РП по литературному чтению 1 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
″Абрикосовская школа″ Кировского района Республики Крым

РАССМОТРЕНО
на заседании МО учителей
начальных классов
___________ Т.А. Дяговец
Протокол заседания №1
от «22». 08. 2022 г.

СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УВР
____________________
Е.А. Майко
«23» 08. 2022 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
___________________
А.А. Демидова
Приказ № 96 -од
от «30».08.2022 г.

Рабочая программа
по литературному чтению
для 2 класса
2022/2023 учебный год

Составитель:
Дяговец Татьяна Андреевна
Учитель квалификационной
категории: специалист

2022 г.

2

Рабочая программа предмета «Литературное чтение» для 2 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы по литературному чтению для 1 – 4 классов (авторы Л.Ф. Климанова, М.В.Бойкина).
Учебник «Литературное чтение. 2 класс» в 2-х частях / Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий,
М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина. –М.: издательство «Просвещение», 2019 г.
Программа составлена для обучающихся 2 класса и рассчитана на 102 часа в год,
3 часа в неделю (34 учебных недели).





















Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты:
По окончании 2 класса у ученика будут сформированы:
умения, позволяющие на основе художественных произведений определять основные ценности
взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);
ценностные отношения к произведениям русских писателей-классиков, известных во
всем мире.
По окончании 2 класса ученик получит возможность сформировать:
понимание, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение
этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;
уважительное отношение к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях о Родине;умения составлять рассказы о них;
умения, позволяющие самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом
читать, создавать собственные высказывания и произведения о Родине.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД.
По окончании 2 класса ученик научится:
сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с содержанием материала урока в процессе его
изучения;
формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; понимать учебную задачу урока;
читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.);
коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы;
коллективно составлять план для пересказа литературного произведения;
контролировать выполнение действий в соответствии с планом;
оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем;
оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;
выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре;
фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач;
анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию;
осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в
случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.
По окончании 2 класса ученик получит возможность научиться:
формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с ней; читать в соответствии с
целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);

3




























составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать
совместно с группой (парой) план изучения темы урока;
выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с
группой (в паре) критерии оценивания результатов;
оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.); определять
границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока;
фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей
работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?»);
анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+»
и «−», «?»); фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре;
предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;
осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в
случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.
Познавательные УУД.
По окончании 2 класса ученик научится:
пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в
учебнике для передачи информации;
отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы;
понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов;
сравнивать лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и
литературную сказку;
сопоставлять литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального
произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла;
создавать небольшое высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из
5—6 предложений;
понимать смысл русских народных и литературных сказок, басен И. А. Крылова; проявлять
индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
соотносить пословицы и поговорки с содержанием литературного произведения;
определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника и рабочей
тетради;
понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого, фиксировать прочитанную
информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, осмыслении структуры текста и
пр.).
По окончании 2 класса ученик получит возможность научиться:
определять информацию на основе различных художественных объектов, например, литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы,
схемы и т. д.;
анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять
основную мысль произведения;
сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих
работах;
самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения;

4




























понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.); понимать значение
этих произведения для русской и мировой литературы;
проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших
стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок
и ценностей;
определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений,
выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;
создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7—8 предложений;
сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ; находить
сходства и различия;
соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника; самостоятельно подбирать к тексту произведения
репродукции картин художника или фрагменты музыкальных произведений.
Коммуникативные УУД
По окончании 2 класса ученик научится:
вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;
создавать связное высказывание из 5—6 простых предложений по предложенной теме;
оформлять 1—2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и
идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои;
не конфликтовать, использовать вежливые слова;
в случае спорной ситуации проявлять терпение, идти на компромиссы, предлагать варианты и
способы разрешения конфликтов;
употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога; находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описывающих конфликтную ситуацию;
оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения; принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой
группы (пары),
участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности;
определять совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания
(упражнения); оценивать достижения сверстников по выработанным критериям;
оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить
аналогии со своим поведением в различных ситуациях;
находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари,
справочники, энциклопедии для детей, через Интернет;
готовить небольшую презентацию (5—6 слайдов) с помощью взрослых (родителей, воспитателя
ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.
По окончании 2 класса ученик получит возможность научиться:
высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
понимать цель своего высказывания;
пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;

5































участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;
создавать 3—4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;
объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности;
отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;
опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий;
формулировать цель работы группы, принимать и сохранять её на протяжении всей работы в
группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;
определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания
(упражнения); оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям;
определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на
основе нравственных норм;
руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и
своего собственного поведения;
объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся
ситуации; приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений;
находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари,
справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты);
готовить небольшую презентацию (6—7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в
случае затруднений, использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины
художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.);
озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.
Предметные результаты:
Ученик научится:
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных;
самостоятельно озаглавливать текст;
делить текст на части, озаглавливать части;
выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
подробно и выборочно пересказывать текст;
составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
размышлять о характере и поступках героя;
относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка;
различать народную и литературную (авторскую) сказку;
находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;
относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, героипомощники, нейтральные персонажи);
соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
Ученик получит возможность научиться:
проводить «диалог с автором» в процессе чтения текста (этапы:самостоятельное формулирование вопросов по ходу чтения текста, прогнозирование возможных ответов, самоконтроль);
видеть и понимать, из каких, составляющих складывается образ героя (портрет, детали биографии, черты личности, речь героя, отношение автора к герою); какова роль пейзажа и описания,
интерьера в тексте;
практически отличать по ведущим признакам эпическое, лирическое и драматическое произведения;

6




относить прочитанное произведение к определенному виду и жанру: рассказ, повесть, повестьсказка, фантастическая повесть;
самостоятельно находить ключевые слова.
Содержание учебного предмета
1. Введение. (1 час)
Знакомство с учебником.
2. Самое великое чудо на свете (2 часа)
Знакомство с названием раздела. Книги, прочитанные летом. Библиотеки. Проект «О чём
может рассказать школьная библиотека». Старинные и современные книги.
3. Устное народное творчество (11 часов)
Значение понятия «Устное народное творчество». Русские народные песни. Потешки и прибаутки. Считалки и небылицы. Загадки. Пословицы и поговорки. Народные сказки. Ю. Мориц «Сказка по лесу идёт…». Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко». Русская народная сказка «У страха глаза велики». Русская народная сказка «Лиса и тетерев». Русская народная сказка «Лиса и журавль». Русская народная сказка «Каша из топора». Русская
народная сказка «Гуси-лебеди». «Сказки к нам приходят...» (викторина по сказкам). Обобщение
по разделу «Устное народное творчество».

4. Люблю природу русскую. Осень
(7 часов).
Осенние загадки. Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…». К. Бальмонт «Поспевает брусника…». А. Плещеев «Осень наступила…». А. Фет «Ласточки пропали…». Осенние листья.
Образ осени в произведениях А.Толстого, С.Есенина, В.Брюсова, И. Токмаковой. В. Берестов
«Хитрые грибы». М. Пришвин «Осеннее утро», И. Бунин «Сегодня так светло кругом…».
Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Осень».

5. Русские писатели
(10 часов)
А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…». Стихи А. С. Пушкина «Вот север, тучи…», «Зима..». А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». И. А. Крылов «Лебедь, Рак и Щука», И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей». Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек». Л.Н. Толстой «Филипок».
Л. Н. Толстой «Котёнок», «Правда всего дороже». Знакомство со стихотворениями И. Токмаковой, Ю.
Могутина. Обобщение по разделу «Русские писатели».

6. О братьях наших меньших (9 часов)
Н.Сладков «Они и мы». А.Шибаев «Кто кем становится?», Б. Заходер «Плачет киска в коридоре…», И. Пивоварова «Жила-была собака…». В. Берестов «Кошкин щенок», Домашние животные. Сказка «Как собака друга искала». М. Пришвин «Ребята и утята», Е. Чарушин «Страшный
рассказ», Б. Житков «Храбрый утёнок», В. Бианки «Музыкант», «Сова». Обобщение по разделу
«О братьях наших меньших».

7. Из детских журналов ( 7 часов)
Проект «Мой любимый детский журнал». Д. Хармс «Игра», «Вы знаете?». Д. Хармс, С. Маршак

«Весёлые чижи», Д. Хармс «Что это было?». Н. Гернет, Д. Хармс «Очень-очень вкусный
пирог». Ю. Владимиров «Чудаки». А. Введенский «Ученый Петя», «Лошадка». Обобщение по
разделу «Из детских журналов». Презентация проекта «Мой любимый детский журнал».

8. Люблю природу русскую. Зима

( 8 часов)

7

Зимние загадки. Стихи о первом снеге (И.Бунин, К.Бальмонт, Я.Аким). Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…». С. Есенин «Поёт зима – аукает…», «Берёза». Русская народная сказка «Два
Мороза». С. Михалков «Новогодняя быль». А. Барто «Дело было в январе…». Обобщение по
разделу «Люблю природу русскую. Зима». Игра «Поле чудес». Обобщение знаний.
9. Писатели – детям
(14 часов)
Знакомство с содержанием нового раздела. К. Чуковский «Путаница», «Радость», «Федорино
горе». С.Я. Маршак «Кот и лодыри», С. В. Михалков «Мой секрет», «Сила воли», «Мой щенок», А. Л. Барто «Верёвочка», «Мы не заметили жука», «В школу», «Вовка – добрая душа». Н.
Н. Носов «Затейники», «Живая шляпа», «На горке». Обобщение по разделу «Писатели детям».
10. Я и мои друзья (7 часов)
Знакомство с новым разделом. Стихи о дружбе поэтов В.Берестова, Э.Мошковской, В.Лунина.
Н. Булгаков «Анна, не грусти!». Ю. Ермолаев «Два пирожных». В. Осеева «Волшебное слово», «Хорошее», «Почему?». Обобщение по разделу «Я и мои друзья».
11. Люблю природу русскую. Весна
(7 часов)
Знакомство с содержанием нового раздела. Весенние загадки. Ф. Тютчев «Зима не даром злится», «Весенние воды». А. Плещеева «Весна», «Сельская песенка».А. Блок «На лугу». С.
Маршак «Снег теперь уже не тот…». И. Бунин «Матери», А. Плещеев «В бурю». Е. Благинина
«Посидим в тишине». Э. Мошковская «Я маму мою обидел…», С.Васильев «День Победы».
Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна». Проект «Экскурсия к памятнику
воинам-освободителям в с.Абрикосовка».
12. И в шутку и всерьёз (10 часов)
Знакомство с содержанием раздела. Б. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?».
Б. Заходер. Песенки Винни-Пуха. Э. Успенский «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой…»,
«Над нашей квартирой», «Память».В. Берестов «Знакомый»,«Путешественники», «Кисточка».
И. Токмакова «Плим», «В чудной стране». Г. Остер «Будем знакомы». В. Драгунский «Тайное становится явным». Обобщение по разделу «И в шутку и всерьёз».
13. Литература зарубежных стран
( 9 часов)
Знакомство с содержанием нового раздела. Подготовка к проекту «Мой любимый писательсказочник». Американская и английские народные песенки. Песенки «Сюзон и мотылёк»,
«Знают мамы, знают дети…». Ш. Перро «Кот в сапогах», «Красная Шапочка», Г.Х. Андерсен
«Принцесса на горошине», Э. Хогарт «Мафин и паук». Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран». Проект «Мой любимый писатель-сказочник».

8

Тематическое планирование учебного материала
по предмету «Литературное чтение»
2 класс
№
п/п

Название раздела

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Введение.
Самое великое чудо на свете
Устное народное творчество
Люблю природу русскую. Осень
Русские писатели
О братьях наших меньших
Из детских журналов
Люблю природу русскую. Зима
Писатели – детям
Я и мои друзья
Люблю природу русскую. Весна
И в шутку и всерьёз
Литература зарубежных стран
Итого:

Кол-во
час.
1
2
11
7
10
9
7
8
14
7
7
10
9
102 ч

Из них
Проекты
1

1

1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».