Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение ″Абрикосовская школа″ Кировского района Республики Крым РАССМОТРЕНО на заседании школьного МО учителей начальных классов Руководитель МО _______________ Т.А. Дяговец Протокол заседания №__ от «___». ___. 2022г. СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Заместитель директора по УВР Директор школы _____________________ Е.А. Майко _________________ А.А. Демидова «____»______2022 г. Приказ №______ от «___».____.2022 г. Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса 2022/2023 учебный год Составитель: Хоменко Полина Юрьевна Учитель квалификационной категории: специалист 2022 г. 2 Рабочая программа предмета «Литературное чтение» для 4 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы по литературному чтению для 1 – 4 классов (авторыЛ.Ф. Климанова, М.В.Бойкина). Учебник «Литературное чтение. 4 класс» в 2-х частях / Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина. – М.: издательство «Просвещение», 2014 г. Программа составлена для обучающихся 4 класса и рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю (34 учебных недели). ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты: понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений; собирать материал для про ведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях поэтов и писателей, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения; составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: Учащиеся научатся: читать в соответствии с целью чтения; осмыслять коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников, предлагать свой индивидуальный план работы или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы; принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана; выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы; если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение; оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания; определять границы собственного знания и незнания по заданной теме самостоятельно; фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме. Познавательные УУД: Учащиеся научатся: находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц; анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя(учебника),выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе; находить в литературных произведениях эпитеты и сравнения, олицетворения, использовать авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих творческих работах; сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение, находить в них сходства и различия; сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом, мультфильмом; 3 находить пословицы и поговорки, озаглавливать темы раздела, темы урока или давать название выставке книг; сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива; создавать высказывание по теме урока из 9-10 предложений; понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы для русской и мировой культуры; проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий; предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок; определять основную идею произведений разнообразных жанров. Коммуникативные УУД: Учащиеся научатся: высказывать свою точку зрения на прочитанное произведение; формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише; пользоваться элементарными приёмами убеждения, воздействия на эмоциональную сферу слушателей; самостоятельно формулировать вопросы по прочитанному произведению; демонстрировать образец правильного ведения диалога; предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации; определять цитаты из литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждения автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям; использовать найденный текстовой материал в своих устных и письменных рассуждениях; отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера по прочитанному произведению; определять совместно с сверстниками задачу групповой работы, распределять функции в группе при выполнении заданий; определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания; оценивать своё поведение по критериям .выработанным на основе нравственных норм , принятых в обществе; искать причины конфликта в себе , анализировать причины конфликта ,самостоятельно разрешать конфликтные ситуации; обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации; находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций; находить все источники информации, отбирать из них нужный материал; самостоятельно готовить презентацию из 9-10 слайдов; использовать в презентациях не только текст. но и изображения; озвучивать презентацию с опорой на слайды; Предметные результаты: Учащиеся научатся: понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов; читать вслух бегло, осознанно, без искажений; выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра; пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; 4 участвовать в дискуссиях на нравственные темы; формулировать вопросы проблемного характера к изучаемому тексту; делить текст на части, подбирать заголовки к ним, составлять самостоятельно план пересказа; находить в произведениях средства художественной выразительности; готовить проекты о книгах и библиотеке. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "Летописи, былины, жития" (6 ч) О былинах. "Ильины три поездочки". Летописи. Жития. "И повесил Олег щит свой на вратах Цареграда...","И вспомнил Олег коня своего...""Житие Сергия Радонежского". "Чудесный мир классики" (9 ч) П.П. Ершов "Конек-горбунок" (отрывок); А.С. Пушкин "Няне", "Туча", "Унылая пора!..", "Птичка Божия не знает. ..""Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"; М.Ю.Лермонтов "Дары Терека" (отрывок), "Ашик-Кериб"; А.П. Чехов "Мальчики". "Поэтическая тетрадь 1"(8 ч) Ф.И.Тютчев "Еще земли печален вид...""Как неожиданно и ярко..."; А.А. Фет "Весенний дождь", "Бабочка"; Е.А. Баратынский "Весна, весна! Как воздух чист...", "Где сладкий шепот..."; А.Н. Плещеев "Дети и птичка"; И.С. Никитин "В синем небе плывут над полями..."; Н. А Некрасов "Школьник", "В зимние сумерки нянины сказки..."; И.А. Бунин "Листопад". "Литературные сказки" (9 ч) В.Ф. Одоевский "Городок в табакерке"; П.П. Бажов "Серебряное копытце"; СТ. Аксаков "Аленький цветочек"; В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе". "Делу время - потехе час" (4 ч) Е.Д. Шварц "Сказка о потерянном времени"; В.Ю.Драгунский "Главные реки", "Что любит Мишка"; В.В. Голявкин "Никакой горчицы я не ел". "Страна детства" (3 ч) Б.С. Житков "Как я ловил человечков"; К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"; М.М. Зощенко "Елка". "Поэтическая тетрадь 2" (3 ч) В.Я. Брюсов "Опять сон", "Детская"; С.А. Есенин "Бабушкины сказки"; М.И. Цветаева "Бежит тропинка бугорка...""Наши царства". "Природа и мы" (6 ч) Д.Н. Мамин-Сибиряк "Приемыш"; А.И. Куприн "Барбос и Жулька"; М.М. Пришвин "Выскочка"; К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы"; Е.И. Чарушин "Кабан"; В.П. Астафьев "Стрижонок Скрип". "Поэтическая тетрадь 3" (4 ч) Б.Л. Пастернак "Золотая осень"; С.А. Клычков "Весна в лесу"; Д.Б. Кедрин "Бабье лето"; Н.М. Рубцов "Сентябрь"; С.А. Есенин "Лебедушка". "Родина" (3 ч) И.С. Никитин "Русь"; С.Д. Дрожжин "Родине"; А.В. Жигулин "О, Родина! В неярком блеске..."; Б.А. Слуцкий "Лошади в океане". «Страна "Фантазия"» (4 ч) Е.С. Велтистов "Приключения Электроника", К. Булычев "Путешествие Алисы". "Зарубежная литература" (9 ч) Дж. Свифт "Путешествие Гулливера"; Г.-Х. Андерсен "Русалочка"; М. Твен "Приключения Тома Сойера"; С. Лагерлеф "Святая ночь", "В Назарете". 5 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 класс в соответствии с ФГОС НОО-68ч.(2ч/нед.) № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Название раздела Кол-во часов Летописи, былины, жития Чудесный мир классики Поэтическая тетрадь Литературные сказки Делу время – потехе час Страна детства Поэтическая тетрадь Природа и мы Поэтическая тетрадь Родина Страна Фантазия Зарубежная литература Итого: 6 9 8 9 4 3 3 6 4 3 4 9 68 ч 6