с ними.
Учитывая уровень подготовленности класса и индивидуальные способности учащихся
класса, отводится следующее количество уроков по темам:
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Русская литература XX века
Введение (1ч)
Сложность и самобытность русской литературы XX века, отражение в ней
драматических коллизий отечественной истории. Единство и целостность
гуманистических традиций русской культуры на фоне трагедии «расколотой лиры» (раз
деление на советскую и эмигрантскую литературу). «Русская точка зрения» как глубинная
основа внутреннего развития классики XX века, рождения «людей-эпох», переживших
свое время.
Русская литература начала XX века (1ч)
«Ностальгия по неизвестному» как отражение общего духовного климата в России на
рубеже веков. Разноречивость тенденций в культуре «нового времени»: от
апокалиптических ожиданий и пророчеств до радостного приятия грядущего.
Реалистические традиции и модернистские искания в литературе и искусстве. Достижения
русского реализма в творчестве Л.Н. Толстого и А.П. Чехова рубежа веков.
Писатели-реалисты начала XX века
И.А. Бунин (4ч)
Стихотворения «Вечер», «Сумерки», «Слово», «Седое небо надо мной...», «Христос
воскрес! Опять с зарею...» и др. по выбору.
Живописность, напевность, философская и психологическая насыщенность бунинской
лирики. Органическая связь поэта с жизнью природы, точность и лаконизм детали.
Рассказы «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Легкое дыхание»,
«Чистый понедельник».
Бунинская поэтика «остывших» усадеб и лирических воспоминаний. Тема «закатной»
цивилизации и образ «нового чело века со старым сердцем». Мотивы ускользающей
красоты, преодоления суетного в стихии вечности. Тема России, ее духовных тайн и
нерушимых ценностей.
Опорные понятия: лирическая проза, приемы словесной живописи.
Внутрипредметные связи: И.А. Бунин и М. Горький; Л.Н. Толстой о творчестве И.А.
Бунина; влияние реализма И.С. Тургенева и А.П. Чехова на бунинскую прозу.
Межпредметные связи: «лирические» пейзажи М.В. Нестерова; романсы
С.В.Рахманинова на стихи И.А. Бунина.
Для самостоятельного чтения: повести «Деревня», «Суходол», рассказы «Косцы»,
«Книга», «Чаша жизни».
М.Горький (7ч)
Рассказы «Старуха Изергиль» и др. по выбору. Воспевание красоты и духовной мощи
свободного человека в горьковских рассказах-легендах. Необычность героя-рассказчика и

5
персонажей легенд. Романтическая ирония автора в рассказах «босяцкого» цикла. Челкаш
и Гаврила как два нравственных полюса «низовой» жизни России.
Повесть «Фома Гордеев». Протест героя-одиночки против «бескрылого» существования,
«пустыря в душе». Противопоставление могучей красоты Волги алчной идеологии
маякиных. Призыв к раскрепощению человеческой души как главная черта горьковского
«нового реализма».
Пьеса «На дне». Философско-этическая проблематика пьесы о людях «дна». Спор
героев о правде и мечте как образно-тематический стержень пьесы. Принцип
многоголосия в разрешении основного конфликта драмы. Сложность и неоднозначность
авторской позиции.
Опорные понятия: романтизированная проза; принцип полилога и полифонии в драме.
Внутрипредметные связи: традиции романтизма в раннем творчестве М. Горького; М.
Горький и писатели объединения «Среды»; И. Анненский о драматургии М. Горького
(«Книги отражений»).
Межпредметные связи: М. Горький и МХТ; сценические интерпретации пьесы «На дне».
Для самостоятельного чтения: рассказы «Мальва», «Проводник», «Бывшие люди»,
«Ледоход».
А.И. Куприн (4ч)
Повести «Олеся», «Поединок». Внутренняя цельность и красота «природного» человека
в повести «Олеся». Любовная драма героини, ее духовное превосходство над
«образованным» рассказчиком. Мастерство Куприна в изображении природы.
Этнографический колорит повести.
Мир армейских отношений как отражение духовного кризиса общества («Поединок»).
Трагизм нравственного противостояния героя и среды. Развенчание «правды» Назанского
и Шурочки Ивановой. Символичность названия повести.
Рассказ «Гранатовый браслет». Нравственно-философский смысл истории о
«невозможной» любви. Своеобразие «музыкальной» организации повествования. Роль
детали в психологической обрисовке характеров и ситуаций.
Опорные понятия: очерковая проза; символическая де таль.
Внутрипредметные связи: толстовские мотивы в повести А.И. Куприна «Олеся»;
повесть «Поединок» и мотив дуэли в русской классике.
Межпредметные связи: Л.В. Бетховен. Соната 2 (ор. 2. №2) (к рассказу «Гранатовый
браслет»).
Для самостоятельного чтения: повесть «Молох», рассказы «Аllez!», «Гамбринус»,
«Штабс-капитан Рыбников».
Л.Н. Андреев (1ч)
Рассказы «Иуда Искариот», «Жизнь Василия Фивейского». «Бездны» человеческой
души как главный объект изображения в творчестве Л.Н. Андреева. Переосмысление
евангельских сюжетов в философской прозе писателя. Устремленность героев Л.Н.
Андреева к вечным вопросам человеческого бытия. Своеобразие андреевского стиля,
выразительность и экспрессивность художественной детали.
Опорные понятия: неореализм; евангельский мотив.
Внутрипредметные связи: М. Горький и А.А. Блок о творчестве Л.Н. Андреева;
традиции житийной литературы в «Жизни Василия Фивейского».
Межпредметные связи: творческие связи Л.Н. Андреева и И.Е. Репина; рисунки Л.Н.
Андреева.
Для самостоятельного чтения: рассказы «Вор», «Первый гонорар», «Ангелочек»,
«Стена».
У литературной карты России (1ч)
Обзор творчества В.Я. Шишкова, А.П. Чапыгина, С.Н. Сергеева-Ценского по выбору.
Объединение малой и большой родины в творческой биографии писателей («сибирская»

6
проза В.Я.Шишкова, мастерство «слушания земли» в произведениях А.П. Чапыгина и
С.Н. Сергеева-Ценского).
«Серебряный век» русской поэзии (1ч)
Истоки, сущность и хронологические границы «русского культурного ренессанса».
Художественные открытия поэтов «нового времени»: поиски новых форм, способов
лирического самовыражения, утверждение особого статуса художника в обществе.
Основные направления в русской поэзии начала XX века (символизм, акмеизм, футуризм).
Символизм и русские поэты-символисты (3ч)
Предсимволистские тенденции в русской поэзии (творчество С. Надсона, К. Фофанова, К.
Случевского и др.). Манифесты, поэтические самоопределения, творческие дебюты
поэтов-символистов. Образный мир символизма, принципы символизации, приемы
художественной выразительности. Старшее поколение символистов (Д.Мережковский,
3.Гиппиус, В.Брюсов,
К. Бальмонт и др.) и младосимволисты (А.Блок,
А.Белый, С.Соловьев, Вяч.Иванов и др.).
В.Я. Брюсов. Стихотворения «Каменщик», «Дедал и Икар», «Юному поэту»,
«Кинжал», «Грядущие гунны» и др. по выбору. В.Я. Брюсов как идеолог русского
символизма. Стилистическая строгость, образно-тематическое единство лирики В.Я.
Брюсова. Феномен «обрусения» античных мифов в художественной системе поэта.
Отражение в творчестве художника «разрушительной свободы» революции.
К.Д. Бальмонт. Стихотворения «Я мечтою ловил уходящие тени...», «Челн томленья»,
«Придорожные травы», «Сонеты солнца» и др. по выбору. «Солнечность» и
«моцартианство» поэзии Бальмонта, ее со звучность романтическим настроениям эпохи.
Благозвучие, музыкальность, богатство цветовой гаммы в лирике поэта. Звучащий
русский язык как «главный герой» стихотворений К.Д. Бальмонта.
Опорные понятия: звукообраз; принцип символизации в поэзии; музыкальность стиха.
Внутрипредметные связи: традиции романтизма в лирике поэтов-символистов.
Поэтические открытия А.А. Фета, их значение для русского символизма.
Межпредметные связи: символизм в русской живописи (В.Э. Борисов-Мусатов, М.А.
Врубель, К.С. Петров-Водкин и др.); символизм в музыке (А.Н. Скрябин).
А.А. Блок (7ч)
Стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Вхожу я в темные
храмы...», «Незнакомка», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «На железной дороге»,
«О, я хочу безумно жить...», «Россия», «На поле Куликовом», «Скифы» и др. по выбору.
Романтический образ «влюбленной души» в «Стихах о Прекрасной Даме».
Столкновение идеальных верований художника со «страшным миром» в процессе
«вочеловечения» поэтического дара. Стихи поэта о России как трагическое
предупреждение об эпохе «неслыханных перемен». Особенности образного языка Блока,
роль символов в передаче авторского мироощущения.
Поэма «Двенадцать». Образ «мирового пожара в крови» как отражение «музыки
стихий» в поэме. Фигуры апостолов новой жизни и различные трактовки числовой
символики поэмы. Образ Христа и христианские мотивы в произведении. Споры по
поводу финала «Двенадцати».
Опорные понятия: циклизация лирики, реминисценция, аллюзия.
Внутрипредметные связи: черты философии и поэтики В. Соловьева в лирике А. Блока;
творческие связи А. Блока и А. Белого.
Межпредметные связи: лирика А. Блока и живопись М. Врубеля; Блок и Ю. Анненков —
первый иллюстратор поэмы «Двенадцать».

7
Для самостоятельного чтения: стихотворения «Девушка пела в церковном хоре...»,
«Фабрика», «В ресторане», «Коршун», цикл «Кармен», поэма «Соловьиный сад».
Преодолевшие символизм(3ч)
Истоки и последствия кризиса символизма в 1910-е годы. Манифесты акмеизма и
футуризма. Эгофутуризм (И. Северянин) и кубофутуризм (группа «будетлян»).
Творчество В. Хлебникова и его «программное» значение для поэтов-кубофутуристов.
Вклад Н. Клюева и «новокрестьянских поэтов» в образно-стилистическое богатство
русской поэзии XX века. Взаимовлияние символизма и реализма.
Н.С. Гумилев (1ч)
Стихотворения «Слово», «Жираф», «Кенгуру», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся
трамвай», «Шестое чувство» и др. по выбору.
Герой-маска в ранней поэзии Н.С.
Гумилева. «Муза даль них странствий» как поэтическая эмблема гумилевского
неоромантизма. Экзотический колорит «лирического эпоса» Н.С. Гумилева. Тема истории
и судьбы, творчества и творца в поздней лирике поэта.
Опорные понятия: неоромантизм в поэзии; лирический герой-маска.
Внутрипредметные связи: полемика Н.С. Гумилева и А.А. Блока о сущности поэзии;
пушкинские реминисценции в лирике Н.С. Гумилева («Заблудившийся трамвай»).
Межпредметные связи: лирика Н.С. Гумилева и живопись П. Гогена; рисунки Н.С.
Гумилева.
Для самостоятельного чтения: стихотворения «Как конквистадор в панцире
железном...», «Восьмистишие», «Память», «Рабочий», рассказ «Скрипка Страдивариуса».
А.А. Ахматова (4ч)
Стихотворения «Мне голос был... Он звал утешно...», «Песня последней встречи», «Мне
ни к чему одические рати...», «Сжала руки под темной вуалью...», «Я научилась просто,
мудро жить...», «Молитва», «Когда в тоске самоубийства...», «Высокомерьем дух твой
помрачен...», «Мужество», «Родная земля» и др. по выбору.
Психологическая глубина и яркость любовной лирики А.А. Ахматовой. Тема
творчества и размышления о месте художника в «большой» истории. Раздумья о судьбах
России в исповедальной лирике А.А. Ахматовой. Гражданский пафос стихотворений
военного времени.
Поэма «Реквием». Монументальность, трагическая мощь ахматовского «Реквиема».
Единство «личной» темы и образа страдающего народа. Библейские мотивы и их идейнообразная функция в поэме. Тема исторической памяти и образ «бесслезного» памятника в
финале поэмы.
Опорные понятия:исповедальность лирического произведения; микроцикл.
Внутрипредметные связи: А. Ахматова и Н. Гумилев; творческий диалог А. Ахматовой
и М. Цветаевой; стихи А. Ахматовой об А.С. Пушкине.
Межпредметные связи: образ А. Ахматовой в живописи (К. Петров-Водкин, Ю.
Анненков, А. Модильяни, Н. Альтман и др.); «Реквием» А. Ахматовой и В.А. Моцарта.
Для самостоятельного чтения: «Сероглазый король», «Приморский сонет», «Родная
земля», «Поэма без героя».
М.И. Цветаева (3ч)
Стихотворения «Попытка ревности», «Моим стихам, написанным так рано...», «Кто
создан из камня, кто создан из глины...», «Мне нравится, что Вы больны не мной...»,
«Молитва», «Тоска по родине! Давно...», «Куст», «Рассвет на рельсах», «Роландов Рог»,
«Стихи к Блоку» («Имя твое — птица в руке...») и др. по выбору.
Уникальность поэтического голоса М. Цветаевой, ее поэтического темперамента.
Поэзия М. Цветаевой как лирический дневник эпохи. Исповедальность, внутренняя
самоотдача, максимальное напряжение духовных сил как отличительные черты

8
цветаевской лирики. Тема Родины, «собирание» России в произведениях разных лет. Поэт
и мир в творческой концепции Цветаевой, образно-стилистическое своеобразие ее поэзии.
Опорные понятия: поэтический темперамент; дискретность, (прерывистость) стиха.
Внутрипредметные связи: пушкинская тема в творчестве М. Цветаевой; посвящение
поэтам-современникам в цветаевской лирике («Стихи к Блоку», «Стихи к Ахматовой»,
«Маяковскому» и др.).
Межпредметные связи: поэзия и музыка в творческой судьбе М. Цветаевой
(автобиографический очерк «Мать и музыка»).
Для самостоятельного чтения: «Поэма Горы», циклы «Пригвождена», «Стихи к Блоку»,
«Ученик».
А.Аверченко и группа журнала «Сатирикон» (1ч)
Развитие традиций отечественной сатиры в творчестве А. Аверченко, Н. Тэффи, Саши
Черного, Дон Аминадо. Темы и мотивы сатирической новеллистики А. Аверченко
дореволюционного и эмигрантского периода («Дюжина ножей в спину революции»).
Мастерство писателя в выборе приемов комического.
У литературной карты России
Обзор творчества М.М. Пришвина, М.А. Волошина — по выбору учителя и учащихся.
Феномен «сгущения добра», идея жизнетворчества в прозе М. Пришвина. Отражение
«узла мировых драм» в поэтическом творчестве М. Волошина.
Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов (2ч)
Октябрьская революция в восприятии художников различных направлений. Литература
и публицистика послереволюционных лет как живой документ эпохи («Апокалипсис
нашего времени» В.В. Розанова, «Окаянные дни» И.А. Бунина, «Несвоевременные
мысли» М. Горького, «Молитва о России» И. Эренбурга, «Плачи» А.М. Ремизова, «Голый
год» Б. Пильняка и др.). Литературные группировки, возникшие после Октября 1917 года
(Пролеткульт, «Кузница», ЛЕФ, конструктивизм, имажинизм, «Перевал», «Серапионовы
братья» и др.).
Возникновение «гнезд рассеяния» эмигрантской части «расколотой лиры » (отъезд за
границу И. Бунина, И. Шмелева, А. Реми зова, Г. Иванова, Б. Зайцева, М. Цветаевой, А.
Аверченко и др.).
Тема Родины и революции в произведениях писателей «новой волны» («Чапаев» Д.
Фурманова, «Разгром» А.Фадеева, «Конармия» И.Бабеля, «Донские рассказы»
М.Шолохова, «Сорок первый» Б. Лавренева и др.).
Развитие жанра антиутопии в романах Е. Замятина «Мы» и А. Платонова «Чевенгур».
Развенчание идеи «социального рая на земле », утверждение ценности человеческой
«единицы ». Юмористическая проза 20-х годов. Стилистическая яр кость и сатирическая
заостренность новеллистического сказа М. Зощенко (рассказы 20-х гг.). Сатира с
философским подтекстом в романах И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» и
«Золотой теленок».
В.В. Маяковский (6ч)
Стихотворения «А вы могли бы?..», «Ночь», «Нате!», «Послушайте!», «Скрипка и
немножко нервно...», «О дряни», «Прозаседавшиеся», «Разговор с фининспектором о
поэзии», «Лиличка», «Юбилейное» и др. по выбору.
Тема поэта и толпы в ранней лирике В.В. Маяковского. Город как «цивилизация
одиночества» в лирике поэта. Тема «художник и революция», ее образное воплощение в
лирике поэта. Отражение «гримас» нового быта в сатирических произведениях.
Специфика традиционной темы поэта и поэзии в лирике В.В. Маяковского. Новаторство
поэта в области художественной формы.

9
Поэмы «Облако в штанах», «Про это», «Во весь голос» (вступление). Бунтарский
пафос «Облака в штанах»: четыре «долой!» как сюжетно-композиционная основа поэмы.
Соединение любовной темы с социально-философской проблематикой эпохи.
Влюбленный поэт в «безлюбом» мире, несовместимость понятий «любовь» и «быт» («Про
это»). Поэма «Во весь голос» как попытка диалога с потомками, лирическая исповедь
поэта-гражданина.
Опорные понятия: образная гиперболизация; декламационный стих; поэтические
неологизмы.
Внутрипредметные связи: библейские мотивы в поэзии В. Маяковского; цикл стихов М.
Цветаевой, посвященный В. Маяковскому; литературные пародии на лирику В.
Маяковского (А. Архангельский, М. Вольпин и др.).
Межпредметные связи: поэзия В. Маяковского и творчество художников-кубистов (К.
Малевич, М. Ларионов, И. Машков и др.); В. Маяковский и театр.
Для самостоятельного чтения: стихотворения «Ода революции», «Левый марш»,
«Приказ по армии искусств», «Письмо Татьяне Яковлевой», поэмы «Люблю», «Хорошо!»,
пьесы «Клоп», «Баня».
С.А. Есенин (6ч)
Стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах
багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Спит ковыль...», «Чую радуницу
божью...», «Над темной прядью ...», «В том краю, где желтая крапива...», «Собаке
Качалова», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь
советская» и др. по выбору.
Природа родного края и образ Руси в лирике С.А. Есенина. Религиозные мотивы в
ранней лирике поэта. Трагическое противостояние города и деревни в лирике 20-х годов.
Любовная тема в поэзии С.А. Есенина. Богатство поэтической речи, на родно-песенное
начало, философичность как основные черты есенинской поэтики.
Поэмы «Пугачев», «Анна Снегина». Поэзия «русского бунта» и драма мятежной души в
драматической поэме «Пугачев». Созвучность проблематики поэмы революционной
эпохе. Соотношение лирического и эпического начала в поэме «Анна Снегина», ее
нравственно-философская проблематика. Мотив сбережения молодости и души как
главная тема «позднего» С.А. Есенина.
Опорные понятия: имажинизм как поэтическое течение; лироэпическая поэма.
Внутрипредметные связи: С. Есенин и А. Блок; творческая полемика С. Есенина и В.
Маяковского; пушкинские традиции в лирике Есенина.
Межпредметные связи: С. Есенин в музыке (лирические циклы и романсы Г. Свиридова,
3. Левиной, В. Липатова, В. Веселова и др.).
Для самостоятельного чтения: стихотворения «Письмо к матери», «Инония», «Кобыльи
корабли», «Цветы», поэмы «Черный человек», «Страна негодяев».
Литературный процесс 30-х — начала 40-х годов (2ч)
Духовная атмосфера десятилетия и ее отражение в литературе и искусстве. Сложное
единство оптимизма и горечи, идеализма и страха, возвышения человека труда и
бюрократизации власти.
Рождение новой песенно-лирической ситуации. Героини стихотворений П. Васильева и
М. Исаковского (символический образ России — Родины). Лирика Б. Корнилова, Дм.
Кедрина, М. Светлова, А. Жарова и др.
Литература на стройке: произведения 30-х годов о людях труда («Энергия» Ф.
Гладкова, «Соть» Л. Леонова, «Гидроцентраль» М. Шагинян, «Время, вперед!» В.
Катаева, «Люди из захолустья» А. Малышкина и др.).
Человеческий и творческий подвиг Н. Островского. Уникальность и полемическая
заостренность образа Павла Корчагина в романе «Как закалялась сталь».

10
Тема коллективизации в литературе. Трагическая судьба Н. Клюева и поэтов
«крестьянской купницы». Поэма А. Твардовского «Страна Муравия» и роман М.
Шолохова «Поднятая целина».
Первый съезд Союза писателей СССР и его общественно-историческое значение.
Эмигрантская «ветвь» русской литературы в 30-е годы. Ностальгический реализм И.
Бунина, Б. Зайцева, И. Шмелева. «Парижская нота» русской поэзии 30-х годов. Лирика
Г. Иванова, Б. Поплавского, Н. Оцупа, Д. Кнута, Л. Червинской и др.
А.Н. Толстой (1ч). Попытки художественно осмыслить личность царя-реформатора в
ранней прозе. Роман «Петр Первый». Углубление образа Петра в «романном» освоении
темы. Основные этапы становления исторической личности, черты национального
характера в образе Петра. Образы сподвижников царя и противников петровских
преобразований. Проблемы народа и власти, личности и истории в художественной
концепции автора. Жанровое, композиционное и стилистико-языковое своеобразие
романа.
Опорные понятия: историко-биографическое повествование; собирательный образ
эпохи.
Внутрипредметные связи: «петровская» тема в произведениях М.В. Ломоносова, А.С.
Пушкина, А.К. Толстого, А.А. Блока.
Межпредметные связи: исторические источники романа «Петр Первый» (труды Н.
Устрялова, С. Соловьева и др.).
Для самостоятельного чтения: трилогия «Хождение по мукам».
М.А. Шолохов (7ч)
Роман-эпопея «Тихий Дон». Историческая широта и масштабность шолоховского эпоса.
«Донские рассказы» как пролог «Тихого Дона». Картины жизни донского казачества в
романе. Изображение революции и Гражданской войны как общенародной трагедии. Идея
Дома и святости семейного очага в романе. Роль и значение женских образов в
художественной системе романа. Сложность, противоречивость пути «казачьего Гамлета»
Григория Мелехова, отражение в нем традиций народного правдоискательства.
Художественно-стилистическое своеобразие «Тихого Дона». Исторически-конкретное и
вневременное в проблематике шолоховского романа-эпопеи.
Опорные понятия:хронотоп романа-эпопеи; гуманистическая концепция истории в
литературе.
Внутрипредметные связи: продолжение традиций толстовского эпоса в «Тихом Доне»
(«мысль народная» и «мысль семейная»); шолоховский эпос в контексте произведений о
Гражданской войне (А. Фадеев, И. Бабель, М. Булгаков).
Межпредметные связи: исторические источники романа «Тихий Дон» (труды В.
Владимировой, А. Френкеля, М. Корчина и др.); «Тихий Дон» в иллюстрациях
художников (С. Корольков, О. Верейский, Ю. Ребров) и киноверсиях (к/ф реж. И. Правова
и О. Преображенской (1931), С. Герасимова (1958).
Для самостоятельного чтения: рассказы «Лазоревая степь», «Шибалково семя»,
«Родинка».
У литературной карты России
Обзор творчества Б.В. Шергина, А.А. Прокофьева, С.Н. Маркова — по выбору.
Мастерство воссоздания характеров русских землепроходцев в творчестве С. Маркова.
Духовное наследие русского песенного Севера в произведениях Б. Шергина. Поэтический
облик России в лирике
А. Прокофьева.
М.А. Булгаков (8ч)
Романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» — по выбору. Многослойность
исторического пространства в «Белой гвардии». Проблема нравственного

11
самоопределения личности в эпоху смуты. Дом Турбиных как островок любви и добра в
бурном море Истории. Сатирическое изображение политических временщиков,
приспособленцев, обывателей (гетман, Тальберг, Лисович). Трагедия русской
интеллигенции как основной пафос романа.
«Мастер и Маргарита» как «роман-лабиринт» со сложной философской проблематикой.
Взаимодействие трех повествовательных пластов в образно-композиционной системе
романа. Нравственно-философское звучание «ершалаимских» глав. Сатирическая
«дьяволиада» М.А. Булгакова в романе. Неразрывность связи любви и творчества в
проблематике «Мастера и Маргариты». Путь Ивана Бездомного в обретении Родины.
Опорные понятия: «исторический пейзаж»; карнавальный смех; очерк нравов.
Внутрипредметные связи: евангельские мотивы в прозе М. Булгакова; традиции
мировой литературы в «Мастере и Маргарите» (И.В. Гёте, Э.Т.А. Гофман, Н.В. Гоголь).
Межпредметные связи: М. Булгаков и театр; сценические и киноинтерпретации
произведений
М. Булгакова; музыкальные реминисценции в булгаковской прозе.
Для самостоятельного чтения: рассказ «Красная корона», повесть «Собачье сердце»,
пьесы «Бег», «Дни Турбиных».
Б.Л. Пастернак (2ч)
Стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Снег идет», «Плачущий
сад», «В больнице», «Зимняя ночь», «Гамлет», «Во всем мне хочется дойти до самой
сути...», «Определение поэзии», «Гефсиманский сад» и др. по выбору.
Единство человеческой души и стихии мира в лирике Б.Л. Пастернака. Неразрывность
связи человека и природы, их взаимотворчество. Любовь и поэзия, жизнь и смерть в
философской концепции Б.Л. Пастернака. Трагизм гамлетовского противостояния
художника и эпохи в позднем творчестве поэта. Метафорическое богатство и образная
яркость лирики Б.Л. Пастернака.
Роман «Доктор Живаго». Черты нового лирико-религиозного повествования в романе
Б.Л. Пастернака. Фигура Юрия Живаго и проблема интеллигенции и революции в романе.
Нравственные искания героя, его отношение к революционной доктрине «переделки
жизни». «Стихотворения Юрия Живаго» как финальный лирический аккорд
повествования.
Опорные понятия: метафорический ряд; лирико-религиозная проза.
Внутрипредметные связи: Б. Пастернак и поэзия русского футуризма; евангельская и
шекспировская темы в лирике и прозе поэта; Б. Пастернак и В. Маяковский.
Межпредметные связи: рисунки Л.О. Пастернака; музыкальные образы Ф. Шопена в
лирике Б. Пастернака.
Для самостоятельного чтения: циклы «Сестра моя — жизнь », «Когда разгуляется»,
поэма «Девятьсот пятый год».
А.П. Платонов (2ч)
Рассказы «Возвращение», «Июльская гроза», повести «Сокровенный человек»,
«Котлован» — по выбору. Оригинальность, самобытность художественного мира А.П.
Платонова. Тип платоновского героя — мечтателя, романтика, правдоискателя.
«Детскость» стиля и языка писателя, тема детства в прозе А.П. Платонова. Соотношение
«задумчивого» авторского героя с революционной доктриной «всеобщего счастья».
Смысл трагического финала повести «Котлован», философская многозначность ее
названия. Роль «ключевых» слов-понятий в художественной системе писателя.
Опорные понятия: индивидуализированный стиль писателя; литературная антиутопия.
Внутрипредметные связи: жанр антиутопии в творчестве А. Платонова и Е. Замятина.
Шариков А.П. Платонова и Шариков М.А. Булгакова («Сокровенный человек» —
«Собачье сердце»).
Межпредметные связи: проза А. Платонова и живопись П. Филонова.

12
Для самостоятельного чтения: рассказы «Родина электричества», «Старый механик»,
повесть «Джан».
В.В. Набоков (2ч)
Роман «Машенька». Драматизм эмигрантского небытия героев «Машеньки». Образ
Ганина и тип «героя компромисса». Своеобразие сюжетно-временной организации
повествования. Черты чеховских «недотеп» в обывателях пансиона фрау Дорн. Словесная
пластика Набокова в раскрытии внутренней жизни героев и описании «вещного» быта.
Горько-ироническое звучание финала романа.
Опорные понятия: элитарная проза; литературное двуязычие.
Внутрипредметные связи: пушкинские реминисценции и романе «Машенька»; В.
Набоков и
И. Бунин.
Межпредметные связи: литературное двуязычие в творчестве В. Набокова;
размышления писателя о художественном значении русского языка.
Для самостоятельного чтения: рассказ «Облако, озеро, башня », роман «Защита
Лужина»
Литература периода Великой Отечественной войны (2ч)
Отражение летописи военных лет в произведениях русских писателей. Публицистика
времен войны (А. Толстой, И. Эренбург, Л. Леонов, О. Берггольц, Ю. Гроссман и др.).
Лирика военных лет. Песенная поэзия В. Лебедева-Кумача, М. Исаковского, Л.
Ошанина,
Е. Долматовского, А. Суркова, А. Фатьянова.
Жанр поэмы в литературной летописи войны («Зоя» М. Алигер, «Сын» П.
Антокольского, «Двадцать восемь» М. Светлова и др.). Поэма А. Твардовского «Василий
Теркин» как вершинное произведение времен войны. Прославление под вига народа и
русского солдата в «Книге про бойца».
Проза о войне. «Дни и ночи» К. Симонова, «Звезда» Э. Казакевича, «Спутники» В.
Пановой, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого,
«В окопах Сталинграда» В. Некрасова и др.
А.Т. Твардовский (4ч)
Стихотворения «Вся суть в одном-единственном завете...», «О сущем», «Дробится
рваный цоколь монумента...», «Я знаю, никакой моей вины...», «Памяти матери», «Я сам
дознаюсь, доищусь...», «В чем хочешь человечество вини…» и др. по выбору.
Доверительность и теплота лирической интонации А. Твардовского. Любовь к «правде
сущей» как основной мотив «лирического эпоса» художника. Память войны, тема
нравственных испытаний на дорогах истории в произведениях разных лет. Философская
проблематика поздней лирики поэта.
Поэма «По праву памяти». «По праву памяти» как поэма-исповедь, поэма-завещание.
Тема прошлого, настоящего и будущего в свете исторической памяти, уроков пережитого.
Гражданственность и нравственная высота позиции автора.
Опорные понятия: лирико-патриотический пафос; лирический эпос.
Внутрипредметные связи: И.А. Бунин о поэме «Василий Теркин»; некрасовские
традиции в лирике А. Твардовского.
Межпредметные связи: литературная деятельность А. Твардовского в журнале «Новый
мир»: документы, свидетельства, воспоминания.
Для самостоятельного чтения: стихотворения «Жестокая память», «Как после
мартовских метелей...», «Полночь в мое городское окно...», поэмы «Дом у дороги», «За
далью — даль».
Литературный процесс 50 — 80-х годов (3ч)
Осмысление Великой Победы 1945 года в 40—50-е годы XX века. Поэзия Ю.
Друниной,
М. Дудина, М. Луконина, С. Орлова, А. Межирова.

13
Проза советских писателей, выходящая за рамки нормативов социалистического
реализма (повести К. Паустовского, роман Л. Леонова «Русский лес», очерки «Районные
будни» В. Овечкина и др.).
«Оттепель» 1953—1964 годов — рождение нового типа литературного движения.
Новый характер взаимосвязей писателя и общества в произведениях В. Дудинцева, В.
Тендрякова, В. Розова, В. Аксенова, А. Солженицына и др.
Поэтическая «оттепель»: «громкая» (эстрадная) и «тихая» лирика. Своеобразие поэзии
Е. Евтушенко, Р. Рождественского, А. Вознесенского, Б. Ахмадулиной, Н. Рубцова, Ю.
Кузнецова и др.
«Окопный реализм» писателей-фронтовиков 60—70-хгодов. Проза Ю. Бондарева, К.
Воробьева, А. Ананьева, В. Кондратьева, Б. Васильева, Е. Носова, В. Астафьева.
«Деревенская проза» 50—80-х годов. Произведения С. Залыгина, Б. Можаева, В.
Солоухина,
Ю. Казакова, В. Белова и др. Рождение мифо-фольклорного реализма
(повести В. Распутина «Последний срок», «Прощание с Матёрой» и др.). Нравственнофилософская проблематика пьес
А. Вампилова, прозы В.Астафьева, Ю.
Трифонова, В. Маканина, Ю. Домбровского, В. Крупина.
Историческая романистика 60—80-х годов. Романы В. Пикуля, Д. Балашова, В.
Чивилихина. «Лагерная» тема в произведениях В. Шаламова, Е. Гинзбург, О. Волкова, А.
Жигулина.
Авторская песня как песенный монотеатр70—80-х годов. Поэзия Ю. Визбора,
А.
Галича, Б. Окуджавы, В. Высоцкого, А. Башлачева.
Н.А.Заболоцкий(1ч)
Стихотворения «Гроза идет», «Можжевеловый куст», «Не позволяй душе лениться...»,
«Лебедь в зоопарке», «Я воспитан природой суровой...» и др. по выбору.
Н. Заболоцкий и поэзия обэриутов. Вечные вопросы о сущности красоты и единства
природы и человека в лирике поэта. Жанр совета, размышления-предписания в
художественной концепции Н. Заболоцкого. Интонационно-ритмическое и образное
своеобразие лирики Заболоцкого.
Опорные понятия: поэзия ОБЭРИУ; натурфилософская лирика.
Внутрипредметные связи: опыт переложения «Слова о полку Игореве» в творчестве Н.
Заболоцкого; влияние поэзии Ф.И. Тютчева, А. Блока, Б. Пастернака на лирику
Заболоцкого.
Межпредметные связи: лирика Н. Заболоцкого и живопись Б. Кустодиева, П. Филонова,
М. Шагала, П. Пикассо.
Для самостоятельного чтения: сборник «Столбцы», поэма «Торжество земледелия».
В.М. Шукшин (2ч)
Рассказы «Одни», «Чудик», «Миль пардон, мадам», «Срезал». Колоритность и яркость
шукшинских героев-«чудиков». Народ и «публика» как два нравственно-общественных
полюса в прозе
В. Шукшина. Сочетание внешней занимательности сюжета и
глубины психологического анализа в рассказах писателя. Тема города и деревни, точность
бытописания в шукшинской прозе.
Опорные понятия: герой-«чудик»; пародийность художественного языка.
Внутрипредметные связи: творчество В. Шукшина и произведения «деревенской» прозы
(В. Распутин, В. Белов, Ф. Абрамов, Б. Можаев и др.).
Межпредметные связи: кинодраматургия В. Шукшина (к/ф «Живет такой парень»,
«Странные люди», «Калина красная» и др.).
Для самостоятельного чтения: рассказ «Выбираю деревню на жительство», повестьсказка «До третьих петухов», киноповесть «Калина красная».

14
А.И. Солженицын (2ч)
Повесть «Один день Ивана Денисовича». Отражение «лагерных университетов»
писателя в повести «Один день Ивана Денисовича». «Лагерь с точки зрения мужика,
очень народная вещь» (А.Твардовский). Яркость и точность авторского бытописания,
многообразие человеческих типов в повести. Детскость души Ивана Денисовича, черты
праведничества в характере героя. Смешение языковых пластов в стилистике повести.
Продолжение темы народного праведничества в рассказе «Матренин двор». Черты
«нутряной» России в облике Матрены. Противопоставление исконной Руси России
чиновной, официозной. Символичность финала рассказа и его названия.
Опорные понятия: двуединство героя и автора в эпосе; тип героя-праведника.
Внутрипредметные связи: тема народного праведничества в творчестве А. Солженицына
и его литературных предшественников (Ф.М. Достоевский, Н.С. Лесков, И.С. Тургенев и
др.).
Межпредметные связи: нравственно-философская позиция Солженицына-историка; язык
«нутряной» России в прозе писателя.
Для самостоятельного чтения: рассказ «Захар Калита», цикл «Крохотки».
У литературной карты России (5ч)
Обзор творчества Е.И. Носова, В.Т. Шаламова, В.Д. Федорова, В.А. Солоухина по
выбору учителя и учащихся. Художественное звучание «негромкого» военного эпоса Е.
Носова. Нравственная проблематика «лагерной» прозы В. Шаламова. Традиции русской
гражданской поэзии в лирике В. Федорова. Восхождение к духовным ценностям России в
творчестве В. Солоухина.
Новейшая русская проза и поэзия 80 — 90-х годов (3ч)
Внутренняя противоречивость и драматизм современной культурно-исторической
ситуации (экспансия массовой и элитарной литературы, смена нравственных критериев и
т.п.).
Проза с реалистической доминантой. Глубокий психологизм, интерес к человеческой
душе в ее лучших проявлениях в прозе Б. Екимова, Е. Носова, Ю. Бондарева, П.
Проскурина, Ю. Полякова и др. Новейшая проза Л. Петрушевской, С. Каледина, В.
Аксенова, А. Проханова. «Людочка»
В. Астафьева и «Нежданно-негаданно» В.
Распутина как рассказы-предостережения, «пробы» из мутного потока времени. «Болевые
точки» современной жизни в прозе В. Маканина, Л. Улицкой, Т. Толстой, В. Токаревой и
др. Противоречивость, многосоставность романа В. Астафьева «Прокляты и убиты».
Эволюция прозы и поэзии с модернистской и постмодернистской доминантой.
Многообразие течений и школ «новейшей» словесности («другая литература»,
«андеграунд», «артистическая проза», «соц-арт», «новая волна» и т.п.).
Поэма в прозе «Москва—Петушки» В.Ерофеева как воссоздание «новой реальности»,
выпадение из исторического времени. «Виртуальность» и «фантазийность» прозы В.
Пелевина, ее «игровой» характер.
Ироническая поэзия 80—90-х годов. И. Губерман, Д. Пригов, Т. Кибиров и др.
Поэзия и судьба И. Бродского. Воссоздание «громадного мира зрения» в творчестве
поэта, соотношение опыта реальной жизни с культурой разных эпох.

15
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Т е м ы
Вводный урок
Реалистические традиции и модернистские искания в литературе
начала ХХ века
Творчество И.А.Бунина
Проза А.И.Куприна
Творчество М.Горького
Проза Л.Н.Андреева
Серебряный век русской поэзии. Символизм и русские символисты
Поэзия В.Я.Брюсова, К.Д.Бальмонта
Творчество А.А.Блока
Лирика И.Ф.Анненского
Преодолевшие символизм (новые направления в поэзии).
Лирика Н.С.Гумилева
Творчество А.А. Ахматовой
Творчество М.И.Цветаевой
«Короли смеха» из журнала «Сатирикон»
Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов
Творчество В.В.Маяковского
Творчество С.А.Есенина

Кол-во
часов
1
1
4
4
7
1
1
3
7
1
3
4
3
1
2
6
6
3

19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29

Литературный процесс 30-х – начала 40-х годов.
Историческая проза А.Н.Толстого
Творчество М.А.Шолохова
Творчество М.А.Булгакова
Поэзия Б.Л.Пастернака
Проза А.П.Платонова
Проза В.В.Набокова
Литература периода Великой Отечественной войны
Творчество А.Т.Твардовского
Поэзия Н.А.Заболоцкого
Литературный процесс 50-80-х годов
Творчество В.М.Шукшина
Поэзия Н.М.Рубцова

30
31

Творчество В.П.Астафьева
Творчество В.Г.Распутина

2
2

32
33

Творчество А.И.Солженицына
Новейшая русская проза и поэзия 80-90-х годов

2
3

34

Современная литературная ситуация. Урок-обобщение

2

18

7
8
2
2
2
2
4
1
3
2
1

Итого
Количество контрольных работ распределяется следующим образом:
Классное сочинение – 3ч ;Контрольная работа – 1ч;
Домашнее сочинение – 2ч ;Внеклассное чтение – 6ч;

РР - 8ч.

102


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».