РП русский язык 8 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
″Абрикосовская школа″ Кировского района Республики Крым

РАССМОТРЕНО
на заседании МО учителей
филологического направления
___________ Э.А. Сеит-Меметова
Протокол заседания № 1
от «22».08. 2022 г.

СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УВР
____________________
Е.А. Майко
«23». 08. 2022 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
___________________
А.А. Демидова
Приказ № 96 -од
от «30».08.2022 г.

Рабочая программа
по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
для

8

класса

Составитель:
Сеит-Меметова Эльвира Аблякимовна
Учитель
первой квалификационной категории

2022 г.

2
Данная рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.12.2010 г. №1897, Примерной программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы. –
М.: «Просвещение», 2011 и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М.
Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.В. Глазков, А.Г. Лисицин). – М.:
«Просвещение», 2014. Учебник «Русский язык. 8 класс» / Л. М. Рыбченкова, О.М. Александрова,
О.В. Загоровская и др. — 9-е изд. - М.: «Просвещение», 2019.
Программа составлена для учащихся 8 класса и рассчитана на 102 часа, 3 часа в
неделю (34 учебных недели).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по
русскому языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей
русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих
способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного
образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному
языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной
культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке
на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование
универсальных учебных действий.
1) коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой
деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно
излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации
основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.);
2) познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему,
выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства,
подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать
необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную
информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной
цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных
средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и
др.);
3) регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать
цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее;
осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.).
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по
русскому (родному) языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального
языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка
межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни
человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в
целом;

3
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и
единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и
речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого
общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык
художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и
разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение);
текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского
языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими,
грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и
использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка,
уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный,
словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания
и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и
структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка,
особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической
синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую
сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение. (13ч)
Литературный русский язык. Нормы литературного языка, их изменчивость. Текст и его
структура. Функциональные разновидности современного русского языка. Синтаксис и
пунктуация.
Синтаксис. (8ч)
Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды синтаксической связи.
Средства синтаксической связи. Способы подчинительной связи. Словосочетание
Основные виды словосочетаний: подчинительные и сочинительные. Строение и грамматическое
значение словосочетаний. Цельные словосочетания.
Предложение. Понятие о предложении. Строение предложения. Интонация конца предложения.
Грамматическая основа предложения. Предложения простые и сложные. Предложения
утвердительные и отрицательные. Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений
по эмоциональной окраске.
Двусоставные предложения. (17ч)
Основные виды простого предложения. Порядок слов в предложении. Логическое ударение. Главные члены предложения. Подлежащее. Способы его выражения. Сказуемое. Основные
типы сказуемого: простое глагольное; составное глагольное; составное именное. Особенности
связи подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым.
Второстепенные члены предложения. Определение. Согласованное и несогласованное
определение. Приложение как вид определения. Дефис при приложении. Дополнение. Его
основные значения и способы выражения. Обстоятельство. Его основные значения и способы
выражения. Многозначные члены предложения. Распространенные члены предложения.

4
Синтаксические функции инфинитива. Выделение запятыми обстоятельств, выраженных
деепричастными и сравнительными оборотами, а также обстоятельств с предлогом несмотря на.
Односоставные предложения. (12ч)
Понятие об односоставных предложениях. Основные виды односоставных предложений
по строению и значению: определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные.
Особенности использования односоставных предложений в речи. Синонимика двусоставных и
односоставных предложений. Знаки препинания в конце назывных предложений.
Предложения с однородными членами. (12ч)
Понятие об однородных членах предложения. Средства связи однородных членов. Союзы
при однородных членах, их разряды по значению. Запятая между однородными членами.
Однородные и неоднородные определения. Обобщающие слова в предложениях с однородными
членами. Знаки препинания при обобщающих словах и предложениях с однородными членами.
Предложения с обособленными членами. (17ч)
Понятие об обособленных членах предложения, их роль в речи. Общие условия
обособления определений. Обособление определений, выраженных причастиями и
прилагательными с зависимыми от них словами. Знаки препинания при обособленных согласованных определениях. Обособленные приложения. Знаки препинания при обособленных приложениях. Обособленные обстоятельства. Способы их выражения и разновидности значения.
Выделение запятыми обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами,
а также существительными с предлогом несмотря на и др. Обособленные уточняющие члены
предложения. Знаки препинания при обособленных уточняющих членах предложения.
Предложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями. (10ч)
Вводные слова (словосочетания) как средство выражения говорящего к своему сообщению и как средство связи между предложениями в тексте. Интонация вводности.
Основные смысловые разряды вводных слов. Вводные предложения. Синонимия вводных
конструкций. Знаки препинания в предложении с вводными словами, словосочетаниями.
Выделение на письме вводных предложений.
Вставные конструкции как средство пояснения, уточнения, обогащения содержания высказывания. Их выделение интонацией в устной речи и знаками препинания на письме.
Обращение, средства его выражения, включая звательную интонацию. Роль обращения в речевом
общении. Этические нормы использования обращений. Особенности выражения обращений в
разговорной и художественной речи. Знаки препинания при обращении.
Способы передачи чужой речи. (10ч)
Прямая речь. Диалог. Косвенная речь. Цитаты. Знаки препинания при цитировании.
Повторение. (3ч)

5

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 класс. В соответствии с ФГОС ООО – 102 ч. (3 ч/нед)
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Темы
Количество часов
Введение.
13
Синтаксис.
8
Двусоставные предложения.
17
Односоставные предложения.
12
Предложения с однородными членами.
12
Предложения с обособленными членами.
17
Предложения с обращениями, вводными и вставными 10
конструкциями.
8. Способы передачи чужой речи.
10
9. Повторение.
3
Итого:
102
Количество контрольных работ (диктантов, сочинений, изложений) распределяется следующим
образом:
диктант – 2;
контрольная работа — 2;
изложение — 2;
сочинение — 3;
Рр – 17ч


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».