РП география 5 класс

1

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым

Администрация Кировского района

МБОУ "Абрикосовская школа"

РАССМОТРЕНО
на заседании МО учителей
естественно- математического
направления

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор

______________Майко Е.А.

______________Демидова А.А.

______________Жданова Е.В.

Протокол №1

Приказ №96

Протокол №1 от "18" 08.2022 г.

от "23" 08.2022 г.

от "30" 08.2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 4767405)
учебного предмета
«География»

для 5 класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год

Составитель: Грек Лина Олеговна
учитель географии

с. Абрикосовка 2022

2

Рабочая программа по географии на уровне основного общего образования составлена на основе
Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного
общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной
программе воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.202 г.).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по географии отражает основные требования Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования к личностным, метапредметным и
предметным результатам освоения образовательных программ и составлена с учётом Концепции
географического образования, принятой на Всероссийском съезде учителей географии и утверждённой
Решением Коллегии Министерства просвещения и науки Российской Федерации от 24.12.2018 года.
Рабочая программа даёт представление о целях обучения, воспитания и развития обучающихся
средствами учебного предмета «География»; определяет возможности предмета для реализации
требований к результатам освоения программ основного общего образования, требований к
результатам обучения географии, а также основных видов деятельности обучающихся.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
География в основной школе — предмет, формирующий у обучающихся систему комплексных
социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, об основных закономерностях
развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике основных
природных, экологических и социально-экономических процессов, о проб- лемах взаимодействия
природы и общества, географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Содержание курса географии в основной школе является базой для реализации краеведческого
подхода в обучении, изучения географических закономерностей, теорий, законов и гипотез в старшей
школе, базовым звеном в системе непрерывного географического образования, основой для
последующей уровневой дифференциации.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
Изучение географии в общем образовании направлено на достижение следующих целей:
1) воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой родине, взаимопонимания с
другими народами на основе формирования целостного географического образа России, ценностных
ориентаций личности;
2) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе
наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, проблем повседневной
жизни с использованием географических знаний, самостоятельного приобретения новых знаний;
3) воспитание экологической культуры, соответствующей современному уровню геоэкологического
мышления на основе освоения знаний о взаимосвязях в ПК, об основных географических особенностях
природы, населения и хозяйства России и мира, своей местности, о способах сохранения окружающей
среды и рационального использования природных ресурсов;
4) формирование способности поиска и применения раз- личных источников географической
информации, в том числе ресурсов Интернета, для описания, характеристики, объяснения и оценки
разнообразных географических явлений и процессов, жизненных ситуаций;
5) формирование

комплекса

практико-ориентированных

географических

знаний

и

умений,

3

необходимых для развития навыков их использования при решении проблем различной сложности в
повседневной жизни на основе краеведческого материала, осмысления сущности происходящих в
жизни процессов и явлений в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном
мире;
6) формирование географических знаний и умений, необходимых для продолжения образования по
направлениям подготовки (специальностям), требующим наличия серьёзной базы географических
знаний.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В системе общего образования «География» признана обязательным учебным предметом, который
входит в состав предметной области «Общественно-научные предметы».
Освоение содержания курса «География» в основной школе происходит с опорой на географические
знания и умения, сформированные ранее в курсе «Окружающий мир».
Учебным планом на изучение географии отводится один час в неделю в 5 классе, всего - 34 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Географическое изучение Земли
Введение. География — наука о планете Земля
Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления. Как география изучает
объекты, процессы и явления. Географические методы изучения объектов и явлений. Древо
географических наук.
Практическая работа
1. Организация фенологических наблюдений в природе: планирование, участие в групповой работе,
форма систематизации данных.
Тема 1. История географических открытий
Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим).
Путешествие Пифея. Плавания финикийцев вокруг Африки. Экспедиции Т. Хейердала как модель
путешествий в древности. Появление географических карт.
География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских
землепроходцев. Путешествия М. Поло и А. Никитина.
Эпоха Великих географических открытий. Три пути в Индию. Открытие Нового света — экспедиция
Х. Колумба. Первое кругосветное плавание — экспедиция Ф. Магеллана. Значение Великих
географических открытий. Карта мира после эпохи Великих географических открытий.
Географические открытия XVII—XIX вв. Поиски Южной Земли — открытие Австралии. Русские
путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Первая русская кругосветная экспедиция
(Русская экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена, М. П. Лазарева — открытие Антарктиды).
Географические исследования в ХХ в. Исследование полярных областей Земли. Изучение Мирового
океана. Географические открытия Новейшего времени.
Практические работы
1. Обозначение на контурной карте географических объектов, открытых в разные периоды.
2. Сравнение карт Эратосфена, Птолемея и современных карт по предложенным учителем вопросам.
Раздел 2. Изображения земной поверхности
Тема 1. Планы местности
Виды изображения земной поверхности. Планы местности. Условные знаки. Масштаб. Виды

4

масштаба. Способы определения расстояний на местности. Глазомерная, полярная и маршрутная
съёмка местности. Изображение на планах местности неровностей земной поверхности. Абсолютная и
относительная высоты. Профессия топограф. Ориентирование по плану местности: стороны горизонта.
Разнообразие планов (план города, туристические планы, военные, исторические и транспортные
планы, планы местности в мобильных приложениях) и области их применения.
Практические работы
1. Определение направлений и расстояний по плану местности.
2. Составление описания маршрута по плану местности.
Тема 2. Географические карты
Различия глобуса и географических карт. Способы перехода от сферической поверхности глобуса к
плоскости географической карты. Градусная сеть на глобусе и картах. Параллели и меридианы.
Экватор и нулевой меридиан. Географические координаты. Географическая широта и географическая
долгота, их определение на глобусе и картах. Определение расстояний по глобусу.
Искажения на карте. Линии градусной сети на картах. Определение расстояний с помощью
масштаба и градусной сети. Разнообразие географических карт и их классификации. Способы
изображения на мелкомасштабных географических картах. Изображение на физических картах высот и
глубин. Географический атлас. Использование карт в жизни и хозяйственной деятельности людей.
Сходство и различие плана местности и географической карты. Профессия картограф. Система
космической навигации. Геоинформационные системы.
Практические работы
1. Определение направлений и расстояний по карте полушарий.
2. Определение географических координат объектов и определение объектов по их географическим
координатам.
Раздел 3. Земля — планета Солнечной системы
Земля в Солнечной системе. Гипотезы возникновения Земли. Форма, размеры Земли, их
географические следствия.
Движения Земли. Земная ось и географические полюсы. Гео- графические следствия движения
Земли вокруг Солнца. Смена времён года на Земле. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего
и зимнего солнцестояния. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности
Земли. Пояса освещённости. Тропики и полярные круги. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена
дня и ночи на Земле.
Влияние Космоса на Землю и жизнь людей.
Практическая работа
1. Выявление закономерностей изменения продолжительности дня и высоты Солнца над горизонтом
в зависимости от географической широты и времени года на территории России.
Раздел 4. Оболочки Земли
Тема 1. Литосфера — каменная оболочка Земли
Литосфера — твёрдая оболочка Земли. Методы изучения земных глубин. Внутреннее строение
Земли: ядро, мантия, земная кора. Строение земной коры: материковая и океаническая кора. Вещества
земной коры: минералы и горные породы. Образование горных пород. Магматические, осадочные и
метаморфические горные породы.
Проявления внутренних и внешних процессов образования рельефа. Движение литосферных плит.
Образование вулканов и причины землетрясений. Шкалы измерения силы и интенсивности
землетрясений. Изучение вулканов и землетрясений. Профессии сейсмолог и вулканолог. Разрушение

5

и изменение горных пород и минералов под действием внешних и внутренних процессов. Виды
выветривания. Формирование рельефа земной поверхности как результат действия внутренних и
внешних сил.
Рельеф земной поверхности и методы его изучения. Планетарные формы рельефа — материки и
впадины океанов. Формы рельефа суши: горы и равнины. Различие гор по высоте, высочайшие горные
системы мира. Разнообразие равнин по высоте. Формы равнинного рельефа, крупнейшие по площади
равнины мира.
Человек и литосфера. Условия жизни человека в горах и на равнинах. Деятельность человека,
преобразующая земную поверхность, и связанные с ней экологические проблемы.
Рельеф дна Мирового океана. Части подводных окраин материков. Срединно-океанические хребты.
Острова, их типы по происхождению. Ложе Океана, его рельеф.
Практическая работа
1. Описание горной системы или равнины по физической карте.
Заключение
Практикум «Сезонные изменения в природе своей местности»
Сезонные изменения продолжительности светового дня и высоты Солнца над горизонтом,
температуры воздуха, поверхностных вод, растительного и животного мира.
Практическая работа
1. Анализ результатов фенологических наблюдений и наблюдений за погодой.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы основного общего образования по географии должны
отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций
и расширения опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений
воспитательной деятельности, в том числе в части:
Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в
поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию природы,
населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов России; ценностное отношение к
достижениям своей Родины — цивилизационному вкладу России; ценностное отношение к
историческому и природному наследию и объектам природного и культурного наследия человечества,
традициям разных народов, проживающих в родной стране; уважение к символам России, своего
края.
Гражданского воспитания: осознание российской гражданской идентичности (патриотизма,
уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувства
ответственности и долга перед Родиной); готовность к выполнению обязанностей гражданина и
реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в
жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны для
реализации целей устойчивого развития; представление о социальных нормах и правилах
межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к
разно-образной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи,
готовность к участию в гуманитарной деятельности («экологический патруль», волонтёрство).
Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях

6

нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и
поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий для
окружающей среды; развивать способности решать моральные проблемы на основе личностного
выбора с опорой на нравственные ценности и принятые в российском обществе правила и нормы
поведения с учётом осознания последствий для окружающей среды.
Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям своего и других народов,
понимание роли этнических культурных традиций; ценностного отношения к природе и культуре своей
страны, своей малой родины; природе и культуре других регионов и стран мира, объектам Всемирного
культурного наследия человечества.
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений географических наук об основных закономерностях развития природы и общества, о
взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение читательской культурой как
средством познания мира для применения различных источников географической информации при
решении познавательных и практико-ориентированных задач; овладение основными навыками
исследовательской деятельности в географических науках, установка на осмысление опыта,
наблюдений и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый
образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим
занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение правил безопасности в природе;
навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым
ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе
осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; сформированность навыка рефлексии,
признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; готовность и способность
осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически
целесообразного образа жизни; бережно относиться к природе и окружающей среде.
Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к
практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения
географических знаний; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; осознанный выбор и
построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и
общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания: ориентация на применение географических знаний для решения задач
в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды; осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как
гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение географии в основной школе способствует достижению метапредметных результатов, в

7

том числе:
Овладению универсальными познавательными действиями:
Базовые логические действия
— Выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов, процессов и
явлений;
— устанавливать существенный признак классификации географических объектов, процессов и
явлений, основания для их сравнения;
— выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и данных наблюдений с
учётом предложенной географической задачи;
— выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
— выявлять причинно-следственные связи при изучении географических объектов, процессов и
явлений; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях географических объектов,
процессов и явлений;
— самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно
выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия
— Использовать географические вопросы как исследовательский инструмент познания;
— формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
— формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение по географическим аспектам различных вопросов и
проблем;
— проводить по плану несложное географическое исследование, в том числе на краеведческом
материале, по установлению особенностей изучаемых географических объектов, причинноследственных связей и зависимостей между географическими объектами, процессами и
явлениями;
— оценивать достоверность информации, полученной в ходе географического исследования;
— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения или исследования, оценивать достоверность полученных результатов и выводов;
— прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических объектов, процессов и
явлений, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в изменяющихся условиях окружающей среды.
Работа с информацией
— применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или
данных из источников географической информации с учётом предложенной учебной задачи и
заданных критериев;

8

— выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию различных видов
и форм представления;
— находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, в
различных источниках географической информации;
— самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической информации;
— оценивать надёжность географической информации по критериям, предложенным учителем
или сформулированным самостоятельно;
— систематизировать географическую информацию в разных формах.
Овладению универсальными коммуникативными действиями:
Общение
— формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим аспектам различных
вопросов в устных и письменных текстах;
— в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
— сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других участников
диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
— публично представлять результаты выполненного исследования или проекта.
Совместная деятельность (сотрудничество)
— принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных географических
проектов, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы;
— планировать организацию совместной работы, при выполнении учебных географических
проектов определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников
взаимодействия), участвовать в групповых формах работы, выполнять свою часть работы,
достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с
другими членами команды;
— сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта с исходной задачей и
оценивать вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности.
Овладению

универсальными

учебными

регулятивными

действиями:

Самоорганизация
— самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач и выбирать способ их
решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать
предлагаемые варианты решений;
— составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать
предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемомобъекте.
Самоконтроль (рефлексия)
— владеть способами самоконтроля и рефлексии;

9

— объяснять причины достижения (не достижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретённому опыту;
— вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей;
— оценивать соответствие результата цели и условиям
Принятие себя и других
— осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
— признавать своё право на ошибку и такое же право другого.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
— Приводить примеры географических объектов, процессов и явлений, изучаемых различными
ветвями географической науки;
— приводить примеры методов исследования, применяемых в географии;
— выбирать источники географической информации (картографические, текстовые, видео и
фотоизображения, интернет-ресурсы), необходимые для изучения истории географических
открытий и важнейших географических исследований современности;
— интегрировать и интерпретировать информацию о путешествиях
исследованиях Земли, представленную в одном или нескольких источниках;

и

географических

— различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли;
— описывать и сравнивать маршруты их путешествий;
— находить в различных источниках информации (включая интернет-ресурсы) факты,
позволяющие оценить вклад российских путешественников и исследователей в развитие знаний о
Земле;
— различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли;
— описывать и сравнивать маршруты их путешествий;
— находить в различных источниках информации (включая интернет-ресурсы) факты,
позволяющие оценить вклад российских путешественников и исследователей в развитие знаний о
Земле;
— определять направления, расстояния по плану местности и по географическим картам,
географические координаты по географическим картам;
— использовать условные обозначения планов местности и географических карт для получения
информации, необходимой для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
— применять понятия «план местности», «географическая карта», «аэрофотоснимок»,
«ориентирование на местности», «стороны горизонта», «горизонтали», «масштаб», «условные
знаки» для решения учебных и практико-ориентированных задач;
— различать понятия «план местности» и «географическая карта», параллель» и «меридиан»;
— приводить примеры влияния Солнца на мир живой и неживой природы;
— объяснять причины смены дня и ночи и времён года;

10

— устанавливать эмпирические зависимости между продолжительностью дня и географической
широтой местности, между высотой Солнца над горизонтом и географической широтой
местности на основе анализа данных наблюдений; описывать внутреннее строение Земли;
— различать понятия «земная кора»; «ядро», «мантия»; «минерал» и «горная порода»;
— различать понятия «материковая» и «океаническая» земная кора;
— различать изученные минералы и горные породы, материковую и океаническую земную кору;
— показывать на карте и обозначать на контурной карте материки и океаны, крупные формы
рельефа Земли;
— различать горы и равнины;
— классифицировать формы рельефа суши по высоте и по внешнему облику;
— называть причины землетрясений и вулканических извержений;
— применять понятия «литосфера», «землетрясение», «вулкан», «литосферная плита»,
«эпицентр землетрясения» и «очаг землетрясения» для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
— применять понятия «эпицентр землетрясения» и «очаг землетрясения» для решения
познавательных задач;
— распознавать проявления в окружающем мире внутренних и внешних процессов
рельефообразования: вулканизма, землетрясений; физического, химического и биологического
видов выветривания;
— классифицировать острова по происхождению;
— приводить примеры опасных природных явлений в литосфере и средств их предупреждения;
— приводить примеры изменений в литосфере в результате деятельности человека на примере
своей местности, России и мира;
— приводить примеры актуальных проблем своей местности, решение которых невозможно без
участия представителей географических специальностей, изучающих литосферу;
— приводить примеры действия внешних процессов рельефообразования и наличия полезных
ископаемых в своей местности;
— представлять результаты фенологических наблюдений и наблюдений за погодой в различной
форме (табличной, графической, географического описания).

11
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов
всего

контрольные
работы

практические
работы

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды, формы
контроля

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Раздел 1. Географическое изучение Земли
1.1.

Введение. География наука о планете Земля

2

0

1

01.09.2022
08.09.2022

Приводить примеры географических объектов, процессов и явлений,
изучаемых различными ветвями географической науки; приводить примеры
методов исследований, применяемых в географии;

Устный опрос;
Практическая
работа;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/614/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/613/

1.2.

История
географических
открытий

6

0

1,5

15.09.2022
20.10.2022

Различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли,
описывать и сравнивать маршруты их путешествий;

Практическая
работа;
Тестирование;
Диктант;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/615/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/616/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/617/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/618/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/440/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/619/

Итого по разделу

8

Раздел 2. Изображения земной поверхности
2.1.

Планы местности

6

0

2

27.10.2022
08.12.2022

Применять понятия «план местности», «аэрофотоснимок», «ориентирование на
местности», «стороны горизонта», «горизонтали», «масштаб», «условные
знаки» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

Практическая
работа;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/620/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/626/

2.2.

Географические карты

5

1

1,5

15.12.2022
19.01.2023

объяснять различия результатов измерений расстояний между объектами по
картам при помощи масштаба и при помощи градусной сети;

Письменный
контроль;
Контрольная
работа;
Практическая
работа;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/622/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/621/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/624/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/623/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/627/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/628/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/442/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/443/

1

26.01.2023
16.02.2023

объяснять влияние формы Земли на различие в количестве солнечного тепла,
получаемого земной поверхностью на разных широтах;

Письменный
контроль;
Устный опрос;
Практическая
работа;
Тестирование;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/444/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/445/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/629/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/630/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/631/

Итого по разделу

11

Раздел 3. Земля - планета Солнечной системы
3.1.

Земля -планета
Солнечной системы

Итого по разделу

4

4

0

12
Раздел 4. Оболочки Земли

13
4.1.

Литосфера - каменная
оболочка Земли

Итого по разделу

9

1

1

02.03.2023
04.05.2023

Описывать внутренне строение Земли;
применять понятия «литосфера», «землетрясение», «вулкан», «литосферные
плиты» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
приводить примеры опасных природных явлений в литосфере и средств их
предупреждения;

Контрольная
работа;
Практическая
работа;
Тестирование;
Диктант;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/44/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/446/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/447/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/448/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/452/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/451/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/450/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/449/

0

1

11.05.2023

представлять результаты наблюдений в табличной, графической форме,
описания);

Практическая
работа;

https://www.prodlenka.org/metodicheskierazrabotki/479195-5-klass-prakticheskajarabota-10analiz-rezult

2

9

9

Раздел 5. Заключение
5.1.

Практикум «Сезонные
изменения в природе
своей местности»

1

Итого по разделу

1

Резервное время

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

14

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п

1.
2.

3.

4.
5.
6.

7.

8.

9.

География – наука о
планете Земля

Количество часов
всего контрольные практические
работы
работы

Виды, формы
контроля

1

0

0

01.09.2022 Устный опрос;

1

0

1

08.09.2022 Практическая
работа;

1

0

0

15.09.2022 Письменный
контроль;

Эпоха Великих
географических открытий
Географические открытия
XVII—XIX вв..

1

0

0

22.09.2022 Устный опрос;

1

0

0

29.09.2022 Тестирование;

Географические
исследования новейшего
времени (ХХ, XXI вв.)

1

0

0

1
Практическая работа 2.
Обозначение на контурной
карте географических
объектов, открытых в
разные периоды.
1
Практическая работа 3.
Сравнение карт Эратосфена
и Птолемея с современными
картами.
Тестирование по теме
"Великие географические
открытия"

0

0

06.10.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
13.10.2022 Зачет;

0

0,5

20.10.2022 Практическая
работа;

1

0

1

27.10.2022

Практическая работа
№1."Организация
фенологических
наблюдений в природе:
планирование, участие в
групповой работе, форма
систематизации данных".
Представления о мире в
древности. География в
эпоху средневековья

Виды изображения
земной поверхности.
Планы местности.
Условные знаки

Ориентирование по плану 1
местности
11. Масштаб
1

10.

Дата
изучения

0

0

10.11.2022

0

0

17.11.2022 Диктант;

15

12. Практическая работа 4. 1
Определение направлений
и расстояний по плану
местности

0

1

24.11.2022 Практическ
аяработа;

13. Изображение на планах
1
местности неровностей
земной поверхности.
Абсолютная и
относительная высоты.
Изображение на
физических картах высот и
глубин.
14. Практическая работа 5. 1
Составление описания
маршрута по плану
местности
1
Различия глобуса и
15. географических карт.

0

0

01.12.2022 Устный опрос;

0

1

08.12.2022 Практическая
работа;

0

1

15.12.2022 Практическ
аяработа;

0

0

22.12.2022

0

1

29.12.2022

Градусная сеть на глобусе
и картах.
Практическая работа 6.
Определение направлений
и расстояний по карте
полушарий
16. Географические
1
координаты:
географическая широта.
17. Географические
координаты:
географическая долгота
18.

1
0

1

12.01.2023 Практическая
работа;

1

1

0

19.01.2023 Проверочная
работа;

1

0

0

26.01.2023 Устный опрос;

1

0

0

02.02.2023

1
Практическая работа 7.
Определение
географических координат
объектов и определение
объектов по их
географическим
координатам

19. Проверочная работа по
разделу "Изображения
земной поверхности"
20. Земля в Солнечной
системе
21. Движения Земли

16

22. Неравномерное
1
распределение солнечного
света и тепла на
поверхности Земли
23. Практическая работа 8.
1
Выявление закономерностей
изменения
продолжительности дня и
высоты Солнца над
горизонтом в зависимости
от географической широты
и времени года на
территории России

0

0

09.02.2023

0

1

16.02.2023 Практическая
работа;

24. Литосфера — твёрдая
1
оболочка Земли.
25. Горные породы, минералы 1
и полезные ископаемые

0

0

02.03.2023 Диктант;

0

0

09.03.2023 Устный опрос;

1

0

0

27. Движения земной коры.
Вулканизм.

1

0

0

16.03.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
30.03.2023 Тестирование;

28. Формы рельефа суши:
равнины

1

0

0

06.04.2023 Тестирование;

Формы рельефа суши:
29. горы

1

0

1

13.04.2023 Тестирование;

Практическая работа 9.
30. Описание горной
системы или равнины по
физической карте.
31. Внешние силы Земли.
Человек и литосфера
32. Проверочная работа по
теме« Литосфера»

1

1

20.04.2023 Практическая
работа

26. Движения земной коры.
Землетрясения.

1

0

0

27.04.2023

1

1

0

04.05.2023 Тестирование;

Практическая работа 10.
33. Анализ результатов
фенологических
наблюдений и наблюдений
за погодой

1

0

1

11.05.2023 Практическая
работа;

34. Повторение (резервное
время)

1

0

0

18.05.2023 ВПР;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

2

10

17

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и другие. География, 5 класс/ Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
УМК «Полярная звезда»:
География. Сборник примерных рабочих программ. Предметные линии «Полярная звезда». 5—11
классы. В. П. Максаковского. 10— 11 классы. Базовый уровень : учебное пособие для
общеобразовательных организаций / [А. И. Алексеев и др.]. — 2-е изд., перераб. — М. : Просвещение,
2020. — 189 с
География. 5—6 классы. Учебник для общеобразовательных организаций/[А. И. Алексеев и др.].-9-е
изд.-М: Просвещение. 2020-191с
География. Мой тренажёр. 5—6 классы : учебное пособие для общеобразовательных организаций
/В.В.Николина.-10-е изд.-М.:Просвещение.2020.-96с (экземпляр учителя)
География. Проверочные работы.5-6 классы: учебное пособие для общеобразовательных
организаций/М.В.Бондарева. И.М.Шидловский, -М.:Просвещение,2020-48с (экземпляр учителя)
География. Практические работы.5-6 классы: учебное пособие для общеобразовательных
организаций/С.П.Дубинина.-М.:Просвещение.2020.-32с (экземпляр учителя)
В. В. Николина. География. Поурочные разработки. 5—6 классы: учебное пособие для
общеобразовательных организаций/В.В.Николина.-4-е изд.-М.:Просвещение.2020-176с
Атлас. 5—6 классы
Контурные карты. 5 класс
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://resh.edu.ru/subject/4/

18

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Географические карты
Глобус Земли физический демонстрационный
Компьютер
Цифровой проектор
Экран настенный
Энциклопедии
Иллюстрации по географии
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Географические карты, атласы, приложения к уроку.

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».