РП по окружающему миру 4 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
″Абрикосовская школа″ Кировского района Республики Крым

РАССМОТРЕНО
на заседании школьного МО
учителей начальных классов
Руководитель МО
_______________
Т.А. Дяговец
Протокол заседания №__
от «___». ___. 2021 г.

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Заместитель директора по УВР

Директор школы

_____________________
Е.А. Майко

_________________
А.А. Демидова

«____»______2021 г.

Приказ №______
от «___».____.2021 г.

Рабочая программа
по окружающему миру
для 4 класса
2021/2022 учебный год

Составитель:
Мельник Татьяна Григорьевна
Учитель квалификационной
категории: специалист

2021 г.

2

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 4 класса составлена на основе
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и
авторской программы по окружающему миру для 1- 4 классов (автор А.А. Плешаков).
Учебник «Окружающий мир. 4 класс» в 2-х частях/ А.А Плешаков, Е.А. Крючкова– М.:
Просвещение, 2014г.
Программа составлена для обучающихся 4 класса и рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в
неделю (34 учебных недели).
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является
формирование следующих умений:
 основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина
России ,ответственного за сохранение её природного и культурного наследия;
 умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих
представлений о правах и обязанностях гражданина России .о правах ребенка.о
государственном устройстве Российской Федерации;
 чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за
свою Родину , российский народ , историю России посредством знакомства с
достижениями страны ,вкладом соотечественников в её развитие;
 осознание своей этнической принадлежности в контексте принципа российской
гражданственности «Единство в многообразии»;
 понимание себя наследником ценностей многонационального российского общества и
всего человечества, в том числе на основе формирования понятий «Всемирное природное
наследие» и «Всемирное культурное наследие»;
 целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и
разнообразии природы, народов, культур и религий, в том числе на основе построения и
сопоставления картины мира с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
 уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их
взаимной связи и представление о необходимости исторической преемственности в жизни
общества;
 начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. в том
числе на основе представлений об историческом развитии родной страны,изменениях в её
современной жизни и возможностях собственного участия в построении будущего;
 осознанная готовность к выполнению социальной роли ученика(действовать в соответствии
с нормами и правилами школьной жизни),мотивационная основа учебной деятельности и
личностный смысл учения;
 самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов
природы, будущее России;
 этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость
,понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе знакомства с историей
Отечества, образами великих соотечественников, картинами жизни людей в разные
исторические периоды;
 навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,
умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при
выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности;
 установка на безопасный ,здоровый образ жизни на основе знаний о природном
разнообразии России и зависимости труда и быта людей от природных условий;
 мотивация к творческому труду ,работе на результат, бережное отношение к материальным
и духовным ценностям на основе знакомства с природным и культурным достоянием
России, вкладом людей многих поколений и создание материальных и духовных ценностей
родной страны и родного края.

3

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является
формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
 понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;
 сохранять учебную задачу в течение всего урока;
 ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом
урока;
 выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по
изучаемой теме;
 планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для
раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);
 планировать свои действия;
 фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворенность/неудовлетворенность
своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам;
 самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые
коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;
 осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
 контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;
 в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
 использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и
регуляции своей деятельности.
Познавательные УУД:
 понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными
знаками и символами ,используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для
передачи информации;
 осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека,
интернет и другие) для выполнения учебных заданий;
 выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов
(художественных и познавательных);
 использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения
учебных задач;
 понимать содержание текста, интерпретировать смысл
,фиксировать прочитанную
информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.;
 осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
 осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;
 устанавливать причинно-следственные связи;
 строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;
 строить доказательства своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными
нормами;
 проявлять творческие способности пр выполнении рисунков, схем, составлении рассказов,
оформлении итогов проектных работ и ориентироваться на разнообразие способов
решения познавательных и практических задач, владеть общими приёмами решения
учебных задач;
 моделировать экологические связи в природных сообществах.
Коммуникативные УУД:
 включаться в диалог с учителем и сверстниками,в коллективное обсуждение проблем и
вопросов , проявлять инициативу и активность в стремлении высказаться, задавать
вопросы;
 формулировать ответы на вопросы;
 слушать партнера по общению (деятельности),не перебивать ,не обрывать на полуслове,
вникать в смысл того .о чем говорит собеседник;

4

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности ,в том числе в
ситуации столкновения интересов;
 формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;
 аргументировать свою позицию;
 понимать различные позиции других людей ,отличные от собственной и ориентироваться
на позицию партнера в общении;
 признавать свои ошибки, озвучивать их;
 употреблять вежливые слова в случае неправоты;
 понимать и принимать задачу совместной работы; распределять роли при выполнении
заданий;
 строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом
возрастных особенностей, норм.)
 готовить сообщения, выполнять проекты по теме;
 составлять рассказ на заданную тему;
 осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
 продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его
участников;
 строить понятные для партнера высказывания, учитывающие,что он знает и видит, а что
нет;
 использовать речь для регуляции своего действия;
 адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
 достаточно точно ,последовательно и полно передавать информацию ,необходимую
партнеру.
Предметные УУД
 понимать особую роль России в мировой истории ;рассказывать о национальных
свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну;
 находить и показывать на карте России государственную границу, субъекты Российской
Федерации, свой регион, его главный город, другие города современной России ,узнавать
по фотографиям и описывать достопримечательности регионов и городов России;
 называть элементы государственного устройства России, объяснять их роль в жизни
страны;
 называть имя действующего президента Российской Федерации и его полномочия как
главы государства;
 понимать в чем различия между государственным устройством современной России и
государственным устройством нашей страны в другие периоды её истории;
 объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый главный из них
Конституция Российской Федерации – защищают наши права, приводить конкретные
примеры прав ребенка;
 раскрывать
значение государственных символов России, находить их среди
государственных символов других стран;
 называть главные праздники России ,объяснять их значение в жизни страны, рассказывать
о традициях и праздниках народов России;
 рассказывать о мире с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
 проводить несложные астрономические наблюдения;
 изготавливать модели планет и созвездий;
 использовать глобус и карту мира для получения информации о Земле;
 анализировать экологические проблемы планеты и предлагать способы их решения;
 приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из Международной
Красной книги;
 находить и показывать на физической карте России различные географические объекты, на
карте природных зон России – основные природные зоны;


5




























объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране, давать
характеристику природной зоны по плану, сравнивать различные природные зоны;
приводить примеры растений и животных разных природных зон, в том числе внесённых
в Красную книгу России;
выявлять экологические связи в разных природных зонах ,раскрывать возникающие
экологические проблемы и способы их решения, приводить примеры заповедников и
национальных парков России;
давать краткую характеристику своего края;
различать и описывать изученные природные объекты своего края ,пользоваться атласом –
определителем для распознавания (определения)объектов неживой и живой природы;
давать краткую характеристику природных сообществ своего края;
выявлять экологические связи в природных сообществах, изображать эти связи с помощью
моделей;
оценивать свое поведение в природе, правильно вести себя в разных природных
сообществах;
рассказывать об охране природы в своем крае;
различать отрасли растениеводства и животноводства, представленные в экономике своего
края;
приводить примеры исторических источников,
различать и сравнивать источники
информации о прошлом; соотносить дату исторического события с веком, находить место
события на «ленте времени»;
читать историческую карту;
перечислять эпохи человечества в правильной последовательности ,кратко характеризовать
каждую эпоху ,узнавать историческую эпоху по знаменитым сооружениям прошлого,
сохранившимся до наших дней;
с помощью глобуса рассказывать , как человек открывал планету Земля;
описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого по
иллюстрациям , высказывать суждения об их значении в истории человечества;
показывать на карте границы , территорию , столицу, другие города России в разные
периоды истории ,места некоторых важных исторических событий;
рассказывать по исторической карте , иллюстрациям учебника об изученных событиях
истории России;
соотносить даты и события , определять последовательность и значение некоторых важных
событий в истории России;
сопоставлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать суждения
о них;
описывать облик Москвы и Санкт-Петербурга в разные века,
узнавать их
достопримечательности;
называть и описывать некоторые выдающиеся памятники истории культуры России;
находить в домашних архивах исторические свидетельства;
раскрывать связь современной истории России с её историей;
использовать дополнительную литературу ,интернет для получения информации и
подготовки собственных сообщений о природе Земли, России и родного края, о жизни
общества в прошлом и настоящем.

6

Содержание учебного предмета
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа
для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет
«Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения,
русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической
культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному
постижению окружающего мира.
Земля и человечество (9 часов)
Звёзды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего
живого на Земле. Смена дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца. Глобус как модель Земли.
Географическая карта и план. История Отечества. Охрана памятников истории и культуры. Счёт
лет в истории. Человек-часть природы.
Природа России (10 часов)
Важнейшие природные объекты своей страны. Заповедники, национальные парки, их роль в
охране природы. Природные зоны России.
Родной край-часть большой страны.(15 часов)
Родной край –частица России. Особенности поверхности родного края. Водоёмы родного
края. Полезные ископаемые родного края. Почва, её состав ,значение для живой природы и для
хозяйственной деятельности человека. Лес, луг ,водоём-единство живой и неживой природы
.Природные сообщества родного края. Дикорастущие и культурные растения .Дикие и домашние
животные. Человек и природа.
Страницы всемирной истории (5 часов)
Духовно-нравственные и культурные ценности –основа жизнеспособности общества.
Страницы истории России (20 часов)
История Отечества. Картины быта, труда. Наиболее важные и яркие события общественной
и культурной жизни страны в разные исторические периоды.
Современная Россия (9часов)
Конституция – Основной закон Российской Федерации. Мы – граждане России. Славные
символы России. Праздники в жизни общества. Города России.
Тематическое планирование
учебного материала по предмету «Окружающий мир»
4 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6

Разделы
Земля и человечество
Природа России
Родной край – часть большой страны
Страницы всемирной истории
Страницы истории России
Современная Россия
Итого:

К-во
час
9
10
15
5
20
9
68 ч


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».