1 МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым Администрация Кировского района МБОУ "Абрикосовская школа" РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей естественно- математического направления СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР УТВЕРЖДЕНО Директор ______________Майко Е.А. ______________Демидова А.А. ______________Жданова Е.В. Протокол №1 Приказ №96 Протокол №1 от "18" 08.2022 г. от "23" 08.2022 г. от "30" 08.2022 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 4767405) учебного предмета «География» для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год Составитель: Грек Лина Олеговна учитель географии с. Абрикосовка 2022 2 Рабочая программа по географии на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.202 г.). ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа по географии отражает основные требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения образовательных программ и составлена с учётом Концепции географического образования, принятой на Всероссийском съезде учителей географии и утверждённой Решением Коллегии Министерства просвещения и науки Российской Федерации от 24.12.2018 года. Рабочая программа даёт представление о целях обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «География»; определяет возможности предмета для реализации требований к результатам освоения программ основного общего образования, требований к результатам обучения географии, а также основных видов деятельности обучающихся. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» География в основной школе — предмет, формирующий у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике основных природных, экологических и социально-экономических процессов, о проб- лемах взаимодействия природы и общества, географических подходах к устойчивому развитию территорий. Содержание курса географии в основной школе является базой для реализации краеведческого подхода в обучении, изучения географических закономерностей, теорий, законов и гипотез в старшей школе, базовым звеном в системе непрерывного географического образования, основой для последующей уровневой дифференциации. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» Изучение географии в общем образовании направлено на достижение следующих целей: 1) воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой родине, взаимопонимания с другими народами на основе формирования целостного географического образа России, ценностных ориентаций личности; 2) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, проблем повседневной жизни с использованием географических знаний, самостоятельного приобретения новых знаний; 3) воспитание экологической культуры, соответствующей современному уровню геоэкологического мышления на основе освоения знаний о взаимосвязях в ПК, об основных географических особенностях природы, населения и хозяйства России и мира, своей местности, о способах сохранения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов; 4) формирование способности поиска и применения раз- личных источников географической информации, в том числе ресурсов Интернета, для описания, характеристики, объяснения и оценки разнообразных географических явлений и процессов, жизненных ситуаций; 5) формирование комплекса практико-ориентированных географических знаний и умений, 3 необходимых для развития навыков их использования при решении проблем различной сложности в повседневной жизни на основе краеведческого материала, осмысления сущности происходящих в жизни процессов и явлений в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире; 6) формирование географических знаний и умений, необходимых для продолжения образования по направлениям подготовки (специальностям), требующим наличия серьёзной базы географических знаний. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В системе общего образования «География» признана обязательным учебным предметом, который входит в состав предметной области «Общественно-научные предметы». Освоение содержания курса «География» в основной школе происходит с опорой на географические знания и умения, сформированные ранее в курсе «Окружающий мир». Учебным планом на изучение географии отводится один час в неделю в 5 классе, всего - 34 часа. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Раздел 1. Географическое изучение Земли Введение. География — наука о планете Земля Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления. Как география изучает объекты, процессы и явления. Географические методы изучения объектов и явлений. Древо географических наук. Практическая работа 1. Организация фенологических наблюдений в природе: планирование, участие в групповой работе, форма систематизации данных. Тема 1. История географических открытий Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Путешествие Пифея. Плавания финикийцев вокруг Африки. Экспедиции Т. Хейердала как модель путешествий в древности. Появление географических карт. География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия М. Поло и А. Никитина. Эпоха Великих географических открытий. Три пути в Индию. Открытие Нового света — экспедиция Х. Колумба. Первое кругосветное плавание — экспедиция Ф. Магеллана. Значение Великих географических открытий. Карта мира после эпохи Великих географических открытий. Географические открытия XVII—XIX вв. Поиски Южной Земли — открытие Австралии. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Первая русская кругосветная экспедиция (Русская экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена, М. П. Лазарева — открытие Антарктиды). Географические исследования в ХХ в. Исследование полярных областей Земли. Изучение Мирового океана. Географические открытия Новейшего времени. Практические работы 1. Обозначение на контурной карте географических объектов, открытых в разные периоды. 2. Сравнение карт Эратосфена, Птолемея и современных карт по предложенным учителем вопросам. Раздел 2. Изображения земной поверхности Тема 1. Планы местности Виды изображения земной поверхности. Планы местности. Условные знаки. Масштаб. Виды 4 масштаба. Способы определения расстояний на местности. Глазомерная, полярная и маршрутная съёмка местности. Изображение на планах местности неровностей земной поверхности. Абсолютная и относительная высоты. Профессия топограф. Ориентирование по плану местности: стороны горизонта. Разнообразие планов (план города, туристические планы, военные, исторические и транспортные планы, планы местности в мобильных приложениях) и области их применения. Практические работы 1. Определение направлений и расстояний по плану местности. 2. Составление описания маршрута по плану местности. Тема 2. Географические карты Различия глобуса и географических карт. Способы перехода от сферической поверхности глобуса к плоскости географической карты. Градусная сеть на глобусе и картах. Параллели и меридианы. Экватор и нулевой меридиан. Географические координаты. Географическая широта и географическая долгота, их определение на глобусе и картах. Определение расстояний по глобусу. Искажения на карте. Линии градусной сети на картах. Определение расстояний с помощью масштаба и градусной сети. Разнообразие географических карт и их классификации. Способы изображения на мелкомасштабных географических картах. Изображение на физических картах высот и глубин. Географический атлас. Использование карт в жизни и хозяйственной деятельности людей. Сходство и различие плана местности и географической карты. Профессия картограф. Система космической навигации. Геоинформационные системы. Практические работы 1. Определение направлений и расстояний по карте полушарий. 2. Определение географических координат объектов и определение объектов по их географическим координатам. Раздел 3. Земля — планета Солнечной системы Земля в Солнечной системе. Гипотезы возникновения Земли. Форма, размеры Земли, их географические следствия. Движения Земли. Земная ось и географические полюсы. Гео- графические следствия движения Земли вокруг Солнца. Смена времён года на Земле. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Тропики и полярные круги. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи на Земле. Влияние Космоса на Землю и жизнь людей. Практическая работа 1. Выявление закономерностей изменения продолжительности дня и высоты Солнца над горизонтом в зависимости от географической широты и времени года на территории России. Раздел 4. Оболочки Земли Тема 1. Литосфера — каменная оболочка Земли Литосфера — твёрдая оболочка Земли. Методы изучения земных глубин. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Строение земной коры: материковая и океаническая кора. Вещества земной коры: минералы и горные породы. Образование горных пород. Магматические, осадочные и метаморфические горные породы. Проявления внутренних и внешних процессов образования рельефа. Движение литосферных плит. Образование вулканов и причины землетрясений. Шкалы измерения силы и интенсивности землетрясений. Изучение вулканов и землетрясений. Профессии сейсмолог и вулканолог. Разрушение 5 и изменение горных пород и минералов под действием внешних и внутренних процессов. Виды выветривания. Формирование рельефа земной поверхности как результат действия внутренних и внешних сил. Рельеф земной поверхности и методы его изучения. Планетарные формы рельефа — материки и впадины океанов. Формы рельефа суши: горы и равнины. Различие гор по высоте, высочайшие горные системы мира. Разнообразие равнин по высоте. Формы равнинного рельефа, крупнейшие по площади равнины мира. Человек и литосфера. Условия жизни человека в горах и на равнинах. Деятельность человека, преобразующая земную поверхность, и связанные с ней экологические проблемы. Рельеф дна Мирового океана. Части подводных окраин материков. Срединно-океанические хребты. Острова, их типы по происхождению. Ложе Океана, его рельеф. Практическая работа 1. Описание горной системы или равнины по физической карте. Заключение Практикум «Сезонные изменения в природе своей местности» Сезонные изменения продолжительности светового дня и высоты Солнца над горизонтом, температуры воздуха, поверхностных вод, растительного и животного мира. Практическая работа 1. Анализ результатов фенологических наблюдений и наблюдений за погодой. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения программы основного общего образования по географии должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширения опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию природы, населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — цивилизационному вкладу России; ценностное отношение к историческому и природному наследию и объектам природного и культурного наследия человечества, традициям разных народов, проживающих в родной стране; уважение к символам России, своего края. Гражданского воспитания: осознание российской гражданской идентичности (патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной); готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны для реализации целей устойчивого развития; представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разно-образной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к участию в гуманитарной деятельности («экологический патруль», волонтёрство). Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях 6 нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий для окружающей среды; развивать способности решать моральные проблемы на основе личностного выбора с опорой на нравственные ценности и принятые в российском обществе правила и нормы поведения с учётом осознания последствий для окружающей среды. Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям своего и других народов, понимание роли этнических культурных традиций; ценностного отношения к природе и культуре своей страны, своей малой родины; природе и культуре других регионов и стран мира, объектам Всемирного культурного наследия человечества. Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений географических наук об основных закономерностях развития природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение читательской культурой как средством познания мира для применения различных источников географической информации при решении познавательных и практико-ориентированных задач; овладение основными навыками исследовательской деятельности в географических науках, установка на осмысление опыта, наблюдений и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение правил безопасности в природе; навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; готовность и способность осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни; бережно относиться к природе и окружающей среде. Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения географических знаний; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей. Экологического воспитания: ориентация на применение географических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение географии в основной школе способствует достижению метапредметных результатов, в 7 том числе: Овладению универсальными познавательными действиями: Базовые логические действия — Выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов, процессов и явлений; — устанавливать существенный признак классификации географических объектов, процессов и явлений, основания для их сравнения; — выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и данных наблюдений с учётом предложенной географической задачи; — выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; — выявлять причинно-следственные связи при изучении географических объектов, процессов и явлений; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях географических объектов, процессов и явлений; — самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия — Использовать географические вопросы как исследовательский инструмент познания; — формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; — формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение по географическим аспектам различных вопросов и проблем; — проводить по плану несложное географическое исследование, в том числе на краеведческом материале, по установлению особенностей изучаемых географических объектов, причинноследственных связей и зависимостей между географическими объектами, процессами и явлениями; — оценивать достоверность информации, полученной в ходе географического исследования; — самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения или исследования, оценивать достоверность полученных результатов и выводов; — прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических объектов, процессов и явлений, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в изменяющихся условиях окружающей среды. Работа с информацией — применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников географической информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; 8 — выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию различных видов и форм представления; — находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, в различных источниках географической информации; — самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической информации; — оценивать надёжность географической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; — систематизировать географическую информацию в разных формах. Овладению универсальными коммуникативными действиями: Общение — формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим аспектам различных вопросов в устных и письменных текстах; — в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; — сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; — публично представлять результаты выполненного исследования или проекта. Совместная деятельность (сотрудничество) — принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных географических проектов, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; — планировать организацию совместной работы, при выполнении учебных географических проектов определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), участвовать в групповых формах работы, выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; — сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта с исходной задачей и оценивать вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности. Овладению универсальными учебными регулятивными действиями: Самоорганизация — самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач и выбирать способ их решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; — составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемомобъекте. Самоконтроль (рефлексия) — владеть способами самоконтроля и рефлексии; 9 — объяснять причины достижения (не достижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту; — вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; — оценивать соответствие результата цели и условиям Принятие себя и других — осознанно относиться к другому человеку, его мнению; — признавать своё право на ошибку и такое же право другого. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ — Приводить примеры географических объектов, процессов и явлений, изучаемых различными ветвями географической науки; — приводить примеры методов исследования, применяемых в географии; — выбирать источники географической информации (картографические, текстовые, видео и фотоизображения, интернет-ресурсы), необходимые для изучения истории географических открытий и важнейших географических исследований современности; — интегрировать и интерпретировать информацию о путешествиях исследованиях Земли, представленную в одном или нескольких источниках; и географических — различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли; — описывать и сравнивать маршруты их путешествий; — находить в различных источниках информации (включая интернет-ресурсы) факты, позволяющие оценить вклад российских путешественников и исследователей в развитие знаний о Земле; — различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли; — описывать и сравнивать маршруты их путешествий; — находить в различных источниках информации (включая интернет-ресурсы) факты, позволяющие оценить вклад российских путешественников и исследователей в развитие знаний о Земле; — определять направления, расстояния по плану местности и по географическим картам, географические координаты по географическим картам; — использовать условные обозначения планов местности и географических карт для получения информации, необходимой для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; — применять понятия «план местности», «географическая карта», «аэрофотоснимок», «ориентирование на местности», «стороны горизонта», «горизонтали», «масштаб», «условные знаки» для решения учебных и практико-ориентированных задач; — различать понятия «план местности» и «географическая карта», параллель» и «меридиан»; — приводить примеры влияния Солнца на мир живой и неживой природы; — объяснять причины смены дня и ночи и времён года; 10 — устанавливать эмпирические зависимости между продолжительностью дня и географической широтой местности, между высотой Солнца над горизонтом и географической широтой местности на основе анализа данных наблюдений; описывать внутреннее строение Земли; — различать понятия «земная кора»; «ядро», «мантия»; «минерал» и «горная порода»; — различать понятия «материковая» и «океаническая» земная кора; — различать изученные минералы и горные породы, материковую и океаническую земную кору; — показывать на карте и обозначать на контурной карте материки и океаны, крупные формы рельефа Земли; — различать горы и равнины; — классифицировать формы рельефа суши по высоте и по внешнему облику; — называть причины землетрясений и вулканических извержений; — применять понятия «литосфера», «землетрясение», «вулкан», «литосферная плита», «эпицентр землетрясения» и «очаг землетрясения» для решения учебных и (или) практикоориентированных задач; — применять понятия «эпицентр землетрясения» и «очаг землетрясения» для решения познавательных задач; — распознавать проявления в окружающем мире внутренних и внешних процессов рельефообразования: вулканизма, землетрясений; физического, химического и биологического видов выветривания; — классифицировать острова по происхождению; — приводить примеры опасных природных явлений в литосфере и средств их предупреждения; — приводить примеры изменений в литосфере в результате деятельности человека на примере своей местности, России и мира; — приводить примеры актуальных проблем своей местности, решение которых невозможно без участия представителей географических специальностей, изучающих литосферу; — приводить примеры действия внешних процессов рельефообразования и наличия полезных ископаемых в своей местности; — представлять результаты фенологических наблюдений и наблюдений за погодой в различной форме (табличной, графической, географического описания). 11 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов всего контрольные работы практические работы Дата изучения Виды деятельности Виды, формы контроля Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Географическое изучение Земли 1.1. Введение. География наука о планете Земля 2 0 1 01.09.2022 08.09.2022 Приводить примеры географических объектов, процессов и явлений, изучаемых различными ветвями географической науки; приводить примеры методов исследований, применяемых в географии; Устный опрос; Практическая работа; https://resh.edu.ru/subject/lesson/614/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/613/ 1.2. История географических открытий 6 0 1,5 15.09.2022 20.10.2022 Различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли, описывать и сравнивать маршруты их путешествий; Практическая работа; Тестирование; Диктант; https://resh.edu.ru/subject/lesson/615/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/616/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/617/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/618/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/440/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/619/ Итого по разделу 8 Раздел 2. Изображения земной поверхности 2.1. Планы местности 6 0 2 27.10.2022 08.12.2022 Применять понятия «план местности», «аэрофотоснимок», «ориентирование на местности», «стороны горизонта», «горизонтали», «масштаб», «условные знаки» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; Практическая работа; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; https://resh.edu.ru/subject/lesson/620/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/626/ 2.2. Географические карты 5 1 1,5 15.12.2022 19.01.2023 объяснять различия результатов измерений расстояний между объектами по картам при помощи масштаба и при помощи градусной сети; Письменный контроль; Контрольная работа; Практическая работа; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; https://resh.edu.ru/subject/lesson/622/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/621/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/624/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/623/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/627/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/628/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/442/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/443/ 1 26.01.2023 16.02.2023 объяснять влияние формы Земли на различие в количестве солнечного тепла, получаемого земной поверхностью на разных широтах; Письменный контроль; Устный опрос; Практическая работа; Тестирование; https://resh.edu.ru/subject/lesson/444/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/445/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/629/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/630/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/631/ Итого по разделу 11 Раздел 3. Земля - планета Солнечной системы 3.1. Земля -планета Солнечной системы Итого по разделу 4 4 0 12 Раздел 4. Оболочки Земли 13 4.1. Литосфера - каменная оболочка Земли Итого по разделу 9 1 1 02.03.2023 04.05.2023 Описывать внутренне строение Земли; применять понятия «литосфера», «землетрясение», «вулкан», «литосферные плиты» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; приводить примеры опасных природных явлений в литосфере и средств их предупреждения; Контрольная работа; Практическая работа; Тестирование; Диктант; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; https://resh.edu.ru/subject/lesson/44/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/446/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/447/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/448/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/452/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/451/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/450/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/449/ 0 1 11.05.2023 представлять результаты наблюдений в табличной, графической форме, описания); Практическая работа; https://www.prodlenka.org/metodicheskierazrabotki/479195-5-klass-prakticheskajarabota-10analiz-rezult 2 9 9 Раздел 5. Заключение 5.1. Практикум «Сезонные изменения в природе своей местности» 1 Итого по разделу 1 Резервное время 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 14 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема урока п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. География – наука о планете Земля Количество часов всего контрольные практические работы работы Виды, формы контроля 1 0 0 01.09.2022 Устный опрос; 1 0 1 08.09.2022 Практическая работа; 1 0 0 15.09.2022 Письменный контроль; Эпоха Великих географических открытий Географические открытия XVII—XIX вв.. 1 0 0 22.09.2022 Устный опрос; 1 0 0 29.09.2022 Тестирование; Географические исследования новейшего времени (ХХ, XXI вв.) 1 0 0 1 Практическая работа 2. Обозначение на контурной карте географических объектов, открытых в разные периоды. 1 Практическая работа 3. Сравнение карт Эратосфена и Птолемея с современными картами. Тестирование по теме "Великие географические открытия" 0 0 06.10.2022 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 13.10.2022 Зачет; 0 0,5 20.10.2022 Практическая работа; 1 0 1 27.10.2022 Практическая работа №1."Организация фенологических наблюдений в природе: планирование, участие в групповой работе, форма систематизации данных". Представления о мире в древности. География в эпоху средневековья Виды изображения земной поверхности. Планы местности. Условные знаки Ориентирование по плану 1 местности 11. Масштаб 1 10. Дата изучения 0 0 10.11.2022 0 0 17.11.2022 Диктант; 15 12. Практическая работа 4. 1 Определение направлений и расстояний по плану местности 0 1 24.11.2022 Практическ аяработа; 13. Изображение на планах 1 местности неровностей земной поверхности. Абсолютная и относительная высоты. Изображение на физических картах высот и глубин. 14. Практическая работа 5. 1 Составление описания маршрута по плану местности 1 Различия глобуса и 15. географических карт. 0 0 01.12.2022 Устный опрос; 0 1 08.12.2022 Практическая работа; 0 1 15.12.2022 Практическ аяработа; 0 0 22.12.2022 0 1 29.12.2022 Градусная сеть на глобусе и картах. Практическая работа 6. Определение направлений и расстояний по карте полушарий 16. Географические 1 координаты: географическая широта. 17. Географические координаты: географическая долгота 18. 1 0 1 12.01.2023 Практическая работа; 1 1 0 19.01.2023 Проверочная работа; 1 0 0 26.01.2023 Устный опрос; 1 0 0 02.02.2023 1 Практическая работа 7. Определение географических координат объектов и определение объектов по их географическим координатам 19. Проверочная работа по разделу "Изображения земной поверхности" 20. Земля в Солнечной системе 21. Движения Земли 16 22. Неравномерное 1 распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли 23. Практическая работа 8. 1 Выявление закономерностей изменения продолжительности дня и высоты Солнца над горизонтом в зависимости от географической широты и времени года на территории России 0 0 09.02.2023 0 1 16.02.2023 Практическая работа; 24. Литосфера — твёрдая 1 оболочка Земли. 25. Горные породы, минералы 1 и полезные ископаемые 0 0 02.03.2023 Диктант; 0 0 09.03.2023 Устный опрос; 1 0 0 27. Движения земной коры. Вулканизм. 1 0 0 16.03.2023 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 30.03.2023 Тестирование; 28. Формы рельефа суши: равнины 1 0 0 06.04.2023 Тестирование; Формы рельефа суши: 29. горы 1 0 1 13.04.2023 Тестирование; Практическая работа 9. 30. Описание горной системы или равнины по физической карте. 31. Внешние силы Земли. Человек и литосфера 32. Проверочная работа по теме« Литосфера» 1 1 20.04.2023 Практическая работа 26. Движения земной коры. Землетрясения. 1 0 0 27.04.2023 1 1 0 04.05.2023 Тестирование; Практическая работа 10. 33. Анализ результатов фенологических наблюдений и наблюдений за погодой 1 0 1 11.05.2023 Практическая работа; 34. Повторение (резервное время) 1 0 0 18.05.2023 ВПР; ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 2 10 17 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и другие. География, 5 класс/ Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ УМК «Полярная звезда»: География. Сборник примерных рабочих программ. Предметные линии «Полярная звезда». 5—11 классы. В. П. Максаковского. 10— 11 классы. Базовый уровень : учебное пособие для общеобразовательных организаций / [А. И. Алексеев и др.]. — 2-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2020. — 189 с География. 5—6 классы. Учебник для общеобразовательных организаций/[А. И. Алексеев и др.].-9-е изд.-М: Просвещение. 2020-191с География. Мой тренажёр. 5—6 классы : учебное пособие для общеобразовательных организаций /В.В.Николина.-10-е изд.-М.:Просвещение.2020.-96с (экземпляр учителя) География. Проверочные работы.5-6 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций/М.В.Бондарева. И.М.Шидловский, -М.:Просвещение,2020-48с (экземпляр учителя) География. Практические работы.5-6 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций/С.П.Дубинина.-М.:Просвещение.2020.-32с (экземпляр учителя) В. В. Николина. География. Поурочные разработки. 5—6 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций/В.В.Николина.-4-е изд.-М.:Просвещение.2020-176с Атлас. 5—6 классы Контурные карты. 5 класс ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ https://resh.edu.ru/subject/4/ 18 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Географические карты Глобус Земли физический демонстрационный Компьютер Цифровой проектор Экран настенный Энциклопедии Иллюстрации по географии ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ Географические карты, атласы, приложения к уроку. 19