Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение ″Абрикосовская школа″ Кировского района Республики Крым РАССМОТРЕНО на заседании школьного МО учителей начальных классов Руководитель МО _______________ Т.А. Дяговец Протокол заседания №__ от «___». ___. 2021 г. СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Заместитель директора по УВР Директор школы _____________________ Е.А. Майко _________________ А.А. Демидова «____»______2021 г. Приказ №______ от «___».____.2021 г. Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса 2021/2022 учебный год Составитель: Мельник Татьяна Григорьевна Учитель квалификационной категории: специалист 2021 г. 2 Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 4 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы по окружающему миру для 1- 4 классов (автор А.А. Плешаков). Учебник «Окружающий мир. 4 класс» в 2-х частях/ А.А Плешаков, Е.А. Крючкова– М.: Просвещение, 2014г. Программа составлена для обучающихся 4 класса и рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю (34 учебных недели). Планируемые результаты изучения учебного предмета Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений: основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России ,ответственного за сохранение её природного и культурного наследия; умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России .о правах ребенка.о государственном устройстве Российской Федерации; чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за свою Родину , российский народ , историю России посредством знакомства с достижениями страны ,вкладом соотечественников в её развитие; осознание своей этнической принадлежности в контексте принципа российской гражданственности «Единство в многообразии»; понимание себя наследником ценностей многонационального российского общества и всего человечества, в том числе на основе формирования понятий «Всемирное природное наследие» и «Всемирное культурное наследие»; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, в том числе на основе построения и сопоставления картины мира с точки зрения астронома, географа, историка, эколога; уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи и представление о необходимости исторической преемственности в жизни общества; начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. в том числе на основе представлений об историческом развитии родной страны,изменениях в её современной жизни и возможностях собственного участия в построении будущего; осознанная готовность к выполнению социальной роли ученика(действовать в соответствии с нормами и правилами школьной жизни),мотивационная основа учебной деятельности и личностный смысл учения; самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, будущее России; этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость ,понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе знакомства с историей Отечества, образами великих соотечественников, картинами жизни людей в разные исторические периоды; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности; установка на безопасный ,здоровый образ жизни на основе знаний о природном разнообразии России и зависимости труда и быта людей от природных условий; мотивация к творческому труду ,работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям на основе знакомства с природным и культурным достоянием России, вкладом людей многих поколений и создание материальных и духовных ценностей родной страны и родного края. 3 Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий. Регулятивные УУД: понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу; сохранять учебную задачу в течение всего урока; ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока; выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме; планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение); планировать свои действия; фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам; самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности. Познавательные УУД: понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами ,используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для передачи информации; осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, интернет и другие) для выполнения учебных заданий; выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов (художественных и познавательных); использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач; понимать содержание текста, интерпретировать смысл ,фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях; строить доказательства своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными нормами; проявлять творческие способности пр выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении итогов проектных работ и ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и практических задач, владеть общими приёмами решения учебных задач; моделировать экологические связи в природных сообществах. Коммуникативные УУД: включаться в диалог с учителем и сверстниками,в коллективное обсуждение проблем и вопросов , проявлять инициативу и активность в стремлении высказаться, задавать вопросы; формулировать ответы на вопросы; слушать партнера по общению (деятельности),не перебивать ,не обрывать на полуслове, вникать в смысл того .о чем говорит собеседник; 4 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности ,в том числе в ситуации столкновения интересов; формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме; аргументировать свою позицию; понимать различные позиции других людей ,отличные от собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении; признавать свои ошибки, озвучивать их; употреблять вежливые слова в случае неправоты; понимать и принимать задачу совместной работы; распределять роли при выполнении заданий; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм.) готовить сообщения, выполнять проекты по теме; составлять рассказ на заданную тему; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие,что он знает и видит, а что нет; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; достаточно точно ,последовательно и полно передавать информацию ,необходимую партнеру. Предметные УУД понимать особую роль России в мировой истории ;рассказывать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну; находить и показывать на карте России государственную границу, субъекты Российской Федерации, свой регион, его главный город, другие города современной России ,узнавать по фотографиям и описывать достопримечательности регионов и городов России; называть элементы государственного устройства России, объяснять их роль в жизни страны; называть имя действующего президента Российской Федерации и его полномочия как главы государства; понимать в чем различия между государственным устройством современной России и государственным устройством нашей страны в другие периоды её истории; объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый главный из них Конституция Российской Федерации – защищают наши права, приводить конкретные примеры прав ребенка; раскрывать значение государственных символов России, находить их среди государственных символов других стран; называть главные праздники России ,объяснять их значение в жизни страны, рассказывать о традициях и праздниках народов России; рассказывать о мире с точки зрения астронома, географа, историка, эколога; проводить несложные астрономические наблюдения; изготавливать модели планет и созвездий; использовать глобус и карту мира для получения информации о Земле; анализировать экологические проблемы планеты и предлагать способы их решения; приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из Международной Красной книги; находить и показывать на физической карте России различные географические объекты, на карте природных зон России – основные природные зоны; 5 объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране, давать характеристику природной зоны по плану, сравнивать различные природные зоны; приводить примеры растений и животных разных природных зон, в том числе внесённых в Красную книгу России; выявлять экологические связи в разных природных зонах ,раскрывать возникающие экологические проблемы и способы их решения, приводить примеры заповедников и национальных парков России; давать краткую характеристику своего края; различать и описывать изученные природные объекты своего края ,пользоваться атласом – определителем для распознавания (определения)объектов неживой и живой природы; давать краткую характеристику природных сообществ своего края; выявлять экологические связи в природных сообществах, изображать эти связи с помощью моделей; оценивать свое поведение в природе, правильно вести себя в разных природных сообществах; рассказывать об охране природы в своем крае; различать отрасли растениеводства и животноводства, представленные в экономике своего края; приводить примеры исторических источников, различать и сравнивать источники информации о прошлом; соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте времени»; читать историческую карту; перечислять эпохи человечества в правильной последовательности ,кратко характеризовать каждую эпоху ,узнавать историческую эпоху по знаменитым сооружениям прошлого, сохранившимся до наших дней; с помощью глобуса рассказывать , как человек открывал планету Земля; описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого по иллюстрациям , высказывать суждения об их значении в истории человечества; показывать на карте границы , территорию , столицу, другие города России в разные периоды истории ,места некоторых важных исторических событий; рассказывать по исторической карте , иллюстрациям учебника об изученных событиях истории России; соотносить даты и события , определять последовательность и значение некоторых важных событий в истории России; сопоставлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать суждения о них; описывать облик Москвы и Санкт-Петербурга в разные века, узнавать их достопримечательности; называть и описывать некоторые выдающиеся памятники истории культуры России; находить в домашних архивах исторические свидетельства; раскрывать связь современной истории России с её историей; использовать дополнительную литературу ,интернет для получения информации и подготовки собственных сообщений о природе Земли, России и родного края, о жизни общества в прошлом и настоящем. 6 Содержание учебного предмета Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира. Земля и человечество (9 часов) Звёзды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Смена дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. История Отечества. Охрана памятников истории и культуры. Счёт лет в истории. Человек-часть природы. Природа России (10 часов) Важнейшие природные объекты своей страны. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Природные зоны России. Родной край-часть большой страны.(15 часов) Родной край –частица России. Особенности поверхности родного края. Водоёмы родного края. Полезные ископаемые родного края. Почва, её состав ,значение для живой природы и для хозяйственной деятельности человека. Лес, луг ,водоём-единство живой и неживой природы .Природные сообщества родного края. Дикорастущие и культурные растения .Дикие и домашние животные. Человек и природа. Страницы всемирной истории (5 часов) Духовно-нравственные и культурные ценности –основа жизнеспособности общества. Страницы истории России (20 часов) История Отечества. Картины быта, труда. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды. Современная Россия (9часов) Конституция – Основной закон Российской Федерации. Мы – граждане России. Славные символы России. Праздники в жизни общества. Города России. Тематическое планирование учебного материала по предмету «Окружающий мир» 4 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 Разделы Земля и человечество Природа России Родной край – часть большой страны Страницы всемирной истории Страницы истории России Современная Россия Итого: К-во час 9 10 15 5 20 9 68 ч