РП география 8 - 9 класс

Исходными документами для составления примерной рабочей программы явились:




География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда».
5-9 классы/ В.В.Николина, А.И.Алексеев, Е.К.Липкина. – М.: Просвещение, 2014.
Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования,
утвержденный приказом Минобразования РФ
Примерная основная общеобразовательная программа основного общего
образования по учебному предмету «География», одобрена решением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля
2015 г. № 1/15)

УМК
1. Академический учебник «География.8 класс» УМК «Полярная звезда» под редакцией
А.И. Алексеева. Просвещение,2020.
2. Атлас по географии для 8 класса.
3. А.И. Алексеев, В.В. Николина, С.И. Болысов и др. География. Россия. 9 класс: учебник
для общеобразовательных учреждений; 3-е издание, М.: Просвещение, 2020.
4. Географический атлас 9 класс

Количество часов:
Базисный учебный план на изучение географии в 8 классе отводит 2 учебных часа в неделю,
всего 68 часов; практических работ – 11.
Базисный учебный план на изучение географии в 9 классе отводит 2 учебных часа в неделю,
всего 68 часов; практических работ – 9.
Планируемые результаты освоения учебного предмета географии в 5 - 9 классах,
формирование УУД.
Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование
всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой
современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных,
культурных, гуманистических и этических принципов и норм поведения.
Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов
личностного развития:
1)
воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения
к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры
своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных
ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед
Родиной;
2)
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому
и духовному многообразию современного мира;

3)
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору
профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных
профессиональных
предпочтений,
осознанному
построению
индивидуальной
образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
4)
формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие
навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными
инструментами и техническими средствами информационных технологий;
5)
формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям
народов России и мира;
6)
освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных
институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во
взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие
в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций
с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
7)
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
8)
формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
9)
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей;
10)
формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во
всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде;
11)
осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
12)
развитие эстетического восприятия через ознакомление с художественным
наследием народов России и мира, творческой деятельности эстетической направленности.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы
основного общего образования являются:
1)
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации
учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2)
умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать
средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
3)
формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать её,
давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить
логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать
собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять
познавательные и практические задания, в том числе проектные;
4)
формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной
деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников,

аргументированно обосновывать правильность или ошибочность результата и способа
действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности;
5)
умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы
взаимодействия, планировать общие способы работы;
6)
формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в
области использования технических средств и информационных технологий (компьютеров,
программного обеспечения) как инструментальной основы развития коммуникативных и
познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально
использовать широко распространённые инструменты и технические средства
информационных технологий;
7)
умение извлекать информацию из различных источников (включая средства
массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета); умение
свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях,
соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
8)
умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами
наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;
9)
умение работать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодействовать на
основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной
деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение,
корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, в том
числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе
учёта интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов
разрешения конфликтов;
10)
умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом
образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и
социального взаимодействия.
Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии
являются:
1)
формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты
человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их
необходимости для решения современных практических задач человечества и своей
страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального
природопользования;
2)
формирование первичных навыков использования территориального подхода как
основы географического мышления для осознания своего места в целостном,
многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
3)
формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о
целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об
основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и
хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в
отдельных странах;
4)
овладение элементарными практическими умениями использования приборов и
инструментов для определения количественных и качественных характеристик
компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;

5)
овладение
основами
картографической
грамотности
и
использования
географической карты как одного из «языков» международного общения;
6)
овладение основными навыками нахождения, использования и презентации
географической информации;
7)
формирование умений и навыков использования разнообразных географических
знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов,
самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к
условиям территории проживания;
8)
создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и
углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета на
ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей
профессиональной деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ РОССИИ» 8 КЛАСС
Введение (1 ч)
Тема 1. Россия в мире (8 ч)
Россия на карте мира. Уникальность географического положения России. Площадь
территории России. Крайние точки. Место России среди других государств мира.
Государственная граница России.
Россия на карте часовых поясов. Часовые пояса. Местное время. Поясное время.
Декретное время. Летнее время. Линия перемены дат.
Ориентирование по карте России. Районирование. Географический район. Природные и
экономические районы. Административно-территориальное деление России.
Формирование территории России. Заселение территории России. Вклад
исследователей, путешественников в освоение территории России. Русские первопроходцы
- Ермак, И. Москвитин, С. Дежнев, В. Беринг, В. Поярков, Е. Хабаров, С. Крашенинников.
Тема 2. Россияне (10 ч)
Население России. Воспроизводство населения. Естественный прирост. Отрицательный
естественный прирост - проблема для России. Традиционный и современный типы
воспроизводства.
Численность населения. Темпы роста численности населения. Демографический
кризис. Демографические потери. Демографические проблемы и их решение.
Миграции населения. Мигранты. Этические нормы в отношении мигрантов.
«Демографический портрет» населения России. Демографическая ситуация.
Половозрастная структура населения России.
Рынок труда. Трудоспособный возраст. Трудовые ресурсы. Экономически активное
население. Безработные. Трудовые ресурсы родного края. Рынок труда родного края.
Этнос. Этническая территория. Этническая структура регионов России. Россия многонациональное государство. Национальный состав. Языковая семья. Языковая группа.
Значение русского языка для народов России. Религии России.
Размещение населения. Зона очагового заселения. Зона сплошного заселения. Главная
полоса расселения. Плотность населения России. Роль крупных городов в размещении
населения.

Расселение и урбанизация. Типы поселений. Городской и сельский образ жизни.
Влияние урбанизации на окружающую среду.
Города и сельские поселения. Типы городов. Сельская местность. Функции сельской
местности.
Тема 3. Природа (21 ч)
История развития земной коры. Геологическое летосчисление. Геохронологическая
шкала. Эра. Эпоха складчатости. Геологическая карта.
Особенности рельефа России. Тектонические структуры. Платформы и геосинклинали.
Связь рельефа с тектоническим строением территории.
Скульптура поверхности. Влияние внешних сил на рельеф России. Выветривание.
Эрозия. Оледенение. Многолетняя мерзлота. Влияние человеческой деятельности на
рельеф и ее последствия.
Полезные ископаемые России. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Основные
месторождения полезных ископаемых. Рациональное использование полезных
ископаемых. Стихийные явления на территории России: землетрясения, извержения
вулканов, снежные лавины, сели, оползни, просадки грунта.
Климат России. Понятие «солнечная радиация». Прямая и рассеянная радиация.
Суммарная радиация. Радиационный баланс. Поступление солнечной радиации на
поверхность Земли. Изменение солнечной радиации по сезонам года.
Атмосферная циркуляция. Воздушные массы над территорией России. Западный
перенос воздушных масс. Влияние соседних территорий на климат России. Атмосферный
фронт. Теплый и холодный атмосферные фронты. Циклон и антициклон.
Влияние на климат России ее географического положения. Климатические особенности
зимнего и летнего сезонов года. Синоптическая карта.
Климатические пояса и типы климата России. Климатические особенности России.
Климат своего региона. Комфортность климата. Влияние климатических условий на
здоровье и жизнь человека. Климат и хозяйственная деятельность людей. Влияние климата
на сельское хозяйство. Агроклиматические ресурсы. Коэффициент увлажнения. Учет
климатических условий в жилищном строительстве. Неблагоприятные климатические
явления.
Россия — морская держава. Особенности российских морей. Принадлежность морей к
бассейнам океанов - Атлантического, Тихого и Северного Ледовитого. Ресурсы морей и их
использование человеком. Рекреационное значение морей. Экологические проблемы
морей.
Реки России. Режим рек России. Типы питания рек. Водоносность реки. Расход воды.
Годовой сток. Падение реки. Уклон реки. Особенности российских рек. Крупнейшие реки
России. Использование рек в хозяйственной деятельности. Охрана речных вод.
Озера России. Распространение озер. Крупнейшие озера. Типы озер России. Болота.
Распространение болот. Верховые и низинные болота. Значение болот. Подземные воды.
Артезианский бассейн. Водные ресурсы родного края. Ледники. Значение ледников.
Охрана водных ресурсов России.
Причины, по которым люди издревле селились на берегах рек и морей. Значение рек в
жизни общества. Единая глубоководная система европейской части России. Морские пути
России. Морские порты.

Почва - особое природное тело. Отличие почвы от горной породы. Строение почвы.
Механический состав и структура почвы.
Почвообразующие факторы. Типы почв. Зональность почв. Земельные и почвенные
ресурсы. Рациональное использование почв. Защита почвы от эрозии. Почвы своего края.
Тема 4. Природно-хозяйственные зоны (7 ч)
Зональность в природе и жизни людей. Понятия «природная зона» и «природнохозяйственная зона». Занятия людей в различных природных зонах. Зональная
специализация сельского хозяйства.
Северные безлесные зоны. Зоны арктических пустынь, тундры и лесотундры.
Особенности географического положения. Климат. Растительный и животный мир. Занятия
населения.
Лесные зоны. Зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов. Россия — лесная
держава. Особенности таежной зоны. Занятия населения. Особенности зоны смешанных и
широколиственных лесов. Охрана лесных ресурсов России.
Степи и лесостепи. Особенности лесостепной и степной зон. Степи и лесостепи —
главный сельскохозяйственный район страны.
Южные безлесные зоны. Зона полупустынь и пустынь. Особенности зоны полупустынь
и пустынь. Занятия жителей полупустынь. Оазис.
Субтропики. Особенности климата. Растительный и животный мир. Степень
освоенности зоны. Высотная поясность. Особенности жизни и хозяйства в горах.
Тема 5. Регионы России (11 ч)
Понятия «район» и «районирование». Подходы к районированию. Вклад П. П. СеменоваТян-Шанского, Н. Н. Баранского в районирование России. Соотношение районов по
населению, площади территории, условиям и степени хозяйственного освоения.
Районирование и административно-территориальное деление. Крупные регионы России.
Европейская Россия. Азиатская Россия. План характеристики географического района.
Особенности природных регионов России. Восточно-Европейская и Западно-Сибирская
равнины. Урал и горы Южной Сибири. Восточная и Северо-Восточная Сибирь. Северный
Кавказ и Дальний Восток.
Влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей.
Экологическая безопасность России.
Тема 6. Наше наследие (5 часа)
Всемирное наследие. Природное и культурное наследие России.
Тема 7. Родной край (5 часа)
Повторение (3 часа)
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
1. Нанесение на контурную карту объектов, характеризующих географическое положение
России.
2. Оценивание динамики изменения границ России и их значения.
3. Решение задач на определение разницы во времени различных территорий России.
4. Определение показателей естественного и миграционного прироста населения России.
Обозначение на к/к крупнейших городских агломераций, городов-миллионеров и основной зоны
расселения населения страны».
5. Нанесение на контурную карту основных форм рельефа страны и построение профиля
рельефа местности.

6. Определение зависимости между строением, рельефом и полезными ископаемыми.
7. Определение закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного
баланса, выявление особенностей распределения средних температур и осадков по
климатограммам и синоптической карте.
8. Работа с картографическими источниками: нанесение и описание объектов гидросферы
России.
9. Работа с картографическими источниками информации: нанесение экономических
районов и федеральных округов Российской Федерации.
10. Составление комплексной физико-географической характеристики крупных природных
регионов России.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ РОССИИ» 9 КЛАСС
Хозяйство (20 ч)
Понятия «экономика» и «хозяйство». Этапы развития хозяйства России. Секторы
хозяйства. Территориальное разделение труда. Тенденции развития хозяйства в рыночных
условиях.
Цикличность развития хозяйства. «Циклы Кондратьева». Особенности хозяйства
России. Структура хозяйства своей области, края. Типы предприятий. Понятия «отрасль
хозяйства» и «межотраслевой комплекс».
Топливно-энергетический
комплекс.
Состав.
Особенности
топливной
промышленности. Топливно-энергетический баланс. Главные угольные бассейны страны.
Значение комплекса в хозяйстве страны.
Нефтяная и газовая промышленность. Особенности размещения нефтяной и газовой
промышленности. Основные месторождения. Перспективы газовой промышленности.
Экологические проблемы отрасли и пути их решения.
Электроэнергетика. Роль электроэнергетики в хозяйстве страны. Типы электростанций,
энергосистема. Размещение электростанций по территории страны. Проблемы и
перспективы электроэнергетики. Основные источники загрязнения окружающей среды.
Металлургия. История развития металлургического комплекса. Состав и его значение в
хозяйстве страны. Особенности размещения предприятий черной и цветной металлургии.
Типы предприятий. Основные центры черной и цветной металлургии. Влияние
металлургического производства на состояние окружающей среды и здоровье человека.
Машиностроение - ключевая отрасль экономики. Состав и значение машиностроения.
Факторы размещения. Специализация. Кооперирование. Размещение отдельных отраслей
машиностроения. Проблемы и перспективы развития машиностроения. Повышение
качества продукции машиностроения.
Химическая промышленность. Состав химической промышленности. Роль химической
промышленности в хозяйстве страны. Особенности размещения предприятий химической
промышленности. Связь химической промышленности с другими отраслями. Воздействие
химической промышленности на окружающую среду. Пути решения экологических
проблем.

Лесопромышленный комплекс. Состав лесопромышленного комплекса. Лесной фонд
России. Главные районы лесозаготовок. Механическая обработка древесины. Целлюлознобумажная промышленность. Проблемы лесопромышленного комплекса.
Сельское хозяйство — важнейшая отрасль экономики. Растениеводство.
Сельскохозяйственные угодья: состав и назначение. Главные сельскохозяйственные
районы России. Особенности зернового хозяйства. Главные районы возделывания.
Технические культуры. Районы возделывания технических культур.
Животноводство. Особенности животноводства России.
Пищевая промышленность. Состав пищевой промышленности. Связь пищевой
промышленности с другими отраслями. Легкая промышленность. История развития легкой
промышленности. Проблемы легкой промышленности.
Транспорт - «кровеносная» система страны. Значение транспорта в хозяйстве и жизни
населения. Россия — страна дорог. Виды транспорта, их особенности. Уровень развития
транспорта. Грузооборот и пассажирооборот. Транспортные узлы. Транспортная
магистраль. Главные железнодорожные и речные пути. Судоходные каналы. Главные
морские порты. Внутригородской транспорт. Смена транспортной парадигмы в России.
Взаимосвязь различных видов транспорта. Транспорт и экологические проблемы.
Особенности транспорта своей местности.
Сфера услуг. Состав и значение сферы услуг. Виды услуг. Территориальная организация
сферы обслуживания. Особенности организации обслуживания в городах и сельской
местности. Территориальная система обслуживания.
Европейская Россия (32 ч)
Центральная Россия (7 ч)
Пространство Центральной России. Состав территории. Своеобразие географического
положения. Особенности природы. Природные ресурсы. Крупнейшие реки.
Центральная Россия — историческое ядро Русского государства. Освоение территории и
степень заселенности. Специфика населения. Условия жизни и занятия населения. Города
Центральной России. Золотое кольцо России. Памятники Всемирного природного и
культурного наследия. Современные проблемы и перспективы Центральной России.
Центральный район. Географическое положение. Особенности развития хозяйства.
Отрасли специализации. Крупные промышленные и культурные центры. Города науки.
Проблемы сельской местности.
Москва — столица России. Московская агломерация. Функции Москвы. Подмосковье.
Волго-Вятский район. Своеобразие района.
Центрально-Черноземный район. Особенности и проблемы. Специализация хозяйства.
Северо-Запад (6 ч)
Географическое положение. Состав и соседи района. Природа района. Оценка природноресурсного потенциала. Этапы освоения территории. Отрасли специализации.
Население. Традиции и быт населения. Древние города Северо-Запада. Новгород, Псков.
Санкт-Петербург. Особенности планировки. Промышленность, наука, культура. Туризм.
Крупнейшие порты. Экологические проблемы города.
Особенности географического положения Калининградской области. Анклав. Влияние
природных условий и ресурсов на развитие хозяйства области. Главные отрасли
специализации. Проблемы и перспективы развития.

Европейский Север (4 ч)
Географическое положение. Состав и соседи района. Оценка природно-ресурсного
потенциала. Специализация района.
Этапы освоения территории. Роль моря на разных этапах развития района. Деревянная
архитектура, художественные промыслы.
Население. Традиции и быт населения. Коренные жители. Крупные города. Мурманск,
Архангельск, Вологда. Проблемы и перспективы развития Европейского Севера.
Европейский Юг (6 ч)
Географическое положение. Состав и соседи района. Особенности природных условий и
ресурсов, их влияние на жизнь населения и развитие хозяйства. Высотная поясность. Выход
к морям.
Этапы освоения территории. Густая населенность района. Этническая и религиозная
пестрота Северного Кавказа. Быт, традиции, занятия населения.
Особенности современного хозяйства. АПК - главное направление специализации района.
Рекреационная зона. Крупные города: Ростов-на-Дону, Новороссийск. Города-курорты:
Сочи, Анапа, Минеральные Воды. Проблемы и перспективы развития Северного Кавказа.
Поволжье (4 ч)
Географическое положение. Состав и соседи района. Природные условия и ресурсы. Волга
- главная хозяйственная ось района.
Население. Этническое разнообразие и взаимодействие народов Поволжья. Крупные
города. Волжские города-миллионеры.
Этапы хозяйственного развития района. Отрасли специализации. Экологические проблемы
и перспективы развития Поволжья.
Урал (5 ч)
Своеобразие географического положения. Состав и соседи района. Роль Урала в
обеспечении связей европейской и азиатской частей России. Природные условия и ресурсы,
их особенности. Высотная поясность. Полезные ископаемые. Ильменский заповедник.
Население. Национальный состав. Быт и традиции народов Урала. Уровень урбанизации.
Крупные города Урала: Екатеринбург, Челябинск, Соликамск.
Этапы развития хозяйства Урала. Старейший горнопромышленный район России.
Специализация района. Современное хозяйство Урала.
Урал — экологически неблагополучный район. Источники загрязнения окружающей
среды. Проблемы и перспективы развития Урала.
Азиатская Россия (10 ч)
Сибирь (6 ч)
Пространство Сибири. Состав территории. Географическое положение. Природные
условия и ресурсы. Особенности речной сети. Многолетняя мерзлота.
Заселение и освоение территории. Население. Жизнь, быт и занятия населения. Коренные
народы Севера. Роль транспорта в освоении территории. Транссибирская магистраль.
Хозяйство. Отрасли специализации.
Западная Сибирь - главная топливная база России. Заболоченность территории - одна из
проблем района. Особенности АПК. Золотые горы Алтая - объект Всемирного природного
наследия. Крупные города: Новосибирск, Омск, Томск. Проблемы и перспективы развития.

Восточная Сибирь. Оценка природных условий и ресурсов для жизни населения.
Крупнейшие реки. Заповедник «Столбы». Байкал - объект Всемирного природного
наследия.
Норильский промышленный район. Постиндустриальная Восточная Сибирь. Крупные
города: Иркутск, Красноярск, Норильск. Проблемы и перспективы развития района.
Дальний Восток (4 ч)
Уникальность географического положения. Состав и соседи района. Геологическая
«молодость» района. Сейсмичность. Вулканизм. Полезные ископаемые. Природные
контрасты. Река Амур и ее притоки. Своеобразие растительного и животного мира.
Уссурийская тайга - уникальный природный комплекс. Охрана природы.
Этапы развития территории. Исследователи Дальнего Востока. Население. Коренные
народы. Основные отрасли специализации. Значение морского транспорта. Портовое
хозяйство. Крупные города Дальнего Востока.
Проблемы и перспективы развития Дальнего Востока. Дальний Восток - далекая периферия
или «тихоокеанский фасад» России? Внешние связи региона.
Заключение (2 ч)
Соседи России. Место России в мире. Экономические, культурные, информационные,
торговые, политические связи России со странами ближнего и дальнего зарубежья.
Соотношение экспорта и импорта. Расширение внешних экономических связей с другими
государствами.
Изучаем свой край (2 ч)
Подробное изучение географии своей местности
Повторение (2 ч)
Природные районы России. Центральная Россия. Северо-Запад и Европейский Север.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
1. Нанесение на контурную карту основных районов добычи угля, нефти и природного газа.
Составление характеристики одного из топливных бассейнов.
2. Обозначение на контурной карте главных металлургических районов и центров,
месторождений руд чёрных и цветных металлов.
3. Работа с картографическими источниками информации: нанесение экономических
районов и федеральных округов Российской Федерации.
4. Составление комплексной физико-географической характеристики крупных природных
регионов России.
5. Сравнение двух экономических районов Центральной России по заданным
характеристикам.
6. Создание презентационных материалов об одном из субъектов Европейского Юга на
основе различных источников информации.
7. Составление характеристики одной из отраслей промышленности Поволжья.
8. Определение отраслей промышленности Урала, влияющих на экологическую ситуацию
в районе.
9. Оценка природно-ресурсного потенциала Западной и Восточной Сибири.
10. Составление картосхемы, отражающей экономические, политические и культурные
взаимосвязи России с другими государствами.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС
Тема

Количество часов

Количество
практических
работ

Введение

1

Россия в мире

5

3

Россияне

10

1

Природа

22

5

Природно-хозяйственные зоны

7

Регионы России

11

Наше наследие

5

Родной край

5

Повторение

2

Итого

68

2

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 КЛАСС
Количество часов

Кол-во практических
работ

Хозяйство России

20

2

Европейская часть:

32

4

Центральная Россия

7

1

Северо-Запад

6

Европейский Север

4

Европейский Юг

6

1

Поволжье

4

1

Урал

5

1

Тема

Азиатская часть России:

10

Сибирь

6

Дальний Восток

4

Заключение

2

Изучаем родной край

2

Повторение

2

Итого

68

1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».