Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение ″Абрикосовская школа″ Кировского района Республики Крым РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей начальных классов Руководитель МО ___________ Т.А.Дяговец Протокол заседания №__ от « ». . 2021 г. СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР ____________________ Е.А. Майко « » 08. 2021 г. УТВЕРЖДЕНО Директор школы ___________________ А.А. Демидова Приказ № -од от « ».08.2021 г. Рабочая программа по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ (предмет) 3 для _____ ________ (класс) Составитель: Хоменко Полина Юрьевна (ФИО) Учитель квалификационной категории «специалист» 2021 г. 2 Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерных программ по учебным предметам с учётом авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир» по учебно-методическому комплекту «Школа России» - М: «Просвещение», 2014. Программа составлена для учащихся 3 класса на 68 часов в год, 2 часа в неделю. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Личностные результаты: - осознавать себя членом общества и государства (российская идентичность), проявлять чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре и желании участвовать в ее делах и событиях; - осознавать и принимать базовые общечеловеческие ценности, иметь нравственные представления и этические чувства, культуру поведения и взаимоотношений с окружающими; - иметь установку на безопасный здоровый образ жизни, ежедневную физическую нагрузку и закаливание. Метапредметные результаты: познавательные УУД – - осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; - работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира; - владеть базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), - -- необходимым для дальнейшего образования в области естественнонаучных и социальных дисциплин; - наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, - описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества; - усваивать первоначальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного); регулятивные УУД – -проявлять способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека; коммуникативные УУД– - осознавать правила и нормы взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.). Предметные результаты: - иметь представления о человеке как части природы и общества; - о телах и веществах, твердых веществах, жидкостях и газах; 3 - об основных свойствах воздуха и воды, круговороте воды в природе; об основных группах живого (растения, животные, грибы, бактерии), группах растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), группах животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); - о взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными), взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе); - о строении тела человека, основных системах органов и их роли в организме; - о правилах гигиены, об основах здорового образа жизни; о правилах безопасного поведения в быту и на улице, основных дорожных знаках, правилах противопожарной безопасности, основах экологической безопасности; - о потребностях людей, товарах и услугах; о роли природных богатств в экономике, основных отраслях сельского хозяйства и промышленности, роли денег в экономике, об основах семейного бюджета; - о некоторых городах России, их главных достопримечательностях, о странах, граничащих с Россией (с опорой на карту), странах зарубежной Европы, их столицах (с опорой на карту); - уметь распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; - различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы; - проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты; - объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком; - выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; - выполнять посильную работу по охране природы; выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; - обращаться с бытовым фильтром для очистки воды; - владеть элементарными приемами чтения карты; - приводить примеры городов России, стран-соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Как устроен мир (6 ч) Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе. Роль природы в жизни людей. Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира. Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество. Историческое прошлое Крыма. Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу. Меры по охране природы. Экскурсия в краеведческий музей. Эта удивительная природа (18ч) 4 Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые, жидкие, газообразные тела и вещества. Воздух. Свойства воздуха. Состав воздуха. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений. Вода. Свойства воды. Очистка воды от примесей с помощью фильтра. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для растений, животных, человека. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Необходимость экономии воды при ее использовании. Разрушение твердых пород в природе. Почва. Состав почвы. Представление об образовании почвы, роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы. Разнообразие растений. Группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений. Разнообразие животных. Группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери или млекопитающие. Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных. Многообразие природы Крыма. Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов. «Великий круговорот жизни». Основные звенья этого круговорота: организмыпроизводители, организмы-потребители и организмы-разрушители. Роль почвы в круговороте жизни. Мы и наше здоровье (10 ч) Организм человека. Органы. Их функции в организме. Системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств, их значение и гигиена. Кожа, ее функции. Гигиена кожи. Первая помощь при небольших повреждениях кожи (порез, ожог, ушиб, обморожение). Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц. 5 Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания. Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме. Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики – враги здоровья. Наша безопасность (7 ч) Огонь, вода и газ. Меры безопасности при обращении с огнем, газом. Действия во время пожара, аварии водопровода, утечки газа. Номера телефонов срочных служб. Меры безопасности на улице, дороге, общественном транспорте. Дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные. Опасные места в доме и ближайших окрестностях. Правила поведения при встрече с незнакомцем. Меры безопасности при общении Экологическая безопасность. с природой. Опасные природные явления. Чему учит экономика (12 ч) Для чего нужна экономика. Потребности человека. Товары и услуги. Природные богатства – основы экономики. Три кита экономики: природные богатства, капитал, труд. Труд – главная потребность человека. Полезные ископаемые, их разнообразие, значение для человека. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств. Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность. Основные отрасли промышленности. Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран. Заработная плата. Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги. Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Промышленность и загрязнение окружающей среды. Экологические прогнозы. Путешествие по городам и странам (15ч) Города Золотого кольца России. Их прошлое и настоящее, достопримечательности, охрана памятников истории и культуры. Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи. основные 6 Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики. Основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран. Знаменитые места мира. Достопримечательности Азии, Африки, Австралии, Америки. Бережное отношение к культурному наследию человечества. История родного края. Экскурсия в Старый Крым. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 класс. В соответствии с ФГОС НОО– 68 ч. (2ч / нед) № п/ п 1 2 3 4 5 6 Название раздела Как устроен мир Эта удивительная природа Мы и наше здоровье Наша безопасность Чему учит экономика Путешествие по городам и странам Итого: Кол-во часов 6 18 10 7 12 15 68