РП русский язык 6 класс

1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
″Абрикосовская школа″ Кировского района Республики Крым

РАССМОТРЕНО
на заседании МО учителей
филологического направления
___________ Э.А.Сеит-Меметова
Протокол заседания №1
от « 22 » 08 . 2022 г.

СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УВР
____________________
Е.А. Майко
«23» 08. 2022 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
___________________
А.А. Демидова
Приказ № 96
от « 30».08.2022 г.

Рабочая программа
по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
(предмет)
для _____6________
(класс)

Составитель:
Манина Т.Н.,
учитель русского языка и литературы
квалификационной категории «специалист»

2022 г.

2
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной
программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы. – М.: «Просвещение», 2011
и Рабочей программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М.
Александрова, О.В. Загоровская). – М.: «Просвещение», 2012. Учебник «Русский язык. 6
класс». В 2-х ч./ Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, А.В. Глазков, А.Г. Лисицин. – 7-е
изд. – М.: Просвещение, 2014.
Программа составлена для учащихся 6 класса и рассчитана на 136 часов годовых, 4
часа в неделю (34 учебных недели).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы
по русскому языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей
русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных,
творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе
получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному
языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления
национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы
программы по русскому языку являются:
I) владение всеми видами речевой деятельности:
 адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
 владение разными видами чтения;
 способность извлекать информацию из различных источников, включая средства
массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
 овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность
к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате
чтения или аудирования, с помощью технических средств и информационных
технологий;
 способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной
и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты
и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
 способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной
форме;
 умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями,
докладом;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным
предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на
межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе
речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных
ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы
по русскому языку являются:
- по орфоэпии: правильно произносить употребительные сложносокращенные слова;
употребительные слова изученных частей речи; свободно пользоваться орфоэпическим
словарем;
- по лексике и фразеологии: употреблять слова (термины, профессиональные,
заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, с учетом условий и
задач общения; избегать засорения речи иноязычными словами; толковать лексическое
значение общеупотребительных слов и фразеологизмов; пользоваться различными видами
словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологизмов);
- по морфемике и словообразованию: выделять морфемы на основе
словообразовательного анализа (в словах сложной структуры); составлять
словообразовательную цепочку слов, включающую 3—5 звеньев; различать
морфологические способы образования изученных частей речи; - по морфологии:
квалифицировать слово как часть речи; образовывать и употреблять формы изученных в б
классе частей речи в соответствии с нормами литературного языка; определять
грамматические признаки изученных частей речи (например, при решении
орфографических задач);
- по орфографии: характеризовать изученные орфограммы и объяснять написание
слов; правильно писать слова, написание которых подчиняется правилам, изученным в 6
классе, а также слова с непроверяемыми орфограммами, написание которых
отрабатывается в словарном порядке, свободно пользоваться орфографическим словарем;
- по синтаксису: определять синтаксическую роль частей речи, изученных в 6 классе;
правильно строить и произносить предложения с причастными и деепричастными
оборотами, стилистически оправданно употреблять их в речи.
Личностные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- Идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству.
- Проявлять интерес к культуре и истории своего народа, страны.
- Различать основные нравственно-эстетические понятия.
- Выражать положительное отношение к процессу познания.
Обучающийся получит возможность научиться:
- Уважительно относиться к родному языку;
- Оценивать свои и чужие поступки.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте
информацию, необходимую для её решения.
- Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Обучающийся получит возможность научиться:
- Учитывать и координировать отличные от собственных позиции людей.
- Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы

4
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из его частей;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).
Обучающийся получит возможность научиться:
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- первоначальному умению смыслового восприятия текста;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- Удерживать цель деятельности до получения её результата.
- Анализу достижения цели.
Обучающийся получит возможность научиться:
- Самостоятельно ставить новые учебные цели задачи.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание курса полностью соответствует Программе основного общего образования по
русскому языку.
Выделяются три сквозные содержательные линии:
- содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
- содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической компетенции;
- содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции
Речь и речевое общение
Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая
и монологическая.
Осознание основных особенностей устной и письменной речи, анализ образцов устной и
письменной речи. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных
ситуациях общения. Овладение нормами речевого поведения в ситуациях формального и
неформального межличностного общения.
Речевая деятельность
Виды деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.
Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной
информации текста, воспринимаемого зрительно и на слух. Передача содержания
прочитанного или прослушанного текста в сжатом и развернутом виде в соответствии с
ситуацией общения. Овладение практическими умениями поискового, ознакомительного,
изучающего чтения. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания
прослушанного или прочитанного текста. Создание устных и письменных высказываний

5
разной коммуникативной направленности с учетом целей и ситуации общения. Отбор и
систематизация материала на определенную тему.
Текст
Понятие текста, основные признаки текста. Тема, основная мысль текста. Микротема
текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста. План текста
как вид переработки текста.
Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры. Деление текста на
смысловые части. Составление плана текста. Анализ языковых особенностей текста.
Создание текстов различного типа. Соблюдение норм.
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической
компетенций
Введение. Повторение. Общие сведения о языке. (5 ч)
Язык. Языкознание. Представление о языке как знаковой системе, о лингвистике как науке.
Осознание роли языка в жизни человека, важности умения общаться.
Морфемика и словообразование (10 ч)
Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица слова.
Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая
морфема. Приставка, корень, суффикс как словообразующие морфемы.
Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов.
Возможность исторических изменений в структуре слова.
Понятие об этимологии. Этимологический словарь.
Словообразование как раздел лингвистики.
Морфемный словарь
Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах
формо- и словообразования. Применение знаний по морфемике в практике правописания.
Использование морфемного словаря при решении разных ученых задач.
Лексикология и фразеология (23ч)
Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение
слова.
Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Переносное
значение слова как основа тропов.
Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Словари русского языка.
Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления. Общеупотребительные
(нейтральные) слова.
Стилевые пласты лексики. Разные виды лексических словарей русского языка и их роль в
овладении словарным богатством родного языка.
Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения экспрессивной
окраски и стилевой принадлежности.
Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения.
Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного
словоупотребления. Проведение лексического разбора слов.
Морфология (84 ч)
Морфология как раздел грамматики.

6
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском
языке.
Самостоятельные части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и
синтаксические признаки имени существительного, имени прилагательного, имени
числительного, местоимения, глагола, наречия.
Служебные части речи. Общее грамматическое значение, морфологические признаки и
синтаксические признаки предлогов и союзов.
Распознание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и
синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи.
Нормированное употребление форм слов различных частей речи.
Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.
Синтаксис (9 ч)
Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Словосочетание как синтаксическая единица.
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая
основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения.
Предложения осложненной структуры. Однородные члены предложения. Обращение.
Сложное предложение. Способы передачи чужой речи.
Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений. Анализ разных
синтаксических конструкций и правильное их употребление их в речи.
Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и
выразительности употребления синтаксических конструкций.
Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Название темы

Кол-во
часов

Развитие Контроль
речи
ные
работы

Введение и повторение

5

2

Морфемика.
Словообразование.
Орфография
Лексикология Орфография.
Культура речи.
Морфология Части речи в
русском языке. Орфография.
Культура речи.
Синтаксис и пунктуация

10

Повторение

5

Итого

136

Контр.
изложе
ния

Контр.
сочинен
ия

1

23

4

84

10

9

Контрольн
ые
диктанты

1
1

1

1

2

1

7
Количество контрольных работ (диктантов, сочинений, изложений) распределяется
следующим образом:
диктант – 2;
РР – 17ч;
контрольная работа — 2 ч;
изложение — 2 ч;
сочинение — 2 ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».