РП русский язык 2 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
″Абрикосовская школа″ Кировского района Республики Крым

РАССМОТРЕНО
на заседании школьного МО
учителей начальных классов
Руководитель МО
_____________________
Т.А. Дяговец
Протокол заседания №__
от «___». ___. 2022 г.

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Заместитель директора по УВР
_______________
_
Е.А. Майко

Директор школы

________________
А.А. Демидова

«____»______2022 г.

Приказ №______
от «___». ____.2022 г.

Рабочая программа
по русскому языку
для 2 класса
2022/2023 учебный год

Составитель:
Дяговец Татьяна Андреевна
Учитель квалификационной
категории: специалист

2022 г.

2
Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 2 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы по русскому языку для 1 – 4 классов (авторы В.П.
Канакина, В.Г. Горецкий, М.В. Бойкина, М.Н. Дементьева, Н.А. Стефаненко, Н.А. Федосова).
Учебник «Русский язык. 2 класс» в 2-х частях/ В.П.Канакина, В.Г.Горецкий,
– М. : Просвещение, 2019 г.
Программа составлена для обучающихся 2 класса и рассчитана на 136 часов в год,
4 часа в неделю (34 учебных недели).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:
•представления о своей этнической принадлежности;
•развития чувства любви к Родине, чувства гордости за свою Родину, народ, великое достояние русского народа — русский язык;
•представления об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);
•осмысления необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;
•осознания положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их
родному языку;
•представления о своей родословной, достопримечательностях своей малой родины;
•положительного отношения к языковой деятельности;
•заинтересованности в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;
•понимания нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
•развития чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности
языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
•этических чувств (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, совести и др.); понимания чувств одноклассников, учителей;
•развития навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;
•представления о бережном отношении к материальным ценностям; развития интереса к
проектно-творческой деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
•Принимать и сохранять цель и учебную задачу;
•высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
•планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
•учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале
учебника — в памятках) в планировании и контроле способа решения;
•выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в
источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);

3
•проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность
производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
•оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
•адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, другими лицами;
•понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;
•выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Познавательные УУД:
•Осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
•воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);
•ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
•работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;
•осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;
•пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и
учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения
учебных и практических задач;
•пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
•осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов
(художественного и познавательного);
•составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам
учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);
•составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;
•анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);
•осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя);
•ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения; находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
•осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;
•обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
•делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
•подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения
(слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);
•осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;
•устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.
Коммуникативные УУД:
•Слушать собеседника и понимать речь других;
•оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

4
•принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не
перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
•выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;
•задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить
понятные для партнёра высказывания;
•признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;
•формулировать собственное мнение и аргументировать его;
•работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться
и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное
отношение к партнёру;
•строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи.
Предметные результаты
ОБЩИЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
•Понимание значения русского языка как государственного языка нашей страны Российской Федерации, языка межнационального общения;
•воспитание уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского
народа и языкам, на которых говорят другие народы;
•понимание русского языка как великого достояния русского народа, как явления национальной культуры, как развивающегося явления;
•первоначальное представление о некоторых нормах русского языка (орфоэпических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета (в объёме изучаемого курса);
•начальные умения выбирать адекватные языковые средства при составлении небольших
монологических высказываний;
•овладение первоначальными научными представлениями о системе и структуре русского
языка, знакомство с некоторыми языковыми понятиями и их признаками из разделов: фонетика и графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис (в объёме изучаемого
курса);
•применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания в процессе
выполнения письменных работ (в объёме изучаемого курса);
•первоначальные умения проверять написанное;
•овладение учебными действиями с изучаемыми языковыми единицами;
•формирование начальных умений находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, слог, слово, слово как часть речи, слово как
член предложения, предложение (в объёме изучаемого курса).

Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
•участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);
•строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный
вопрос, для выражения своего собственного мнения);
•(самостоятельно) читать тексты учебника, извлекать из них новую информацию, работать
с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей (под руководством учителя);
•пользоваться словарями учебника для решения языковых и речевых задач;
•различать устную и письменную речь;
•различать диалогическую речь; понимать особенности диалогической речи;
•отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;

5
•анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
•понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), подбирать заглавие к тексту, распознавать части текста по их абзацным отступам, определять последовательность частей текста;
•читать вопросы к повествовательному тексту, находить на них ответы и грамотно их записывать;
•составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам; по рисунку и вопросам, по рисунку (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу.
Обучающийся получит возможность научиться:
•анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на
поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
•соблюдать нормы произношения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях
учебника;
•озаглавливать текст по его теме или по его главной мысли;
•распознавать тексты разных типов: описание и повествование, рассуждение;
•замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
•составлять небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему (после предварительной подготовки);
•находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, синонимы);
•составлять небольшие высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка; на определённую тему;
•составлять текст (отзыв) по репродукциям картин художников (помещённых в учебнике);
•письменно излагать содержание прочитанного текста (после предварительной подготовки) по вопросам проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные
орфографические ошибки, замечать и исправлять неточности в содержании и оформлении.

6

Содержание учебного предмета
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия,
графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
В программе выделены следующие разделы:
Наша речь (3 ч) Знакомство с учебником. Какая бывает речь? Что можно узнать
о человеке по его речи? Как отличить диалог от монолога?
Текст (3 ч) Что такое текст? Что такое тема и главная мысль текста? Части текста.
Предложение (11 ч) Что такое предложение? Какие знаки препинания ставятся
в конце предложений? Как составить из слов предложение? Что такое главные члены
предложения? Что такое второстепенные члены предложения? Подлежащее и сказуемое –
главные члены предложения. Что такое распространённые и нераспространённые предложения? Как установить связь слов в предложении? Р/р. Обучающее сочинение по картине
И.С. Остроухова «Золотая осень».
Слова, слова, слова… (15 ч) Что такое лексическое значение слова? Что такое
однозначные и многозначные слова? Что такое прямое и переносное значение многозначных слов? Что такое синонимы? Что такое антонимы? Р/р Изложение текста по данным
к нему вопросам. Что такое родственные слова? Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? Какие бывают слоги? Как определить ударный слог? Как переносить
слова с одной строки на другую? Р/р Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам.
Звуки и буквы (51 ч) Как различить звуки и буквы? Как мы используем алфавит? Какие слова пишутся с заглавной буквы? Как определить гласные звуки? Какими
буквами на письме обозначаются гласные звуки? Правописание слов с безударным
гласным звуком в корне. Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными
звуками в корне. Р/р Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов как выразительных средств языка. Р/р Составление рассказа по картине С.А. Тутунова «Зима пришла. Детство». Как определить согласные звуки? Согласный звук [Й] и буква «и
краткое». Слова с удвоенными согласными. Наши проекты. «И в шутку и всерьез». Р/р
Обучающее сочинение по картине А.С. Степанова «Лоси». Твердые и мягкие согласные
звуки и буквы для их обозначения. Для чего служит мягкий знак (ь)? Правописание
мягкого знака на конце и в середине слова перед согласными. Наши проекты. Пишем
письмо. Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ. Проект «Рифма». Буквосочетания ЖИ–
ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ. Как отличить звонкие согласные звуки от глухих? Правописание
слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед
согласным. Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Правописание
парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова. Повторение изучен-

7
ного материала. Р/р Изложение текста по вопросам. Правописание слов с разделительным мягким знаком. Р/р Обучающее сочинение «Зимние забавы».
Части речи (46 ч) Что такое части речи? Что такое имя существительное? Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Собственные и нарицательные
имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет. Заглавная
буква в написании кличек животных. Р/р Составление рассказа по личным наблюдениям и вопросам. Заглавная буква в географических названиях. Единственное и множественное число имён существительных. Р/р Подробное изложение повествовательного
текста по данным вопросам. Повторение изученного материала. Что такое глагол? Р/р
Составление рассказа по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели». Единственное и
множественное число глаголов. Правописание частицы НЕ с глаголами. Р/р Восстановление текста с нарушенным порядком предложений. Повторение изученного материала.
Что такое текст-повествование? Какова в нём роль глаголов? Что такое имя прилагательное? Связь имени прилагательного с именем существительным. Использование прилагательных для сравнения двух предметов. Единственное и множественное число имен
прилагательных. Что такое текст-описание? Какова в нём роль имён прилагательных?
Р/р Составление текста описания на основе личных наблюдений. Что такое местоимение? Р/р Редактирование текста с повторяющимися именами существительными. Что
такое текст-рассуждение? Р/р Работа с текстом-рассуждением. Для чего служат предлоги в речи? Как пишутся предлоги со словами? Р/р Работа с деформированными
предложениями. Проект «В словари – за частями речи!»
Повторение (7 ч) Повторение по теме «Текст». Р/р Составление рассказа по картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу». Повторение по теме «Предложение». Повторение по теме «Слово и его значение». Повторение по теме «Части речи». Повторение
по теме «Звуки и буквы». Повторение по теме «Правила правописания». Итоговый
урок за год.

8

Тематическое планирование
учебного материала по предмету «Русский язык»
2 класс
№
п/п

Тема

Кол-во
часов

1
2
3
4
5
6
7

Наша речь
Текст
Предложение
Слова, слова, слова…
Звуки и буквы
Части речи
Повторение

3
3
11
15
51
46
7

Итого:

136ч

Из них
Кол-во
к/р

2
1
3
4
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».