1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение ″Абрикосовская школа″ Кировского района Республики Крым РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей филологического направления ___________ Э.А.Сеит-Меметова Протокол заседания №1 от « 22 » 08 . 2022 г. СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР ____________________ Е.А. Майко «23» 08. 2022 г. УТВЕРЖДЕНО Директор школы ___________________ А.А. Демидова Приказ № 96 от « 30».08.2022 г. Рабочая программа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ (предмет) для _____6________ (класс) Составитель: Манина Т.Н., учитель русского языка и литературы квалификационной категории «специалист» 2022 г. 2 Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы. – М.: «Просвещение», 2011 и Рабочей программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская). – М.: «Просвещение», 2012. Учебник «Русский язык. 6 класс». В 2-х ч./ Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, А.В. Глазков, А.Г. Лисицин. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2014. Программа составлена для учащихся 6 класса и рассчитана на 136 часов годовых, 4 часа в неделю (34 учебных недели). ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются: 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются: I) владение всеми видами речевой деятельности: адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; владение разными видами чтения; способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, с помощью технических средств и информационных технологий; способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом; 2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); 3 3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются: - по орфоэпии: правильно произносить употребительные сложносокращенные слова; употребительные слова изученных частей речи; свободно пользоваться орфоэпическим словарем; - по лексике и фразеологии: употреблять слова (термины, профессиональные, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, с учетом условий и задач общения; избегать засорения речи иноязычными словами; толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов; пользоваться различными видами словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологизмов); - по морфемике и словообразованию: выделять морфемы на основе словообразовательного анализа (в словах сложной структуры); составлять словообразовательную цепочку слов, включающую 3—5 звеньев; различать морфологические способы образования изученных частей речи; - по морфологии: квалифицировать слово как часть речи; образовывать и употреблять формы изученных в б классе частей речи в соответствии с нормами литературного языка; определять грамматические признаки изученных частей речи (например, при решении орфографических задач); - по орфографии: характеризовать изученные орфограммы и объяснять написание слов; правильно писать слова, написание которых подчиняется правилам, изученным в 6 классе, а также слова с непроверяемыми орфограммами, написание которых отрабатывается в словарном порядке, свободно пользоваться орфографическим словарем; - по синтаксису: определять синтаксическую роль частей речи, изученных в 6 классе; правильно строить и произносить предложения с причастными и деепричастными оборотами, стилистически оправданно употреблять их в речи. Личностные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - Идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству. - Проявлять интерес к культуре и истории своего народа, страны. - Различать основные нравственно-эстетические понятия. - Выражать положительное отношение к процессу познания. Обучающийся получит возможность научиться: - Уважительно относиться к родному языку; - Оценивать свои и чужие поступки. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения. - Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. Обучающийся получит возможность научиться: - Учитывать и координировать отличные от собственных позиции людей. - Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы 4 Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; - понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях; - понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; - анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков; - осуществлять синтез как составление целого из его частей; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку). Обучающийся получит возможность научиться: - ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; - первоначальному умению смыслового восприятия текста; - проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - Удерживать цель деятельности до получения её результата. - Анализу достижения цели. Обучающийся получит возможность научиться: - Самостоятельно ставить новые учебные цели задачи. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Содержание курса полностью соответствует Программе основного общего образования по русскому языку. Выделяются три сквозные содержательные линии: - содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции; - содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической компетенции; - содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции. Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции Речь и речевое общение Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Осознание основных особенностей устной и письменной речи, анализ образцов устной и письменной речи. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Овладение нормами речевого поведения в ситуациях формального и неформального межличностного общения. Речевая деятельность Виды деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной информации текста, воспринимаемого зрительно и на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом и развернутом виде в соответствии с ситуацией общения. Овладение практическими умениями поискового, ознакомительного, изучающего чтения. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста. Создание устных и письменных высказываний 5 разной коммуникативной направленности с учетом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определенную тему. Текст Понятие текста, основные признаки текста. Тема, основная мысль текста. Микротема текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста. План текста как вид переработки текста. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры. Деление текста на смысловые части. Составление плана текста. Анализ языковых особенностей текста. Создание текстов различного типа. Соблюдение норм. Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической компетенций Введение. Повторение. Общие сведения о языке. (5 ч) Язык. Языкознание. Представление о языке как знаковой системе, о лингвистике как науке. Осознание роли языка в жизни человека, важности умения общаться. Морфемика и словообразование (10 ч) Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица слова. Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, корень, суффикс как словообразующие морфемы. Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь. Словообразование как раздел лингвистики. Морфемный словарь Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования. Применение знаний по морфемике в практике правописания. Использование морфемного словаря при решении разных ученых задач. Лексикология и фразеология (23ч) Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Переносное значение слова как основа тропов. Тематические группы слов. Толковые словари русского языка. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Словари русского языка. Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления. Общеупотребительные (нейтральные) слова. Стилевые пласты лексики. Разные виды лексических словарей русского языка и их роль в овладении словарным богатством родного языка. Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения экспрессивной окраски и стилевой принадлежности. Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Проведение лексического разбора слов. Морфология (84 ч) Морфология как раздел грамматики. 6 Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия. Служебные части речи. Общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические признаки предлогов и союзов. Распознание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормированное употребление форм слов различных частей речи. Применение морфологических знаний и умений в практике правописания. Синтаксис (9 ч) Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Словосочетание как синтаксическая единица. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Предложения осложненной структуры. Однородные члены предложения. Обращение. Сложное предложение. Способы передачи чужой речи. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений. Анализ разных синтаксических конструкций и правильное их употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Название темы Кол-во часов Развитие Контроль речи ные работы Введение и повторение 5 2 Морфемика. Словообразование. Орфография Лексикология Орфография. Культура речи. Морфология Части речи в русском языке. Орфография. Культура речи. Синтаксис и пунктуация 10 Повторение 5 Итого 136 Контр. изложе ния Контр. сочинен ия 1 23 4 84 10 9 Контрольн ые диктанты 1 1 1 1 2 1 7 Количество контрольных работ (диктантов, сочинений, изложений) распределяется следующим образом: диктант – 2; РР – 17ч; контрольная работа — 2 ч; изложение — 2 ч; сочинение — 2 ч.