Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение ″Абрикосовская школа″ Кировского района Республики Крым РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей художественно-эстетического направления и учителей физической культуры _____________________ СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО заместитель директора по УВР Директора школы _________________ ___________________ Е.А. Майко А.А. Демидова 2021 г. С.Х. Оманова Протокол заседания №__ от __. ___. 2021 г. Приказ №________ от 2021 г. Рабочая программа по ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ для _____11______ класса Составитель: Учитель Унжаков Игорь Николаевич Учитель квалификационной категории «специалист» 2021 г. Учебный план школы предусматривает изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» за счет регионального компонента в 11 классе в количестве 34 часов, из расчета 1 час в неделю. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Личностные результаты: • сформированность целостного представления об основных направлениях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и основных приоритетах национальной безопасности (национальной обороне, государственной и общественной безопасности); • выбор направления самостоятельной подготовки в области безопасности жизнедеятельности в сфере будущей профессиональной деятельности и в повседневной жизни с учётом индивидуальных возможностей и потребностей; • сформированность современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, способствующей снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства; • осознание терроризма и экстремизма как социальных явлений, представляющих серьёзную угрозу личности, обществу, государству и национальной безопасности; • сформированность нравственных позиций и личных качеств, способствующих противостоянию террористической и экстремистской идеологии; • сформированность потребностей в соблюдении норм и правил здорового образа жизни; • выработка устойчивого негативного отношения к курению, употреблению алкоголя и наркотиков; • сформированность убеждения в необходимости освоения основ медицинских знаний и выработки умений в оказании первой помощи при неотложных состояниях; • морально-психологическая и физическая подготовленность к успешной профессиональной деятельности, в том числе к военной службе в современных условиях; • воспитание патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому России и её Вооружённым Силам; • воспитание потребности в правовой подготовке и освоение основных положений законодательства Российской Федерации в области обороны государства, воинской обязанности и военной службы граждан; • уяснение значения роли гражданской обороны в области защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени и выработка убеждения в необходимости овладения навыками в области гражданской обороны. Метапредметные результаты: • умение обоснованно объяснять особенности современных процессов мирового развития в условиях глобализации, которые формируют новые угрозы и риски для безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства и национальной безопасности России; • умение характеризовать основные направления перехода Российской Федерации к новой государственной политике в области национальной безопасности; • поиск в различных информационных источниках и самостоятельный отбор информации о наиболее характерных чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, имевших место за последнее время в стране. Анализ причин их возникновения и последствий; систематизация рекомендаций населению по правилам безопасного поведения для минимизации последствий различных чрезвычайных ситуаций; • умение характеризовать терроризм и экстремизм как социальное явление, представляющее серьёзную угрозу личности, обществу, государству и национальной безопасности России; • умение логически обоснованно доказывать следующие положения: — любые акты терроризма являются преступлениями, не имеющими оправдания; — террористическая деятельность бесцельна; — наказание за любую террористическую деятельность наступает неизбежно; • умение обосновывать значение здорового образа жизни как индивидуальной системы поведения человека для обеспечения его духовного, физического и социального благополучия; • умение подбирать из различных информационных источников убедительные примеры пагубного влияния курения, употребления алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека, а также умение отстаивать свою точку зрения по этому вопросу при общении в кругу сверстников; • умение характеризовать назначение и функции семьи в современном обществе и логично обосновывать влияние благополучных семейных отношений на здоровье личности, общества и демографическую безопасность в государстве; • умение логично обосновывать важность и значение владения методами оказания первой помощи при неотложных состояниях; • умение осмысливать и понимать основные стратегические цели совершенствования национальной обороны государства для предотвращения глобальных и региональных войн и конфликтов, а также в целях осуществления стратегического сдерживания в интересах обеспечения военной безопасности страны; • умение характеризовать роль и место Вооружённых Сил Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности страны; • умение доступно излагать содержание основ законодательства Российской Федерации об обороне государства, воинской обязанности и военной службе граждан Российской Федерации; • умение обосновывать необходимость обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и подготовки их по основам военной службы для успешного выполнения ими конституционного долга и обязанности по защите Отечества. Предметные результаты освоения основ безопасности жизнедеятельности отражают: • формирование устойчивого интереса и потребности к получению знаний, способствующих безопасному образу жизни; • осознание культуры безопасности жизнедеятельности, в том числе экологической культуры, как жизненно важной социально-нравственной позиции личности, а также средства, повышающего защищённость личности, общества и государства от отрицательных последствий влияния человеческого фактора и от внешних и внутренних угроз; • формирование гражданской патриотической позиции, направленной на повышение мотивации к военной службе в современных условиях; • понимание роли государства, российского законодательства и государственных служб в защите населения от внешних и внутренних угроз; • формирование личной гражданской позиции негативного отношения к идеологии экстремизма, терроризма, а также к асоциальному поведению и другим действиям противоправного характера; • ориентацию на здоровый образ жизни и здоровьесберегающие технологии в повседневной жизни; • знание распространённых опасных ситуаций природного, техногенного и социального характера; • понимание необходимости негативного отношения к наркомании, алкоголизму, токсикомании и необходимости исключения из своей жизни вредных привычек (курения, употребления алкоголя и др.); • знание основных мер и правил поведения и защиты в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, в том числе в области гражданской обороны; • умение оказывать первую помощь пострадавшим; • знание основ обороны государства (законодательных актов об обороне государства и воинской обязанности граждан); • умение применять полученные знания на практике, действовать с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей; • умение проектировать модели личного безопасного поведения; • владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим, включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике, а также первой помощи при травмах, отравлениях и различных видах поражений. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья ( 10 ч). Тема 1. Обеспечение личной безопасности в различных бытовых ситуациях. Пожарная безопасность. Правила личной безопасности при пожаре. Обеспечение личной безопасности на водоемах в различное время года.Нравственность и здоровье. Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества. Инфекции, передаваемые половым путем. Семья в современном обществе. Законодательство о семье. Первая медицинская помощь при травмах и ранениях. Первая медицинская помощь при остановке сердца. Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте. Основы обороны государства и воинская обязанность (25 ч). Тема 2. Воинская обязанность. (18ч) Основные понятия о воинской обязанности. Воинский учет. Организация воинского учета и его предназначение. Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету. Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет. Обязательная подготовка граждан к военной службе. Основное содержание обязательной подготовки гражданина к военной службе. Добровольная подготовка граждан к военной службе. Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе. Правовые основы военной службы. Призыв на военную службу. Особенности прохождения военной службы по призыву. Прохождение военной службы по контракту. Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту. Альтернативная гражданская служба. Требования, предъявляемые к гражданам, для прохождения альтернативной гражданской службы. Статус военнослужащих. Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных Сил и родах войск. Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина. Воинская дисциплина, ее сущность и значение. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву. Уголовная ответственность за преступления против военной службы (неисполнение приказа, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, самовольное оставление части и др.). Тема 3. Воинские символы и боевые традиции Вооруженных Сил. (5ч) Дни воинской славы России – Дни славных побед. Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России. Дружба, войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений. Боевое Знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы. Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части, порядок его хранения и содержания. Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе. Ритуал приведения к военной присяге. Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части. Вручение личному составу вооружения и военной техники. Проводы военнослужащих, уволенных в запас или отставку. Тема 4. Военно-профессиональная ориентация. (1ч) Основные виды образовательных учреждений военного профессионального образования. Правила приема граждан в учреждения военного профессионального образования. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № раздела, темы Раздел 1 Тема 1 Раздел 2 Тема 2 Тема 3 Тема 4 Наименование раздела, темы Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья Основы обороны государства и воинская обязанность Воинская обязанность Воинские символы и боевые традиции Вооруженных Сил Военно-профессиональная ориентация ИТОГО: Количество часов 10 10 25 18 5 1 34