Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение ″Абрикосовская школа″ Кировского района Республики Крым РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей художественноэстетического направления и учителей физической культуры _____________________ СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР УТВЕРЖДЕНО Директора школы _________________ ___________________ Е.А. Майко А.А. Демидова . 2021 г. Приказ №________ от . 2021 г. С.Х. Оманова Протокол заседания №__ от __. ___. 2021 г. Рабочая программа по ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ для _____10______ класса Составитель: Учитель Унжаков Игорь Николаевич Учитель квалификационной категории «специалист» 2021 г. Программа разработана на основании Федерального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, в которых предусмотрено изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10 классе в количестве 34 час. Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часов, и реализуется в 10классе на базовом уровне, по 1 часу в неделю (34 учебные недели). ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПЕДМЕТА Личностные результаты: • сформированность целостного представления об основных направлениях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и основных приоритетах национальной безопасности (национальной обороне, государственной и общественной безопасности); • выбор направления самостоятельной подготовки в области безопасности жизнедеятельности в сфере будущей профессиональной деятельности и в повседневной жизни с учётом индивидуальных возможностей и потребностей; • сформированность современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, способствующей снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства; • осознание терроризма и экстремизма как социальных явлений, представляющих серьёзную угрозу личности, обществу, государству и национальной безопасности; • сформированность нравственных позиций и личных качеств, способствующих противостоянию террористической и экстремистской идеологии; • сформированность потребностей в соблюдении норм и правил здорового образа жизни; • выработка устойчивого негативного отношения к курению, употреблению алкоголя и наркотиков; • сформированность убеждения в необходимости освоения основ медицинских знаний и выработки умений в оказании первой помощи при неотложных состояниях; • морально-психологическая и физическая подготовленность к успешной профессиональной деятельности, в том числе к военной службе в современных условиях; • воспитание патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому России и её Вооружённым Силам; • воспитание потребности в правовой подготовке и освоение основных положений законодательства Российской Федерации в области обороны государства, воинской обязанности и военной службы граждан; • уяснение значения роли гражданской обороны в области защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени и выработка убеждения в необходимости овладения навыками в области гражданской обороны. Метапредметные результаты: • умение обоснованно объяснять особенности современных процессов мирового развития в условиях глобализации, которые формируют новые угрозы и риски для безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства и национальной безопасности России; • умение характеризовать основные направления перехода Российской Федерации к новой государственной политике в области национальной безопасности; • поиск в различных информационных источниках и самостоятельный отбор информации о наиболее характерных чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, имевших место за последнее время в стране. Анализ причин их возникновения и последствий; систематизация рекомендаций населению по правилам безопасного поведения для минимизации последствий различных чрезвычайных ситуаций; • умение характеризовать терроризм и экстремизм как социальное явление, представляющее серьёзную угрозу личности, обществу, государству и национальной безопасности России; • умение логически обоснованно доказывать следующие положения: — любые акты терроризма являются преступлениями, не имеющими оправдания; — террористическая деятельность бесцельна; — наказание за любую террористическую деятельность наступает неизбежно; • умение обосновывать значение здорового образа жизни как индивидуальной системы поведения человека для обеспечения его духовного, физического и социального благополучия; • умение подбирать из различных информационных источников убедительные примеры пагубного влияния курения, употребления алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека, а также умение отстаивать свою точку зрения по этому вопросу при общении в кругу сверстников; • умение характеризовать назначение и функции семьи в современном обществе и логично обосновывать влияние благополучных семейных отношений на здоровье личности, общества и демографическую безопасность в государстве; • умение логично обосновывать важность и значение владения методами оказания первой помощи при неотложных состояниях; • умение осмысливать и понимать основные стратегические цели совершенствования национальной обороны государства для предотвращения глобальных и региональных войн и конфликтов, а также в целях осуществления стратегического сдерживания в интересах обеспечения военной безопасности страны; • умение характеризовать роль и место Вооружённых Сил Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности страны; • умение доступно излагать содержание основ законодательства Российской Федерации об обороне государства, воинской обязанности и военной службе граждан Российской Федерации; • умение обосновывать необходимость обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и подготовки их по основам военной службы для успешного выполнения ими конституционного долга и обязанности по защите Отечества. Предметные результаты освоения основ безопасности жизнедеятельности отражают: • формирование устойчивого интереса и потребности к получению знаний, способствующих безопасному образу жизни; • осознание культуры безопасности жизнедеятельности, в том числе экологической культуры, как жизненно важной социально-нравственной позиции личности, а также средства, повышающего защищённость личности, общества и государства от отрицательных последствий влияния человеческого фактора и от внешних и внутренних угроз; • формирование гражданской патриотической позиции, направленной на повышение мотивации к военной службе в современных условиях; • понимание роли государства, российского законодательства и государственных служб в защите населения от внешних и внутренних угроз; • формирование личной гражданской позиции негативного отношения к идеологии экстремизма, терроризма, а также к асоциальному поведению и другим действиям противоправного характера; • ориентацию на здоровый образ жизни и здоровьесберегающие технологии в повседневной жизни; • знание распространённых опасных ситуаций природного, техногенного и социального характера; • понимание необходимости негативного отношения к наркомании, алкоголизму, токсикомании и необходимости исключения из своей жизни вредных привычек (курения, употребления алкоголя и др.); • знание основных мер и правил поведения и защиты в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, в том числе в области гражданской обороны; • умение оказывать первую помощь пострадавшим; • знание основ обороны государства (законодательных актов об обороне государства и воинской обязанности граждан); • умение применять полученные знания на практике, действовать с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей; • умение проектировать модели личного безопасного поведения; • владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим, включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике, а также первой помощи при травмах, отравлениях и различных видах поражений. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Раздел 1. Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья (9 ч). Тема 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни. Обеспечение личной безопасности на дорогах. Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях. Пожарная безопасность. Правила личной безопасности при пожаре. Обеспечение личной безопасности на водоемах в различное время года. Тема 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Сохранение и укрепление здоровья – важная часть подготовки молодежи к трудовой деятельности и военной службе. Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика.Двигательная активность и закаливание организма. Занятия физической культурой. Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и их социальные последствия и профилактика. Раздел 2. Государственная система обеспечения безопасности населения (16 ч). Тема 3. Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций. Чрезвычайные ситуации природного характера, причины их возникновения и возможные последствия. Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера. Чрезвычайные ситуации техногенного характера, причины их возникновения и возможные последствия. Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Отработка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации согласно плану образовательного учреждения (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация и др.). Тема 4.Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). РСЧС, история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций. Тема 5. Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны. Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны.Структура и органы управления гражданской обороной.Современные средства поражения и их поражающие факторы. Ядерное оружие, поражающие факторы и способы защиты от них. Химическое оружие и способы защиты от отравляющих веществ. Бактериологическое оружие и способы защиты от него. Мероприятия по защите населения.Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени.Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов ЧС мирного и военного времени. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, ее предназначение. Раздел 3. Основы обороны государства и воинская обязанность (10 ч). Тема 6. История создания Вооруженных Сил России. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX века, создание массовой армии.Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение.Вооруженные Силы Российской Федерации, основные предпосылки проведения военной реформы. Тема 7. Организационная структура Вооруженных Сил. Виды Вооруженных Сил Российской Федерации, рода Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск.Сухопутные войска: история создания, предназначение, структура.Военно-Воздушные Силы: история создания, предназначение, структура.ВоенноМорской Флот, история создания, предназначение, структура.Ракетные войска стратегического назначения: история создания, предназначение, структура.Космические войска: история создания, предназначение, структура.Воздушно-десантные войска: история создания, предназначение, структура.Другие войска: пограничные войска Федеральной службы безопасности Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, железнодорожные войска Российской Федерации, войска гражданской обороны МЧС России. Их состав и предназначение. Тема 8. Воинские символы и боевые традиции Вооруженных Сил. Дни воинской славы России – Дни славных побед.Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Номер раздела, темы Раздел 1 Тема 1 Тема 2 Раздел 2 Тема 3 Тема 4 Тема 5 Раздел 3 Тема 6 Тема 7 Тема 8 Дополнительно 10 КЛАСС (34часа) Наименование раздела, темы Обеспечение личной безопасности и сохранения здоровья Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни Основы медицинских знаний и здорового образа жизни Государственная система обеспечения безопасности населения Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны Основы обороны государства и воинская обязанность История создания Вооруженных Сил России Организационная структура Вооруженных Сил Воинские символы и боевые традиции Вооруженных Сил ИТОГО: Учебные сборы для юношей 10 классов Количество часов 9 5 4 16 5 1 10 10 1 8 1 34 34