РП русский язык 11 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
″Абрикосовская школа″ Кировского района Республики Крым

РАССМОТРЕНО на
заседании МО учителей
филологического
направления
Э.А.Сеит-Меметова
Протокол заседания
№1
от «22 » 08. 2022 г.

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

заместитель директора по УВР

директор школы

____________________

___________________

Е.А.Майко

А.А.Демидова

« 23 » 08. 2022 г.

Приказ № 96
от «30» 08. 2022 г.

Рабочая программа
по русскому языку
для 11 класса

Составитель:
Манина Т.Н.
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории

2022 г.

Данная рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего
полного общего образования по русскому языку (базовый уровень) и Программы по
русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» / А.И. Власенков,
Л.М. Рыбченкова. - М.: Просвещение, - 2011.- 95 с. Учебник «Русский язык. 10-11
классы»: базовый уровень/ А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2014.
– 287с.
Программа составлена для учащихся 11 класса и рассчитана на 68 часов годовых, 2
часа в неделю (34 учебных недели).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения русского языка ученик должен
Знать/понимать
 Связь языка и истории, культуры русского и других народов;
 Смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык,
языковая норма, культура речи;
 Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
 Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и
пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы
речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официальноделовой сферах общения.
 Иметь представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о
языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, о его взаимосвязи
с другими языками;
 Иметь предусмотренные образовательным минимумом знания о фонетической,
лексической и грамматической системах русского языка, о тексте и стилях речи.
Уметь
 Владеть читательскими умениями, достаточными для продуктивной
самостоятельной работы с литературой разных стилей и жанров;
 Пользоваться языковыми средствами точной передачи мысли при построении
научно-учебного, научно-популярного высказывания, правильно употребляя
термины, обеспечивая простоту и ясность предложений, структурную чёткость
высказывания;
 Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные
высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения
поставленных коммуникативных задач;
 Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и
уместности их употребления;
 проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и
разновидностей языка;
 владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью в объёме,
достаточном для свободного пользования русским языком в учебных целях в
устной и письменной формах; производить фонетический, лексический,
словообразовательный, морфологический, синтаксический, речеведческий разбор,
анализ художественного текста.
 Составлять реферат по нескольким источникам, выступать с ним, отвечать на
вопросы по теме реферата;
 Участвовать в диспуте, дискуссии.
















аудирование и чтение
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительнореферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных
текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе
представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания
различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных
дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические,
грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы
современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в
том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать основные приемы информационной переработки устного и
письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности
народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной
деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях
человеческой деятельности;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и
речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе
наблюдения за собственной речью;
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к
речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению,
сотрудничеству;
самообразования и активного участия в производственной, культурной и
общественной жизни государства.

Важной особенностью предлагаемой программы является принципиальная новизна
подходов к реализации преподавания русского языка в 10-11 классах. На первый план
выдвигается компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание
данной рабочей программы, направленное на развитие и совершенствование
коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой
компетенций.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности
и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования
языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам,
психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация
знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и
функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными
нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического
строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых
явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения
национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной
специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой
межнационального общения.
В основу рабочей программы положены актуальные в настоящее время идеи
личностно- ориентированного и деятельностного подходов к обучению русскому языку.
Особенностью такого обучения является синтез языкового, речемыслительного и
духовного развития учащихся старшей школы, установление взаимосвязи между
процессами изучения и использования языка, смещение традиционного акцента на
запоминание теоретического материала к осмыслению функционального потенциала
языкового явления и овладению навыками уместного использования его в разных
ситуациях речевого общения.
В соответствии с вышеуказанными подходами содержание представленной программы
направлено на реализацию единства процесса усвоения основ лингвистики и процесса
формирования коммуникативных умений, что
предполагает не только усвоение
учащимися лингвистических знаний, но и освоение ими элементов современной теории
речевого общения с целью формирования у них умений уместного использования
языковых средств в разнообразных сферах общения.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Общие сведения о языке (1ч)
Литературный язык и язык художественной литературы.
Функциональные стили речи
Научный стиль речи (7ч)
Научный стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки научного
стиля
Разновидности научного стиля. Особенности научно - популярного подстиля речи.
Основные жанры научного стиля. Виды лингвистических словарей
Официально-деловой стиль речи (5 ч.)
Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Основные
признаки
официально-делового
стиля:
точность,
неличный
характер,
стандартизированность, стереотипность построения текстов и их предписывающий
характер. Лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля.
Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка,
объявление, деловое письмо, резюме, автобиография. Форма делового документа.
Публицистический стиль речи (10 ч.)
Назначение публицистического стиля. Лексические, морфологические,
синтаксические особенности публицистического стиля.
Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле.
Жанры публицистики. Очерк (путевой, портретный, проблемный), эссе.
Устное выступление. Доклад. Дискуссия. Ознакомление с правилами деловой
дискуссии, с требованиями к её участникам.
Использование учащимися средств публицистического стиля в собственной речи.
Язык художественной литературы (7 ч.)
Общая характеристика художественного стиля (языка художественной
литературы): образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств,
использование языковых средств других стилей, выражение в нём эстетической функции
национального языка.

Язык как первоэлемент художественной литературы, один из основных элементов
структуры художественного произведения. Языковая личность автора в произведении.
Подтекст.
Источники богатства и выразительности русской речи. Изобразительновыразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций.
Стилистические функции порядка слов.
Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова.
Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса.
Разговорная речь (6 ч.)
Разговорная речь, сферы её использования, назначение. Основные признаки
разговорной речи: неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, автоматизм,
обыденность содержания, преимущественно диалогическая форма. Фонетические,
интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной
речи.
Невербальные средства общения. Культура разговорной речи.
Особенности
речевого
этикета
в
официально-деловой,
научной
и
публицистической сферах общения.
Разделы русской орфографии и основные принципы написания слов (10ч)
Правописание корней разных частей речи. Правописание приставок разных частей речи.
Правописание суффиксов разных частей речи. Правописание окончаний разных частей
речи. Слитное, раздельное, дефисное написание слов Трудные случаи написания Н и НН в
разных частях речи. Трудные случаи написания НЕ и НИ с разными частями речи.
Синтаксис и пунктуация (13 ч.)
Обобщающее повторение синтаксиса. Грамматическая основа простого
предложения, виды его осложнения, типы сложных предложений, предложения с прямой
речью. Способы оформления чужой речи, цитирование.
Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов.
Интонационное богатство русской речи.
Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания.
Роль пунктуации в письменном общении. Факультативные и альтернативные знаки
препинания. Авторское употребление знаков препинания.
Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской
речи.
Синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений,
предложения с прямой речью.
Повторение (9 ч.)
Орфоэпические нормы. Фонетический анализ
слова. Лексические нормы.
Морфологические нормы. Словообразовательный анализ слов.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/
п

Перечень разделов и тем

Количест
во часов

1.

Общие сведения о языке

1

2.

Научный стиль речи

7

3.

Официально-деловой стиль
речи
Публицистический стиль речи

5

4.
5.
6.
7.

8.
9.

Контрол
ьный
диктант

7

Разделы русской орфографии и
основные принципы написания
слов
Синтаксис и пунктуация
Повторение
Итого

10

1
1
1
1

1

1

Количество контрольных работ (диктантов, сочинений, изложений) распределяется
следующим образом:
диктант – 2;
контрольная работа — 3 ч;
изложение — 2 ч;
сочинение — 3 ч.

РР – 6 ч

К. р.

1

6

13
9
68 ч

Контроль
ное
изложение
1

10

Язык художественной
литературы
Разговорная речь

Контроль
ное
сочинение

1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».